Мария Петрова
Картотека речевых игр по развитию общих речевых навыков на основе лексических тем
▼ Скачать + Заказать документы
Осень
Картотека игр на развитие общих речевых навыков
«Осенние листочки»
Цель: развитие длительного плавного выдоха.
Оборудование: на уровне рта ребёнка подвешены на ниточке сухие разноцветные листья деревьев.
Ход: педагог с детьми рассматривает листочки, называют, определяют цвет.
Дети стоят напротив листочков.
Публикация «Картотека речевых игр по развитию общих речевых навыков на основе лексических тем» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Логопед: «Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы во время вдоха не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, не надувая щек, дуем на листочки». (Повторяем 3-5 раз). Овощи
Картотека игр на развитие общих речевых навыков
«Узнай овощ»
Цель: развитие глубокого вдоха.
Оборудование: блюдо с овощами: луком, чесноком, огурцом, укропом.
Ход: дети под руководством взрослого рассматривают овощи, называют их; логопед делает на овощах надрезы, укроп растирает в руках. Дети нюхают овощи, запоминают запахи. Затем ребёнок с завязанными глазами узнаёт по запаху овощ. Предварительно логопед показывает, как правильно делается длительный вдох: плавно, медленно, без подъёма плеч.
Осень, деревья, грибы, ягоды.
Картотека игр на развитие общих речевых навыков
«Эхо»
Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания
Ход: Логопед показывает картинку : дети в лесу кричат «АУ!». Ребята делятся на две команды. Первая команда громко, но на мягкой атаке кричат: «АУ!». Вторая команда (эхо) тихо отвечает: «АУ!» (повторяем 3-5 раз).
Осень, деревья
Картотека игр на развитие общих речевых навыков
«Ветерок»
Цель: Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата
Ход: Дует осенний легкий ветерок: «У-у-у-у-у» (тихо)
Листочки (пальчики) едва шевелятся.
Подул сильный ветер; «У-у-у-у-у-у!» (Громко.)
Заблудились мы в лесу, ,
закричали мы «Ау!» (Сначала громко, потом тихо).
Осенние листочки на веточках висят,
осенние листочки с нами говорят; «А-o-у-и»
Грибы, деревья, осень
Картотека игр на развитие общих речевых навыков
«Найди грибочек»
Цель: Развитие длительного плавного выдоха.
Ход: На уровне рта ребенка находится картинка с изображением гриба, прикрытая сухим разноцветным осенним листочком. Рассматриваются разноцветные листья деревьев, называют их, определяют цвет.
Дети стоят напротив листочков. Медленно набирают воздух через нос. Следим, чтобы не поднимали плечи. Вытягиваем губы трубочкой, дуем на листочки, не раздувая щек. Обращаем внимание детей, какой грибок нарисован на картинке.
Все лекс. темы
Картотека игр на развитие общих речевых навыков
«Запомни слова»
Цель: отработка длительного выдоха. Формировать умение строить фразу на выдохе. Накопление словаря, развитие памяти.
Ход: произнести название четырёх – шести птиц на одном выдохе.
Например:
сова, снегирь, синица, клёст.
ласточка, чиж, скворец, соловей.
Одежда, ателье
Картотека игр на развитие общих речевых навыков
«Укололи пальчик»
Цель: развитие дыхания и голоса. Развитие переключаемости органов артикуляции.
Ход: подуть на больное место (продолжительный выдох через рот, произнести на одном выдохе слоги: «Ой-ой-ой-ой!», а затем предложения: «Ой, ой, ой, болит пальчик мой!»
«Уй-уй-уй, ты на пальчик подуй!». Птицы
Картотека игр на развитие общих речевых навыков
“ Журавли учатся летать”
Цель: Воспитание правильного физиологического дыхания,
развитие координации движений
Ход: Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук - выдох.
Для усложнения можно выполнять взмахи руками с одновременным поочередным подниманием ног и движением по кругу.
Птицы
Картотека игр на развитие общих речевых навыков
«Чья птичка дальше улетит?»
Цель: развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.
Оборудование: фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные.
Ход: птичек ставят на стол у самого края. Педагог вызывает детей попарно. Каждый ребёнок садится напротив птички. Педагог предупреждает, что продвигать птичку можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Полетели» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чья птичка дальше улетит (проскользит по столу). Дикие животные
Картотека игр на развитие общих речевых навыков
«Эти разные звери»
Цель: Воспитание правильного речевого дыхания и голоса.
«Ежики принюхиваются»
Ход: дети выполняют характерные движения губами. Ежик пыхтит: «Пых – пых – пых».
«Волк воет»
Ход: Логопед предлагает детям произносить громко и тихо звук: у – у - у – у. (Воет волк в глухом лесу)
«Разговор Лисы и Зайца»
Ход: Логопед предлагает детям повторить фразы:
«Су – зу - су - зу, зу – су – зу – су, Зайка, где ты был?» - «В лесу. За –са –за – са, ты не съешь меня, Лиса?»
Зима
Картотека игр на развитие общих речевых навыков
«Вьюга»
Цель. Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.
Оборудование: Сюжетная картинка «Вьюга».
Ход: Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер.
По сигналу воспитателя «Вьюга начинается» тихо говорят: у-у-у…;
По сигналу «Сильная вьюга» громко говорят: у-у-у…;
По сигналу «Вьюга кончается» говорят тише; по сигналу «Вьюга кончилась» замолкают.
Зима
Картотека игр на развитие общих речевых навыков
«Вьюга»
Цель: Развитие речевого дыхания и голоса
Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой ягой.
Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з». (С усилением звука.)
Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)
Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м». (Громко, низким голосом.)
Стонут березы: «М-м-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом.)
Шумят ели: «Ш-ш-ш-Ш-Ш-Ш».
Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».
Зима
Картотека игр на развитие общих речевых навыков
«Снежинки»
Цель: развитие длительного плавного выдоха.
Оборудование: на уровне рта ребёнка подвешены на ниточке снежинки из тонкой бумаги
Ход: педагог с детьми рассматривает снежинки, отмечают, какие они красивые.
Дети стоят напротив снежинок.
Логопед: «Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы во время вдоха не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, не надувая щек, дуем на снежинки». (Повторяем 3-5 раз). Животные Африки
Картотека игр на развитие общих речевых навыков
«Эти разные звери»
Цель: Воспитание правильного речевого дыхания и голоса.
«Слон пьёт воду». Вытянуть губы широкой «трубочкой» и сделать вдох (под счёт «раз, два, три», затем выдох (под счёт от «одного» до «пяти»).
«Рычание тигра и тигрёнка». Раскатисто произнести звук р-р-р: тигр – громко, низким голосом, тигрёнок – тихо, высоким голосом.
«Я видел крокодила». Произносить эту фразу с разной интонацией и чувством (испуг, радость, удивление).
Посуда, птицы
Картотека игр на развитие общих речевых навыков
МАШИНА КАША”
Маша каши наварила,
Маша кашей всех кормила.
(Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке.)
Положила Маша кашу
(Загибают по одному пальчику на левой руке.)
Кошке - в чашку,
Жучке - в плошку,
А коту - в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла,
(Разжимают кулачок)
Все до крошки раздала.
(Сдувают “крошку” с ладошки.) Посуда
Картотека игр на развитие общих речевых навыков
«Речевая зарядка»
Цель: Развитие речевого дыхания и голоса.
Ход: Проговаривание загадки и чистоговорки.
Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела.
-Пейте чай, вода вскипела!
(Самовар)
Взял Валерка тарелку,
Взял Валерка поднос
Мне Валерка тарелку
На подносе принес.
Посуда
Картотека игр на развитие общих речевых навыков
«Дуем на горячий чай»
Цель: Развитие физиологического дыхания, направленной воздушной струи
Ход:
1. Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох, подуть на горячий чай (выдох).
2. Логопед предлагает встать детям около своих стульчиков, раздает им плоскостные изображения чашек с прилепленными к ним кусочками ваты.
По моей команде вы сделаете вдох и подуете на «пар», не раздувая щек, вытянув губы трубочкой. Вот так.
Упражнение повторяется 2-3 раза.
Посуда
Картотека игр на развитие общих речевых навыков
Упражнения на развитие дыхания.
Цель: Развитие речевого дыхания и голоса.
«Пыхтящий чайник»
Ход: Произносить: «Пых – пах – пох! Пых – пих – пых – пих!»
«Пьем коктейль через трубочку».
Ход: (Вдох.) Вытянуть губы узкой «воронкой». (Выдох.)
Лето, цветы
Картотека игр на развитие общих речевых навыков
«Узнай цветок»
Цель: развитие физиологического дыхания. Развитие обоняния и глубокого вдоха. Закрепление представлений по теме.
Оборудование. Два-три живых цветка, наиболее знакомых детям, например: ландыш, фиалка,сирень.
Описание игры: Педагог вносит в комнату букет цветов. Дети вспоминают их названия и по очереди нюхают цветы, стараясь запомнить запах. После этого педагог прячет букет за спину, подходит к одному из детей, предлагает закрыть глаза и дает понюхать один цветок из всего букета. Если ребенок по запаху определит цветок, то он становится водящим, если нет, остается на месте. Необходимо, чтобы, нюхая цветок, дети делали глубокий вдох, не поднимая плеч, затем медленный, плавный выдох. Цветы можно заменить листьями с определенным запахом (смородины, тополя, черемухи). Домашние животные
Картотека игр на развитие общих речевых навыков
«Звукоподражание животным»
Цель: развитие речевого дыхания и голоса. Изменение голоса по силе и высоте.
Ход: Корова: «Му-у-у-у-у, молока кому?» (Громко, низким голосом.)
Теленок: «Му-у-у-у-у». (Тихо, высоким голосом.) Кошка: «Мяу-мяу-мяу». (Громко, низким голосом.)
Котенок: «Мяу-мяу-мяу». (Тихо, высоким голосом.)
Разговор Теленка и Котенка. «Мле-млимля», «Мяу-мяу-мяу», «Пли-пляпле».
Лето
Картотека игр на развитие общих речевых навыков
«В лесу»
Цель: Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата
Ход: Дует летний тё плый ветерок: «У-у-у-у-у» (тихо)
Листочки (пальчики) едва шевелятся.
Подул сильный ветер; «У-у-у-у-у-у!» (Громко.)
Заблудились мы в лесу,
закричали мы «Ау!»
(Сначала громко, потом тихо).
Листочки на веточках висят,
Листочки с нами говорят; «А-o-у-и»
Лето, цветы
Картотека игр на развитие общих речевых навыков
«Одуванчики»
Цель: Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.
Описание игры: Игру проводят на даче, на воздухе. Когда дети находятся на поляне, педагог просит каждого ребенка сорвать по одуванчику и всем по очереди подуть на них. Дуть на одуванчик надо так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с одуванчика нужно с 1 - 3 раз.
Лето, насекомые
Картотека игр на развитие общих речевых навыков
"Жуки"
Цель: выработка длительного речевого выдоха. Работа над дикцией речи. Автоматизация звука Ж в связном тексте.
Ход игры: дети (жуки) присели на корточки и говорят:
Я жук, я жук,
Я тут живу,
Жужжу, жужжу:
Ж-ж-ж-ж.
По сигналу педагога жуки летят на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат: ж-ж-ж… по сигналу «Дождь» жуки летят в домики (стулья). Домашние птицы
Картотека игр на развитие общих речевых навыков
Птичьи голоса.
Цель: Развитие речевого дыхания и голоса.
Произносить слоговые сочетания и фразы на одном выдохе, изменяя тон голоса.
Курица: «Ко-ко-ко-ко».
Цыплята: «Пи-пи-пи-пи-пи».
Курица: «Куд-кудах, снеслась в кустах».
Утка: «Кря-кря-кря-кря, где здесь вода?»
Транспорт, космос
Картотека игр на развитие общих речевых навыков
«Чья ракета улетит дальше?»
Цель: развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.
Оборудование: фигурки ракет, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные.
Ход: ракеты ставят на стол у самого края. Педагог вызывает детей попарно. Каждый ребёнок садится напротив ракеты. Педагог предупреждает, что продвигать ракету можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Марш» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чья ракета дальше улетит (проскользит по столу).
Транспорт, космос
Картотека игр на развитие общих речевых навыков
«Взлёт ракеты»
Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.
Ход: дети становятся в ряд лицом к педагогу. Дети фиксируют рукой надутый живот и произносят звук «у».
Сначала громко, а затем постепенно все тише. Затем
замолкают.
Вначале педагог сам доказывает действия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные дети делают только движения на дыхание без звука. Потом играет вся группа.
Транспорт
Картотека игр на развитие общих речевых навыков
«Поезд»
Цель: преодоление твёрдой атаки гласных. Развитие длительного выдоха.
Ход: логопед показывает картинку, на которой изображен поезд, идущий вдалеке. Логопед показывает, как тихо и протяжно гудит поезд: «У-у-у.». Дети повторяют 3-5 раз.
Транспорт
Картотека игр на развитие общих речевых навыков
Цель: Развитие речевого дыхания и голоса
«Машины»
Прокололась шина у машины.
Произнесение звука ш-ш-ш.
Машины едут по мокрой мостовой.
Произнесение слогов: «Ша-шу-ши-шо».
«Насос»
Произнесение звука с-с-с-с.
«Гудит поезд»
Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту».
«Сигналит машина»
Произнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би».
Транспорт
Картотека игр на развитие общих речевых навыков
Игра «Пароходы гудят»
Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.
Ход: дети становятся в ряд лицом к педагогу. Дети фиксируют рукой надутый живот и произносят звук «у».
Сначала громко, а затем постепенно все тише. Затем
замолкают.
Вначале педагог сам доказывает действия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные дети делают только движения на дыхание без звука. Потом играет вся группа
Бытовые приборы
Картотека игр на развитие общих речевых навыков
«Техника»
Цель: Развитие речевого дыхания и голоса
Звуки работающих электромашин: пылесоса, холодильника, стиральной машины. «Дж-дж-дж-дж-дж-дж», «Дз-з-з-з-з-з».
Разговор Холодильника с Миксером: «Хла-хло-хлу» — «Вжи-вжа-вжо».
Посуда, продукты питания
Картотека игр на развитие общих речевых навыков
Артикуляционные упражнения
Цель: Развитие жевательно – артикуляционных мышц и развитие
артикуляционной моторики (губ).
«Жуем твердую морковку» Производить медленные и быстрые движения челюстями.
«Кувшин с узким и широким горлышком» Вытягивать губы то узкой, то широкой «трубочкой»
«Подготовим чашечки для чая, кофе, сока» «Чья «чашечка» глубже?» Язык «чашечкой» снаружи и внутри рта.
«Самовар» Надувать обе щеки одновременно.
«Острый ножик и глубокий ковшик» Чередование артикуляционной позиции: «острый» язык и язык «чашечкой».
«Чашечка и блюдце на столе» Чередование позиции: язык «чашечкой» и язык «на донышке»
«Пирожок» Рот открыт. Губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять сверху язык в «трубочку».
«Ручка чайника» Спинку языка прижать к небу, а кончик упереть в нижнюю десну.
Школа
Картотека игр на развитие общих речевых навыков
«Звонок на урок»
Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.
Ход: дети становятся в ряд лицом к педагогу. Дети фиксируют рукой надутый живот и произносят «ДЗИНЬ», выделяя звук «и».
Сначала громко, а затем постепенно все тише. Затем
замолкают.
Вначале педагог сам доказывает действия, затем вызывает двух детей, которые вместе с ним выполняют действия и произносят звук, остальные дети делают только движения на дыхание без звука. Потом играет вся группа.
Зима
Картотека игр на развитие общих речевых навыков
Упражнения на развитие артикуляторных мышц.
Цель: развитие и укрепление артикуляционных мышц.
Для щек и губ:
Снеговики радуются снегу и морозу. Надуть щёки. Весёлое выражение глаз.
Грустные снеговики весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.
Для языка:
Сосулька. Высунуть острый язык как можно дальше изо рта и держать его в таком положении под счёт до 6 – 8.
Санки – ледянки. Сделать язык «чашечкой».
Горка для спуска. Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».
Животные Африки
Картотека игр на развитие общих речевых навыков
Упражнения на развитие артикуляторных мышц.
«Слоники» - активизация мышц губ. Вытягивание губ хоботком.
«Бегемот» - широко открыть рот, язык опустить на дно ротовой полости.
«Злой шакал» - чередование «оскал» - раскрыть рот с оскаленными зубами–сомкнуть челюсти–сомкнуть губы.
«Обезьянки» банан за щекой у обезьяны. Надувать по очереди правую и левую щеки.
«Разговор обезьян» поднимать вытянутые губы к носу, опускать их вниз, затем произносить звукосочетания: «Ух-ух-ух-ух, ох-ох-ох-ох»