МААМ-картинки

Картотека речевых игр по формированию грамматического строя речи детей 5–7 лет. Лексическая тема «Перелётные птицы осенью»

Нина Александровна Волкова
Картотека речевых игр по формированию грамматического строя речи детей 5–7 лет. Лексическая тема «Перелётные птицы осенью»
▼ Скачать + Заказать документы

Речевая игра «Десять серых журавлей»

Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные и прилагательные с количественными числительными, образовывать родительный падеж единственного и множественного числа существительных и прилагательных. Совершенствовать у детей навыки количественного счёта до 10, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к перелётным птицам.

Игровой материал: флажок.

Публикация «Картотека речевых игр по формированию грамматического строя речи детей 5–7 лет, Лексическая тема „Перелётные птицы осенью“» размещена в разделах

Игра.

Дети, стоят по кругу. Педагог читает стихотворение.

Журавушки — журавли

Оторвались от земли.

Крылья к небу вскинули,

Милый край покинули.

Закурлыкали вдали

Журавушки — журавли!

— Дети, воображение включаем, мысленно гуляем. Уральские степи посещаем, журавлей считаем. Игра «Десять серых журавлей».

Игровые правила:

• число со словами называй, флажок товарищу передай;

• счёт продолжай, следующее число называй;

• когда «десять серых журавлей» посчитаем, прыжок, вверх взлетаем.

— Дети, игру начинаем, серых журавлей считаем.

Педагог начинает счёт: «Один серый журавль». Передаёт флажок ребёнку, ребёнок продолжает счёт: «Два серых журавля», и так далее до слов «Десять серых журавлей». Всё дети вместе с педагогом прыгают вверх один раз.

Следующий ребёнок по кругу начинает счёт с начала. Игра заканчивается, когда флажок обойдёт весь круг, но не раньше, чем закончится счёт последнего задания. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными, чётко проговаривали окончания слов. При необходимости педагог подсказывает правильное слово.

— Чудесно, дети! Серых журавлей считали, числа не пропускали.

Речевая игра «Стаи птиц улетают»

Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные с числительными. Закреплять умение детей образовывать форму родительного падежа единственного и множественного числа существительных. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия перелётных птиц. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к перелётным птицам.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся,

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснётся,

И заплачет спросонья.

К. Бальмонт

— Стаи птиц улетают прочь, за синее море. Дети, воображение включаем, стаи птиц представляем. Стаи птиц провожаем, перелётных птиц считаем.

Игровые правила.

• Цветок даю, птицу назову.

• Птиц называй, один, два, много считай.

• Цветок ведущему возвращай.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя птицу, дети считают. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.

Лексический материал.

1. Иволга – … (одна иволга, две иволги, много иволг).

2. Стриж – … (один стриж, два стрижа, много стрижей).

3. Мухоловка – … (одна мухоловка, две мухоловки, много мухоловок).

4. Журавль – … (один журавль, два журавля, много журавлей).

5. Ласточка – … (одна ласточка, две ласточки, много ласточек).

6. Жаворонок – … (один жаворонок, два жаворонка, много жаворонков).

7. Соловей – … (один соловей, два соловья, много соловьёв).

8. Скворец – … (один скворец, два скворца, много скворцов).

9. Кукушка – … (одна кукушка, две кукушки, много кукушек).

10. Грач – … (один грач, два грача, много грачей).

11. Лебедь – … (один лебедь, два лебедя, много лебедей).

12. Чайка – … (одна чайка, две чайки, много чаек).

— Великолепно, дети! Перелётных птиц считали, слова правильно изменяли.

Игровая ситуация «Птицы на юг улетают»

Задачи. Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с притяжательными прилагательными. Поддерживать интерес детей к перелётным птицам. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

М. Ивенсен.

— Дети, в игру играем, словосочетания изменяем, по-другому называем.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, задавая вопрос. Дети отвечают на вопрос и возвращают цветок педагогу. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетание, правильно согласовывали прилагательные с существительным, чётко проговаривали окончание прилагательного.

Лексический материал.

1. Журавли летят клином. Чей клин? … журавлиный клин.

2. Гуси летят косяком. Чей косяк? … гусиный косяк.

3. Машут крыльями грачи. Чьи крылья? … грачиные крылья.

4. На земле я нашла перо журавля. Чьё перо? … журавлиное перо.

5. Перо гуся. Чьё перо? … гусиное перо.

6. Перо грача. Чьё перо? … грачиное перо.

7. Перо ласточки. Чьё перо? … ласточкино перо.

8. Перо утки. Чьё перо? … утиное перо.

9. Перо соловья. Чьё перо? … соловьиное перо.

10. Перо лебедя. Чьё перо? … лебединое перо.

— Восхитительно, дети! Словосочетания составляли, слово правильно изменяли.

Речевая ситуация «Птичьи крики»

Задачи. Совершенствовать умение детей образовывать глаголы от существительных. Поддерживать интерес детей к перелётным птицам.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Разговор.

— Дети, птичьи крики различаем, кто что делает, поясняем.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, задавая вопрос. Дети отвечают на вопрос и возвращают цветок педагогу. Педагог контролирует, чтобы правильно отвечали на вопрос, чётко произносили окончания слов.

Лексический материал.

1. Я слышала курлыканье журавлей. Что делали журавли? … курлыкали.

2. Гоготание гусей. Что делали гуси? … гоготали.

3. Кукование кукушки. Что делали кукушки? … куковали.

4. Кряканье уток. Что делали утки? … крякали.

5. Щебетание ласточек. Что делали ласточки? … щебетали.

6. Прощальное пение скворцов. Что делали скворцы? … пели.

— Чудесно, дети! Птичьи крики узнали, кто что делает, поясняли.

Речевая ситуация «Прощальные птичьи крики»

Задачи. Упражнять детей в умении образовывать наречия от прилагательных. Поддерживать интерес детей к перелётным птицам. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Разговор.

Осень – непогодушка.

Тополь пожелтел.

Вдруг на ветке скворушка

Песенку запел.

Ветка чуть качается,

Дождик не кончается,

С нами старый скворушка

До весны прощается.

М. Ивенсен.

— Дети, птичьи крики различаем, как поют птицы, поясняем.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, задавая вопрос. Дети отвечают на вопрос и возвращают цветок педагогу. Педагог контролирует, чтобы дети правильно отвечали на вопрос, чётко произносили окончания слов.

Лексический материал.

1. Прощальное пение скворца. Как пел скворец? … прощально.

2. Пронзительные крики стрижей. Как кричали стрижи? … пронзительно.

3. Печальное курлыканье журавлей. Как курлыкали журавли?. печально.

4. Грустная перекличка соловьёв. Как перекликались соловьи?. грустно.

5. Громкое гоготание гусей. Как гоготали гуси?. громко.

6. Сердитые крики грачей. Как кричали грачи?. сердито.

7. Монотонное кукование кукушки. Как куковала кукушка?. монотонно.

8. Звонкое кряканье уток. Как крякали утки?. звонко.

9. Тихое щебетание ласточек. Как щебетали ласточки?. тихо.

— Чудесно, дети! Птичьи крики различали, слова правильно подбирали.

Ситуация общения «Грачи улетели»

Задачи. Упражнять детей в образовании глаголов с приставками. Поощрять интерес детей к словообразованию. Поддерживать интерес детей к птицам. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Разговор.

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,

улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет —

Улетает, улетел!

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

улетели и грачи.

Елена Благинина

— Дети, помогите мне, пожалуйста, составить рассказ о грачах с помощью слова «летели». Только не забудьте, что слово можно сказать по-разному. Вы готовы? .

Педагог рассказывает, делая паузы, когда дети должны подсказать слово. Дети отвечают хором или поочерёдно. Если ответом несколько, педагог повторяет фразу с правильным словом. Педагог просит повторить слово тех детей, кто не активен, контролирует, чтобы дети чётко произносили приставку.

Лексический материал.

1. Осенью грачи с родных гнёзд. (взлетели).

2. К лесу под-. (подлетели).

3. В лес за-. (залетели).

4. Из лесу. (вылетели).

5. Вокруг леса. (облетели).

6. От родного леса. (отлетели).

7. Над городами и полями про-. (пролетели).

8. Горы пере-. (перелетели).

9. В тёплые края у-. (улетели).

— Превосходно, дети! О грачах рассказали, слово «летели» по-разному называли.

Речевая игра «Сложное слово о птицах»

Задачи. Продолжать знакомить детей с образованием сложных слов. Расширять знания детей о перелётных птицах. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.

Игровой материал: волшебная палочка.

Игра.

Белый, чёрный АИСТ – птица,

На деревьях он гнездится,

Забирается повыше,

Может свить гнездо на крыше.

Или даже – на столбе,

Или вовсе – на трубе!

Красноклювый, голенастый,

Близ людей селится часто.

Счастье он приносит в дом.

С ним теперь и ты знаком.

Вера Баранова

— Аист красноклювый. Дети, из каких двух слов получилось это слово? (ответы детей).

— Дети, два слова, пожалуйста, объедините, сложное слово скажите, о перелётных птицах интересно расскажите.

Игровые правила:

• тишину соблюдаем, сложное слово молча сочиняем;

• кого волшебная палочка выбирает, тот и слово называет.

Педагог контролирует, чтобы дети отвечали точно на вопрос, словосочетанием, при необходимости, подсказывает сложное слово.

Лексический материал.

1. У иволги жёлтая грудка – она какая? (иволга желтогрудая).

2. У стрижа быстрые крылья – он какой? (стриж быстрокрылый).

3. У мухоловок длинные крылья – они какие? (мухоловки длиннокрылые).

4. У журавля длинные ноги – он какой? (журавль длинноногий).

5. У ласточки острые крылья – она какая? (ласточка острокрылая).

6. У жаворонка громкий голос – он какой? (жаворонок громкоголосый).

7. У соловьёв звонкие голоса – они какие? (соловьи звонкоголосые).

8. У скворца тонкий клюв – он какой? (скворец тонкоклювый).

9. У кукушек пёстрые перья – они какие? (кукушки пёстропёрые).

10. У грача толстый клюв – он какой? (грач толстоклювый).

11. У аистов красные ноги – они какие? (аисты красноногие).

12. У лебедя длинная шея – он какой? (лебедь длинношейный).

13. У утки плоский клюв – она какая? (утка плоскоклювая).

14. У чайки кривой клюв – она какая? (чайка кривоклювая).

— Чудесно, дети! О птицах рассказали, сложные слова правильно назвали.

Речевая игра «Сравним птиц»

Задачи. Помочь детям правильно употреблять прилагательные сравнительной степени. Закреплять умение детей составлять сложносочинённые предложения со значением противопоставления. Поддерживать интерес детей к перелётным птицам.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.

— Дети, перелётных птиц сравните, нужное слово подберите.

Игровые правила:

• О птицах расскажу, цветок подаю.

• Птиц сравните, нужное слово подберите.

• О птицах расскажите, цветок верните.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, произносит предложение. Дети повторяют предложение полностью, добавляя сравнение. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили окончания слов. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет предложение правильно.

Лексический материал:

1. Чайка – птица крупная, а журавль —. (крупнее).

2. Скворец – птица чёрная, а грач —. (чернее).

3. Иволга – птица красивая, а лебедь —. (красивее).

4. Ласточка – птица быстрая, а стриж —. (быстрее).

5. Песня жаворонка чудесная, а соловья —. (чудеснее).

6. Клюв лебедя длинный, а журавля —. (длиннее).

7. Мухоловка – птица незаметная, а жаворонок —. (незаметнее).

8. Прощальная песня скворца грустная, а курлыканье журавлей —. (грустнее).

— Очаровательно, дети! О перелётных птицах рассказали, сравнение подобрали.

Игровая ситуация «Кто, где живёт?»

Задачи. Совершенствовать умение детей правильно использовать предлоги в речи согласовывать слова в предложении. Расширять знания детей о птицах.

Игровой материал: волшебная палочка.

Игра.

— Дети, в русском языке есть маленькие слова, которые ничего не называют, но служат помощниками другим словам. Маленькое слово "в" – помогает рассказать, что кто-то живёт внутри чего-то. Дети, я назову вам слова, а вы придумайте предложение, соединив слова маленьким словом "в".

Игровые правила:

• тишину соблюдаем, предложение молча сочиняем;

• кого волшебная палочка выбирает, тот и предложение читает.

Педагог произносит слова, отделяя их паузой; контролирует, чтобы дети произносили полное предложение. Если ответ неверный, показывает на другого ребёнка. Затем, ребёнок, который ответил неправильно, повторяет правильный ответ.

Лексический материал.

1. Иволга, живёт, лес. (Иволга живёт в лесу).

2. Стриж, живёт, город. (Стриж живёт в городе).

3. Мухоловка, живёт, лес. (Мухоловка живёт в лесу).

4. Жаворонок, живёт, поле. (Жаворонок живёт в поле).

5. Кукушка, живёт, лес. (Кукушка живёт в лесу).

6. Скворец, живёт, сад. (Скворец живёт в саду).

7. Ласточка, живёт, деревня. (Ласточка живёт в деревне).

— Маленькое слово "у" – помогает рассказать, что кто-то живёт близко, рядом с чем-то. Дети, я назову вам слова, а вы придумайте предложения, соединив слова маленьким словом "у".

Лексический материал.

1. Соловьи, живут, река. (Соловьи живут у реки).

2. Чайки, живут, озеро. (Чайки живут у озера).

3. Лебеди, гуси, утки, живут, река. (Лебеди, гуси, утки живут у реки).

4. Журавли, живут, болото. (Журавли живут у болота).

— Отлично, дети! Предложения составляли, маленькие слова не забывали.

Речевая ситуация «Рассказ о перелётных птицах»

Задачи. Помогать детям правильно строить сложноподчинённые предложения, использовать различные языковые средства для соединения их частей. Поддерживать интерес детей к перелётным птицам.

Разговор.

— Дети, рассказ о перелётных птицах составляем, предложение продолжаем. Предложения разные составляем, своё мнение выражаем.

Педагог выслушивает варианты всех детей, участвующих в беседе. Контролирует, чтобы дети произносили обе части сложноподчинённого предложения, не повторяли предложения товарищей.

Лексический материал.

1. Птицы собираются в стаи, чтобы… (ответы детей).

2. Исчезли насекомые, поэтому… (ответы детей).

3. Птицы улетают на юг, потому что… (ответы детей).

4. Водоплавающие птицы улетают, когда… (ответы детей).

5. Видя улетающих в тёплые края птиц, я … (ответы детей).

— Прелестно, дети! Мы с вами составили удивительный рассказ о перелётных птицах

Занимательная беседа «Клуб Почемучек».

«Ищем информацию о перелётных птицах».

Задачи. Формировать умение детей составлять вопросительные предложения, самостоятельно, пользоваться словами-вопросами, соблюдая интонационную выразительность. Совершенствовать умение детей поддерживать беседу, задавать и отвечать на вопросы, не отклоняясь от темы. Поддерживать интерес детей к перелётным птицам.

Беседа.

— Дети, открываем заседание нашего клуба «Почемучек». Почемучки очень внимательные, за всем наблюдают и умеют правильно задать вопрос. Дети, вспомним слова, с которых начинаются вопросы? (ответы детей).

— Почему? – это главное слово Почемучек. Но можно начать вопрос со слов: сколько, зачем, что, кто, где, когда. Дети, я напомню вам тайну вопросительных предложений. Вопросительное предложение мы произносим, повышая голос, делая логическое ударение на вопросительное слово. Дети, составьте, пожалуйста, вопросительные предложения по теме перелётные птицы.

Дети поочерёдно составляют вопросительные предложения. Педагог или кто-то из детей отвечает на вопросы.

— Уважаемые Почемучки, вы хорошо умеете придумывать вопросы. А вот отвечать на вопросы вы умеете? (ответы детей).

— Для того чтобы ответить на хитрый вопрос, что нужно сделать? (предположения детей).

— Нужно найти нужную информацию Дети, а где можно найти нужную информацию? (предположения детей).

— Информацию можно получить у товарища, у родителей, у педагогов, прочитать в книге, в интернете, услышать в передаче или в мультфильме. Но не вся информация точная, соответствует истине. Почемучки, как вы считаете, если вам друг скажет, что все птицы улетают в тёплые края, а родители или воспитатель говорит, что не все птицы улетают на юг, вы кому поверите? (ответы детей).

— Дети, чем старше человек, тем больше он знает. Информации доверяйте, но обязательно её проверяйте. Почемучки, задание называю, на вопросы ответить предлагаю.

1. Почему многие перелётные птицы летят на юг ночью?

2. Какие птицы добираются «пешком» до места зимовки?

— Дети, информацию собирайте, информацию проверяйте, на вопросы ответы найдите, истину отыщите.

Примечание. На следующий день педагог индивидуально беседует с каждым ребёнком. Если ребёнок отвечает на вопросы, педагог выясняет из каких источников ребёнок получил информацию. Затем педагог собирает всех детей, просит одного или несколько детей ответить на заданные вопросы. Педагог предлагает детям задавать вопросы рассказчику, контролирует, чтобы вопросы и ответы были строго по теме

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Прогулка в лес» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Развитие.

Конспект лексико-грамматического занятия «Перелётные птицы» в старшей группе с ОВЗКонспект лексико-грамматического занятия «Перелётные птицы» в старшей группе с ОВЗ Задачи: 1. Закрепить и уточнить знания детей о перелетных птицах (скворец, грач, ласточка, журавль, соловей). Закрепить в словаре обобщающее.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Непосредственно-организованная деятельность по формированию представления о звуках. Лексическая тема «Лес, грибы»Непосредственно-организованная деятельность по формированию представления о звуках. Лексическая тема «Лес, грибы» Цель. Формировать представления о звуках. Задачи 1. Коррекционно – обучающие: - уточнить словарь по теме «Лес,грибы»; - учить детей точно.

НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: - упражнять детей в подборе действий к предметам, - развивать логическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека речевых игр по формированию грамматического строя речи детей 5–7 лет. Лексическая тема «Перелётные птицы осенью»
Опубликовано: 7 ноября 2020 в 12:31
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека речевых игр по формированию грамматического строя речи детей 5–7 лет. Лексическая тема «Перелётные птицы осенью»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Александровна Волкова (УИ 415294) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД