Лариса Галямова
Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста
«Лиса»
Все становится кругом на возможно большем расстоянии друг от друга (насколько позволяет помещение, а водящий ходит внутри круга, говоря речитативом и слегка раскачиваясь в такт словам:
Я лиса, лиса, лиса!
Я иду, иду, иду!
С этими словами водящий останавливается перед кем-нибудь и спрашивает: «Хочешь быть моим хвостом?»
Публикация «Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подвижные игры для детей
- Старшая группа
- Темочки
Если ему отвечают «нет!» или «не хочу!», то он подходит с этим вопросом к другому, а тот, кто ответит «да!», становится позади лисы и кладет обе руки на пояс или на плечи, образуя «паровозик». Теперь они идут уже вдвоем, хором (также слегка покачиваясь в такт словам) говорят речитативом и остановившись перед кем-нибудь спрашивают хором: «Хочешь быть моим хвостом?» и т. д., пока все не встанут в цепочку. Затем лиса начинает любоваться своим хвостом, «размахивать» им, т. е. бегать змейкой, кружиться, пританцовывать, а потом говорит: «Что-то хвост длинный получился - отщипнука немного, да воротник себе сделаю!» и с этими словами начинает ловить конец хвоста, а он уворачивается от лисы, стараясь не разорвать цепочку («паровозик»).
Традиционный вариант игры: играющие проползают на четвереньках по коридору составленному из широко расставленных ног «хвоста» и становится в конце. Этот вариант подходит для игры на ковре.
Примечание. Ритмичная ходьба в такт словам развивает речь и способность к чтению (логоритмическое упражнение, увертывание хвоста от головы воспитывает чувство коллективного взаимодействия (социальная координация, а также развивает моторику (ловкость, скорость, мышечное чувство).
«Селезень»
По считалке выбирают селезня (мальчика) и утку (девочку, остальные становятся кругом, берутся за руки, водят хоровод и поют:
Селезень утку загонял,
Молодой серу загонял.
Ходи, утица, домой,
Ходи, серая, домой!
У тя семеро детей,
Восьмой — селезень,
А девятая сама
Поцелуй разок меня!
Утка убегает от селезня, а хоровод, поднимая или опуская руки, помогает утке или селезню, пропуская или задерживая их. Песня повторяется до тех пор, пока селезень не поймает утку. Затем селезень выбирает новую утку, а утка выбирает нового селезня, и игра продолжается.
Примечание. Любимая игра фольклорной молодежи, но в нее охотно играют и дети, благодаря бурному веселью и эмоциональному подъему, которыми она сопровождается.
«Золотые ворота»
Существует несколько вариантов этой игры: разделение на команды с перетягиванием веревки или палки, круговые капканчики и т. д. - мы остановимся на следующем.
Два человека стоят лицом друг к другу, держатся за обе руки и приподнимают их, образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки, цепочкой пробегают под воротами и поют:
Золотые ворота,
Проходите, господа!
Первой мать пройдет -
Всех детей проведет.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами ворота опускаются и ловят кого-нибудь из цепочки. Пойманные берутся за руки с теми, кто был воротами, и образуется замкнутый круг, через который цепочка проходит, повторяя каждый раз песню и проныривая в ворота, образованные приподнятыми руками, стоящих кругом игроков. Круг с каждым разом расширяется, а цепочка уменьшается. Песня повторяется до тех пор, пока не переловят всю цепочку - на этом игра кончается.
Примечание. В этой игре, как и в горелках, следует отметить красивую архаичную мелодию, которая, несомненно, эстетически и музыкально развивает детей.
«Растяпа»
Играющие становятся по два друг за другом, образуя внутренний и внешний круги. В центре круга стоит игрок без пары. Когда играет музыка (это может быть гармонь, балалайка или магнитофон) — внутренний круг пляшет, а наружный стоит на месте. Как только музыка прекращается, все танцующие прячутся за спину любого стоящего в наружном круге, образуя новую пару. Тот, кто остался без пары — «растяпа» : он становится в центр круга и считает: «Раз, два, три!», а остальные говорят хором: «Растяпа ты!». После этого играет музыка и внутренний круг пляшет вместе с «растяпой» - музыка смолкает, танцующие становятся за спины стоящих и все повторяется.
Если в течение игры один и тот же играющий остается растяпой второй раз, то он считает до пяти: «Раз, два, три, четыре, пять!» и все хором говорят, показывая на него пальцем и размахивая рукой в такт словам: «Растяпа ты опять!». Если он остается в третий раз, то говорит: «Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь!», а ему отвечают: «Растяпа ты совсем!», а на четвертый раз он считает до восьми, остальные скандируют: «Растяпу мы забросим!» и обычно на этом игра заканчивается.
Примечание. Эта игра незаменима на школьных праздниках, народных гуляньях, так как собирает много участников и создает непринужденную обстановку, в которой охотно пляшут даже самые застенчивые. В «растяпу» с азартом играют и дошкольники, и молодежь.
«Номера»
Играющие становятся кругом попарно друг за другом. Один человек остается без пары. Ведущий пересчитывает тех, кто стоит во внутренней стороне круга и каждый запоминает свой номер. Допустим, номеров получилось восемь. Тогда оставшийся без пары выкрикивает любой из восьми номеров и тот игрок, номер которого назвали, бежит внутри круга на свободное место, а водящий старается ударить его ремешком (ремешок можно заменить поясом или шарфом). Оставшийся без пары (тот, от кого убежал играющий, выкрикивает любой другой номер и этот номер занимает место впереди него. Таким образом, стоящие во внутреннем круге перебегают с места на место, а водящий пытается задеть их ремешком. А стоящие во внешнем круге стоят на месте и выкрикивают номера, когда остаются без пары. Затем ребята внутри пары меняются местами - те, кто стоял во внешнем круге, становятся во внутренний, получают номера и игра продолжается.
Примечание. Игра развивает чувство эмпатии, так как стоящие бурно сопереживают бегущему на свободное место игроку, который пытается увернуться от ремешка.