Юлия Новицкая
Картотека утренней гимнастики для детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
КАРТОТЕКА
Комплекс утренней гимнастики для детей младшего возраста
Воспитатель: Новицкая Ю. А.
№
Дыхательное упражнение
Речёвка
Утренняя гимнастика «Чудесный мир детства»
«Веселые погремушки»
Сентябрь
Содержание
I часть
1. Ходьба по кругу с погремушками со словами – «Дили – дили – дили – дон!» Методическое указание
Шагать друг за другом, спину держать прямо. Дозировка
30 сек. Темп
Публикация «Картотека утренней гимнастики для детей младшего возраста» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Медленный Дыхание
Произвольное
2. Бег по кругу с погремушками со словами
–
«Побежали, побежали, Наши ноженьки устали, Мы немного отдохнем,
И опять пешком пойдем.
Бегать не наталкиваться друг на друга.
30 сек.
Быстрый
Произвольное
3. Ходьба по кругу с погремушками со словами – «Дили – дили – дили – дон!» Шагать друг за другом, спину держать прямо.
30 сек.
Медленный
Произвольное
II часть
4. И. п. стоя, ноги слегка расставить, руки опустить вниз. Поднять руки с
погремушками вверх, погреметь со словами –
«Дзинь – ля – ля, Дзинь – ля – ля», и опустить руки вниз.
Держать руки прямо.
4 раза
Медленный
Произвольное
5. И. п. стоя, ноги слегка расставить, руки опустить вниз, присесть, постучать погремушкой о пол со словами –
«Стук – стук – стук!», вернуться в исходное
положение.
Воспроизводить действия за воспитателем.
4 раза
Медленный
Произвольное
6. И. п. сидя на полу, руки опустить на колени. Наклоны туловища вперед, дотянуться погремушкой до кончиков пальцев ног, постучать погремушкой со словами –
«Вот!», вернуться в исходное положение.
Дотягиваться до кончиков пальцев ног.
4 раза
Медленный
Произвольное
7. И. п. стоя, ноги слегка расставить, руки
внизу. Прыжки на месте, чередуя с
ходьбой со словами – «Раз, два, три, Прыгать мягко. 4 раза. Медленный Произвольное
четыре».
III часть
8. Ходьба по кругу с погремушками со Шагать друг за
словами – «Дили – дили – дили – дон!» другом,
восстанавливать дыхание. 30 сек. Медленный Произвольное
9. Бег по кругу с погремушками со словами –
«Побежали, побежали, Наши ноженьки устали, Мы немного отдохнем,
И опять пешком пойдем».
Бегать не наталкиваться друг на друга.
30 сек.
Быстрый
Произвольное
10. Ходьба по кругу с погремушками со словами – «Дили – дили – дили – дон!» Шагать друг за другом, спину
держать прямо.
30 сек.
Медленный
Произвольное
«Петушок».
Стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить.
Поднять руки в стороны (вдохнуть,
а затем похлопать ими по бедрам со словами «ку–ка–ре–ку» (выдох).
Повторить 4 раза.
«Чтобы нам не болеть И не простужаться, Мы зарядкой всегда
Будем заниматься».
Утренняя гимнастика «В гостях у мультяшек»
«Самолет»
Октябрь
№ Содержание Методическое указание Дозировка Темп Дыхание
Iча сть
Вводная I часть
1. Ходьба по кругу за воспитателем со словами – «Самолет построим сами, Понесемся над лесами – 2 раза, А потом вернемся к маме!»
Шагать друг за другом, спину держать прямо.
30 сек.
Медленный
Произвольное
2. Бег по кругу за воспитателем со словами
– «Самолет гудит, самолет летит,
у – у – у – у, я лечу в Москву!» Бегать не наталкиваться друг на
друга.
30 сек.
Быстрый Произвольное
3. Ходьба по кругу за воспитателем со
словами – «Самолет, самолет, Ты возьми
меня в полет!» Шагать друг за другом, спину
держать прямо.
30 сек.
Медленный
Произвольное
ст ь
Обще щ II часть
«Самолет»
4. И. п. стоя, ноги слегка расставлены в
стороны, руки опущены вниз. Руки вытянуть в стороны – крылья самолета, вернуться в исходное положение со словами – «Улетел самолет!»
Держать руки прямо.
Во время выполнения
задания не мешать 4 - 5 раз Медленный Произвольное
руками друг друга.
«Самолет выбирает место»
5. И. п. стоя, ноги врозь, руки в стороны. Воспроизводить
Наклониться вперед, повернуть голову в
исходное положе ние. Позже гово рить:
одну сторону, в другую, вернуться в действия за
воспитателем. 4 - 5 раз Медленный Произвольное
исходное положение.
«Посадка»
6. И. п. ноги слегка расставить, руки за
спиной. Руки вытянуть в стороны, присесть
– «опуститься на землю», вернуться в Воспроизводить действия за воспитателем.
4 - 5 раз
Медленный
Произвольное
«Сели!»
«Летчикам весело»
Прыгать легко,
стараться отрываться ногами от пола.
7. И. п. стоя, ноги слегка расставить, руки
внизу. Разгибать и выпрямлять ноги
несильно, затем перейти на 4 - 5 раз Медленный Произвольное
подпрыгивание, чередуя прыжки с
ходьбой.
ч и те ль на я III часть
8. Ходьба по кругу за воспитателем со словами –
«Самолет построим сами, Понесемся над лесами – 2 раза, А потом вернемся к
маме!»
Шагать друг за другом, спину держать прямо.
30 сек.
Медленный
Произвольное
9. Бег по кругу за воспитателем со словами – «У – у – у – у, я лечу в Воркуту!» Бегать не наталкиваться друг на
друга.
30 сек.
Быстрый
Произвольное
10. Ходьба по кругу за воспитателем со
словами – «Самолет, самолет, Ты возьми меня в полет!» Шагать друг за другом, спину держать прямо, в заданном
направлении.
30 сек.
Медленный
Произвольное
Дыхательное упражнение «Самолет».
Ходить по комнате, руки в стороны делая попеременно движения взмаха крыльев приговаривая - у – у – у – у.
Речёвка «Пусть не всё хорошо Может получиться,
- Не печалься, дружок,
Надо научиться».
Утренняя гимнастика «Поздняя осень»
«Воробушки»
Ноябрь
№ Содержание Методическое указание Дозировка Темп Дыхание
I часть
III часть II часть Вводная
Заключительная Обще развивающие упражнения I часть
1. Ходьба по кругу за воспитателем со словами –
«Жил на свете воробей
- Всех ловчее и шустрей
- Чик – чирик – чирик – чик – чик»
Шагать друг за другом, спину держать прямо.
30 сек.
Медленный
Произвольное
2. Бег по кругу за воспитателем со словами
– «Полетели – полетели
Полетели - полетели!» Бегать не
наталкиваться друг на
30 сек.
Быстрый
Произвольное
друга.
3. Ходьба по кругу за воспитателем со словами –
«Чик – чирик – чик – чик – чик!» Шагать друг за другом, спину держать прямо.
30 сек.
Медленный
Произвольное
II часть
«Птички машут крыльями»
4. И. п. стоя, ноги слегка расставлены в
стороны, руки опущены вниз. Поднять руки в стороны, помахать всей рукой и Во время взмахов
руками не мешать друг другу.
4 раза.
Медленный
Произвольное
кистью, руки опустить вниз и сказать –
«Улетели!»
«Воробушки пьют водичку»
5. И. п. стоя, руки сложены в кулачок, приставлены друг к другу сверху вниз. Наклонить голову назад, приложить кулачки ко рту, вернуться в исходное
положение. Воспроизводить действия за воспитателем. Сохранять равновесие.
4 раза.
Медленный
Произвольное
«Птички клюют зернышки»
6. И. п. стоя, руки внизу, ноги слегка расставлены в стороны. Присесть,
постучать указательными пальцами по коленям со словами –
«Клю – клю!»
Вернуться в исходное положение.
Воспроизводить действия за воспитателем.
4 раза.
Медленный
Произвольное
«Прыжки»
7. И. п. стоя, ноги слегка расставить, руки внизу. Прыжки на месте со словами –
«Прыг, скок, прыг, скок!» Прыжки выполнять через ходьбу на месте, т. е. 4 раза подпрыгнуть, затем ходить на месте и
еще 4 раза.
Прыгать легко,
стараться отрываться ногами от пола.
4 раза.
Медленный
Произвольное
III часть
8. Ходьба по кругу за воспитателем со
словами –
«Жил на свете воробей
- Всех ловчее и шустрей
- Чик – чирик – чирик – чик – чик». Шагать друг за другом, спину держать прямо.
30 сек.
Медленный
Произвольное
9. Бег по кругу за воспитателем со словами –
«Полетели – полетели Полетели - полетели!» Бегать не наталкиваться друг на друга.
30 сек.
Быстрый
Произвольное
10. Ходьба по кругу за воспитателем со словами –
«Чик – чирик – чик – чик – чик!» Шагать друг за другом,
восстанавливать дыхание.
30 сек.
Медленный
Произвольное
Дыхательное упражнение
Речёвка
«Птички».
Медленно ходить по комнате.
На вдох поднимать руки в стороны,
на выдох – опускать вниз с произнесением длительного звука
– «Чик – чирик – чик – чирик».
«Мы зарядкой заниматься Начинаем по утрам.
Пусть болезни нас боятся, Пусть они не ходят к нам».
Утренняя гимнастика «В гостях у дедушки мороза»
«Разноцветныеснежинки»
Декабрь
№ Содержание Методическое Дозировка Темп Дыхание
указание
I часть
1. Ходьба за воспитателем по кругу со снежинками
2. Бег врассыпную со снежинками.
3. Ходьба за воспитателем по кругу со снежинками.
II часть
«Покажи снежинку
4. И. п. стоя, ноги на ширине ступни, снежинка в согнутых руках у груди. Руки вперед – показать снежинку, вернуться в исходное положение.
Шагать друг за другом, спину держать прямо.
Бегать не наталкиваться друг на друга.
Шагать друг за другом, спину держать прямо.
Руки держать ровно и вытягивать до конца.
30 сек.
30 сек.
30 сек.
4 - 5 раз
Медленный
Быстрый
Медленный
Медленный
Произвольное
Произвольное
Произвольное
Произвольное
«Снежинки летают»
5. И. п. ноги на ширине плеч, снежинка в
руках внизу держим за уголок. Наклониться вперед и махаем снежинкой вправо и влево, выпрямиться, вернуться в исходное положение.
«Спрятаться за снежинку»
6. И. п. ноги на ширине ступни снежинка в обеих руках внизу держим за уголок. Присесть, вытянуть руки вперед –
«спрятаться за снежинку». Встать, вернуться в исходное положение.
«Прыжки»
7. И. п. стоя, ноги слегка расставлены, снежинка в правой (левой) руке. Прыжки на двух ногах, помахивая снежинкой.
III часть
8. Ходьба по кругу за воспитателем со словами –
Мы идем, мы идем И снежинку несем.
Наклонять спину и голову, как можно дальше.
Воспроизводить действия за воспитателем, сохранять равновесие во время приседания.
Прыгать легко,
стараться отрываться ногами от пола.
Шагать друг за другом, спину держать прямо.
4 раза
5 раз
На счет 1 – 8
30 сек.
Медленный
Медленный
Медленный
Медленный
Произвольное
Произвольное
Произвольное
Произвольное
Дыхательное
9. Бег по кругу за воспитателем.
10. Ходьба по кругу за воспитателем со словами –
Мы идем, мы идем И снежинку несем.
Бегать не наталкиваться друг на друга.
Шагать друг за другом, спину держать прямо, в заданном направлении.
«Снежинки».
30 сек.
30 сек.
Быстрый
Медленный
Произвольное
Произвольное
упражнение
Стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить.
Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить –
«По-ле-те-ли».
Речёвка
Снежинками махать То влево, то вправо,
«Умеют все ребятки
Затем всем отдыхать».
Утренняя гимнастика «Доброта есть у всех»
«Киска»
Январь
№
Дыхательное упражнение
Речёвка
Утренняя гимнастика «Почемучки»
«Кубики»
Февраль
№
II часть Упражнение
1. «Подними кубик»
И. п. – ноги на ширине плеч, руки Наклоняться до пола
произвольно, два кубика у носков ног. и прямо держать 4 раза Медленный Произвольное Вып. упр. Наклониться вперед, взять
кубики выпрямиться, поднять кубики вверх. Наклониться вперед, положить
кубики у носков ног, вернуться в исходное положение.
вверх руки.
Упражнение 2. «Кубики стучат»
И. п. – ноги на ширине ступни, кубики в обеих руках у плеч.
Вып. упр. Присесть, коснуться кубиками
пола справа и слева. Встать, вернуться в исходное положение.
Упражнение
3. «Кубик спрятался»
И. п. сидя, ноги скрестить, кубики в обеих
Сохранять равновесие.
4 раза Медленный Произвольное
руках на полу. Дотягиваться до
Вып. упр. Поворот вправо, положить кубика, спину 4 раза Медленный Произвольное кубик в правой руке за спину, держать прямо.
выпрямиться. То же поворот влево.
Поворот вправо, взять кубик правой рукой, вернуться в исходное положение.
Упражнение 4. «Веселый кубик»
И. п. стоя перед кубиками, руки произвольно.
Вып. упр. Прыжки на двух ногах вокруг
кубиков в обе стороны.
III часть
Прыгать легко,
стараться отрываться 6 раз Медленный Произвольное ногами от пола.
Ходьба по кругу с кубиками за Идти стайкой, спину
воспитателем. держать прямо. 15 сек. Медленный Произвольное
Бег по кругу за воспитателем. Бегать не
наталкиваться друг на друга.
10 сек.
Быстрый
Произвольное
Ходьба по кругу с кубиками
воспитателем. за Шагать вместе,
восстанавливать дыхание.
15 сек.
Медленный
Произвольное
Дыхательное упражнение
Речёвка
«Дудочка».
Сесть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленно выдох с произнесением звука - «п – ф – ф – ф –ф».
«Пусть не всё хорошо Может получиться,
- Не печалься, дружок, Надо научиться».
Утренняя гимнастика «Блины выпекай, масленицу встречай»
«Петрушки»
Март
Наши ноженьки устали,
«Петушок».
Дыхательное Стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны
упражнение (вдохнуть, а затем похлопать ими по бедрам со словами «ку–ка–ре–ку» (выдох).
Повторить 4 раза.
«Чтобы нам не болеть
И не простужаться,
Речёвка
Мы зарядкой всегда
Будем заниматься».
Утренняя гимнастика «От улыбки станет всем теплей»
На основе русской народной хороводной игры
«Заинька вокруг сада»
Апрель
Вот - как, вот - как, убегай.
Утренняя гимнастика «Лучик-лучик пригревай»! Деток, солнышко встречай!»
На основе полосы препятствий
Май
№
Содержание Методическое указание Движение Дозировка
ь
я
I часть
• Ребристая доска
10 см от пола, 6 - 8шт)
• На полу разложены препятствия для перешагивания (высота 5 –
• Ворота для подлезания (2 – 3 шт)
Ходьба с перешагиванием препятствий.
Следить за дыханием,
осанкой детей.
Стараться держать равновесие.
Подлезание.
IIчасть
Общеразвивающие
упражнения
II часть
• Подвешенные игрушки
Помощник воспитателя держит на высоте поднятой руки ребенка
• Рассыпанные на ковре мячи корзина для них
• Мягкие бревна (2шт)
Побуждать детей тянуться к
Потягивания, поднимание рук вверх,
игрушке. поскоки.
Брать мячи по одному,
Наклоны, приседания, бросание.
стараться забросить мяч в корзину.
Стараться держать равновесие. Перелезание, продвижение по бревну, сидя на нем верхом.
IIIчасть
Заключительн
ая
III часть
• Наклонные доски (Высота 10 – 15см, длина 150 – 200см, 2шт)
• Ковровая дорожка (ширина 1 метр)
• Дорожка со следами
Робких, неуверенных детей
Ходьба по наклонной доске вверх и вниз
можно взять за руку. 20 сек.
Бег по прямой за воспитателем.
Следить за дыханием детей.
Ходьба по следам.
Дыхательное Ст
упражнение (вд
«Петушок».
ать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны охнуть, а затем похлопать ими по бедрам со словами «ку–ка–ре–ку» (выдох).
Повторить 4 раза.
Речёвка
«Чтобы нам не болеть И не простужаться,
Мы зарядкой всегда Будем
заниматься».
Утренняя гимнастика «Хорошо иметь друзей»
На основе подвижных игр
Июнь
№ Содержание Методическое Движение указание Дозировка
I часть
П/игра «Поезд»
Воспитатель читает стихотворение и ведет за собой детей, дети держатся за одежду впереди идущего. Деток поезд наш везет
В лес и на полянку.
Будут детки там гулять, Повстречают зайку.
Едем, едем мы быстрей Не боимся мы зверей Поезд едет все быстрей. Паровоз идет потише,
Остановка, значит, ближе. Ду – ду – ду, стоп.
Следить за дыханием и осанкой детей.
Бежать легко.
Ходьба 10 сек.
Бег
10 сек.
Ходьба 10 сек.
II часть
П/игра «Птички в гнездышках»
С одной стороны группы выложены обручи по
воспитатель, де ти бегут к о бручам и п рисажива ются в
количеству детей. По сигналу воспитателя птички вылетают из гнездышек. Бегают в рассыпную по группе. Воспитатель кормит птиц то в одном, то в другом конце группы: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям – клюют корм. «Полетели птички в гнезда!» - говорит
Во время махов руки в локтях не сгибать.
Во время бега не мешать
друг – другу, использовать всю площадь группы.
Занимать свободный обруч.
Махи руками, бег, приседания. Игра повторяется 2 – 3 раза.
гнездышке.
бабочки.
П/игра «Котята»
Воспитатель предлагает детям стать на четвереньки и ползать по ковру – показать, как котята ползают,
мяукают.
П/игра «Догони бабочку»
Дети стоят на одной стороне группы. «Поймай бабочку», - говорит воспитатель, держа игрушку на
руке, и бежит к противоположной стороне. Когда дети подбегают, воспитатель предлагает дотянуться до
Игру можно усложнить перелезанием через диванные подушки.
Воспитатель не должен быстро бежать и поднимать бабочку высоко, детям интересно поймать взрослого.
Ползание, перелезание. Игра длится 1 мин.
Бег, поднимание рук вверх, потягивание 2 – 3 раза.
III часть
П/игра «Поезд»
Снова к нам в детский сад
Воспитатель читает стихотворение и ведет за собой детей.
Вот поезд наш едет, Колеса стучат.
А в поезде нашем ребята сидят. Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Пыхтит паровоз, далеко, далеко Ребят он повез.
Ходьба 20 сек.
Ребят он привез.
Дыхательное упражнение
«Птички».
Медленно ходить по комнате. На вдох поднимать руки в стороны, на выдох –
опускать вниз с произнесением длительного звука – «Чик – чирик – чик – чирик».
Речёвка
«Мы зарядкой заниматься Начинаем по утрам.
Пусть болезни нас боятся, Пусть они не ходят к нам».
Утренняя гимнастика «Лето красное, солнце ясное»
«Пчёлки»
Июль
№
I часть
Ходьба по кругу за воспитателем со Идти стайкой, спину словами – «Жили – были пчёлки, держать прямо.
Сидят они на ёлке!»
Бег по сигналу «Пчёлки полетели» со
Бегать не
15 сек. Медленный Произвольное
словами –
«Жу – жу – жу – жу». наталкиваться друг на 10 сек. Быстрый друга.
Произвольное
Ходьба по кругу за воспитателем со
Идти стайкой, спину
словами –
«Собирают пчёлки мёд».
держать прямо.
15 сек. Медленный Произвольное
Упражнение
4. «Коленочки»
И. п. – лёжа на спине, руки произвольно
вдоль туловища. Колени подтягивать 4 - 5 раз Медленный Произвольное Вып. упр. Согнуть ноги в коленях, до упора.
подтянуть к груди, обхватить колени руками. Выпрямить ноги, вернуться в исходное положение.
III часть
Ходьба по кругу за воспитателем со
словами – Идти стайкой, спину 15 сек. Медленный Произвольное
«Жу – жу – жу – жу держать прямо.
Я на дереве сижу».
Бег по сигналу со словами –
«Жу – жу – жу – жу, Я летаю и жу – жу». Бегать не
наталкиваться друг на друга.
10 сек.
Быстрый
Произвольное
Ходьба по кругу за воспитателем со Шагать вместе,
словами –
«Мы собрали с вами мёд». восстанавливать дыхание. 15 сек. Медленный Произвольное
Дыхательное упражнение
«Пчёлка».
Стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Поднять руки в стороны
(вдохнуть, а затем похлопать ими по бедрам со словами
– «жу – жу – жу – жу» (выдох).
«Малыши, малыши
Речёвка Дружные ребятки
Малыши, малыши Вышли на зарядку».
Утренняя гимнастика «Если хочешь быть здоров»
«Веселые котята»
Август
№
Дыхательное упражнение
Речёвка