Екатерина Волкова
Картотека развивающих игр и упражнений для развития творческого воображения
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека развивающих игр и упражнений на развитие творческого воображения
1. Игра - упражнение «Три краски».
Цель: развитие художественного восприятия и воображения.
Предложить детям взять три краски, по их мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?
2. Упражнение «Волшебные кляксы».
Публикация «Картотека развивающих игр и упражнений для развития творческого воображения» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.
Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.
3. Игра – «Неоконченный рисунок».
Цель: развитие творческого воображения.
Детям даются листы с изображением недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.
4. Упражнение «Волшебники».
Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.
Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».
5. Упражнение «Танец».
Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.
Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман.
Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.).
Усложнение – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т. д.)
6. Упражнение «О чем рассказала музыка».
Цель: развитие творческого воображения.
Звучит классическая музыка. Детям предлагается закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.
7. Упражнение «Волшебная мозаика».
Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематические изображения деталей этих предметов.
Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка) : несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.
Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.
8. Игра «Поможем художнику».
Цель: учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.
Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.
Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.
После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.
9. Игра «Волшебные картинки».
Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.
Детям раздаются карточки. На каждой карточке нарисованы различные геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место.
Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.
10. Игра «Чудесный лес».
Цель: учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.
Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.
Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.
11. Упражнение «Хорошие и плохие поступки».
Цель: учить конкретизировать абстрактные понятия.
Педагог обсуждает с детьми хорошие и плохие поступки, обобщает их понятиями: жадность, воровство, ябедничество, драчливость, вежливость, доброта и т. п. А затем просит детей представить, что все плохие поступки, совершаемые человеком, изменяли бы его внешность, например: обжора бы стал очень толстым, у драчуна выросли бы огромные кулаки и т. п. Каждый ребенок получает карандаши и бумагу, а взрослый просит изобразить труса, жадину, ябеду, обманщика, грязнулю, глупого мальчика и т. п.
12. Игровое упражнение «Продолжи стихотворение».
Цель: развивать воображение, умение подбирать рифмы.
Детям предлагается продолжить стихотворение, прочитанное педагогом.
Девочки и мальчики
Прыгают как … (мячики).
Цыплята наши есть хотят,
Мы накормить должны… (цыплят).
Береги нос
В сильный… (мороз).
У забора коза
Вытаращила … (глаза).
13. Игровое упражнение «Маленький писатель».
Цель: учить изменять, сочинять, комбинировать текст в жанре рассказа и сказки.
«Придумай название к рассказу»
Детям предлагаются короткие рассказы (автор В. Селиверстов, к которым надо придумать названия.
Дело было вечером. Ваня шел с дедом по лесу. Стало темнеть. Видит Ваня – под деревом черное пятно. Ваня подумал: «это медведь» - и полез на дерево. А это был пень.
Варианты названий: «Трусливый мальчик», «Случай в лесу».
Коля и Петя купались в реке. Петя заплыл далеко от берега. Он устал и стал тонуть. Коля не умел плавать. Он кричал и звал на помощь. Мимо шел Ваня. Он бросился в воду. Ваня быстро вытащил Петю на берег.
Варианты названий: «Верный товарищ», «надежный друг», «Смелый мальчик».
14. Игровое упражнение «Поезд».
Цель: упражнять в умении сравнивать, обобщать, находить сходные признаки у разных предметов, развивать вариативность мышления.
Педагог раздает набор картинок-«вагончиков» с изображением самых разнообразных объектов. Затем предлагает детям построить паровоз из отдельных «вагончиков» и «скрепить» их друг с другом, найдя какой-то общий признак ( при этом следует ключевая фраза: «я прицепляю дятла к жуку, потому что они оба.»). После того как дети построили один поезд, педагог все перемешивает и предлагает им построить новый (дети строят другой вариант соединения этих же «вагончиков»)
15. Д/И "Причудливые кляксы"
Цель: Развитие творческого воображения у детей.
Дети рассматривают карточки с кляксами и пытаются отгадать в их очертаниях предметы или животных. После находят карточки с правильным вариантом ответа. Возможно, у ребенка появится собственный новый вариант ответа.
16. Упражнение «На что похожи кляксы»
Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.
Предложить детям рассмотреть карточки с кляксами и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т. д.). Предложить создать рисунок на основе кляксы.