Анастасия Чуева
Картотека сюжетно-ролевых игр для ознакомления старших дошкольников с миром профессий и возможностью оказать первую помощь
▼ Скачать + Заказать документы
"Картотека сюжетно-ролевых игр для ознакомления старших дошкольников с миром профессий и возможностью оказать первую, необходимую помощь"
Цель сюжетно-ролевой игры: развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка, которые должны научить его принимать решения, делать и обосновывать свой выбор
«Колл-центр»
Публикация «Картотека сюжетно-ролевых игр для ознакомления старших дошкольников с миром профессий и возможностью оказать первую помощь» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Задачи: вызвать у детей интерес к профессии оператора колл-центра; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Роли: оператор колл-центра, больной.
Игровые действия: Больной звонит по телефону 122 и вызывает скорую помощь, врача на дом, записывается на прием, называет ФИО, сообщает возраст, адрес, жалобы.
Предварительная работа: Экскурсия в медицинский кабинет д/с. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» в грамзаписи. Экскурсия к детской больнице. Наблюдение за машиной скорой помощи. Чтение лит. произведений: Я. Забила «Ясочка простудилась», Э. Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?». Рассматривание медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.). Дидактическая игра «Ясочка простудилась». Беседа с детьми о работе врача, медсестры. Рассматривание иллюстраций о враче, мед. сестре. Игровой материал: телефон, журнал вызовов, карандаш, компьютер, наушники с микрофоном.
Ситуация 1. Запись на прием.
Оператор – Здравствуйте! Оператор Татьяна. Чем могу помочь?
Пациент – Здравствуйте! Можно записаться на прием к педиатру.
Оператор - Назовите, пожалуйста, ваши фамилию, имя, отчество и адрес проживания, дату рождения.
Пациент – Иванов Иван Иванович, улица Садовая 122, кв. 43, 25.01. 2016 г.
Оператор – Спасибо. На какую дату и время вас записать?
Пациент- мне надо на завтра.
Оператор – есть свободное время на 14:40, 15:10.
Пациент – запишите, пожалуйста, на 14.40.
Оператор – хорошо, я вас записала. Давайте все проверим. Иванов Иван Иванович, улица Садовая 122, кв. 43, 25.01. 2016 г., записан на завтра на 14.40 к врачу-педиатру.
Ситуация 2. Вызов врача на дом.
Оператор – Здравствуйте! Оператор Татьяна. Чем могу помочь?
Пациент – Здравствуйте! Мне очень плохо.
Оператор – Что у вас болит? Назовите симптомы.
Пациент – У меня болит живот.
Оператор – Вы что-то съели? Проглотили? Есть ли у вас еще какие-то симптомы? Может быть температура? Тошнота?
Пациент – Температура. 38,3.
Оператор - Я отправлю к вам бригаду СМП. Назовите, пожалуйста, ваши фамилию, имя, отчество и адрес проживания, дату рождения.
Пациент – Иванов Иван Иванович, улица Садовая 122, кв. 43, 25.01. 2016 г.
Оператор – Хорошо. Вызов принят. Ожидайте приезда врачей. Всего вам доброго. Выздоравливайте. До свидания.
Пациент – Спасибо за помощь.
«Служба спасения»
Задача: формировать представление об опасных для человека жизненных ситуациях и способах поведения в них.
Цели:
1. Закрепить умения брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, строительный материал, карты, схемы.
2. Расширить представление о профессиях медицинских работников, работников средств массовой информации (корреспондент, оператор)
3. Формировать умение вести диалог с воспитателем и сверстниками.
4. Продолжать работу по обогащению словаря: снаряжение, эвакуация, техника).
5. Закрепить знания о том, что в случае необходимости, звонить по телефону: «112»
6. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения, привычку играть сообща.
7. Воспитывать такие качества, как сочувствие, отзывчивость доброту.
Предварительная работа:
Занятия, беседы, дидактические игры, ознакомление с техникой, помогающей в экстренных ситуациях. Рассматривание иллюстраций по темам экстремальных ситуаций.
Показ медицинской сестрой правильного оказания первой медицинской помощи.
Создание и решение с детьми проблемных ситуаций: "как бы ты поступил?", "что делать если. ".
Знакомство детей с правилами поведения и эвакуации при пожаре, о мерах предупреждения пожара (не играть со спичками, газовыми и электрическими приборами).
Оборудование:
Штаб "Службы спасения" (стол, телефон, рация, журнал для записей, плакаты по технике безопасности. Шлемы, ремни, лопаты, вёдра, спасательный пояс, аптечка, карта-схема группы)
Ход игры.
Воспитатель: "Ребята, случалось ли вам попадать в опасную ситуацию?
- Как вы вели себя при этом?
-Как бы вы поступили, если вашему другу или соседу стало плохо? (вызвали бы скорую помощь по телефону «112»).
- А кому из вас приходилось видеть настоящий пожар? Люди каких профессий спешат на помощь во время пожара? (пожарные).
Продолжите мою мысль: дым увидел, не зевай и пожарных. (вызывай)
- По какому телефону надо позвонить в пожарную часть? («112»).
- Кому из вас, ребята, приходилось видеть настоящих пожарных? Как вы думаете, какими качествами обладают пожарные спасатели? (ловкие, смелые, выносливые, бесстрашные и т. д.)
Воспитатель:
- Ребята, когда случаются чрезвычайные ситуации, кого нужно звать на помощь? (спасателей)
- О каких чрезвычайных ситуациях вам приходилось слышать или видеть?
- Назовите номер телефона " службы спасения" (112)
- Кто же такие спасатели? Давайте соберём в мои ладони много слов, обозначающих качества личности спасателей.
Дети: смелость, сила, мужественность, дисциплинированность, выносливость, профессионализм.
- Могут ли женщины быть спасателями? (могут в качестве врача или мед. сестры).
- Какими качествами обладает врач? (доброта, милосердие, терпение, ласка).
Воспитатель:
- Хотите сегодня быть настоящими спасателями? Нам нужно выбрать на роли спасателей бригаду из 4-х человек, двух диспетчеров, двух врачей и водителя скорой помощи, пострадавших. Я буду сегодня корреспондентом, постараюсь всё запомнить и написать о вашей работе репортаж, мне нужен в помощь оператор, который будет вести съёмку.
А роли мы распределим с помощью вот таких фишек с изображением подсказок какой-то определённой роли.
- Кто выбрал роль врача, медсестры,водителя скорой помощи? Что делает врач скорой помощи? (оказывает первую помощь пострадавшим и отвози их в больницу для дальнейшего обследования). Берите все необходимые атрибуты и занимайте свои места.
Корреспондент:
Внимание! Внимание! Я веду репортаж из диспетчерской штаба " Службы спасения". Задаю первый вопрос диспетчеру: "Скажите, как часто вам поступают звонки с просьбой о помощи? Кто чаще к вам обращается взрослые или дети?
- А вот и первый звонок. (_звучит мелодия 1)
Диспетчер:
- Алло! Служба спасения слушает! Что случилось? Назовите адрес. Не волнуйтесь, мы вам поможем. (мелодия 2)
Диспетчер:
Внимание! бригада на вызов готова?
Спасатели: " Готова. Кому нужна помощь?
Диспетчер: "На берегу реки Везелка тонет ребёнок".
Спасатель 1: " К выполнению задания приступить. Взять необходимое сооружение: верёвку, спасательный пояс.
Корреспондент:
Мы прибыли на место происшествия. Спасатели приступили к спасательной операции. Вот один из спасателей быстро доплывает до пострадавшего ребёнка, обхватывает ребёнка под руки, другой его страхует. Видно, что пострадавший держится из последних сил.
Спасатели:
Держись, мы тебе сейчас поможем. Не бойся, всё будет хорошо.
Корреспондент:
А вот уже спешат на помощь врачи. Каковы ваши действия?
Врач: У него сильный испуг, переохлаждение, его надо согреть и осмотреть, потерпите. Нужно извлечь воду из лёгких. Перевернём вас лицом вниз. Вам сейчас станет лучше. Успокойтесь, всё самое страшное позади.
Корреспондент: Операция по спасению ребёнка, прошла успешно. Потерпевшего отправили в больницу. (мелодия 1)
Диспетчер: Алло! Служба спасения слушает. Что у вас случилось? Назовите адрес. Я высылаю вам бригаду на помощь. (мелодия 3)
Диспетчер: Внимание! Внимание! Бригада на выезд готова?
Спасатели: Готова. Где нужна наша помощь?
Диспетчер: На улице Щорса произошёл обвал дома.
Бригадир: Берём всё необходимое. Поехали.
Корреспондент: Веду репортаж на месте происшествия. Первый вопрос командиру бригады спасателей: "Расскажите, что произошло?"
Бригадир: Мы прибыли на место обвала дома, есть пострадавшие.
Корреспондент: Каковы ваши действия?
Спасатель1: В первую очередь надо расчистить завалы.
Корреспондент: Спасатели начинают аккуратно работать, расчищая завалы. Кажется, нашелся пострадавший. Ему сразу же оказывают помощь врачи скорой помощи. Я вижу, что врачи накладывают шину на ногу и фиксируют повязкой. Пострадавшего человека отвозят в больницу, а мы с бригадой спасателей возвращаемся в штаб.
Это был один из рабочих дней спасателей. Я благодарю вас за ваш труд и желаю спокойных дежурств. Репортаж вела ___. До новых встреч.
«Фармсервис»
Цель: формировать знания детей о профессиях работников аптеки.
Задачи:
1. Развивать умения получать необходимую информацию в общении, умение выслушать другого человека, вести простой диалог с взрослыми и
сверстниками, умение оказывать помощь.
2. Учить соблюдать правила поведения в общественных местах. Расширить словарный запас детей: «лекарственные препараты», «фармацевт», «заказ», «лекарственные растения».
3. Совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять
роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.
Предварительная работа.
Экскурсия в медицинский кабинет детского сада. Видеоэкскурсия в аптеку. Беседа с детьми о проведенной экскурсии. Слушание аудиосказки К. Чуковского «Доктор Айболит».
Чтение литературных произведений: Я. Забила «Ясочка простудилась», Э. Успенский «Играли в больницу», В. Маяковский «Кем быть?».
Загадки о лекарственных растениях.
Рассматривание набора открыток «Лекарственные растения», медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.).
Дополнительные дидактические игры: «Кукла простудилась», «Кому что нужно?», «Подбери картинку».
Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты, микстуры).
Развивающая предметно-игровая среда: касса, деньги, витрина аптеки с разными лекарствами и предметами ухода за больными, предметами личной гигиены, пузырьки, колбочки, мерные стаканчики, пинцет, пипетка, резиновая груша, воронка, электронные весы, бланки рецептов, штамп или печать, белый халат аптекаря, рецепты – картинки с изображением лекарств, предметов ухода за больным.
Предполагаемые роли и игровые действия:
Главные
Провизор-аптекарь – принимает рецепт и заказ от покупателей, даёт справку о дозе приёма того или иного лекарства; упаковывает лекарства, выдаёт лекарства по рецепту.
Фармацевт (кассир) – изготавливает лекарство, упаковывает изготовленные лекарства в пакетики, пузырёчки, подписывает упакованные лекарства, получает деньги от покупателя, выдаёт чек.
Покупатель – покупает лекарство, расплачивается, просит дать справку о применении того или иного лекарства, показывает рецепт, ждёт пока изготовляют лекарства.
Зав. аптекой – звонит и заказывает новую партию лекарств, выдаёт зарплату, контролирует работу сотрудников.
Второстепенные
Шофёр – привозит лекарство.
Уборщица – наводит порядок в «Фармсервис»
Варианты начала игры:
1- й вариант. Проблемная ситуация.
Воспитатель: Сегодня утром, ребята, на мой электронный адрес пришло письмо от Мальчика - Подорожника! Это видео письмо адресовано вам. Дети предлагают его посмотреть. Просмотр слайда со звуковым эффектом:
Дорогие ребята! Наступила зима и наши малыши простудились. Им
нужны лекарства! Но вот беда – я выписываю малышам рецепты, а «Фармсервиса» у нас нет! Их срочно нужно лечить! Помогите! Ваш Мальчик – подорожник.
Воспитатель: Ребята, как нам помочь малышам и всем кто простудился зимой?
Дети предлагают организовать игру «Фармсервис». Обговаривается план-сюжет.
2-й вариант. В нашем городе открывается «Фармсервис», в который
требуются сотрудники.
3-й вариант. Компания «Фармсервис» проводит в январе акцию: при
покупке продукции на сумму 1000 рублей – подарочный сертификат в подарок.
Руководство игрой.
1. Обогащение содержания игры:
– открытие нового отдела в «Фармсервисе» – отдела косметики (оптики);
– оказание новой услуги населению – заказ лекарства по телефону или
через Интернет;
– в «Фармсервисе» нет необходимого перечня лекарств.
2. Предложения:
– предложить бесплатно чай, кофе, почитать журнал, пока посетитель ждет заказ;
– организовать в «Фармсервисе» фитобар.
3. Создание проблемных ситуаций:
– Что делать, если ваш заказ привезли не вовремя?
– К кому обратиться, если вам не понравилось качество обслуживания?
– Что делать, если в компании нет нужного лекарства?
– Забыл дома деньги. Что делать? (Позвонить и попросить о помощи
близких, друзей, отложить товар.).
– Потеряли рецепт. Что делать? (Сходить на приём к врачу и выписать
новый рецепт.)
Окончание игры.
1-й вариант. Пришло новое видео письмо от Мальчика - Подорожника: Спасибо за помощь. Наши малыши получили лекарства из вашей компании и
теперь идут на поправку.
2-й вариант. В «Фармсервисе» отключили свет, заведующий приносит
свои извинения, «Фармсервис» закрывается, посетители расходятся по домам.
3-й вариант. Подходит время закрытия «Фармсервиса», посетители
расплачиваются и уходят в группу.
Анализ игры:
– интервьюирование клиентов: понравилось ли Вам, как обслуживает Вас компания «Фармсервис»? Что бы вы пожелали сотрудникам компании?
Игры-спутники:
– продажа лекарств («Моя семья», «Супермаркет», «Медицинский
центр», «Ветеринарный медицинский центр»);
– реклама товара и профилактика заболеваний («Телевидение», «Метеостанция»);
– доставка продукции («Служба развозки», «ГИБДД»).
«В травмпункте»
Цель: учить детей принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры медицинские инструменты и называть их; способствовать возникновению ролевого диалога, формировать чуткое, внимательное отношение к заболевшему.
Задачи:
- расширить представления детей о профессии врача, медицинской сестры и принадлежностях (атрибутах) профессии;
-формировать чуткое, внимательное отношение к заболевшему;
- формировать умение вести себя в общественных местах, культуру общения.
- показывать детям различные игровые действия для данного сюжета. - выполнять действия в соответствии с ролью, взаимодействиям в сюжетах с двумя действующими лицами (врач- пациент).
- побуждать к взаимодействию с другими детьми по ходу игры, распределению ролей, подбору атрибутов, оборудованию места для игры ;
-активизировать и обогащать словарь детей медицинскими терминами: заболел, лечить, лекарства, градусник, шприц, фонендоскоп, развивать связную речь детей.
-развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, формировать действия с предметами, активизировать и стимулировать зрительные функции: движения глаз, фиксацию, ориентировку в пространстве; воспитывать уважение к труду врача, медицинской сестры, водителя.
Предварительная работа: экскурсия в медицинский кабинет, с целью познакомить с профессией врача и медицинской сестры.
Чтение К. Чуковский «Айболит».
Рассматривание иллюстраций.
Беседа с детьми: «Как я с мамой ходил на прием к врачу»
Прослушивание песни «Кукла заболела» муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.
Материал: белый халат, шапочка, баночки и коробочки из-под лекарств, набор медицинских инструментов (градусник, шприц, вата, бинт, фонендоскоп, руль для поездки на машине, модульный строитель.
Ход игры:
Воспитатель:(организует детей, предлагает им поиграть)
Утром встали малыши,
В детский садик все пришли.
Вам мы рады как всегда.
Гости здесь у нас с утра,
Поздоровайтесь друзья!
Дети здороваются с гостями.
- Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. И пусть это пожелание будет тёплым и радостным.
(Звучит фонограмма плача ребенка)
Воспитатель: Ой, кто-то плачет…. Ребята, из вас никто не плачет? Нет? Кто же плачет тогда?
Да это же плачут наши куколки. Давайте их успокоим, возьмите кукол на ручки и пожалеем (раздаю кукол, куколки продолжают плакать).
Может быть они хотят спать, давайте их покачаем. (дети качают, но куколки все плачут).
-Милые куколки, скажите, что произошло? У вас болит горлышко, голова, вы кашляете? Болят животики?А может вы упали и у вас болят ручки и ножки?
Наши куклы заболели
Утром даже не поели.
Еле глазки открывают,
Не смеются, не играют
Целый день они молчат
Даже мама не кричат.
-Ой, что же делать? Как куколкам помочь?
Скажите мне ребята, а если у вас что-то болит, куда вы идете лечиться?
Дети: в больницу.
Воспитатель: Кто же лечит детей и людей? Кто вас осматривает в кабинете?
Дети: врач
Ребенок:
Он лечит взрослых и детей,
От гриппа, насморка и жара.
Спасает жизни всех людей,
И молодых и старых.
Воспитатель: А какой доктор в больнице?
Дети: добрый, внимательный, заботливый.
Воспитатель: Может быть, мы откроем у себя в группе больницу и полечим куколок? (Дети соглашаются). А кто будет врачом?
Кто будет медсестрой? Подскажите, пожалуйста, ребята, а что мне и медсестре, надо надеть, чтобы мы были как врачи?
Дети: Халат, шапочка.
Воспитатель: Молодцы! Какие умные ребята! А где у нас будет больница? Да, я думаю, здесь будет удобно принимать больных.
А остальные ребята, возьмут больных кукол, сядут в автобус и отправятся в больницу. Кто будет водителем автобуса? Занимаем места. (Дети едут на автобусе,звучит мелодия)
Воспитатель:
Ну вот приехали. Выходите из автобуса. Идем в больницу на прием к врачу. Вы присядьте на стульчики возле кабинета, чтобы ждать своей очереди.
Приемы обучения игровым действиям. Воспитатель напоминает, что нужно занять очередь к врачу. Прежде, чем войти в кабинет, нужно постучать в «дверь». Войдя в кабинет, поздороваться, рассказать, что болит у вашей дочки? Врач ведет прием. Осматривает каждого больного, выписывает рецепт на лекарства. Медсестра ему помогает: перевязки, уколы, дает таблетки.
Воспитатель:
Ребята, а чтобы осматривать больных, доктору нужны медицинские инструменты, я сейчас возьму чемоданчик доктора….(в чемоданчке специально перепутаны разные инструменты).
Дидактическая игра «Что нужно для работы врачу?»
Воспитатель:
Ой, ничего не понимаю, здесь столько разных инструментов…. Наверно, вы ребята поторопились, когда прибирали игрушки и все инструменты сложили в одну коробочку. Вы мне поможете отобрать нужные инструменты для работы врача?
Воспитатель по очереди достает разные инструменты и спрашивает, что это и для чего он нужен? Как медицинские, так и немедицинские (отвертка, пассатижи и т. п.)
Воспитатель : Ну, вот мы и отобрали все необходимые инструменты, теперь можно принимать больных. Проходите, пожалуйста, на прием.
1. Врач: Здравствуйте. Проходите, садитесь. Расскажите, что случилось?
Пациент: У моего дочки болит рука.
Врач: Давайте осмотрим руку. Ваша дочка сильно поранила руку.
Врач: Я выпишу вам лекарства, для выздоровления. Медицинская сестра вам сделает перевязку. Выздоравливайте. До свидания.
2. Пациент: - Здравствуйте. Моя дочка упала и поранила ногу.
Врач:Давайте посмотрим, что с ногой. Какая рана, сейчас мы её обработаем, смажем йодом, вот так. Пройдите, пожалуйста, к медицинской сестре, она вам сделает обезболивающее лекарство (делает укол). Выздоравливайте. До свидания.
3. Пациент: Здравствуйте.
Врач: Здравствуйте. Расскажи мне, что случилось?
Пациент: У моей дочки болит голова.
Врач: Пройдите к медицинской сестре, она вам даст градусник, чтобы узнать есть ли у вас температура или нет. Температура нормальная. Послушаем больного фонендоскопом: «Дышите, не дышите». Давайте посмотрим горлышко. О-о! Горло красное.
Днём и ночью кашель частый
Нарушает твой покой,
Нужно делать полосканье,
Пить ромашковый настой.
Выздоравливайте. До свидания.
4. Воспитатель: поступил срочный вызов из очереди, нужно срочно осмотреть больного.
Врач берет чемодан с мединструментами и идет к больному.
Врач: Здравствуйте, что случилось с вашими малышом?
Пациент: Дочке стало совсем плохо, она ничего не ест, а только плачет.
Врач: Сейчас мы ее осмотрим: померяем температуру, посмотрим горлышко, послушаем. Сейчас я сделаю укольчик, и вашей куколке станет легче. А еще я вам выпишу рецепт на лекарства, которые надо будет принимать. Вам нужно сходить в аптеку. Выздоравливайте.
С целью обогащения сюжета воспитатель предлагает ребятам,пройти в аптеку за лекарствами. Которые можно купить только по рецепту.
Врач выписывает рецепт лекарства, который нужно купить в аптеке. Пациенты встают в очередь и по рецепту покупают лекарства.
Окончание игры:
Воспитатель объявляет перерыв на обед, после чего дети меняются ролями. Воспитатель просит детей снять халаты и расставить медицинское оборудование по местам.
Оценка игры:
Воспитатель благодарит детей за интересную игру, спрашивает их, понравилось ли им играть? Отдельно отмечает и хвалит детей, которые сложно идут на контакт.
В заключение игры воспитатель спрашивает у детей как можно сберечь свое здоровье, и что для этого нужно делать. Дети отвечают: делать зарядку, кушать овощи и фрукты, заниматься спортом, гулять на свежем воздухе.
Воспитатель: Молодцы, ребята, куколки наши теперь здоровые, веселые.
Внимательная медсестра, со всеми здоровалась, хорошо делала уколы, перевязки, измеряла температуру.
И доктор Настенька была со всеми добра, внимательна.
Врач (ребенок):
Я врач- лечу больных людей.
А вы не заболели?
Вам пропишу лекарство вмиг.
от кори и от лени.
Больным я вылечу живот,
Анализы все сдайте.
Для вас мигстура, а вам спорт.
И больше не хварайте!
Медсестра (ребенок):
Медсестра- врачу подмога.
Может сделать очень много.
Вот разбитая коленк-
Я зеленкой мажу Ленку.
Если заболел " грустинкой"
Улыбайтесь, не хворайте.
Ешьте кашу, подрастайте!