Ольга Борисоглебская
Картотека релаксационных игр и упражнений по психогимнастике для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Психогимнастика в детском саду
В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко - психогимнастика как метод практической психокоррекции. Хотя именно она наиболее доступна в применении для воспитателей, психологов и родителей, так как в ее основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности детей.
Публикация «Картотека релаксационных игр и упражнений по психогимнастике для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Релаксационные игры и упражнения
- Старшая группа
- Темочки
Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Прежде всего такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни.
Не менее важно использовать психогимнастику в профилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.
Структура комплекса психогимнастики
Курс психогимнастики состоит из 20 занятий, на которых дети должны усвоить примерно восемь понятий, связанных с переживаниями основных эмоций, и десять представлений, оценивающих личностные качества человека.
Занятия проводятся два раза в неделю, длится от 25 минут до 1 часа 30 минут.
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех фаз.
І фаза. Мимические и пантомимические этюды.
Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, гнев, интерес, отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
ІІ фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.
Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п., их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности ребенка.
При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.
Фаза носит психопрофилактический характер.
ІІІ фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или группу в целом.
Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.
Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.
IV фаза. Психомышечная тренировка.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения, черт характера.
Между второй и третьей фазами делается перерыв в несколько минут, во время которого дети предоставляются сами себе - "минутка шалости". Ведущий не вмешивается в общение детей. Желательно заранее договорится с детьми о сигнале сбора, который должен быть постоянным.
Между третьей и четвертой фазами можно вставить игру на внимание, память, сопротивление двигательному автоматизму или подвижную игру.
Дошкольников в группе не должно быть более шести. В психопрофилактической работе - 10 -12 детей.
Желательно включить в группу одного-двух детей, не нуждающихся в психогимнастике, но которые могут быть полезны группе своей артистичностью (такой ребенок в примере записи позначен словом фон). С их помощью легче "заразить" других детей нужной эмоцией.
Психолог или педагог ведет журнал, в котором указывается причина направления ребенка на психогимнастику.