Екатерина Озерова
Картотека речевых игр для детей дошкольного возраста (5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека речевых игр для детей дошкольного возраста (5–6 лет
1. Игры на развитие артикуляционной моторики:
• Птенчик (открывать-закрывать рот)
• Лягушка (узким языком широко открыть рот и «поймать комара»)
• Качели (рот приоткрыт, кончик языка поднимаем вверх-вниз)
• Часики (рот в положении – улыбка, кончик языка касается уголков рта, двигается вправо-влево при этом челюсть неподвижна)
• Хомяк (покусать верхнюю губу)
• Заяц (покусать нижнюю губу)
• Слоник (беззвучно «У» 5-10сек)
Публикация «Картотека речевых игр для детей дошкольного возраста (5–6 лет)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
• Лягушки - слоник (чередуем «И-У»)
• Почистим нижние (верхние) зубки (языком возим из стороны в сторону по нижним (верхним) зубкам)
• Киска сердится (кончик языка прижать к нижним зубам, боковые края языка поднять к верхним коренным зубам)
• Футбол (языком упираемся в щеки вправо-влево)
• Вкусное варенье (облизываем верхнюю губу широким языком)
• Непослушный язычок (шлепаем по языку губами и произносим пя-пя-пя)
• Блинчики (держать неподвижный язычок на нижней губе под счет до 10)
• Маляр (возим широким языком по небу)
• Дятел (кончиком языка стучим по альвеолам за верхними зубками и произносим д-д-д)
• Индюк (широким язычком возим вперед-назад по верхней губе и произносим бл-бл-бл)
• Лошадка (цокаем язычком)
2. Развитие фонематического слуха
• Найди похожие слова (рифмовать слова)
• Мяч передавай – слово называй (называть слово на заданный звук и передает мяч другому)
• Закончи предложение (за-за-за – у Зои коза)
• Магазин (купить игрушки, в названии которых заданный звук)
• Замени звук (тапки-шапки, майка-шайка)
• Распутай слова (мосакат-самокат)
• Лесная школа (поднять лапку, если услышишь заданный звук)
• Слушай и считай (сосчитать слова, в которых был заданный звук)
• Топай-хлопай (топать на один заданный звук, хлопать на другой)
• Есть звук или нет? (назвать ряд слов, а ребенок повторяет слова, в которых присутствует заданный звук)
• В начале или в конце? (определяем место звука в в слове, если в конце – ребенок поднимает мизинец, если в начале – большой палец)
• Запомни слова (с заданным звуком из текста)
• Доскажи словечко (за-за-за у Зои… (коза)
• Сломанный телефон
• Телеграф (отстукиваем слова по слогам)
• Слова-перевертыши (лок-кол, мод-дом, зако-коза)
• Эхо (слоги повторять все тише - тише - тише)
4. Игры для развития физиологического и речевого дыхания
• Дуем в трубочку (губы и язык трубочкой, дуем на перышке)
• Фокус (дуем на широкий язычок на нос, пытаясь сдуть перышко)
• Попади ваткой в ворота (дуем на ватку, пытаясь забить гол в ворота)
• Волшебное горлышко (дуем в горлышко узкой бутылки)
• Лодочки плывут по озеру (дуем в таз с водой на лодочки)
• Покатаем бревнышки (дуем на карандаши, катушки)
• Буря в стакане (дуть через соломинку в стакан с водой)
• Задуй свечу (ребенок должен сдуть свечу, не надувая щек, взрослый каждый раз отодвигает свечу все дальше от ребенка)
5. Развитие словаря и совершенствование грамматического строя речи
• Съедобное - несъедобное (расширение словарного запаса)
• «1-3-5-7» ( согласование существительных с количественными числительными: один шкаф, три шкафа, пять шкафов, семь шкафов)
• Мы не скажем, а покажем (один ребенок показывает движения, а дети их называют)
• Чего не стало? (10 предметов)
• Новые слова ( образование новых слов: конфета - конфетница, конфетный)
• Один – много (ваза-вазы и т. д.)
• Удлиняй слова (куст-кустик, кустовой; дом-домик, домовой, домашний, домище и т. д.)
• Пиф считает (сколько хвостов, глаз, ушей и т. д. у животных)
• Кого я видел в лесу? (образование сущ. в род. падеже много волков, бабочек и т. д.)
• Похожие слова ( синонимы: врач-доктор, шофер-водитель)
• Назови ласково (мама – мамочка, мамуля, матушка)
• Иностранец (описание предметов для иностранного гостя)
• Добавь слово (На небе туча – На синем небе туча. – на синем небе темная, дождевая туча)
• Урок Мальвины ( составление предложений из заданных словосочетаний: лесная ягода – Ребята собрали лесную ягоду и приготовили вкусный пирог)
• Помоги Незнайке ( подружи слова в предложении: мама, готовить, пироги, вкусный – мама приготовила вкусные пироги)
• Мяч скорей бери и за мной повтори (ряд слов)
• Исправь предложения (Самолет нырнул в небо и полетел. Весной на яблоне поспели вкусные яблоки)
• Кузовок (вот тебе кузовок, клади в него то, что на ОК, обмолвишься – отдашь залог. Слова: замок, сверчок, сахарок, клубок и др.)
• Два брата (образование видовых пар глаголов) Брат – лентяй и шустрый брат: один встает – другой встал, одинсадится – другой сел. И т. д.
• Кто что умеет делать (подбор глаголов, обозначающие действия животных: журавли-курлычат, ворона-каркает, синица-тинькает, воробей-чирикает и др.)
• Чьё? Чьё? Моё! ( образование притяжательных прилагательных: хвост птичий, бычий, лисий и т. д.)
• Мишка-музыкант (соотносить муз. инструменты с названием муз. специальностей: пианино-пианист, гитара-гитарист)
• Кто больше действий назовет (подбор глаголов, обозначающие действия. Например, кошка – ловит, царапается, мурлычет, мяукает и др. что можно делать с цветами? Рвать, нюхать, поливать, удобрять, любоваться)