Аргунова Евдокия Егоровна
Картотека развивающих игр и упражнений на развитие связной речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека развивающих игр и упражнений
на развитие связной речи старших
дошкольников.
Одной из основных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста является развитие мышления и речи. Эти два неразрывно связанных между собой психических процесса формируются, развиваются при познании ребенком окружающего мира.
Публикация «Картотека развивающих игр и упражнений на развитие связной речи старших дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Воспитателю детских садов в своей работе следует уделять как можно больше внимания развитию умственной деятельности детей, приучению их к самостоятельности мышления, к использованию полученных ими знаний в различных условиях, в соответствии с поставленной перед ними задачей. «Самое важное для развития мышления - уметь пользоваться знаниями. Это значит - отбирать из своего умственного багажа в каждом случая те знания, которые нужны для решения стоящей задачи.
Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Это объясняется тем, что речь является способом формирования и формулирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих.
Д/у «Решение творческих задач»
Цель: развитие умения ясно и логично излагать свои мысли и идеи окружающим, обосновывать свои мысли и высказывания.
Примерные типы задач:
1. «Построим необитаемую Планету»
2. «На планете чудес живут необычные обитатели, придумаем и назовем новых жителей планеты».
3. «По вечерам жители планеты любят смотреть на звезды, которые соединяются в созвездия. Попробуй придумать и назвать свое созвездие».
4. «Больше всего жители планеты любят волшебство, попробуем превратить кружок…»
Д/у «Сказка»
(с использованием конструктора букв В. В. Воскобовича)
Цель: развитие умения связно излагать свои мысли.
Ход игры: воспитатель предлагает из элементов конструктора букв выложить на столе сюжет, какой-либо сказки и рассказать ее. Можно предложить ребенку по - фантазировать и добавить что-то свое.
Д/у «Слова»
(с использованием конструктора букв В. В. Воскобовича)
Цель: активизация, расширение словарного запаса.
Ход игры: воспитатель предлагает из элементов конструктора букв выложить определенную букву и назвать слова на тему: «Съедобные предметы», «Животные» и д. т.
Д/у «Придумай рассказ»
(с использованием игровизора В. В. Воскобовича)
Цель: развитие связной речи.
Ход игры: воспитатель предлагает нарисовать предмет, фигуру на игровизора на половине, ребенок дорисовывает предмет, фигуру и рассказывает о ней.
Д/у «Фигурки»
(с использованием чудо - сот В. В. Воскобовича)
Цель: научить детей составлять описательные рассказы, использовать прилагательные.
Ход игры: предложить ребенку сложить фигуру из элементов чудо - сот по образцу или придумать свою и составить описательный рассказ с использованием прилагательных. Например, фигурка бабочки. Красивая бабочка летала от цветка к цвету. Она пила нектар от ярких цветов. Вдруг маленькая бабочка увидела пчелку веселую Жужу, и они вместе стали играть.
Д/у «Для чего?»
(с использованием чудо - сот В. В. Воскобовича)
Цель: описать выложенную фигуру, используя разные характеристики предмета это предмета и объяснить для чего этот предмет.
Ход игры: предложить ребенку сложить фигуру из элементов чудо - сот по образцу (из альбома фигур) из тем: «Быт», «Посуда», «Светильники», «Море», «Транспорт» и описать данный предмет с объяснением его функций.
Д/и «Приготовим салат»
Цель: учить детей проговаривать свои действия во время деятельности (кулинария).
Ход игры: во время приготовления салата воспитатель задает вопросы о разных овощах, какой формы? Какого цвета? Какого вкуса? Какой на ощупь? Где растет? Дети режут салат и проговаривают свои действия. Дети пробуют салат и называют последовательность приготовления. Записывают схему-рецепт.
Д/и «Магазин»
Цель: научить детей находить отличительные особенности объекта, составлять описательные рассказы.
Ход игры: дети играют в «магазин», но для того, чтобы купить вещь или продукт - нужно описать предмет, не называя его.
Д/и «Новоселье»
Цель: закрепить знания детей о бытовых приборах, научить детей находить функциональные отличительные особенности объекта, составлять загадки.
Ход игры: дети играют роль новоселов. Они покупают в магазине необходимые предметы для новой квартиры. Заявки поступают продавцу в виде загадок - описание бытовых приборов их основных функций.
Д/и «Новая квартира»
Цель: закрепить классификацию мебели, знать её назначение, учить составлять рассказ из личного опыта, по картинке-передвижке (фотографии, рисунку ребенка).
Ход игры: шаблон квартиры, комнаты, кухни., картинки мебели (лучше вырезанные по контуру). Ребенку предлагается расставить подходящую мебель и проговорить свои действия и соображения по поводу необходимости этой мебели и её расстановке.
И/у «Назови правильно»
Цель: научить детей составлять описательные рассказы
Ход игры: на столе лежат карточки с картинками,
-Назовите обувь (иная категория, её цвет; сезон, когда её носят).
И/у «Отгадай»
Цель: научить детей находить отличительные особенности объекта, составлять описательные рассказы
Ход игры: ведущий задумывает какой-то объект и описывает его, не называя названия самого объекта. Игроки должны узнать его по описанию.
И/у «Найди отличия».
Цель: сравнение предметов одежды и обуви, предметов посуды, интерьера, научить детей находить отличительные особенности объекта, составлять описательные рассказы
Ход игры: детям предлагаются картинки однотипные, но с отличительными особенностями. Ребенок ищет отличия и называет, что от чего отличается.
И/у «Путаница»
Цель: научить детей находить отличительные особенности признаков времен года, составлять описательные рассказы по картинкам с элементами юмора.
Ход игры: Предъявляется картинка «Зима», на которой есть отдельные признаки другого времени года. Дети объясняют, что перепутано. Для старших дошкольников возможно составление рассказа по картинке с элементами юмора.
И/у «А у нас»
Цель: составление описательного рассказа, из личного опыта с опорой на фотографию.
Ход игры: дети приносят домашние фотографии и делятся впечатлениями, воспоминаниями о прошедших событиях.
И/у «Сочинялки»
Цель: развитие речевого творчества детей, закрепление рифмы, знаний об изучаемых объектах.
Ход игры: дети придумывают самостоятельно стишки, загадки, частушки.
И/у «Кто, где живет?»
Цель: учить составлять рассказ по предложенному плану-схеме.
Ход игры: дети рассказывают о своем доме по графической схеме-плану:
Название улицы. Какой он? ( материал: кирпичный, деревянный, блочный). Сколько этажей? Сколько комнат? Что видно из окон? За что вы любите свой дом?
Последовательные пересказы
Цель: учить детей последовательно пересказывать по опорным картинкам.
Ход: воспитатель читает детям небольшое произведение и дети пересказывают его по отдельным предметным картинкам, на которых изображены главные герои произведения.
Выборочные пересказы.
Цель: учить детей понимать и пересказывать отдельные части рассказа:
• рассказать о весне,
• рассказать о том, что делали птицы,
• рассказать о кошке.
И/у «Расскажи и покажи»
Цель: разучивание стихотворений при помощи движений.
Ход игры.
1. Воспитатель рассказывает детям стихотворение при этом показывает действия-иллюстрации, того, о чем он говорит. Для каждого слова - свой жест.
2. ребенок рассказывает стихотворения, а другой ребенок подражает какому-то персонажу.
И/у «Где начало рассказа?»
Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
Оборудование: серийные картинки.
Ход игры: Ребенку предлагается составить рассказ, опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
И/у «Найди картинке место»
Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.
Оборудование: серийные картинки.
Ход игры: Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.
И/у «Исправь ошибку»
Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.
Оборудование: серийные картинки.
Ход игры: Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.
И/у «Какая картинка не нужна?»
Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.
Оборудование: серийные картинки.
Ход игры: Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.
И/у «Отгадай-ка»
Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Оборудование: цветной камешек.
Ход игры: Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате». После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребёнок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал. Примерный план описания предмета: «Он разноцветный, круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле, а в группе нельзя им играть, так как можно разбить стекло»
И/у «Нарисуй сказку»
Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.
Оборудование: лист бумаги, карандаш.
Ход игры: Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой. Конечно, можно ребёнку помочь. Показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т. е. выделить главные повороты сюжета.
И/у «Чего на свете не бывает»
Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.
Оборудование: картинки-нелепицы.
Ход игры: Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.
И/у «Поиск пропавших деталей»
Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки.
Оборудование: большая картина, фрагменты этой картины.
Ход игры: «Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставь в нужное место каждый фрагмент и опиши ту картину, которую снимал фотограф».
И/у «Распространи предложение»
Цель: развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Оборудование: цветной камешек
Ход игры: Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, воспитатель начинает предложение так: «Дети идут. (Куда? Зачем)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы.» Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным ситуациям.
И/у "Придумай сказку"
Цель: самостоятельно подбирать выразительные средства для составления сказки или рассказа на заданную тему.
Оборудование: картинка с зимним пейзажем (весенним, летним, осенним и т. д.).
Ход игры: Воспитатель предлагает сочинить сказку «Что снится деревьям зимой» детям после того, как они рассмотрят картинку с зимним пейзажем, услышат стихотворение или рассказ о первом месяце зимы.