Екатерина Требушная
Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей 2-3 лет
Игра: «Шарики и кубики».
Цель: Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать с предметами в зависимости от свойств. Формировать активные поисковые действия, элементы экспериментирования и прогнозирования результата, используя объемные геометрические фигуры. Оборудование: четыре корзинки: две красных и две желтых, мячи и кубики красного и желтого цвета. Ход игры: Предлагается соотнести по цвету мячи и положить их в соответствующие корзины. Аналогично с кубиками. Перед ребенком лежат мячи и кубики. Предлагается разложить их по корзинам (подумай как, по подражанию действиям педагога).
Публикация «Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей 2–3 лет» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Младшая группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Игра: «Большой – маленький»
Цель: Формировать понятия о величине:
большой, маленький. Фиксировать внимание
ребенка на различии и тождестве однотипных
предметов по величине. Пополнять его пассивный
словарь словами: большой, маленький.
Оборудование: большие и маленькие мячи и
кубики.
Ход игры: Предлагается положить большие
кубики и большие мячики в большую корзинку, а
маленькие - в маленькую. Педагог демонстрирует
действия.
Игра: «Ориентировка в форме и цвете».
Цель: Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их форму и цвет, действовать с предметами в зависимости от поставленной задачи. Добиваться понимания инструкции: «Дай такой же Шарик (кубик, кирпичик, крышу)», а затем: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) шарик (кубик, кирпичик, крышу)». Активизировать словарь прилагательных. Оборудование: разные по форме и цвету кубики, шарики, кирпичики, крыши. Варианты заданий: Сделать постройку. Выполнить игровое действие с шариками (если ребенок не затрудняется в строительстве простых построек). Дать по словесной инструкции: шарик, кирпичик, кубик, крышу. Ход игры: Предлагаются различные действия по инструкции: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) шарик. Выполнить игровое действие с шариками, кубиками. «Строим дом для куклы». Сделать постройку (если ребенок не затрудняется в строительстве простых построек). Педагог просит ребенка дать по словесной инструкции: шарик, кирпичик, кубик, крышу. «Дай такой же Шарик (кубик, кирпичик, крышу)», а затем: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) шарик (кубик, кирпичик, крышу)». «Что ты дал?»
Игра: «Чудесный мешочек».
Цель: Определять на ощупь форму (круглая, квадратная). Активизировать в речи прилагательные: круглый, квадратный. Оборудование: мешочек, шары, кубики. Ход игры: Рассмотреть с ребенком шарики, кубики, обговорить форму предметов, спрятать их в мешочек. Предлагается ребенку на ощупь определить форму предмета, назвать ее, достать предмет и проверить.
Игра: «Большие и маленькие».
Цель: Фиксировать внимание ребенка на величине предметов и ее словесном обозначении. Ход игры: Воспитатель просит выполнить игровые действия с игрушками. Варианты заданий: 1) Маленьких матрешек посади за маленький стол, больших за большой стол. 2) Катание разных матрешек в разных машинах. Большая матрёшка катается в большой машине, маленькая в маленькой. Вопросы ребенку: «Где большая (маленькая? Какая это матрешка?».
Игра «Дом большой, дом маленький»
Цель: Развитие атрибутивного словаря, координация речи и движения. Оборудование: Большой и маленький игрушечные дома, игрушечные заяц и медведь. Ход игры: Рассматривают большой и маленький дом. Педагог рассказывает, что в большом доме живёт медведь, а в маленьком доме живёт заяц. Просит поселить их в дома и спрашивает: «В каком доме живёт медведь?», «В каком доме живёт заяц?» Проводит подвижную игру: «У медведя дом большой". У медведя дом большой", ой, ой, ой (разводят руки в стороны, А у зайца – маленький, ай, ай, ай (садятся, обхватывают руками колени).
Игра: «Какой?».
Цель: Учить ребенка находить
разнообразные предметы заданного цвета.
Называть их.
Оборудование: Различные предметы из
окружения ребенка; сюжетная картинка.
Ход игры: педагог просит показать на
картинке все красные (затем отрабатывается синий,
зеленый желтый, белый, черный цвета) предметы и
назвать их.
Игра: «Собери букет».
Цель: Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их цвет Активизация атрибутивного словаря. Оборудование: карточки разного цвета, картинки с изображением цветов. Ход игры: Детям раздаются карточки разного цвета. Перед детьми раскладываются картинки с изображением цветов. Ребенок должен собрать букет, выбирая только те цветы, которые подходят к цвету его карточки. После выполнения задания ребенок объясняет свой выбор (например: «У меня красная карточка. Я выбрал розу, потому что она красная»).
Игра «Чудесная корзинка»
Цель: Выделять характерные признаки предметов, находить фрукты (овощи) по характерным им признакам (форма, цвет, тактильные ощущения, вкус). Активизация словаря прилагательных. Оборудование: корзинка, фрукты, овощи (помидор, огурец, яблоко, киви). Ход игры: Педагог достаёт из корзинки овощ, дети отвечают на его вопросы: что это? (Это помидор) Какой помидор? (Помидор красный, круглый). Аналогично с другими овощами.
Игра: «Что сделал зайчик».
Цель: Упражнять ребенка в практическом использовании глаголов при обыгрывании игрушки. Следить за правильным построением предложений. Ход игры: Педагог рассказывает сказку, показывает действия с игрушкой и просит ответить на вопросы. Вопросы: «Куда зашел зайчик? Что сделал зайчик? Почему зайчик сказал: «До свидания»? Кто пришел? Что сделал зайчик? Через что он перепрыгнул? До чего он допрыгнул?».
Игра: «Одень куклу».
Цель: Развивать представления об основных
действиях с предметами одежды и обуви.
Активизировать глаголы: надевать, обувать.
Оборудование: кукла, кукольная одежда
(юбка, кофта, носки, туфли, шапка).
Ход игры: Педагог вовлекает детей в
игровую ситуацию: «кукла собирается на
прогулку». Одевают куклу и комментируют свои
действия. Вопросы: Куда собралась кукла? Что мы
ей наденем?
Игра: «Веселый кубик»
Цель: Учить соотносить, узнавать и называть движения, производимые одним объектом. Оборудование: кубик с наклеенными на каждой грани сюжетными картинками, изображающими действие (мальчик сидит, ест, идет, лежит, прыгает, спит). Ход игры: дети бросают кубик по очереди, называют действие, которое выпало на грани кубика, имитирует это действие. «Крутись, вертись, На бочок ложись!»
Игра: «Кто больше?».
Цель: Расширение предикативного словаря. Ход игры: Взрослый называет слово, обозначающее действие. Дети должны назвать как можно больше слов, относящихся к этому действию и обозначающих предметы (при за-труднениях предъявляются игрушки и предметные картинки). Речевой материал: Летит. (самолет, пух, бабочка, жук, стрекоза, пчела, воздушный змей). Плывет. (пароход, лодка, рыба, бревно, утка). Растет. (трава, ребенок, цветок, дерево, капуста). Ползает. (змея, червяк, улитка, гусеница, муравей) и т. д. Летит. (самолет, пух, бабочка, жук, стрекоза, пчела, воздушный змей). Плывет. (пароход, лодка, рыба, бревно, утка). Растет. (трава, ребенок, цветок, дерево, капуста). Ползает. (змея, червяк, улитка, гусеница, муравей) и т. д.
Игра: «Летает — ползает — прыгает».
Цель: Расширение предикативного словаря. Оборудование: картинки: змея, кит, бабочка, улитка, окунь, лягушка, кузнечик, муравей, гусеница, жук, пчела, комар, стрекоза, гусь, белка, ворона, заяц, жаба, утка. Ход игры: Каждому ребенку дается картинка с изображением какого-либо животного, птицы, насекомого, рыбы. Детям предлагается подобрать к этой картинке из множества других, расположенных на наборном полотне, картинки с изображением животных, передвигающихся так же. Выбирая картинку, ребенок называет способ передвижения: летает, ползает, прыгает, плавает.
Игра: «Кто что может делать?»
Цель: Расширение предикативного словаря.
Ход игры: Детям демонстрируются
картинки с изображением лиц разных профессий.
Они рассматривают картинки и рассказывают кто?
что? может делать.
Речевой материал: повар. (варить, жарить,
резать, солить);
уборщица. (подметать, вытирать, мыть,
убирать);
продавец. (продавать, взвешивать, считать,
заворачивать) и т. д.
Игра: «Где же наши ручки?»
Цель: Учить понимать и называть существительные, обозначающие части тела во множественном числе, выполнять движения в соответствии с текстом. Оборудование: кукла, запись на магнитофоне песенки «Где же наши ручки?». Ход игры: Предлагается поиграть с куклой и повторить движения самим в соответствии с текстом песенки.
Игра: «Маша-растеряша» Цель: Активизировать словарь существительных, формировать понятие «игрушки». Оборудование: кукла, мяч, мишка, грузовая машина, корзинка, стул, коробка. Ход игры: Детям предлагается убрать игрушки на место: «Мяч лежал в корзинке. Кукла сидела на стуле. Грузовая машина лежала в коробке». Ответить на вопросы: Что лежит в корзине? Кто сидит на стуле? Где лежит машина? Была у мамы Маша, Дочка-растеряша. Хочет с куклой поиграть – Не найти ее опять. Мяч куда-то закатился, Мишка с полочки свалился. С тобой мы к Машеньке пойдем и все игрушки соберем. Варианты: игра с предметами других лексических групп.
Игра: «Компот для Белки».
Цель: Закрепить знание о фруктах. Активизировать в речи существительные, обозначающие фрукты. Понимать и использовать в активной речи обобщающие слова «фрукты». Развивать мыслительные операции. Оборудование: натуральные фрукты, муляжи фруктов, картинки фруктов (яблоко, груша, банан, слива, две кастрюли. Инструкция: Детям предлагается разложить два вида фруктов (яблоки и сливы). В одну кастрюлю сложить яблоки, в другую - сливы. Варианты: увеличить количество и ассортимент фруктов. Провести игру с предметными картинками.
Игра: «Кому что?»
Цель: Активизация номинативного словаря,
развитие мыслительных операций.
Оборудование: куклы, кукольная одежда и
посуда.
Ход игры: Взрослый рассказывает детям о
двух девочках: «Катя и Таня были в магазине и
сделали покупки. Катя купила новую одежду, а
Таня купила посуду. Продавец сложил покупки в
одну коробку. Теперь Катя и Таня не могут
поделить их и просят вас помочь им». Дети по
очереди достают из коробки предметы,
показывают всем, называют их и передают хозяйке
(Кате или Тане, объясняя свой выбор.
Варианты: Аналогично с другими
тематическими группами существительных.
Провести игру с предметными картинками.
Игра: «Соберем урожай».
Цель: Развитие номинативного словаря. Развитие операций анализа и синтеза. Оборудование: Разрезные картинки с изображением частей овощей и фруктов, две корзинки. Ход игры: Детям предлагается сложить разрезную картинку, называть ее, определить, овощ это или фрукт, и положить в соответствующую корзинку. Варианты: Аналогично с другими тематическими группами существительных.
Игра: «Ощупай, угадай, назови».
Цель: Развитие сенсомоторики. Развитие умения выделять существенные признаки. Активизация словаря существительных Оборудование: небольшого размера игрушки животных (свинья, кошка, красивая коробка. Ход игры: Рассмотреть с ребенком игрушечных свинку и кошку, обговорить их форму, отличительные признаки, спрятать их в коробку. Предлагается ребенку на ощупь определить предмет, назвать его, достать и проверить. В помощь детям читают описательную загадку.
Хвост крючком, Нос пяточком, Им землю копает, Хрюкает, не лает. У нее четыре лапки, На лапках – коготки-царапки. Мышей ловит, Молочко лакает, Песни распевает: - Мяу-мяу! Варианты: Увеличить количество игрушек. Найти определенную игрушку.
Игра: «Ориентировка в величине» (2 контрастные величины).
Цель: Учить ребенка вкладывать меньший предмет в больший. (Меньшую по размеру чашку располагать слева и справа от ребенка.) Оборудование: вкладыши, набор стаканчиков. Ход игры: Предлагается ребенку вложить меньший предмет в больший (подумай как) по подражанию действиям педагога).