Ольга Бурлакова
Картотека речевых игр и упражнений «Зима» для детей седьмого года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека речевых игр и упражнений по теме
«Зима»
для детей седьмого года жизни
• Дидактическая игра «Когда это бывает?».
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто же скажет, кто узнает,
Когда это бывает?
• Перечисли зимние приметы:
Солнце (светит, но не греет, холодное).
Темочки:
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры и пособия
- Темочки
Небо (серое, голубое, облачное, пасмурное).
Облака (белые, серые, большие, маленькие, низкие).
Ветер (сильный, холодный, слабый, северный, теплый)
Деревья стоят (голые, покрыты инеем).
Птицы (улетели в теплые края, остались воробьи, голуби, вороны).
Животные (медведь, еж спят; белка, заяц, лиса поменяли шкурки, и т. д.).
Люди надели зимнюю одежду, дети катаются на коньках, лыжах.
• Загадки.
На дворе горой, а в избе водой. (Снег) Без рук, без ног, а рисовать умеет (Мороз)
Что вниз головой растет? (Сосулька)
С неба падают зимой и кружатся над землей легкие пушинки, белые. (снежинки).
• Послушай внимательно, услышишь обязательно.
Детям предлагается найти признаки зимы в стихотворении Г. Ладонщикова «Зимние картинки»
Солнце землю греет слабо, по ночам трещит мороз.
Во дворе у снежной бабы побелел морковный нос.
Под березой на пригорке старый еж устроил норку,
А под листьями лежат двое маленьких ежат.
Белка спряталась в дупло — в нем и сухо и тепло,
Запасла грибов и ягод столько, что не съешь и за год.
Под корягой в буреломе спит медведь, как будто в доме.
Положил он лапу в рот и, как маленький, сосет.
Осторожная лисица подошла к ручью напиться.
Наклонилась, а вода неподвижна и тверда.
У косого нет берлоги, не нужна ему нора:
От врагов спасают ноги, от бескормицы — кора.
• «Подбери признак» :
снег (какой) — белый, пушистый, мягкий, чистый, блестящий, липкий, …
мороз (какой) —сильный, злой, крепкий, слабый, …
зима (какая) — холодная, морозная, снежная, весёлая,.
день (какой)— морозный, снежный, солнечный, короткий, теплый, ветреный, …
ночь (какая) - длинная, лунная, звездная, снежная, морозная, …
лед (какой)— холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий, …
• Дидактическая игра «О чём можно так сказать?»
наступает (что) -. , валит., свищет., бушует., кружится., замерзает., блестит.,
лепят.. ударили -, хрустит -, висят -, скрипит -, метут -,
• «Подбери предмет к признаку» :
Снежный -. ком, снежная -. зима, снежные -. заносы, снежное -. поле
• Подбери слова-действия.
Снег (что делает) - … падает, кружится, блестит, искрится, летит, …
Мороз — … трещит, щиплет, кусает, …
Метель — вьется, бушует, воет, метет, …
Сосулька — растет, плачет, падает.
• Такая разная зима. Подбери слова-признаки к слову ЗИМА.
Зима какая? Снежная, суровая, морозная, студёная. Если зима началась рано, то зима какая? … ранняя.
Если зимой холодно, то зима какая? … холодная. Если зимой тепло, то зима какая? … тёплая.
• Вырастим предложение.
Предложить ребенку распространить предложение по вопросам.
Наступила зима. Какая? Наступила холодная зима. Если часто бывает вьюга, то какая зима? Наступила холодная вьюжная зима.
Мишка спит. Где? Мишка спит в берлоге? Какой мишка? Бурый мишка спит в берлоге. Когда? Зимой бурый мишка спит в берлоге.
• Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Ребёнок добавляет слова, связанные со словом «снег»(подбираем родственные слова).
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (Снег.)
С неба все скользят пушинки — серебристые. (Снежинки.)
На поселки, на лужок все снижается. (Снежок.)
Вот веселье для ребят — все сильнее. (Снегопад.)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик нарядился. (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка — эта девочка —. (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри — с красной грудкой. (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил. (Снег.)
• Повтори. не ошибись
Зимушка, зимний, зимующие Холодный, холодок, холодильник.
Мороз, морозище, заморозки. Ледяной, ледышка, ледник.
• Какое слово не подходит?
Мороз, морозный, моросит, морозит.
Лыжи, лыжник, булыжник, лыжница, лыжня.
Снежок, подснежник, нежный, снеговик.
• О чем можно сказать? :
Морозный — день, вечер, ветер.
Холодная —. (погода, зима, ночь, сосулька.).
Ледяные —. (сосульки, лужи.).
• Что я загадала?
Зимний -(день, сад, лес)
Зимняя - (шапка, шуба, одежда, обувь)
Зимнее - (утро, развлечение, пальто, солнце, небо)
Снежный - (ком, дом, снеговик)
Снежная - (крыша, баба, горка)
Снежное - (поле)
Снежные - (сугробы, заносы, горы, поля)
• Прочитать рассказы о животных, обсудить их, попросить ребенка пересказать их (по выбору).
Лиса
Лисичка зимой мышкует - мышей ловит. Она встала на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнется. Услышит, заметит - кинется. Готово, попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице!
Белка
Не страшен белке холод. У нее серенькая шубка серенькая. А лето пришло, белка шубку переменила - теперь и холода нет, и прятаться не от кого: не нужен охотникам тонкий рыжий мех. Белка грибы сушит, шишки шелушит.
Волк
Летом ходит волк сытый. Дичи много. Придет зимнее время, птицы улетят, звери спрячутся, нечего есть волку. Злые, голодные ходят волки, ищут добычу. К деревне подойдут. Где сторожа нет да запоры плохи — несдобровать овце.
Медведь
Медведь имеет теплую мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, переставляя лапы как-то вкось, поэтому его и назвали косолапым. Но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь ест ягоды, мед. Медведь на холодные месяцы забирается в берлогу, спит и сосет лапу.
• Игра «Запомни пары слов». Детям предлагается по первому слову вспомнить второе.
Санки-горка, коньки-лед, зима-мороз, снег-сугроб, горка-лыжи, снег-снеговик, вьюга-ветер, лед- река