Папки-передвижки

Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей 2–3 лет

Екатерина Требушная
Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей 2–3 лет

Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей 2-3 лет

Игра: «Шарики и кубики».

Цель: Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать с предметами в зависимости от свойств. Формировать активные поисковые действия, элементы экспериментирования и прогнозирования результата, используя объемные геометрические фигуры. Оборудование: четыре корзинки: две красных и две желтых, мячи и кубики красного и желтого цвета. Ход игры: Предлагается соотнести по цвету мячи и положить их в соответствующие корзины. Аналогично с кубиками. Перед ребенком лежат мячи и кубики. Предлагается разложить их по корзинам (подумай как, по подражанию действиям педагога).

Публикация «Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей 2–3 лет» размещена в разделах

Игра: «Большой – маленький»

Цель: Формировать понятия о величине:

большой, маленький. Фиксировать внимание

ребенка на различии и тождестве однотипных

предметов по величине. Пополнять его пассивный

словарь словами: большой, маленький.

Оборудование: большие и маленькие мячи и

кубики.

Ход игры: Предлагается положить большие

кубики и большие мячики в большую корзинку, а

маленькие - в маленькую. Педагог демонстрирует

действия.

Игра: «Ориентировка в форме и цвете».

Цель: Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их форму и цвет, действовать с предметами в зависимости от поставленной задачи. Добиваться понимания инструкции: «Дай такой же Шарик (кубик, кирпичик, крышу)», а затем: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) шарик (кубик, кирпичик, крышу)». Активизировать словарь прилагательных. Оборудование: разные по форме и цвету кубики, шарики, кирпичики, крыши. Варианты заданий: Сделать постройку. Выполнить игровое действие с шариками (если ребенок не затрудняется в строительстве простых построек). Дать по словесной инструкции: шарик, кирпичик, кубик, крышу. Ход игры: Предлагаются различные действия по инструкции: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) шарик. Выполнить игровое действие с шариками, кубиками. «Строим дом для куклы». Сделать постройку (если ребенок не затрудняется в строительстве простых построек). Педагог просит ребенка дать по словесной инструкции: шарик, кирпичик, кубик, крышу. «Дай такой же Шарик (кубик, кирпичик, крышу)», а затем: «Дай красный (зеленый, желтый, синий) шарик (кубик, кирпичик, крышу)». «Что ты дал?»

Игра: «Чудесный мешочек».

Цель: Определять на ощупь форму (круглая, квадратная). Активизировать в речи прилагательные: круглый, квадратный. Оборудование: мешочек, шары, кубики. Ход игры: Рассмотреть с ребенком шарики, кубики, обговорить форму предметов, спрятать их в мешочек. Предлагается ребенку на ощупь определить форму предмета, назвать ее, достать предмет и проверить.

Игра: «Большие и маленькие».

Цель: Фиксировать внимание ребенка на величине предметов и ее словесном обозначении. Ход игры: Воспитатель просит выполнить игровые действия с игрушками. Варианты заданий: 1) Маленьких матрешек посади за маленький стол, больших за большой стол. 2) Катание разных матрешек в разных машинах. Большая матрёшка катается в большой машине, маленькая в маленькой. Вопросы ребенку: «Где большая (маленькая? Какая это матрешка?».

Игра «Дом большой, дом маленький»

Цель: Развитие атрибутивного словаря, координация речи и движения. Оборудование: Большой и маленький игрушечные дома, игрушечные заяц и медведь. Ход игры: Рассматривают большой и маленький дом. Педагог рассказывает, что в большом доме живёт медведь, а в маленьком доме живёт заяц. Просит поселить их в дома и спрашивает: «В каком доме живёт медведь?», «В каком доме живёт заяц?» Проводит подвижную игру: «У медведя дом большой". У медведя дом большой", ой, ой, ой (разводят руки в стороны, А у зайца – маленький, ай, ай, ай (садятся, обхватывают руками колени).

Игра: «Какой?».

Цель: Учить ребенка находить

разнообразные предметы заданного цвета.

Называть их.

Оборудование: Различные предметы из

окружения ребенка; сюжетная картинка.

Ход игры: педагог просит показать на

картинке все красные (затем отрабатывается синий,

зеленый желтый, белый, черный цвета) предметы и

назвать их.

Игра: «Собери букет».

Цель: Учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их цвет Активизация атрибутивного словаря. Оборудование: карточки разного цвета, картинки с изображением цветов. Ход игры: Детям раздаются карточки разного цвета. Перед детьми раскладываются картинки с изображением цветов. Ребенок должен собрать букет, выбирая только те цветы, которые подходят к цвету его карточки. После выполнения задания ребенок объясняет свой выбор (например: «У меня красная карточка. Я выбрал розу, потому что она красная»).

Игра «Чудесная корзинка»

Цель: Выделять характерные признаки предметов, находить фрукты (овощи) по характерным им признакам (форма, цвет, тактильные ощущения, вкус). Активизация словаря прилагательных. Оборудование: корзинка, фрукты, овощи (помидор, огурец, яблоко, киви). Ход игры: Педагог достаёт из корзинки овощ, дети отвечают на его вопросы: что это? (Это помидор) Какой помидор? (Помидор красный, круглый). Аналогично с другими овощами.

Игра: «Что сделал зайчик».

Цель: Упражнять ребенка в практическом использовании глаголов при обыгрывании игрушки. Следить за правильным построением предложений. Ход игры: Педагог рассказывает сказку, показывает действия с игрушкой и просит ответить на вопросы. Вопросы: «Куда зашел зайчик? Что сделал зайчик? Почему зайчик сказал: «До свидания»? Кто пришел? Что сделал зайчик? Через что он перепрыгнул? До чего он допрыгнул?».

Игра: «Одень куклу».

Цель: Развивать представления об основных

действиях с предметами одежды и обуви.

Активизировать глаголы: надевать, обувать.

Оборудование: кукла, кукольная одежда

(юбка, кофта, носки, туфли, шапка).

Ход игры: Педагог вовлекает детей в

игровую ситуацию: «кукла собирается на

прогулку». Одевают куклу и комментируют свои

действия. Вопросы: Куда собралась кукла? Что мы

ей наденем?

Игра: «Веселый кубик»

Цель: Учить соотносить, узнавать и называть движения, производимые одним объектом. Оборудование: кубик с наклеенными на каждой грани сюжетными картинками, изображающими действие (мальчик сидит, ест, идет, лежит, прыгает, спит). Ход игры: дети бросают кубик по очереди, называют действие, которое выпало на грани кубика, имитирует это действие. «Крутись, вертись, На бочок ложись!»

Игра: «Кто больше?».

Цель: Расширение предикативного словаря. Ход игры: Взрослый называет слово, обозначающее действие. Дети должны назвать как можно больше слов, относящихся к этому действию и обозначающих предметы (при за-труднениях предъявляются игрушки и предметные картинки). Речевой материал: Летит. (самолет, пух, бабочка, жук, стрекоза, пчела, воздушный змей). Плывет. (пароход, лодка, рыба, бревно, утка). Растет. (трава, ребенок, цветок, дерево, капуста). Ползает. (змея, червяк, улитка, гусеница, муравей) и т. д. Летит. (самолет, пух, бабочка, жук, стрекоза, пчела, воздушный змей). Плывет. (пароход, лодка, рыба, бревно, утка). Растет. (трава, ребенок, цветок, дерево, капуста). Ползает. (змея, червяк, улитка, гусеница, муравей) и т. д.

Игра: «Летает — ползает — прыгает».

Цель: Расширение предикативного словаря. Оборудование: картинки: змея, кит, бабочка, улитка, окунь, лягушка, кузнечик, муравей, гусеница, жук, пчела, комар, стрекоза, гусь, белка, ворона, заяц, жаба, утка. Ход игры: Каждому ребенку дается картинка с изображением какого-либо животного, птицы, насекомого, рыбы. Детям предлагается подобрать к этой картинке из множества других, расположенных на наборном полотне, картинки с изображением животных, передвигающихся так же. Выбирая картинку, ребенок называет способ передвижения: летает, ползает, прыгает, плавает.

Игра: «Кто что может делать?»

Цель: Расширение предикативного словаря.

Ход игры: Детям демонстрируются

картинки с изображением лиц разных профессий.

Они рассматривают картинки и рассказывают кто?

что? может делать.

Речевой материал: повар. (варить, жарить,

резать, солить);

уборщица. (подметать, вытирать, мыть,

убирать);

продавец. (продавать, взвешивать, считать,

заворачивать) и т. д.

Игра: «Где же наши ручки?»

Цель: Учить понимать и называть существительные, обозначающие части тела во множественном числе, выполнять движения в соответствии с текстом. Оборудование: кукла, запись на магнитофоне песенки «Где же наши ручки?». Ход игры: Предлагается поиграть с куклой и повторить движения самим в соответствии с текстом песенки.

Игра: «Маша-растеряша» Цель: Активизировать словарь существительных, формировать понятие «игрушки». Оборудование: кукла, мяч, мишка, грузовая машина, корзинка, стул, коробка. Ход игры: Детям предлагается убрать игрушки на место: «Мяч лежал в корзинке. Кукла сидела на стуле. Грузовая машина лежала в коробке». Ответить на вопросы: Что лежит в корзине? Кто сидит на стуле? Где лежит машина? Была у мамы Маша, Дочка-растеряша. Хочет с куклой поиграть – Не найти ее опять. Мяч куда-то закатился, Мишка с полочки свалился. С тобой мы к Машеньке пойдем и все игрушки соберем. Варианты: игра с предметами других лексических групп.

Игра: «Компот для Белки».

Цель: Закрепить знание о фруктах. Активизировать в речи существительные, обозначающие фрукты. Понимать и использовать в активной речи обобщающие слова «фрукты». Развивать мыслительные операции. Оборудование: натуральные фрукты, муляжи фруктов, картинки фруктов (яблоко, груша, банан, слива, две кастрюли. Инструкция: Детям предлагается разложить два вида фруктов (яблоки и сливы). В одну кастрюлю сложить яблоки, в другую - сливы. Варианты: увеличить количество и ассортимент фруктов. Провести игру с предметными картинками.

Игра: «Кому что?»

Цель: Активизация номинативного словаря,

развитие мыслительных операций.

Оборудование: куклы, кукольная одежда и

посуда.

Ход игры: Взрослый рассказывает детям о

двух девочках: «Катя и Таня были в магазине и

сделали покупки. Катя купила новую одежду, а

Таня купила посуду. Продавец сложил покупки в

одну коробку. Теперь Катя и Таня не могут

поделить их и просят вас помочь им». Дети по

очереди достают из коробки предметы,

показывают всем, называют их и передают хозяйке

(Кате или Тане, объясняя свой выбор.

Варианты: Аналогично с другими

тематическими группами существительных.

Провести игру с предметными картинками.

Игра: «Соберем урожай».

Цель: Развитие номинативного словаря. Развитие операций анализа и синтеза. Оборудование: Разрезные картинки с изображением частей овощей и фруктов, две корзинки. Ход игры: Детям предлагается сложить разрезную картинку, называть ее, определить, овощ это или фрукт, и положить в соответствующую корзинку. Варианты: Аналогично с другими тематическими группами существительных.

Игра: «Ощупай, угадай, назови».

Цель: Развитие сенсомоторики. Развитие умения выделять существенные признаки. Активизация словаря существительных Оборудование: небольшого размера игрушки животных (свинья, кошка, красивая коробка. Ход игры: Рассмотреть с ребенком игрушечных свинку и кошку, обговорить их форму, отличительные признаки, спрятать их в коробку. Предлагается ребенку на ощупь определить предмет, назвать его, достать и проверить. В помощь детям читают описательную загадку.

Хвост крючком, Нос пяточком, Им землю копает, Хрюкает, не лает. У нее четыре лапки, На лапках – коготки-царапки. Мышей ловит, Молочко лакает, Песни распевает: - Мяу-мяу! Варианты: Увеличить количество игрушек. Найти определенную игрушку.

Игра: «Ориентировка в величине» (2 контрастные величины).

Цель: Учить ребенка вкладывать меньший предмет в больший. (Меньшую по размеру чашку располагать слева и справа от ребенка.) Оборудование: вкладыши, набор стаканчиков. Ход игры: Предлагается ребенку вложить меньший предмет в больший (подумай как) по подражанию действиям педагога).

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр на активизацию словаря и развитие связной речи для второй младшей группы «ВЫПОЛНИ КОМАНДУ» Цель: Развивать внимание, умение выделять признаки предмета. Определенной группе детей предлагается выполнить какое-либо.

Картотека дидактических игр на развитие словаря Картотека дидактических игр на развитие словаря Игра «Потому что» Цель: расширение словаря, активизация, уточнение значения обобщающих.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Картотека дидактических игр на развитие словаря во второй младшей ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №230 ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ».

Картотека дидактических игр, направленных на развитие художественно-творческих способностей старших дошкольников Картотека дидактических игр, направленных на развитие художественно - творческих способностей старших дошкольников № Название Краткое.

Картотека игр для развития активного словаря детей раннего возраста «Какая это машина?» 2-3 года Цель: Продолжать закреплять в активной речи названия видов транспорта (грузовая машина, легковая машина, автобус,.

Картотека игр, направленных на развитие слухового восприятия 1. “Оркестр”, “Что звучит?” Цель: формирование умения различать звучание простейших музыкальных инструментов, развитие слуховой памяти.

Картотека игровых упражнений, направленных на профилактику плоскостопия у детей для старшего дошкольного возраста Цель: укрепление и повышение тонуса мышц свода стопы. Игровое упражнение «Спрячь мышку»Оборудование: крышки от пластиковых бутылок, лист.

Картотека «Игры и игровые упражнения в развитии словаря у детей раннего возраста» Давайте предложим ребенку такие задания, от которых он просто не сможет отказаться. Работа по развитию речи ведется в 2 направлениях: 1.

Картотека-сборник серии мультфильмов, направленных на диалогическое общение В данной статье, предложена моя подборка серий детских мультфильмов, направленных на развитие диалогической речи у детей. Можно использовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека речевых игр, направленных на развитие словаря у детей 2–3 лет
Опубликовано: 25 ноября 2019 в 03:35
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД