Нина Александровна Волкова
Картотека речевых игр по формированию словаря детей по лексической теме «Перелётные птицы осенью»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая ситуация «Три признака птицы»
Задачи. Упражнять детей в подборе прилагательных к существительным. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими птиц. Поддерживать интерес детей к перелётным птицам.
Игровой материал: волшебный цветок (флажок).
Разговор.
— Дети, перелётных птиц вспоминаем, красивые слова подбираем, описание птицы из трёх слов составляем. Размер птицы определяем, цвет разных частей тела замечаем, особенности птицы отмечаем.
Игровые правила.
Темочки:
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Осень. Материалы для воспитателей
- Перелетные птицы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
• Цветок даю, птицу назову.
• Птицу называй, три признака перечисляй.
• Цветок ведущему возвращай.
Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя птиц, дети перечисляют три признака. Педагог контролирует, чтобы дети согласовывали прилагательные с существительным. При необходимости педагог подсказывает как правильно произнести слово, ребёнок повторяет слово правильно.
Лексический материал.
1. Иволга – … (небольшая, желтогрудая, золотая, яркая, красивая, певчая,).
2. Стриж – … (небольшой, чёрный, быстрый, насекомоядный).
3. Мухоловка – … (маленькая, серая, ловкая, насекомоядная).
4. Журавль – … (большой, серый, остроклювый, длинноногий).
5. Ласточка – … (маленькая, чёрная, белогрудая, проворная, быстрокрылая,).
6. Жаворонок – … (маленький, бурый, неприметный, певчий, полевой).
7. Соловей – … (маленький, незаметный, лесной, певчий, голосистый,).
8. Скворец – … (крупный, красивый, чёрный, длинноклювый, певчий).
9. Кукушка – … (крупная, пёстрая, хитрая, незаметная, звонкоголосая).
10. Грач – … (крупный, чёрный, длинноклювый, важный).
11. Лебедь – … (большой, белоснежный, прекрасный, гордый, водоплавающий).
12. Чайка – … (крупная, белая, сильная, крикливая,).
— Прелестно, дети! Перелётных птиц вспоминали, красиво называли.
Речевая ситуация «Перелётные птицы»
Задачи. Упражнять детей в подборе слов с противоположным значением, антонимы. Развивать сообразительность, быстроту мышления. Поддерживать интерес детей к перелётным птицам.
Разговор.
— Осенью перелётные птицы улетают в далёкие страны. Дети, помогите мне, пожалуйста, рассказать о перелётных птицах с помощью слов-наоборот. Вы готовы?
Дети отвечают хором.
Лексический материал.
1. Летят птицы низко и – … высоко.
2. Летят птицы близко и – … далеко.
3. Летят птицы направо и – … налево.
4. Летят птицы вверх и – … вниз.
5. Летят птицы, когда темно и когда – … светло.
6. Улетают птицы на юг рано или – … поздно.
7. Летят птицы медленно или – … быстро.
8. Летят птицы отдельно или – … вместе.
9. Летят птицы, кричат птицы тихо или – … громко.
10. Когда птицы улетают нам не весело, а … грустно (печально, тоскливо).
Если ответы разные, педагог повторяет словосочетание с правильным ответом, затем антонимы, например, низко - высоко.
— Великолепно, дети! О перелётных птицах рассказали, слова правильно подобрали.
Речевая ситуация «Грусть и радость»
Задачи. Упражнять детей в подборе слов со сходным значением. Развивать способность детей понимать и осознавать эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать. Воспитывать чуткость к художественному слову.
Разговор.
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся,
И заплачет спросонья.
К. Бальмонт
— «В сердце стало грустнее». Дети, что такое грусть? (ответы детей).
— Грусть – это отрицательная эмоция. Дети, как можно по-другому назвать грусть? (ответы детей).
— Грусть, печаль, тоска, скорбь, уныние, огорчение, меланхолия. Дети, почему период поздней осени, прощание с перелётными птицами вызывают у нас грусть, печаль, тоску, скорбь, уныние, огорчение, меланхолию? (предположение детей).
— Я с вами согласна, что поздней осенью улетают птицы, мало солнечных дней, часто идут дожди, холодно. Всё это вызывает в сердцах людей что? (ответы детей).
— Поздней осенью нам грустно, но долго грустить нельзя, можно заболеть. Поэтому, дети, если вам грустно, подумайте о чём-нибудь радостном и улыбнитесь. Дети, что такое радость? (ответы детей).
— Радость – это положительная эмоция человека, чувство удовольствия и счастья. Дети, как можно по-другому назвать радость? (ответы детей).
— Радость, веселье, восторг, удовольствие, наслаждение, счастье.
Дети, долго не грусти,
Вы здоровье берегите.
Радость в сердце жить должна.
Очень нам она нужна.
Интеллектуальная разминка «Перелётные птицы осенью»
Задачи. Обогащать природоведческий словарь детей. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление. Закрепить знания детей о перелётных птицах.
Беседа.
— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем.
1. Воробьи, голуби, ласточки – это … (птицы)
2. Звери – бегают, птицы – … (летают).
3. У зверей – шерсть, у птиц – … (перья).
4. У человека нос, а у птицы – … (клюв).
5. У человека руки, а у птицы – … (крылья).
6. Весной птицы прилетают, а осенью – … (улетают).
7. Воробей – зимующая птица, а журавль – … (перелётная птица).
8. Утки летят косяком, а журавли – … (клином).
9. Птицы, которые едят насекомых – это – … (насекомоядные птицы).
10. Иволги улетают раньше, а лебеди … (позже).
11. Птицы, которые плавают по воде – это … (водоплавающие птицы).
12. Кукушки кукуют, а утки – … (крякают).
13. Гуси гогочут, а журавли – … (курлычут).
14. Когда птицы улетают нам не весело, а … грустно (печально, тоскливо).
— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу … Педагог отмечает наиболее активных детей.
— За игру вас, дети, благодарю!