Елена Штрак
Картотека развивающих игр для детей 4–5 лет. Развитие концентрации внимания и памяти
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Сорока-белобока».
Цель: развивать концентрацию внимания, память.
Игровой материал и наглядные пособия: 5-6 небольших предметов (игрушек).
Разложить на столе предметы (игрушки). Предложить ребенку внимательно посмотреть на стол, запомнить, какие предметы на нем лежат, а затем попросить ребенка отвернуться. Убрать или заменить один или несколько предметов. Ребенок должен определить, что сорока утащила, а что подменила.
Игра «Хлопни в ладоши».
Цель: развивать устойчивость и переключение внимания, познавательную активность ребенка; расширять кругозор.
Публикация «Картотека развивающих игр для детей 4–5 лет, Развитие концентрации внимания и памяти» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Игры на развитие внимания
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Память. Игры, дидактические пособия на развитие памяти
- Память. Развитие памяти у детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Воспитатель называет ребенку разные слова, если он услышал слово, обозначающее, например, животное, то обязательно должен хлопнуть в ладоши. В другой раз предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объединить первое и второе задание, то есть ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих растения. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми.
Игра «Верно-неверно».
Цель: развивать внимание, память.
Воспитатель произносит разные фразы - верные и неверные. Если фраза верна, дети хлопают, если нет, то топают. Например:
Зимой всегда цветут ромашки. (Дети топают.)
Лед - это замерзшая вода. (Дети хлопают.)
Шерсть у зайцев рыжего цвета. (Дети топают.)
Руки перед едой мыть не нужно. (Дети топают.)
Зимой всегда идет снег. (Дети хлопают и топают.)
Зимой на деревьях зеленые листья. (Дети топают.)
Летом можно купаться в речке и загорать на солнышке. (Дети хлопают.)
Зимой можно ходить в лес по ягоды. (Дети топают.)
«Кто где живёт?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог: – Дети: Кто живёт в дупле? -Белка. Кто живёт в скворечнике? -Скворцы. Кто живёт в гнезде? -Птицы. Кто живёт в будке? -Собака. Кто живёт в улье? -Пчёлы Кто живёт в норе? -Лиса. Кто живёт в логове? -Волк. Кто живёт в берлоге? -Медведь. Вариант 2. педагог: -Дети: Где живёт медведь? -В берлоге. Где живёт волк? -В логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».
«Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
«Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» педагог: -Дети: Солнце – что делает? - Светит, греет. Ручьи – что делают? -Бегут, журчат. Снег – что делает? - Темнеет, тает. Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает? -Звенит, капает. Медведь – что делает-Просыпается, вылезает из берлоги.
«Кто кем был?»
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом, Хлеб – мукой, Лошадь – жеребёнком, Шкаф – доской, Корова – телёнком, Велосипед – железом, Дуб – жёлудем, Рубашка – тканью, Рыба – икринкой, Ботинки – кожей, Яблоня – семечкой,
Дом – кирпичом, Лягушка – головастиком, Сильный – слабым, Бабочка – гусеницей, Взрослый – ребёнком.
«Чего не стало?»
Цель: развитие внимания и наблюдательности.
Педагог на столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.
Тоже самое можно проделывать с фруктами, геометрическими фигурами.
«Чья голова?»
Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья». Например: У рыси голова – рысья, У рыбы – рыбья, У кошки – кошачья, У сороки – сорочья, У лошади – лошадиная, У орла – орлиная, У верблюда – верблюжья.
«Один – много»
Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы, стул – стулья, Гора – горы, лист – листья, Дом – дома, носок – носки, Глаз – глаза, кусок – куски, День – дни, прыжок – прыжки, Сон – сны, гусёнок – гусята, Лоб – лбы, тигрёнок – тигрята.
«Животные и их детёныши»
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок, у медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок, у коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.
«Назови ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина-картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.
Дидактическая игра «Где что можно делать?»
Цель: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.
- Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать).
- Что можно делать на реке?
- Что делают в больнице?
- Что можно делать в школе?
- Что можно делать в детском саду?
- Что можно делать на детской площадке?
- Что можно делать в магазине?
- Что можно делать в библиотеке?
- Что можно делать в зоопарке?
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.
Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.
Сахар сладкий, а перец - …. (горький).
Летом листья зеленые, а осенью …. (желтые).
Дорога широкая, а тропинка. (узкая).
Малина красная, а смородина … (черная).
Деревья высокие, а кустарники … (низкие).
Корабль плавает, а самолет … (летает).
Машина едет по дороге, а поезд по … (рельсам).
Мандарин сладкий, а лимон … (кислый).
Игра «Третий лишний».
Цель: учить классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.
Воспитатель называет три слова, например: «собака», «кошка», «рыба». Ребенок должен определить: все три слова относятся к обозначениям живой природы, по «собака» и «кошка» обозначают животных, а «рыба» - нет. Значит, слово рыба «лишнее». Примеры слов: береза, сосна, роза; мыло, шампунь, зубная щетка; молоко, кефир, чай.
Игра «Похожие слова».
Цель: помочь изучить синонимы, разные значения одного и того же слова; учить выбирать наиболее точные слова для описания определенного предмета, избегать повторений.
Объяснить ребенку, что об одном и том же можно сказать разными словами:
- Наш котенок веселый. (Забавный, смешной, потешный, комичный.)
- Погода на улице сегодня печальная. (Грустная, нерадостная.)
- Заяц трусливый, а как еще можно назвать? (Боязливый, робкий, пугливый.)
- Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать? (Удирает, мчится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги.)
Игра «Отгадай по описанию».
Цель: развивать речь (умение согласовывать прилагательные и существительные); закреплять знание о понятиях, объединяющих собой те или иные предметы, существа.
Заранее подготовить предложения-загадки, на которые дети должны дать ответ.
Например:
- Красивое насекомое с разноцветными крылышками, любит летать, питается нектаром. (Бабочка.)
- Транспорт, длинный, состоит из нескольких частей, ездит по железным рельсам. (Поезд.)
- Дикое животное, живет в лесу, воет на луну. (Волк.)
- Дикое животное, с шерстью рыжего цвета, в сказках всегда обманывает. (Лиса.)
- Фрукт с желтой кожурой. (Лимон, банан.)
Игра «Какой он?».
Цель: учить активно описывать признаки предметов.
Предложить ребенку принести все квадратное, что он найдет в комнате. Например: книгу, коробку, кубик и т. д. Попросить его описать все предметы, объединяемые одним признаком, - квадратные. Пусть ребенок найдет и объяснит сходства и различия предметов, а также их назначение.
«Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: Корова – мычит, тигр – рычит, змея – шипит, комар – пищит, собака – лает, волк – воет, утка – крякает, свинья – хрюкает, Вариант 2. Педагог бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д.
«Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
«Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» - Солнце - что делает? - Светит, греет. - Ручьи - что делают? - Бегут, журчат. - Снег - что делает? - Темнеет, тает. - Птицы - что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. - Капель - что делает? - Звенит, капает. - Медведь – что делает? - Просыпается, вылезает из берлоги.