Лариса Галямова
Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста
Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста
«Лиса»
Все становится кругом на возможно большем расстоянии друг от друга (насколько позволяет помещение, а водящий ходит внутри круга, говоря речитативом и слегка раскачиваясь в такт словам:
Я лиса, лиса, лиса!
Я иду, иду, иду!
С этими словами водящий останавливается перед кем-нибудь и спрашивает: «Хочешь быть моим хвостом?»
Публикация «Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подвижные игры для детей
- Старшая группа
- Темочки
Если ему отвечают «нет!» или «не хочу!», то он подходит с этим вопросом к другому, а тот, кто ответит «да!», становится позади лисы и кладет обе руки на пояс или на плечи, образуя «паровозик». Теперь они идут уже вдвоем, хором (также слегка покачиваясь в такт словам) говорят речитативом и остановившись перед кем-нибудь спрашивают хором: «Хочешь быть моим хвостом?» и т. д., пока все не встанут в цепочку. Затем лиса начинает любоваться своим хвостом, «размахивать» им, т. е. бегать змейкой, кружиться, пританцовывать, а потом говорит: «Что-то хвост длинный получился - отщипнука немного, да воротник себе сделаю!» и с этими словами начинает ловить конец хвоста, а он уворачивается от лисы, стараясь не разорвать цепочку («паровозик»).
Традиционный вариант игры: играющие проползают на четвереньках по коридору составленному из широко расставленных ног «хвоста» и становится в конце. Этот вариант подходит для игры на ковре.
Примечание. Ритмичная ходьба в такт словам развивает речь и способность к чтению (логоритмическое упражнение, увертывание хвоста от головы воспитывает чувство коллективного взаимодействия (социальная координация, а также развивает моторику (ловкость, скорость, мышечное чувство).
«Селезень»
По считалке выбирают селезня (мальчика) и утку (девочку, остальные становятся кругом, берутся за руки, водят хоровод и поют:
Селезень утку загонял,
Молодой серу загонял.
Ходи, утица, домой,
Ходи, серая, домой!
У тя семеро детей,
Восьмой — селезень,
А девятая сама
Поцелуй разок меня!
Утка убегает от селезня, а хоровод, поднимая или опуская руки, помогает утке или селезню, пропуская или задерживая их. Песня повторяется до тех пор, пока селезень не поймает утку. Затем селезень выбирает новую утку, а утка выбирает нового селезня, и игра продолжается.
Примечание. Любимая игра фольклорной молодежи, но в нее охотно играют и дети, благодаря бурному веселью и эмоциональному подъему, которыми она сопровождается.
«Золотые ворота»
Существует несколько вариантов этой игры: разделение на команды с перетягиванием веревки или палки, круговые капканчики и т. д. - мы остановимся на следующем.
Два человека стоят лицом друг к другу, держатся за обе руки и приподнимают их, образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки, цепочкой пробегают под воротами и поют:
Золотые ворота,
Проходите, господа!
Первой мать пройдет -
Всех детей проведет.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами ворота опускаются и ловят кого-нибудь из цепочки. Пойманные берутся за руки с теми, кто был воротами, и образуется замкнутый круг, через который цепочка проходит, повторяя каждый раз песню и проныривая в ворота, образованные приподнятыми руками, стоящих кругом игроков. Круг с каждым разом расширяется, а цепочка уменьшается. Песня повторяется до тех пор, пока не переловят всю цепочку - на этом игра кончается.
Примечание. В этой игре, как и в горелках, следует отметить красивую архаичную мелодию, которая, несомненно, эстетически и музыкально развивает детей.
«Растяпа»
Играющие становятся по два друг за другом, образуя внутренний и внешний круги. В центре круга стоит игрок без пары. Когда играет музыка (это может быть гармонь, балалайка или магнитофон) — внутренний круг пляшет, а наружный стоит на месте. Как только музыка прекращается, все танцующие прячутся за спину любого стоящего в наружном круге, образуя новую пару. Тот, кто остался без пары — «растяпа» : он становится в центр круга и считает: «Раз, два, три!», а остальные говорят хором: «Растяпа ты!». После этого играет музыка и внутренний круг пляшет вместе с «растяпой» - музыка смолкает, танцующие становятся за спины стоящих и все повторяется.
Если в течение игры один и тот же играющий остается растяпой второй раз, то он считает до пяти: «Раз, два, три, четыре, пять!» и все хором говорят, показывая на него пальцем и размахивая рукой в такт словам: «Растяпа ты опять!». Если он остается в третий раз, то говорит: «Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь!», а ему отвечают: «Растяпа ты совсем!», а на четвертый раз он считает до восьми, остальные скандируют: «Растяпу мы забросим!» и обычно на этом игра заканчивается.
Примечание. Эта игра незаменима на школьных праздниках, народных гуляньях, так как собирает много участников и создает непринужденную обстановку, в которой охотно пляшут даже самые застенчивые. В «растяпу» с азартом играют и дошкольники, и молодежь.
«Номера»
Играющие становятся кругом попарно друг за другом. Один человек остается без пары. Ведущий пересчитывает тех, кто стоит во внутренней стороне круга и каждый запоминает свой номер. Допустим, номеров получилось восемь. Тогда оставшийся без пары выкрикивает любой из восьми номеров и тот игрок, номер которого назвали, бежит внутри круга на свободное место, а водящий старается ударить его ремешком (ремешок можно заменить поясом или шарфом). Оставшийся без пары (тот, от кого убежал играющий, выкрикивает любой другой номер и этот номер занимает место впереди него. Таким образом, стоящие во внутреннем круге перебегают с места на место, а водящий пытается задеть их ремешком. А стоящие во внешнем круге стоят на месте и выкрикивают номера, когда остаются без пары. Затем ребята внутри пары меняются местами - те, кто стоял во внешнем круге, становятся во внутренний, получают номера и игра продолжается.
Примечание. Игра развивает чувство эмпатии, так как стоящие бурно сопереживают бегущему на свободное место игроку, который пытается увернуться от ремешка.