Алёна Петрова
Картотека игр и упражнений для развития внимания
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Какой игрушки не хватает?»
Цель: развитие зрительной памяти, внимания.
возраст: от 3 лет
Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: «какой игрушки не хватает?». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек.
Игра «Найди такой же»
Цель: развитие произвольного внимания.
возраст: от 3 лет
Темочки:
- Игры для детей
- Игры на развитие внимания
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Темочки
Предложите малышу выбрать из кубиков или шариков точно такой же (по цвету, величине, рисунку) как тот, который у вас в руках. Чтобы ребенку было интереснее играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и, конечно, делать ошибки, которые ребенок должен заметить. Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия которых не так заметны.
Игра «Что изменилось?»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции.
возраст: от 3 лет.
Для начала поставьте на стол 3-4 игрушки, дайте ребенку рассмотреть их 1-2 минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите одну из игрушек. Когда малыш повернется спросите его, что изменилось.
Игра «Карлики и великаны»
Дети стоят в кругу, а ведущий подает команды: «Карлики» или «Великаны». Дети должны приседать или вставать, услышав соответствующую команду.
Игра «Ключики».
Цель: научить концентрироваться на зрительном образе.
Ключи вы можете нарисовать или использовать настоящие, среди них должны обязательно быть одинаковые пары. Попросите ребенка подобрать эти пары. Пусть внимательно рассматривает, совпадают ли ключи. Дальше усложняйте игру: нужно будет убрать ключ из одной пары, а ребенок должен определить, какого ключа не хватает.
Игра «Самый внимательный»
Цель: развитие объема внимания, умения сосредотачиваться.
возраст: от 4 лет
Дети встают полукругом. Затем определяют ведущего. Ведущий должен запомнить порядок расположения участников игры. Затем ведущий отворачивается. В это время игроки меняются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи. На месте ведущего должны побывать все игроки. Все, кто не ошибется, считаются победителями.
Игра «Кто позвал?»
Цель: развитие внимания, слухового восприятия.
возраст: от 4 лет
Дети сидят или стоят в полукруге. Выбирается водящий, который встает спиной детям. Педагог указывает молча детям на того ребенка, который хочет назвать ведущего по имени. Водящий отгадывает того, кто произнес слово.
Игра «Запретная цифра»
Цель: развитие внимания, слухового восприятия.
Выбирается определенная цифра (например 4, которую запрещается называть. Дети становятся в круг и по часовой стрелке считают по очереди «1, 2, 3.». Когда подходит очередь к четвертому ребенку, он не говорит цифру, а хлопает в ладоши.
Игра «Летает – не летает»
Цель: развитие произвольного внимания
возраст: от 4 лет
Ведущий стоя в полукруге детей, по очереди бросает мяч каждому ребенку, называя любой предмет.
Ребенок определяет, может ли этот предмет летать. Если «летает», мяч кидается обратно, если нет, мяч возвращают ударом об пол со словом «не летает».
Игра «Что нового?»
Цель: развитие произвольного внимания.
возраст: от 4 лет
Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие–либо детали, создавая картину. В это время когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза и, открывая их по команде взрослого, говорят, что изменилось.
Чем дольше длится игра, тем сложнее искать новые детали.
Игра «Ищи безостановочно»
Цель: развитие активного внимания.
Возраст: от 4 лет.
В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета, по сигналу один начинает перечислять, а другие дополнять.
Игра «Игра с флажками»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции.
Возраст: от 4 лет
Когда ведущий поднимает красный флажок, дети должны прыгнуть, зеленый флажок – хлопнуть в ладоши, синий – шагать на месте.
Игра «Четыре стихии»
Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и зрительного анализатора.
Возраст: от 4 лет.
Играющие сидят по кругу.
Если ведущий говорит слово «земля» все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение руками.
Кто ошибся, считается проигравшим.
Игра «Добавь слово»
Цель: развитие внимания и памяти
Возраст: 4- 6 лет
Первый называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третий ребенок повторяет первые два по порядку и называет свое и т. д.
Если эту игру проводить неоднократно, то от раза к разу увеличивается количество запоминаемых слов, т. е. объем памяти. А установка, которую дает взрослый на запоминание как можно большего числа слов, развивает произвольное внимание.
Игра «Стаканчик»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Возраст: от 4 лет.
Ребята сидят в кругу. Педагог передает тарелку, в которой лежит стакан. Тарелку со стаканом нужно передать по круг так, чтобы никто не услышал ни стука, ни звона стакана. В конце упражнения подводится итог, кто тише всех передал. Возможны разные варианты перестановок.
Игра «Детектив»
Цель: развитие внимания, наблюдательности.
Возраст: от 5 лет.
Дети разбиваются по парам, встают лицом друг к другу и в течение 10 секунд внимательно изучают внешность друг друга. После этого поворачиваются спиной друг другу и по очереди громко описывают внешность друг друга.
Игра «Найди игрушку»
Цель: развитие внимания, умение узнавать предмет по описанию.
Возраст: от 5 лет.
Взрослый описывает ребенку какую-нибудь игрушку, находящуюся в комнате. Ребенок может задавать вопросы. Затем ребенка просят найти предмет, о котором шла речь.
Игра- упражнение «Сравни предметы»
Цель: развитие концентрации внимания.
Возраст: от 5 лет
Пред ребенком ставятся 2 игрушки. Он должен сначала сказать, чем они похожи, а затем чем отличаются друг от друга. Например: мишка и зайчик. Можно называть признаки по очереди с ребенком. Так же рекомендуем сравнивать любые пары игрушек. А если вы хотите усложнить игру, поставьте перед ребенком более похожие игрушки.
Игра «Да» и «нет» не говорить, черное и белое не носить»
Цель: развитие произвольного внимания и самоконтроля.
Возраст: от 5 лет.
Взрослый предлагает ребенку поиграть в вопросы и ответы. Ребенок может по-разному отвечать на вопросы, но должен выполнять одно правило: нельзя произносить запретные слова «да - нет», «черное - белое». Взрослые задает такие вопросы, которые предполагают использование запретного слова. Например: «Какого цвета у доктора халат?». В случае ошибки играющие меняются местами.
Игра «Менялки»
Цель: развитие активного внимания
Возраст: от 5 лет.
Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул, таким образом, получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются те, у кого (светлые волосы, темные глаза). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящим должны занять место (свободное). Кто остался без стула, становится ведущим.
Игра «Шепотом»
Цель: развитие слухового внимания
Возраст: от 4 лет
Дети выбирают водящего с помощью считалки. Водящий отворачивается, а дети договариваются, какое слово они будут произносить шепотом все вместе. Если водящий угадывает это слово, то он меняется.
Игра «Самый внимательный»
Цель: развитие слухового внимания, памяти, умение классифицировать предметы
Возраст: от 4 лет
Ведущий называет предметы одного вида. Если он ошибается, дети хлопают в ладоши. Например, он говорит: «Я беру одежду – майку, шорты, кровать (дети хлопают, куртку».