Нина Александровна Волкова
Картотека речевых упражнений по звуковой культуре речи для детей 4–6 лет «Звуки «[С], [С’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровое упражнение «Степь».
Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "с". Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Упражнение.
Дети стоят по кругу.
Ветер над степью летит,
И сердито он свистит.
Ссссссссссссссссссс.
Суслики в степи сидят,
Весело они свистят.
Ссс – ссс –ссс – ссс.
Публикация «Картотека речевых упражнений по звуковой культуре речи для детей 4–6 лет „Звуки „[С], [С’]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
— Дети, в степь приглашаю, поиграть предлагаю. Когда я скажу слово «суслики», вы присядете и коротко, весело, как суслики, свистите: «ссс-ссс-ссс».
Когда я скажу слово «ветер», вы встаёте на носочки, поднимаете руки вверх и свистите длинно, сердито, как ветер: «ссссссссссссссссссссс».
Педагог поочерёдно называет слова «суслик» или «ветер». Дети выполняют задание.
Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук "с".
— Зд рово, дети! По степи гуляли, правильно свистеть не забывали.
Игровое упражнение «Песенка сусликов».
Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков "с" и "сь". Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Упражнение.
Педагог чётко произносит слоги.
— Дети, суслики в степи сидят и тихонечко свистят: "са-со-су-сы-сэ". Тихо песенку пропели: "са-со-су-сы-сэ". Целый день они свистели: "са-со-су-сы-сэ". Дети, за сусликами песенку повторите, слоги чётко произнесите.
Дети поочерёдно повторяют слоги. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.
— Вот песенка другая слышна: "ся-сё-сю-си-се". Ласково, мягко кто-то напевает: "ся-сё-сю-си-се". Дети песенку: "ся-сё-сю-си-се" запоминаем, мягко, ласково повторяем.
Дети поочерёдно повторяют слоги. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки.
— Восхитительно, дети! Песенку сусликов повторили, слоги чётко произносили.
Игровое упражнение «Ритм со звуком "с"».
Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков "с" и "сь" в словах. Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слов. Развивать слуховое внимание, память.
Упражнение.
Педагог чётко произносит слова, одновременно прохлопывает ритм слов (по слогам, делая паузу после каждого слова.
— Дети, ритмический рисунок слов запоминаем, звук "с" чётко голосом выделяем. Раз, два, три, чётко слова повтори: С-с-сад – с-с-сани – с-с-сапоги.
Ребёнок произносит слова, повторяя ритм. Педагог контролирует, чтобы ребёнок чётко произносил звуки "с" или "сь в словах, выделяя их голосом. Следующему ребёнку предлагаются другие слова.
Лексический материал.
1. Сок – сокол – самолёт.
2. Лес – глобус – абрикос.
3. Нос – оса – полоса.
4. Скат – скала – скамейка.
5. Лист – листва – капуста.
6. Лось – лоси – гусь – гуси.
7. Лис – лиса – лисёнок.
— Восхитительно, дети! Ритм сохранили, чётко слова повторили.
Игровое упражнение «Запомни и повтори. Звук "с"».
Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звуков "с" и "сь" в предложении. Развивать слуховое внимание, память.
Упражнение.
Педагог чётко произносит предложение.
— Дети, предложение запоминаем, чётко повторяем, интонацию меняем. Я спрашиваю: Осень в гости к нам пришла? Вы отвечаете. Осень в гости к нам пришла.
— Дети, внимание! Тишина! Начинается игра! Суслики весело свистят? Кто запомнил, повтори! Интонацию измени!
Желающий ребёнок повторяет предложение. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звуки "с" и "сь" в словах, при ответе сохраняли логическое ударение. Следующему ребёнку предлагается другое предложение.
Лексический материал.
1. В лесу высокие сосны?
2. У Сони спелые сливы?
3. Собака своих не кусает?
4. Сидела синица на сосне?
5. Суп солите сами по вкусу?
6. У Сони в сетях сом с усами?
7. В синем море синий кит, он во сне сопит?
8. На столе стояли самовар, стакан, сахарница?
9. Растёт коса до пояса, не выронит ни волоса?
10. Мост – как синее стекло, скользко, весело, светло?
— Замечательно! Слова не потеряли, чётко повторяли, интонацию изменяли.