Ольга Писмаркина
Картотека речевых игр и заданий для родителей по теме «Профессии» (средняя, старшая, подготовительная группы)
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека речевых игр и заданий для родителей
по теме «Профессии»
(средняя группа)
Продавец
Задание 1.
Посетите с ребенком рынок или овощной магазин. Побеседуйте о том, какие овощи и фрукты там продаются. Обратите внимание ребенка на то, чем занимается продавец. Научите произносить слова:
продавец, продает, взвешивает, весы, пакеты.
Задание 2.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подготовительная группа
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
Предложите ребенку повторить вслед за вами предложения:
Продавец продает овощи.
Продавец взвесил фрукты.
Продавец положил яблоки в пакет.
Продавец положил свеклу на весы.
Задание 3.
Поиграйте с ребенком в овощной магазин. Вы будете покупателем, он - продавцом. Активизируйте речевую деятельность ребенка; пусть он как можно больше говорит пред-ложениями, а не отдельными словами.
Задание 4
Загадайте и объясните ребенку загадку. Предложите повторить ее текст вслед за вами.
У метро — стеклянный дом.
Покупаем в доме том
Помидоры и капусту,
Лук и перец очень вкусный.
Это место — просто склад
Витаминов для ребят.
(Овощной магазин)
Почтальон
Задание 1.
• Посетите с ребенком почту. Научите его четко произносить это слово. Покажите, чем занимаются работники почты: принимают и отправляют посылки, бандероли, телеграммы.
• Покажите ребенку почтальона, обратите внимание ребенка на толстую сумку почтальона, объясните, что он разносит по домам письма, газеты, журналы. Научите четко произносить слово почтальон.
Задание 2.
Проговорите с ребенком предложения:
На почте принимают посылки и бандероли.
С почты отправляют телеграммы.
Задание 3.
Предложите ребенку послушать, а потом повторить вслед за вами рассказ:
Почтальон работает на почте. У него в сумке много писем, газет, журналов.
Задание 4.
Загадайте и объясните ребенку загадку. Может быть, у малыша появится желание повторить ее текст вслед за вами.
Ждет письма мой старший брат.
Я журналу буду рад.
Папа ждет газету.
Где же взять все это?
Принесет нам это он -
Наш знакомый.
(почтальон).
Профессии на транспорте
Задание 1.
• Побеседуйте с ребенком о профессиях людей, работающих на транспорте.
• Объясните, в чем заключается работа шофера автобуса или маршрутного такси, водителя трамвая или троллейбуса, кондуктора, контролера, дежурного по станции в метро.
• Предложите повторить названия этих профессий : шофер, водитель, кондуктор, контролер, дежурный по станции.
Задание 2.
Задайте ребенку вопросы. Предложите ответить на них:
• Кто водит машину?
• Кто водит трамвай? (Трамвай водит водитель)
• Кто продает билеты? (Билеты продает кондуктор)
• Кто дежурит в метро на перроне? (На перроне стоит дежурный по станции)
Задание 3.
Прочитайте ребенку стихотворение.
По городу трамваи, троллейбусы идут,
Их по своим маршрутам водители ведут.
Спешишь ли в гости к другу иль в школу на урок,
Они без опозданья тебя доставят в срок.
Задание 4.
Загадайте ребенку загадку. Пусть он сам попробует ее отгадать и объяснит, как он догадался.
На такси и самосвале,
На пожарной и на «скорой» —
Вы, конечно, их узнали —
Трудятся весь день.
(шоферы).
Задание 5.
Прочитайте ребенку стихотворение С. Михалкова «Дядя Степа». Выясните, понравился ли ему главный герой и почему.
Картотека речевых игр и заданий для родителей
по теме «Профессии»
(старшая группа)
Профессии на транспорте
Задание 1.
Побеседуйте о профессиях людей, работающих на транспорте.
Задание 2.
Предложите ребенку разделить на слоги и прохлопать ритмический рисунок названий профессий :
шо-фер, лет-чик, ка-пи-тан, во-ди-тель, ма-ши-нист.
Задание 3.
Выучите с ребенком загадку:
Он в любую непогоду
И в любое время года
Крутит руль и жмет педали,
Чтобы вы не опоздали
На работу, в детский сад.
Подвезти всегда вас рад.
(Шофер)
Задание 4.
Для расширения глагольного словаря ребенка предложите ему игру с мячом «Что делает?»
Вы бросаете ребенку мяч и называете профессию; ребенок ловит мяч, говорит, что делает представитель этой профессии, и возвращает мяч вам. Например:
Шофер. — Крутит руль.
Летчик. — Держит штурвал.
Кондуктор. — Продает билеты.
Дежурный по станции. — Следит за порядком.
Контролер. — Проверяет билеты.
Капитан. — Смотрит в бинокль.
Задание 5.
Для закрепления знаний ребенка о профессиях на транспорте поиграйте ь в игру с мячом «Кто чем управляет?» Это позволит потренировать его в употреблении существительных в форме творительного падежа.
Вы бросаете ребенку мяч и начинаете фразу; ребенок ловит мяч и заканчивает ее. Например:
Шофер управляет. — машиной.
Летчик управляет. — самолетом.
Капитан управляет. — теплоходом.
Водитель управляет. — трамваем.
Машинист управляет. — поездом.
Задание 6.
Выразительно прочитайте ребенку отрывок из стихотворения В. Маяковского «Кем быть?», а затем предложите выучить его.
Кондукторам езда везде.
С большою сумкой кожаной
Ему всегда,
Ему весь день
В трамваях ездить можно.
— Большие и дети,
Берите билетик,
Билеты разные,
Бери любые –
Зеленые, красные
И голубые.
Задание 7.
Прочитайте ребенку стихотворение В. Маяковского «Кем быть?» и побеседуйте о тех профессиях, о которых говорится в стихотворении.
Детский сад. Профессии
Задание 1.
Побеседуйте с ребенком о профессиях людей, работающих в детском саду. Это заведующая детским садом, воспитатель, логопед, психолог, врач, медсестра, повар, прачка, заведующий хозяйством, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания.
Побеседуйте о том, чем занимается каждый из этих людей:
• заведующая руководит детским садом,
• воспитатель учит и воспитывает детей,
• логопед учит детей правильно и красиво говорить,
• психолог развивает детей,
• врач следит за здоровьем детей,
• медсестра помогает врачу,
• повар готовит для детей вкусную еду,
• прачка стирает белье,
• заведующий хозяйством закупает все необходимое для детского сада,
• помощник воспитателя следит за чистотой,
• музыкальный руководитель поет и танцует с детьми,
• руководитель физвоспитания учит детей быть ловкими и сильными.
Задание 2.
Предложите ребенку разделить названия профессий на слоги и прохлопать их ритмический рисунок:
врач, по-вар, прач-ка, ло-го-пед, пси-хо-лог.
Задание 3.
Поиграйте в игру с мячом «Кто чем пользуется?»
Это позволит потренировать ребенка в употреблении сущест-вительных в форме творительного падежа.
Вы бросаете ребенку мяч и начинаете фразу. Ребенок ловит мяч и заканчивает ее. Например:
Врач пользуется. — лекарствами.
Медсестра пользуется. – шприцем.
Логопед пользуется. — шпателем.
Воспитатель пользуется. — указкой.
Повар пользуется. — ножом.
Заведующая пользуется. — компьютером.
Задание 4.
Выразительно прочитайте стихотворение, которое можно потом выучить.
Кто улыбкой нас встречает,
На вопросы отвечает,
Учит нас считать, лепить
И поделки мастерить?
Наши воспитатели —
Нам друзья, приятели.
Задание 5.
Загадайте ребенку загадку о поваре. Пусть отгадает ее и объяснит, как он это сделал, а потом выучит загадку.
Скажите, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты?
Задание 6.
Прочитайте ребенку сказку К. Чуковского «Айболит». Пусть ребенок расскажет о том, как Айболит лечил зверей.
Профессии военных
Задание 1.
Побеседуйте и расскажите о профессиях военных : летчике, моряке, пограничнике, танкисте, ракетчике.
Расскажите о том, что они охраняют покой мирных граждан, защищают родную землю от врагов.
Задание 2.
Прочитайте ребенку и предложите выучить стихотворение В. Степанова «Наша армия». Следите за тем, чтобы ребенок правильно произносил звуки, говорил четко, ясно, выразительно.
НАША АРМИЯ
На горах высоких,
На степном просторе
Охраняет нашу Родину солдат.
Он взлетает в небо,
Он уходит в море,
Не страшны защитнику
Дождь и снегопад.
Шелестят березы,
Распевают птицы,
Подрастают дети
У родной страны.
Скоро я в дозоре
Встану на границе,
Чтобы только мирные
Снились людям сны.
Задание 3.
Помогите ребенку разделить на слоги названия профессий военных : лет-чик, мо-ряк, ра-кет-чик, тан-кист, по-гра- нич-ник.
Стройка. Профессии
Задание 1.
Познакомьте ребенка с профессией строителя. Гуляя по улице, покажите ему строящиеся дома, работающие на стройке краны, подъезжающие к стройке машины с кирпичом и цементом.
Отработайте четкое произношение названий строительных специальностей: каменщик, крановщик, маляр, стекольщик, штукатур, кровельщик, сантехник, сварщик, электрик.
Помогите ребенку ответить на вопросы по каждой из этих специальностей. Например:
Каменщик (что делает) кладет стены.
Маляр (что делает) красит стены, окна, двери.
Электрик (что делает) проводит свет.
Крановщик (что делает) управляет подъемным краном.
Задание 2.
Можно поиграть с ребенком в игру с мячом «Кто чем пользуется?»
Это позволит потренировать ребенка в употреблении существительных в форме творительного падежа.
Вы бросаете ребенку мяч и начинаете фразу. Ребенок ловит мяч и заканчивает ее. Например:
Маляр пользуется. — кистью.
Штукатур пользуется. — мастерком.
Электрик пользуется. – отверткой.
Сантехник пользуется. — плоскогубцами.
Стекольщик пользуется. — стеклорезом.
Задание 3.
Выучите с ребенком стихотворение:
Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Он приходит в старый дом
С кистью, краской и ведром.
Задание 4.
Предложите ребенку разделить на слоги названия строительных специальностей:
ма-ляр, шту-ка-тур, плот-ник, ка-мен-щик, кро-вель-щик.
Задание 5.
Прочитайте ребенку стихи из книги В. Степанова «Строители». Пусть он расскажет, о каких профессиях вы прочитали.
Ателье. Профессии
Задание 1.
Проведите с ребенком экскурсию в ателье по пошиву одежды; покажите, в каком здании находится ателье, расскажите о тех, кто там работает.
Пусть ребенок понаблюдает за работой приемщицы, закройщицы.
Задание 2.
Предложите ребенку рассказать о том, кто работает в ателье, что делает. Например:
- Приемщица оформляет заказы.
- Закройщица принимает заказы и кроит одежду.
- Швея шьет одежду.
Задание 3.
Можно поиграть с ребенком в игру с мячом «Кто чем пользуется?»
Это позволит потренировать ребенка в употреблении существительных в форме творительного падежа.
Вы бросаете ребенку мяч и начинаете фразу; ребенок ловит мяч и заканчивает ее. Например:
Закройщица пользуется. — ножницами.
Приемщица пользуется. — калькулятором.
Швея пользуется. — швейной машинкой.
Задание 4.
Загадайте ребенку загадку об иголке. Пусть отгадает ее, скажет, кому игла нужна для работы, а потом выучит загадку.
Шагает мастерица
По шелку и по ситцу.
Как мал ее шажок!
Зовется он стежок.
Задание 5.
Предложите ребенку разделить на слоги следующие слова:
нит-ки, ка-туш-ка, и-гол-ка, на-перс-ток, мел.
Задание 6.
Выразительно прочитайте стихотворение В. Орлова «Портниха», а потом предложите ребенку его выучить.
ПОРТНИХА
Научилась вышивать я
Кур, цыплят и петушков.
А еще для кукол платья
Сшила я из лоскутков. —
Молодец, — сказала мама. —
Ты у нас портниха прямо.
Картотека речевых игр и заданий для родителей
по теме «Профессии»
Задание 1.
• Родителям рекомендуется : побеседовать с ребенком о том, что на свете есть очень
много профессий, спросить его, какие профессии он знает, кем бы он хотел стать, когда вырастет;
• спросить у ребенка, что делают люди разных профессий, какую работу они выполняют,
какие инструменты и орудия труда им для этого нужны;
• рассказать ребенку о своей профессии, о том, где и кем вы ра-ботаете, что делаете, какую пользу
приносит ваша работа людям; если есть возможность, отведите ребенка на место вашей работы.
• Предложите ребенку вспомнить названия профессий работников детского сада, ателье,
магазина, почты, профессии строителей и транспортников. Пусть ребенок расскажет об их трудовых действиях.
Задание 2. Дидактическая игра «Кем ты будешь?» (употребление глаголов будущего времени).
Я буду строителем, построю дома. Я буду. .
Задание 3. Дидактическая игра «Назови профессию» (образование существительных с помощью суффикса -щик).
Кто носит багаж? — Носильщик.
Кто сваривает трубы? — Сварщик.
Кто вставляет стекла? — Стекольщик.
Кто работает на кране? — Крановщик.
Кто кладет камни? — Каменщик.
Кто чинит часы? — Часовщик.
Кто точит ножи? — Точильщик.
Кто кроит платье? — Закройщик.
Задание 4. Дидактическая игра «Назови женские профессии» (словообразование) :
ткач — ткачиха,
повар —. ,
воспитатель —. ,
учитель —. ,
художник —. ,
продавец —. ,
певец —. ,
летчик —. ,
пианист —. ,
скрипач —. .
Задание 5. Дидактическая игра «Почему так названы?» (сложные слова) :
рыболов — ловит рыбу,
пчеловод —. ,
землекоп —. ,
лесоруб —. ,
трубочист —.
Задание 6. Дидактическая игра «Кто чем работает?» (образование творительного падежа имен существительных) :
маляр — кистью,
землекоп —. ,
дворник —.
Задание 7. Дидактическая игра «Назови действия» :
лопатой — копают,
иголкой —. ,
пилой —. ,
топором —. ,
граблями —. ,
кистями —. ,
ножницами —.
Задание 8. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы» (дательный падеж имен существительных) :
поварешка нужна повару,
письмо нужно.,
метла нужна.,
указка нужна.,
топор нужен. .
Задание 9. Дидактическая игра «Ответь на вопрос» (употребление предлога в).
Куда пойдет мама, если нужен врач?
Куда ты пойдешь, если нужно сшить платье?
Куда нужно пойти, чтобы купить лекарство? хлеб?
Задание 10. Дидактическая игра «Подбери родственные слова к слову строить» : стройка, строитель, строительство, строительный, постройка.
Задание 11. Дидактическая игра «Подскажи словечко».
Дровосеки рубят бор — есть у каждого. (топор).
Папе гвоздь забить помог деревянный. (молоток).
Пыль на полу — подайте. (метлу).
Возле школы все ребята убирают снег. (лопатой).
Задание 12. Отгадать загадки
Я землю копала — ничуть не устала. А кто мною копал, тот и устал. (Лопата)
Толстый тонкого побьет, тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвоздь)
Листья падают в саду, я их быстренько смету. (Грабли)
Ела, ела дуб, дуб. Поломала зуб, зуб. (Пила)
Задание 13 Выложить «отгадки» из спичек по образцу.
Задание 14. Прочитать ребенку отрывок из стихотворения Д. Родари «Чем пахнут ремесла» и обсудить его.
У каждого дела есть запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате — лекарством приятным.
Рыхлой землею, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
Только бездельник не пахнет никак
Задание 15 «Кто что делает?» Вы бросаете ребенку мяч и называете профессию; ребенок ловит мяч, называет трудовое действие и возвращает мяч вам. Например:
Врач. — лечит детей.
Логопед. — учит детей правильно говорить.
Воспитатель. — воспитывает детей.
Швея. — шьет одежду.
Продавец. — продает игрушки, посуду, продукты
Почтальон. — разносит газеты, журналы, письма.
Каменщик. — возводит стены из кирпича.
Маляр. — красит окна, двери, стены.
Шофер. — водит машину, автобус.
Летчик. — управляет самолетом.
Задание 16. Разделить на слоги некоторые названия профессий :
по-вар, шту-ка-тур, ка-пи-тан, во-ди-тель, при-ем-щи-ца;
сделать звуковой анализ слов:
врач, повар, космонавт, милиционер, парикмахер, продавец.
Задание 17. «Исправь ошибку»
Повар лечит, а врач готовит.
Маляр рисует, а художник красит.
Летчик ездит, а шофер летает и т. д
Задание 18. «Скажи два (три) слова».
Ребенок должен сказать два (три) слова про повара (врача, учителя и т. д.) и на каждое слово ударить мячом (повар готовит еду и т. д.).
Задание 19. Отработайте с ребенком четкое произношение скороговорки.
Ткет ткач ткани
На платок Тане.