Нина Александровна Волкова
Картотека «Правила пожарной безопасности» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека «Правила пожарной безопасности»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Сентябрь
Игровой тренинг «Пожар».
Задачи. Познакомить детей с пожарным стендом группы. Выявить знания детей о пожарной безопасности. Формировать умение детей ориентироваться в пространстве группы, следовать словесной инструкции воспитателя.
Игра.
Публикация «Картотека „Правила пожарной безопасности“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Педагог приглашает детей подойти к пожарному стенду.
— Дети, сегодня мы с вами поговорим о пожарной безопасности. Кто мне скажет, что такое пожар? Педагог выслушивает мнения детей, с помощью вопросов-подсказок приводит детей к выводу
— Пожар – большая беда. Много горя приносит пожар. Уничтожает вещи, дома, ранит и убивает людей и животных. Дети, что делают люди чтобы, избежать пожаров? Педагог знакомить детей с пожарным стендом, рассказывает о предметах, расположенных на пожарном стенде.
Игровой тренинг «Учебная тревога».
— Дети, сейчас мы с вами проведём учебную игру. Представим, что у нас в детском саду начался пожар. Что вы будете делать?
— Во время пожарной тревоги нужно вести себя спокойно, внимательно слушать взрослых и быстро выполнять все их указания. Вы должны быстрым шагом, но не бегом, не толкаясь пройти к выходу. У нас в группе два выхода: основной и запасной (показать).
Если я скажу: «Основной выход», вы все, не толкаясь, идёте к основному выходу.
Если я скажу: «Запасной выход», вы все спокойно идёте к запасному выходу.
Воспитатель произносит команды, дети выполняют задание. Если кто-то из детей толкает других детей, игра останавливается. Педагог ещё раз объясняет правило, объясняя, что нельзя толкать друг друга.
— «Запасной выход», «Основной выход», «Запасной выход», «Основной выход», «Запасной выход», «Основной выход», «Окна».
— В некоторых случаях, людей эвакуируют через окна, когда огонь наступает со всех сторон. Дети, напомните мне, пожалуйста, как нужно вести себя во время пожарной тревоги? .
— Дети, запомните правило пожарной безопасности!
Правило пожарной безопасности.
1. Во время пожарной тревоги нужно вести себя спокойно, внимательно слушать взрослых и быстро выполнять все их указания.
— Дети, правила пожарной безопасности не нарушайте, пожаров избегайте.
Октябрь
Игровой тренинг «Внимание всем!»
Задачи. Познакомить детей с путями эвакуации из группы и детского сада при пожаре. Формировать умение детей ориентироваться в помещении детского сада, следовать словесной инструкции воспитателя.
Игра.
Педагог проводит экскурсию по детскому саду. Обращает внимание детей на основной и запасной выход из детского сада.
— Дети, сейчас мы с вами проведём учебную игру. Представим, что у нас в детском саду начался пожар. Что вы будете делать?
— Во время пожарной тревоги нужно вести себя спокойно, внимательно слушать взрослых и быстро выполнять все их указания. Дети, вы должны быстрым шагом, но не бегом, не толкаясь пройти к выходу: основному или запасному.
Звучит сигнал пожарной тревоги, или слова «Внимание всем!». Педагог громко объявляет, через какой выход проводится эвакуация. Во время эвакуации педагог обращает внимание на поведение детей, но не останавливает эвакуацию.
Когда эвакуация закончится, педагог подробно разбирает поведения детей. Обговаривает те ситуация, когда дети вели себя неправильно, объясняет причины, почему так себя вести во время пожара нельзя.
— Дети, вспомним правила пожарной безопасности. Педагог обобщает ответы детей.
Правила пожарной безопасности.
1. Спички — не игрушка.
2. С огнём нельзя играть.
3. Во время пожарной тревоги нужно вести себя спокойно, внимательно слушать взрослых и быстро выполнять все их указания.
— Дети, правила пожарной безопасности не нарушайте, пожаров избегайте.
Ноябрь
Беседа «Огонь наш друг».
Задачи. Показать детям значение огня в жизни человека. Развивать исторический интерес детей к прошлому людей.
Беседа.
— Дети, кто живёт в лесах?
— Когда-то, очень-очень давно люди были дикими и жили они в лесах. Плохо жилось людям в те времена. Днём они грелись на солнышке, а ночью мёрзли от холода. На теле у них не было шерсти, как у животных, поэтому им приходилось придумывать для себя одежду. Но эта одежда не помогала им в холодные дни осени, в морозные дни зимой. Первобытные люди жили в пещерах, но там было темно, сыро и холодно. Что же делать первобытным людям, как им согреться?
— Первобытные люди не знали, что такое огонь. Однажды от молнии загорелось дерево, и самый смелый и ловкий человек догадался принести в пещеру горящую ветку. Дети, как вы думаете, для чего нужен людям огонь в пещере?
— Люди стали подбрасывать в огонь веточки, палочки, кормить его. От огня в пещере стало тепло и светло. Первобытные люди ели мясо сырым, как животные. Но вот однажды мясо упало в огонь. Люди достали мясо, попробовали, и им очень понравился новый вкус пищи. С тех пор люди не едят мясо и рыбу сырыми, а готовят себе пищу на огне. Дети, огонь наш друг, какую пользу он приносит людям?
— Огонь согревает нас в холодные дни, огонь даёт свет тёмной ночью, огонь делает пищу вкусной. Огонь – наш друг, но с ним надо быть осторожным. С огнём нельзя играть. Дети, какие правила пожарной безопасности вы знаете? Педагог обобщает ответы детей.
Правила пожарной безопасности.
1. Спички — не игрушка.
2. С огнём нельзя играть.
3. Во время пожарной тревоги нужно вести себя спокойно, внимательно слушать взрослых и быстро выполнять все их указания.
— Дети, правила пожарной безопасности не нарушайте, пожаров избегайте.
Декабрь
Игровой тренинг «Внимание всем!»
Задачи. Закрепить знания детей о путях эвакуации из детского сада. Познакомить с правилами эвакуации в зимнее время. Показать детям опасные места в групповом помещении и в здании детского сада. Формировать умение детей ориентироваться в помещении детского сада, следовать словесной инструкции воспитателя.
Игра.
Педагог проводит экскурсию по детскому саду. Спрашивает у детей, где основной и запасной выход из детского сада. Педагог показывает опасные места в групповом помещении и в здании детского сада, объясняет, почему, эти места опасные.
Например:
Лесенка – когда быстро бежишь, можно споткнуться, упасть, сломать руку и ногу.
Тогда не спастись от пожара.
Узкий проход в дверях – если кто-то остановится, помешает движению других людей, получится пробка. Все сгорят.
Беседа в группе.
— Дети, если пожар случится зимой, мы не сможем выбежать на улицу без верхней одежды – замёрзнем. Как же быть?
— Запомните, пожалуйста, правила эвакуации в зимнее время. Внимательно слушайте взрослых, они вам подскажут, где пожар и что делать.
Если пожар далёко от группы, нужно быстро одеться, можно только часть одежды, наиболее тёплую одежду (кофты, комбинезоны, шубы, сапоги, валенки). Остальную одежду (шапки, варежки, шарфы) берём в руки и быстро идём к указанному выходу.
Если пожар недалеко, оденем только тёплые комбинезоны, куртки, сапоги, остальную одежду берём в руки и быстро уходим.
Если пожар рядом, тёплую одежду берём в руки и быстро уходим. Иначе сгорим.
— Дети, сейчас мы с вами проведём учебную игру. Представим, что у нас в детском саду начался пожар. Что вы будете делать?
— Так как эта тревога учебная, надеваем всю одежду, но одеваемся очень быстро. Во время пожарной тревоги нужно вести себя спокойно, внимательно слушать взрослых и быстро выполнять все их указания. Вы должны быстрым шагом, но не бежать, не толкаясь пройти к выходу: основному или запасному.
Звучит сигнал пожарной тревоги, или слова «Внимание всем!». Педагог громко объявляет, через какой выход проводится эвакуация. Во время эвакуации педагог обращает внимание на поведение детей, но не останавливает эвакуацию.
Когда эвакуация закончится, педагог подробно разбирает поведения детей. Обговаривает те ситуация, когда дети вели себя неправильно, объясняет причины, почему так себя вести во время пожара нельзя.
— Дети, вспомним правила пожарной безопасности. Педагог обобщает ответы детей.
Правила пожарной безопасности.
1. Спички — не игрушка, с огнём нельзя играть.
2. С огнём нужно обращаться внимательно, следить за ним.
3. Нельзя оставлять огонь без присмотра во время приготовления пищи.
4. Если случилось беда, нужно позвонить по номеру 01 с городского телефона.
5. Во время пожарной тревоги нужно вести себя спокойно, внимательно слушать взрослых и быстро выполнять все их указания.
Январь
Дидактическая игра «Холодное – горячее».
Задачи. Закрепить умение детей определять температурные качества веществ и предметов. Повторить с детьми правила пожарной безопасности.
Игра.
— Дети, всё, что нас окружает, имеет определённую температуру. Это свойство нельзя увидеть или услышать, температуру можно только почувствовать, прикоснувшись к предмету. Но если подумать, то можно догадаться, каким является предмет – холодным или горячим. В игре «Холодное-горячее» нужно определить, какой предмет холодный или горячий. Умение определять температуру, не прикасаясь к предметам, очень важно в повседневной жизни: например, это поможет тебе не обжечься горячим чаем или не простудиться от холодной воды!
Игровые правила.
Если я называю горячий предмет – вы прячете руки за спину, чтоб не обжечься.
Если холодный предмет – хлопаете в ладоши, греете руки.
— Дети, внимание, игра начинается!
лёд,
батарея отопления зимой,
мороженое,
включённый утюг,
вода из холодильника,
летнее солнышко,
закипевший чайник,
снег,
сосулька,
костёр,
печка зимой,
металлические предметы,
огонь.
— Дети, правильно, огонь может быть очень горячим. Злой огонь не только обжигает, но и убивает. Вспомним правила пожарной безопасности. Педагог обобщает ответы детей.
Правила пожарной безопасности.
1. Спички — не игрушка, с огнём нельзя играть.
2. С огнём нужно обращаться внимательно, следить за ним.
3. Нельзя оставлять огонь без присмотра во время приготовления пищи.
4. Не зажигать огонь рядом с легко загорающими предметами.
5. Если случилось беда, нужно позвонить по номеру 01 с городского телефона.
6. Во время пожарной тревоги нужно вести себя спокойно, внимательно слушать взрослых и быстро выполнять все их указания.
— Дети, правила пожарной безопасности не нарушайте, пожаров избегайте.
Февраль.
Рассказ педагога «Электрический ток».
Задачи. Познакомить детей с понятием электрический ток, с правилами пользования электроприборами.
Рассказ педагога.
— Дети, помните, мы с вами говорили о диких людях, которые подружились с огнём. Откуда появился у людей огонь?
— Молния ударила в дерево, дерево загорелось, и у людей появился огонь. Прошло много–много лет, люди приручили огонь, научились его разжигать с помощью спичек. Но учёные люди мечтали приручить не только огонь, но и молнию. И вот им это удалось, они научились сами создавать молнии, так родился электрический ток. Электрический ток производится на электростанциях. Он очень опасен, как и молния. Учёные спрятали электрический ток в провода. По металлическим проводам электрический ток приходит в дома к людям. Но чтобы ток не ударил человека, металлические провода прячут в резиновую «шубу» – изоляцию. Наша с вами жизнь тесно связана с электричеством. Дети, какие бытовые приборы работают от электрического тока?
— Компьютеры и телевизоры, чайники и микроволновые печи, стиральные машины и утюги, пылесосы и лампочки, всё это работает с помощью электрического тока. Чтобы наши электроприборы заработали, мы включаем их с помощью штепселя («вилки») в розетку. Дети, не забывайте, что электрический ток брат огня. Если не соблюдать правила безопасности, он может убить. Запомните, пожалуйста, правила безопасного обращения с электрическим током.
Правило 1. За электрический провод не тяни, а то не избежишь беды. Искры во все стороны полетят, всё поджечь они хотят. Дети, как вы думаете, почему?
— Когда вы тянете за провод, вы можете его повредить, и тогда появятся искры, что приведёт к пожару. Человека, который возьмётся за повреждённый провод, ударит током, и он умрёт. Электрический прибор может сломаться (перегореть). Поэтому, включая и выключая электроприбор, возьмись рукой за штепсель.
Правило 2. Если прибор или розетка заискрили, горячими стали или вдруг задымили, быстрее его выключайте и взрослым о беде сообщайте. Дети, как вы думаете, почему?
— Неисправный электроприбор может взорваться.
Правило 3. Электроприборы кнопкой выключай, об отдыхе приборов не забывай. Дети, как вы думаете, почему?
— Когда электроприбор включён, внутри него проводки мотора греются. Если они станут очень горячими, то может возникнуть пожар. Выключенный прибор, отдыхает, проводк его остывают.
Главное правило пользования электроприборами для детей. Нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.
Март
Беседа «Как вести себя при возгорании электроприборов».
Задачи. Продолжать знакомить детей с причинами пожаров. Познакомить детей с правилами поведения при возгорании электроприборов.
Беседа.
— Дети, электроприборы — наши верные друзья и помощники. Но иногда они могут заболеть, и если вовремя не заметить этого, то у электроприборов поднимется температура, они станут горячими и загорят. Пожары часто возникают из-за неисправных электроприборов.
Если прибор заискрил,
Греть перестал или вдруг задымился,
Ты быстрее его выключай,
Только потом выясняй,
Что же случилось и как же с ним быть,
Можно ли этот прибор починить?
— Дети, запомните, пожалуйста, правила поведения при возгорании электроприборов.
Правила поведения при возгорании электроприборов.
1. Если электроприбор дымится или искрит, появился запах горелого, его нужно срочно выключить из розетки сухими руками. Если дымит штепсель или розетка, не прикасайтесь к ним. И немедленно сообщить родителям, или другим взрослым или позвонить 01.
2. Если вы одни, то нужно запомнить основное правило: ни в коем случае нельзя тушить электроприбор водой! Электроприборы нельзя тушить водой, нужно набросить на него плотную ткань, например, одеяло, плед.
3. Если огонь не гаснет, немедленно выйдите из квартиры и позовите взрослых на помощь.
4. Если из дома выйти невозможно, и у вас нет телефона, то нужно выглянуть в окно и привлечь внимание людей. Необходимо громко и настойчиво кричать: Пожар! Пожар! Наберите 01 или 112.
5. Никогда нельзя в шутку кричат «Пожар! Горим». Пожарные приедут к вам. А где-то на настоящем пожаре погибнут люди.
Апрель
Экскурсия по детскому саду «Пожарный щит».
Задачи. Познакомить детей с пожарным щитом и его назначением. Закрепить с детьми правила пожарной безопасности в детском саду. Расширить знания детей о способах тушения пожара.
Рассказ педагога.
В ходе экскурсии по детскому саду обратить внимание детей на противопожарный щит.
— Дети, мы с вами рассматриваем противопожарный щит. Когда возникнет пожар, взрослые здесь могут взять всё необходимое для тушения огня (ведро, багор, топор, лопату, лом). Как вы думаете, почему все предметы покрашены в красный цвет?
— Дети, назовите, пожалуйста, знакомые вам предметы, которые вы видите на этом щите
— Как вы думаете, что взрослые могут делать этими предметами при возникновении пожара?
1. Ведром носить воду и заливать огонь.
2. Топором вырубить часть охваченного огнём предмета, разбить окно или дверь, чтобы проникнуть в охваченное пламенем помещение.
3. С помощью лопаты закидать огонь песком или землёй.
— Дети, на противопожарном щите есть предмет, которого в другом месте мы не увидим. Это — багор. Он имеет длинную ручку, и на её конце согнутый металлический крюк. Багор необходим при пожаре. Им из помещения вытаскивают предметы, разбирают горящие деревянные стены. Ручка багра длинная, и потому огонь не достаёт того, кто им пользуется. Дети, чем можно потушить огонь?
— В противопожарном уголке есть ящик. Посмотрите, пожалуйста, что в нём? (Песок.)
— Во время пожара песком можно потушить огонь. А это — кошма. Когда её накинешь на пламя, огонь потухнет. В противопожарном уголке есть огнетушитель. В огнетушителе пена, она перекрывает поступления воздуха к огню, и огонь гаснет.
— Дети, мы рассмотрели все предметы на противопожарном щите. Как вы думаете, почему они все находятся в одном месте? (Это сделано для того, чтобы при необходимости взрослые могли легко найти нужный инвентарь).
— Дети, вспомним правила пожарной безопасности. Педагог обобщает ответы детей.
Правила пожарной безопасности.
1. Спички — не игрушка, с огнём нельзя играть.
2. С огнём нужно обращаться внимательно, следить за ним.
3. Нельзя оставлять огонь без присмотра во время приготовления пищи.
4. Не зажигать огонь рядом с легко загорающими предметами.
5. Если случилось беда, нужно позвонить по номеру 01 с городского телефона.
6. Во время пожарной тревоги нужно вести себя спокойно, внимательно слушать взрослых и быстро выполнять все их указания.
7. Во время пожара не прятаться, а стараться быстро покинуть помещение или подойти ближе к выходу, основному или запасному.
Май
Разговор – размышление «Маленькая спичка сжигает большой лес».
Задачи. Формировать умение детей предвидеть пожароопасные ситуации. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать умение детей соблюдать этику общения.
Беседа.
— Дети, как вы понимаете выражение «Маленькая спичка сжигает большой лес»? (предположения детей).
— Как вы думаете, чем опасны лесные пожары? (предположения детей).
Педагог поощряет желание детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Педагог подбадривает детей.
— Не стесняйся своего мнения! Нам важно знать, что думает каждый из вас.
Доброжелательно останавливает детей, которые пытаются перебить рассказ товарища.
— Не перебивай, пожалуйста, товарища. Уважай мнение товарища.
Педагог выслушивает высказывания всех детей. Побуждает детей убеждать, доказывать, объяснять, помогает строить высказывания.
— Дети, маленькая спичка сжигает большой лес! Какие правила пожарной безопасности нужно соблюдать в лесу, на природе? Педагог обобщает ответы детей.
Правила пожарной безопасности на природе.
1. Сам костёр не разжигай, и другим не позволяй. Даже крошка огонёк от пожара недалёк. Не разводи в лесу костров. Это может привести к большим пожарам.
2. Для забавы, для игры спичек в руки не бери. Коробка спичек хоть мала, но много может делать зла. Не шали со спичками, зажигалками – это опасно!
3. Если взрослые на шашлыки пригласили, будь осторожен с огнём. За огнём внимательно следи, чтобы не случилось беды.
4. Не подходи близко к огню. Крошка огонёк часто шалит, всё к чему прикасается он – загорит. Помни, что ткань твоей одежды может вспыхнуть.
5. Разные баллончики в руки не бери, часто взрываются они. Не играй с неизвестными жидкостями, порошками. Они могут оказаться пожароопасными.
6. Если увидел пожар, громко кричи, всех на помощь позови.
Помни правила всегда,
Чтоб не случилась вдруг беда,
Надо их не только знать,
А постоянно выполнять!
Июнь
Словесная игра «Подбери рифму».
Задачи. Закрепить знания детей о правилах безопасного обращения с огнём. Формировать умение детей в рифму заканчивать стихотворение-загадку.
Игра.
— Дети, пожалуйста, внимательно послушайте загадку и подберите слово – рифму.
Ростом спичка – невеличка, не смотрите, что мала.
Эта маленькая спичка может сделать много…(зла).
Крепко помните, друзья, что с огнём шалить…. (нельзя).
Пожар легче предупредить, чем … (затушить).
Помните друзья, подружки: спички детям … (не игрушки).
Ночью и днём будь осторожен … (с огнём).
Дети наши точно знают, с пожаром в прятки … (не играют).
Ты запомни, юный друг: ток не любит мокрых … (рук).
Прежде чем прибор включать, надо руки … (вытирать).
Про пожар мы не забудем, и с огнём играть … (не будем).
Дым увидел – не зевай. И пожарных…. (вызывай).
Говорят, все, и недаром: трудно справиться … (с пожаром).
— Дети, вспомним правила пользования электроприборами. Педагог обобщает ответы детей.
Правила пользования бытовыми электроприборами.
1. Розетку не перегружай, много приборов не включай.
2. За электрический провод не тяни, а то не избежишь беды. Искры во все стороны полетят, всё поджечь они хотят.
3. Если прибор или розетка заискрили, греть перестали или вдруг задымили, быстрее его выключайте и взрослым о беде сообщайте.
4. Электроприборы кнопкой выключай, об отдыхе приборов не забывай.
5. В розетку ничего не толкай, осторожность соблюдай. Ток в розетке очень злой, дело кончится бедой.
6. Электричество мокрые руки не принимает, током всех избивает.
7. Электроприборы в ванну не бери, от беды себя убереги. Вода ток пропускает, и всех убивает.
8. Главное правило пользования электроприборами для детей. Нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие.
Помни правила всегда,
Чтоб не случилась вдруг беда,
Надо их не только знать,
А постоянно выполнять!
Июль
Словесная игра «Это я, это я, это все мои друзья».
Задачи. Расширять и уточнять знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни. Развивать внимание детей.
Игра.
— Дети, игра называется «Это я, это я, это все мои друзья!».
Игровое правило.
1. Если вы согласны с тем, что я скажу, вы хором отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья»,
2. Если вы так не делаете, то чок, чок, молчок, ротик на замок.
— Дети, игра начинается, слушайте, пожалуйста, внимательно!
Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар! Горим!»?
Кто со спичками играет, всё тихонько поджигает?
Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
Кто из вас шалит с огнём, утром, вечером и днём?
Кто пожарным помогает, правила не нарушает?
Спички быстренько берём и костёр с тобой зажжём!
Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?
Дым столбом поднялся вдруг, кто не выключил утюг?
Кто, завидев сильный дым, набирает «01»?
Огонь замечаем, под кровать залезаем.
Кто мечтает стать отважным, сильным, доблестным пожарным?
— Дети, вспомним правила пожарной безопасности. Педагог обобщает ответы детей.
Правила пожарной безопасности.
1. Спички — не игрушка, с огнём нельзя играть.
2. С огнём нужно обращаться внимательно, следить за ним.
3. Нельзя оставлять огонь без присмотра во время приготовления пищи.
4. Не зажигать огонь рядом с легко загорающими предметами.
5. Если случилось беда, нужно позвонить по номеру 01 с городского телефона.
6. Во время пожарной тревоги нужно вести себя спокойно, внимательно слушать взрослых и быстро выполнять все их указания.
7. Во время пожара не прятаться, а стараться быстро покинуть помещение или подойти ближе к выходу, основному или запасному.
Август
Сюжетно-ролевая игра «Пожарные спешат на помощь».
Задачи. Воспитывать уважение к труду пожарных. Закреплять умение детей усложнять игру путём увеличения количества объединяемых сюжетных линий.
Роли: командир, диспетчер, водитель пожарной машины, пожарные, пострадавшие.
Игровой материал: модули (стульчики) для постройки пожарной машины, телефоны, рации, спецодежда, рукава, огнетушители, топорики, багры, карты.
Кто бросается отважно
В дым густой, огонь и жар.
Кто сумеет очень быстро
Потушить любой пожар?
Кто из ветхого окна
Детский крик услышала,
Вмиг взбирается туда
До горящей крыши. (Пожарные).
Игровые действия.
Пострадавшие по телефону просят о помощи, вызывают пожарных.
Диспетчер принимает вызов, вызывает по рации командира пожарного экипажа, сообщает информацию о пожаре.
Водитель готовит машину.
Командир координирует деятельность экипажа.
Подготовка к выезду на пожар. Пожарная тревога. Тушение пожара, спасение людей или животных. Возвращение в пожарную часть.
Действия воспитателя.
Педагог в роли пострадавшего называет несколько горящих объектов: дом, детский сад, лес.