Элеонора Ребрунова
Картотека «Проблемные ситуации»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С. Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для из заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».
Публикация «Картотека „Проблемные ситуации“» размещена в разделах
Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
.«Экскаватор»
Словарь: ковш, валун, галька, глина.
Рекомендуемые материалы: развивающие игры Воскобовича, «Блоки Дьенеша», «Цветные счётные палочки» Кюизенера, «Песок», Лего, коврограф Воскобовича, игровизор, кубики Никитина.
Мотивация: Жил да был на свете маленький экскаватор. Экскаватор любил свою работу. Очень ему было интересно в земле копаться. Ведь земля-то - она везде разная. Где-то легко копать, и где-то очень трудно. Где-то песочек жёлтенький, а где-то рыжая глина. В одном месте серую невзрачную гальку выкопаешь, а в другом - искристый камушек. Никогда заранее не знаешь, что тебе попадётся. Как – то раз экскаватору поручили выкопать глубокую яму, как вдруг, его ковш напоролся на огромный валун. Экскаватор, пытаясь вытащить ковш – сломал его.
Проблема :
-Мы можем помочь экскаватору?
«Цветочная поляна»
Словарь: поляна, ураган, прохлада.
Рекомендуемые материалы: развивающие игры Воскобовича, «Блоки Дьенеша», «Цветные счётные палочки» Кюизенера, «Песок», Лего, коврограф Воскобовича, игровизор, кубики Никитина.
Мотивация: Недалеко от большого города был лес, в лесу поляна, на которой росли разные лесные цветы. Легкий ветерок, пролетая над лесом, раскачивал цветы, принося с собой приятную прохладу. Цветы на этой поляне умели разговаривать, поэтому рассказывали друг другу лесные новости, а еще они играли в мячик из капелек росы. Им было весело и интересно жить на этой лесной поляне. Однажды утром налетел сильный ураган, и снес все цветы на поляне.
Проблема :
-Мы можем помочь поляне?
«Собачка»
Словарь: гроза, гром, ливень, дружба.
Рекомендуемые материалы: развивающие игры Воскобовича, «Блоки Дьенеша», «Цветные счётные палочки» Кюизенера, «Песок», Лего, коврограф Воскобовича, игровизор, кубики Никитина.
Мотивация: Жили-были две собаки. Одна была большая, другая - маленькая. Они очень дружили и всегда были неразлучны. Большую собаку звали Том, а маленькую - Тим. Когда маленькому песику становилось страшно, большой всегда защищал его: от других больших собак, от страшной черной Темноты, от Большого Грома, который гремел в небесах во время грозы, от хозяйской хворостины. Так они жили, и было им хорошо, потому, что они всегда были вместе. Однажды Том с хозяйкой отправились на охоту в Большой лес, а на улице началась гроза с ливневым дождем, Тим очень испугался, потому что был один дома.
Проблема :
-Мы можем помочь Тиму?
«Мишка»
Словарь: друг, прогулка.
Рекомендуемые материалы: развивающие игры Воскобовича, «Блоки Дьенеша», «Цветные счётные палочки» Кюизенера, «Песок», Лего, коврограф Воскобовича, игровизор, кубики Никитина.
Мотивация: Жил был мальчик Вовочка и его друг - мишка. Днем Вова играл с мишкой, кормил его, спал с ним. Мишка был самым лучшим другом. Если у Вовочки болел носик, то капали в носик и Мише, и Вове. А если приносили конфеты - кушали и мишка, и Вова. У мальчика Вовы было много-много других игрушек. Их он тоже любил. И с ними он тоже делился. Но самым лучшим другом был все-таки мишка. Вова так и говорил:
- Миша-друг. И вот однажды, после прогулки на улице, придя домой, Вова заметил, что его Мишки нет дома. Мальчик очень расстроился.
Проблема :
-Мы можем помочь Вове?
«Кораблик»
Словарь: друг, кораблик.
Рекомендуемые материалы: развивающие игры Воскобовича, «Блоки Дьенеша», «Цветные счётные палочки» Кюизенера, «Песок», Лего, коврограф Воскобовича, игровизор, кубики Никитина.
Мотивация: Жили-были на свете три друга: Утёнок, Цыпленок и Лягушонок. Они жили около небольшой, но красивой речки. Как-то однажды друзья поспорили, кто из них лучше плавает, и решили проверить. Сначала на другой берег переплыл Утёнок, за ним Лягушонок, а потом пришла очередь Цыпленка, но он не умел плавать. Проблема :
-Мы можем помочь Цыпленку?
«Теремок»
Словарь: сказочные герои, пожар, избушка.
Рекомендуемые материалы: развивающие игры Воскобовича, «Блоки Дьенеша», «Цветные счётные палочки» Кюизенера, «Песок», Лего, коврограф Воскобовича, игровизор, кубики Никитина.
Мотивация: Жили-были в большом сказочном лесу разные сказочные герои. Однажды там случился пожар, может три поросенка шалили и подожгли лес, а может злая баба Яга разводила костер, да забыла потушить. В общем, много бед натворил пожар в лесу, сгорели все дома сказочных героев, и у Красной Шапочки сгорел дом, и теремок сгорел, и дом трех медведей, и у поросят сгорели домики, даже у бабы Яги сгорела избушка на курьих ножках. Негде теперь жить сказочным героям. А на улице зима скоро.
Проблема :
-Мы можем сказочным героям?
Слониха»
Словарь: Африка, хобот, слоненок, слониха. Рекомендуемые материалы: развивающие игры Воскобовича, «Блоки Дьенеша», «Цветные счётные палочки» Кюизенера, «Песок», Лего, коврограф Воскобовича, игровизор, кубики Никитина.
Мотивация: В одной стране — Африке жил был огромный Серый слон, он такой здоровенный, как грузовая машина. Шел он как-то по своим делам через джунгли и услышал плач ребенка. Слон раздвинул своим огромным хоботом заросли кустов и увидел маленького необычного слоненка, он был розового цвета, и раза в два меньше, чем серые слонята. Большой слон поинтересовался у малыша, что случилось.
-Я только родился, маму видел всего раз и то одним глазком, потом меня мамуля поцеловала и положила спать в колыбельку, а проснулся я посреди джунглей сам. Мне страшно, я голодный и хочу пить и еще где мама?
Проблема :
-Мы можем помочь слоненку?
«Бабочка»
Словарь: гусеница, кокон, лужок, бабочка.
Рекомендуемые материалы: развивающие игры Воскобовича, «Блоки Дьенеша», «Цветные счётные палочки» Кюизенера, «Песок», Лего, коврограф Воскобовича, игровизор, кубики Никитина.
Мотивация: Жила-была на летнем лужке гусеница. Зеленая-презеленая. И спинка у нее была зеленая, и брюшко, и усики, и даже малюсенькие лапки зеленые как травка, вот ее никто и не замечал. Расстроилась наша красавица, что никто на нее внимания не обращает, спряталась в свой домик-кокон и заснула. Выбралась она из своего домика-кокона и видит, на спинке появились яркие разноцветные крылышки. Обрадовалась гусеница, взмахнула своими крыльями, и стала порхать над травой, но вокруг больше не было бабочек, а ей очень хотелось друга.
Проблема :
-Мы можем помочь бабочке?
«Грузовик»
Словарь: транспорт, грузовик, перевозить, груз. Рекомендуемые материалы: развивающие игры Воскобовича, «Блоки Дьенеша», «Цветные счётные палочки» Кюизенера, «Песок», Лего, коврограф Воскобовича, игровизор, кубики Никитина.
Мотивация: Жил да был на свете грузовик. Он был большой и сильный. С утра до вечера грузовик трудился, и поэтому у него не было друзей. А иногда ему приходилось работать и по ночам. Тогда он зажигал фары и уверенно развозил что надо и куда надо. А когда у него всё-таки выпадала свободная минутка, грузовик мечтал о друге, таком же грузовике, как он.
Проблема :
-Мы можем помочь грузовику?
«Железная дорога»
Словарь: железная дорога, рельсы, шпалы, поезд, вагоны.
Рекомендуемые материалы: развивающие игры Воскобовича, «Блоки Дьенеша», «Цветные счётные палочки» Кюизенера, «Песок», Лего, коврограф Воскобовича, игровизор, кубики Никитина.
Мотивация: Жил да был самый обыкновенный поезд. Ездил поезд каждый день по одной и той же дороге -из большого города в маленький и обратно. Отправлялся в путь он рано утром, к обеду возвращался в большой город, немного отдыхал -и снова в дорогу. А друзей у него было множество. Частенько случалось помочь поезду своим друзьям: то подбросит до дома заблудившегося шмеля, то передаст весточку от лесного голубя его сизому городскому родственнику. Как – то в городе, начали проводить ремонтные работы на железной дороге, и поезд не мог работать.
Проблема :
-Мы можем помочь поезду?