Марина Смолина
Картотека подвижных игр в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека подвижных игр.
Младшая группа.
1. «Огуречик-огуречик…»
Цель –укреплять мышцы ног, формировать чувство ритма.
Задачи.
1. Воспитывать умение играть в подвижную игру с простым содержанием и несложными движениями.
2. Воспитывать дружелюбие в игре рядом со сверстниками, не мешая им.
Описание игры. На одной стороне зала- педагог (ловишка, на другой -дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах.
Педагог говорит.
Публикация «Картотека подвижных игр в младшей группе» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры для малышей
- Темочки
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик,
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
Дети убегают за условную черту, а педагог их догоняет.
2. «Овощи или фрукты»
Цель- укреплять мышцы рук и ног, развивать быстроту реакции.
Задачи.
1. Развивать умения использовать обобщающие слова «овощи» и «фрукты» .
2. Развивать зрительное восприятие, зрительную память, мышление.
3. Развивать умение узнавать овощи и фрукты по описанию, составлять описательные рассказы.
Описание игры. Взрослый произносит название овощей и фруктов. Если он называет овощ, дети приседают, а если фрукт, то подпрыгивают на месте.
3. «Птички в гнездышках»
Цель- развивать двигательные навыки и учить детей находить своё место в игре.
Задачи.
1. развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях, не задевая друг друга.
2. закрепить умение детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
Описание игры. Дети сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты. Это гнездышки. По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахивая руками –крыльями. По сигналу воспитателя «Птички, в гнездышки!» дети возвращаются на свои места.
4. «Котята и щенята»
Цель- учить красиво передвигаться на носочках, соединять движение со словами; развивать ловкость.
Задачи.
1. развивать у детей ловкость и умение выполнять движение по сигналу.
2. упражнять в беге с увертыванием, в ловле, в лазании.
Описание игры. В начале игры взрослый, родитель или воспитатель, должен поделить детей на две группы. Дети одной группы должны изображать котят, а другой группы - щенков. Котята должны находится около гимнастической стенки, а щенки у нас будут за скамейками, будками, на другом конце комнаты. По команде родителя или воспитателя дети, котята, начинают бегать, мягко, легко, словно играют. На слова родителя: "Котята!" - они произносят: «мяу-мяу!». А им в ответ щенки начинают лаять "Ав-ав-ав!" - перелезая на четвереньках бегут за котятами, которые убегают и влезают на гимнастическую стенку. Щенки возвращаются на свои места, в "будки". После того, как ребятишки сыграли несколько раз игру, они могут поменяться местами. А закончить игру можно просто тихим шагом по комнате, словно по-кошачьи. Эта игра очень хорошо тренирует малыша, учит преодолевать препятствия, учит быть ловким, слушать и точно выполнять поставленные команды. Обычно игра проходит в шумной, но очень весёлой обстановке.
5. «Пузырь»
Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.
Задачи.
1. развивать у детей умение согласовывать движение со словами.
2. упражнять детей в приседании и построении в круг.
Описание игры. Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой круг, стоя близко друг к другу. Воспитатель произносит: Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой, Оставайся такой да не лопайся. Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!», тогда они опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!» Можно также предложить детям после слов: «Лопнул пузырь» двигаться к центру круга, попрежнему держась за руки и произнося при этом звук: «Ш-ш-ш» (воздух выходит). Затем дети снова «надувают» пузырь – отходят назад, образуя большой круг.
Средняя группа.
1. «Хитрая лиса».
Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.
Задачи:
Образовательная. 1. Учить выполнять правила игры.
2. Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.
Оздоровительная. 1. Развивать быстроту, выносливость.
2. Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
Воспитательная. 1. Воспитывать выдержку и терпение.
Описание игры: С одной стороны площадки чертится линия, тем самым обозначается «Дом лисы». Воспитатель просит закрыть глаза детей, которые расположились по кругу. Педагог обходит за спинами детей образованный круг, дотрагивается до одного из участников, который с этого момента становится «хитрой лисой».
После этого педагог предлагает детям открыть глаза и, посмотрев вокруг, попытаться определить, кто же является хитрой лисой. Далее дети спрашивают 3 раза: «Хитрая лиса, где ты?». При этом, спрашивающие смотрят друг на друга. После того, как дети спросили третий раз, хитрая лиса прыгает на середину круга, поднимает руки вверх и кричит: «Я здесь!». Все участники разбегаются по площадке кто куда, а хитрая лиса пытается кого-нибудь поймать. После того, как 2-3 человека пойманы, педагог говорит: «В круг!» и игра начинается снова.
2. «Зайцы и волк».
Цель: учить правильно прыгать на двух ногах; слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом
Задачи.
Воспитательная.
• Воспитывать интерес к совместной игровой деятельности.
• Воспитывать потребность в двигательной активности.
Оздоровительная.
• Развивать физические качества (ловкость, быстрота)
• Развивать внимание, воображение в процессе создания игровых образов.
Образовательная.
• Закреплять умение бегать с согласованными движениями рук и ног.
• Формировать умение анализировать процесс и результаты игровой деятельности.
Описание игры: Одного из играющих выбирают «волком». Остальные – «зайцы». В начале игры «зайцы» стоят в своих домиках, волк находится на противоположной стороне. «Зайцы» выходят из домиков, воспитатель говорит:
Зайцы скачут скок, скок, скок,
На зеленый на лужок.
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают – не идет ли волк.
Дети прыгают, выполняют движения. После этих слов «волк» выходит из оврага и бежит за «зайцами», они убегают в свои домики. Пойманных «зайцев» «волк» отводит к себе в овраг.
3. «Пчелки».
Цель: учить действовать по словесному сигналу; развивать быстроту, ловкость; упражнять в диалогической речи.
Задачи:
Оздоровительная.
• укрепление здоровья ребенка, закаливание организма;
• формирование жизненно необходимых видов двигательных движений: ходьбы, прыжков, ползанья;
• развитие физических качеств: ловкости, координационных способностей, умение сохранять равновесие, общей выносливости;
Образовательная.
• содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия;
Воспитательная.
• воспитание нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности;
• создание эмоционального и психофизического состояния каждого ребенка.
Описание игры: Все дети — пчелки, они бегают по комнате, размахивают крыльями, жужжат: «Ж-ж-ж». Появляется медведь (выбранный по желанию) и говорит:
Мишка-медведь идет,
Мед у пчелок унесет.
Пчелки отвечают:
Этот улей — домик наш.
Уходи, медведь, от нас,
Ж-ж-ж-ж!
Пчелки машут крыльями, жужжат, прогоняя медведя.
4. «Кот на крыше».
Цель: развивать координацию движений; развивать ритмичную, выразительную речь.
Задачи.
Воспитательная.
• Воспитывать интерес к совместной игровой деятельности.
• Воспитывать потребность в двигательной активности.
Оздоровительная.
• Развивать физические качества: ловкость, быстрота реакции
• Развивать внимание, воображение в процессе создания игровых образов.
Образовательная.
• Закреплять умение бегать с согласованными движениями рук и ног
• Учить ориентироваться в пространстве
• Формировать у детей умение выполнять движения по сигналу.
• Закреплять умение выполнять ходьбу на носочках.
Описание игры: Дети становятся в круг. В центре – «кот». Остальные дети – «мыши». Они тихо подходят к «коту» и, грозя друг другу пальцем, говорят хором вполголоса:
Тише мыши, тише мыши…
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись.
И коту не попадись!
После этих слов «кот» гонится за мышками, те убегают. Нужно отметить чертой мышкин дом – норку, куда «кот» не имеет права забегать.
5. «Лохматый пес».
Цель: развивать внимание, быстрый бег; учить по-разному обозначать предметы в игре.
Задачи:
Образовательная: Формировать умение детей действовать сообща в определенном темпе.
Оздоровительная: Развивать у детей мышление, память, слух и внимательность.
Воспитательная: Воспитывать интерес к игре и доброжелательное отношение друг к другу.
Описание игры: Дети стоят на одной стороне площадки. Водящий – пес – на другой стороне. Дети тихо подходят к нему со словами:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос.
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим,
И посмотрим что-то будет!
После этих слов пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, а пес старается их поймать.
Старшая группа.
1.«Уголки»
Цель: учить детей перебегать с места на место быстро, незаметно для ведущего. Развивать ловкость, быстроту движений, ориентировку в пространстве.
Образовательная– развитие двигательных способностей
Оздоровительная – развить ориентирование в пространстве
Воспитательная– развить у детей быстроту, ловкость
Ход игры: дети становятся возле деревьев или в кружочках, начерченных на земле. Один из играющих, оставшийся в середине, подходит к кому – либо и говорит: «Мышка, мышка, продай мне свой уголок». Та отказывается. Водящий идёт с теми же словами к другому. В это время остальные дети меняются местами, а водящий в середине старается занять место одного из перебегающих. Если это ему удастся, оставшийся без уголка становится на середину.
Варианты: если водящему долго не удаётся занять место, воспитатель говорит: «Кошка!». Все дети одновременно меняются местами, водящий успевает занять уголок. Нельзя долго стоять в своём уголке.
2.«Парный бег»
Цель: учить детей бегать в парах, не расцепляя рук, огибать предметы. Развивать ловкость, внимание.
Образовательная – умения стоять в колоннах парами
Оздоровительная – развитие опорно-двигательного аппарата
Воспитательная – развить волевые качества: внимание и ловкость
Ход игры: дети стоят в колоннах парами на одной стороне площадки за чертой. На другой стороне площадки поставлены предметы (кегли, кубы) по числу звеньев. По сигналу воспитателя первые пары детей, взявшись за руки, бегут до предметов, огибают их и возвращаются в конец своей колонны. По следующему сигналу бегут вторые пары. Пара, разъединившая руки, считается проигравшей.
Варианты: бежать с захлёстыванием голени. Бег между предметами змейкой до ориентира.
3.«Сделай фигуру»
Цель: учить детей бегать врассыпную по залу, участку. Приучать менять движение по сигналу, развивать равновесие, умение сохранять неподвижную прозу.
Образовательная– формирование двигательных навыков и умений
Оздоровительная– развить равновесие
Воспитательная– умение менять движение по сигналу
Ход игры: по сигналу воспитателя все дети разбегаются по залу. На следующий сигнал (удар в бубен) все играющие останавливаются на месте, где их застала команда, и принимают какую-либо позу. Воспитатель отмечает тех, чьи фигуры получились интереснее, наиболее удачными.
Варианты: можно выбрать водящего, который будет определять, чья фигура интереснее и сложнее, тех, кто каждый раз придумывает новые фигуры.
4.«Перебежки»
Цель: развитие выносливости детей, тренировка дыхательной системы (чем медленнее бег, тем лучше, тренировка мышечно-суставного аппарата.
Образовательная– развитие двигательных способностей
Оздоровительная – совершенствование сосудисто-дыхательной системы
Воспитательная– развитие выносливости детей
Ход игры: на расстоянии в 40-50 м. друг от друга чертятся две линии (или выбираются два дерева/столба). Игроки начинают бег в среднем темпе от одной линии. Добежав до другой линии, игроки разворачиваются и бегут обратно до первой линии. Так бегают от линии до линии до тех пор, пока не останется самый выносливый игрок - он и является победителем. Постепенно из игры будут выбывать самые слабые участники.
Примечание: так как никому не хочется считаться слабым или в числе самых слабых - игроки будут «выжиматься» полностью, каждый в меру своих возможностей,чего трудно достичь при беге на определенные дистанции на время.
5.«Бездомный заяц».
Цель: учить детей бегать быстро, стараясь занять домик. Развивать внимание, быстроту реакции на сигнал.
Образовательная– умение ориентироваться в пространстве
Оздоровительная– развитие опорно-двигательного аппарата
Воспитательная – развить внимательность и быстроту реакции на сигнал
Ход игры: выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные зайцы чертят себе кружочки и каждый встаёт в свой. Бездомный заяц убегает от охотника, он может спастись от охотника, забежав в любой кружок, тогда стоявший в кружке заяц должен сейчас же убегать, потому что он теперь бездомный заяц и охотник будет его ловить. Как только охотник осалил зайца, он сам становится зайцем, а бывший заяц – охотником.
Варианты: дети образуют круг, взявшись за руки по 3-4 ребёнка, а в центре такого круга стоят зайцы. Дети стоят в кругах, нарисованных на земле. По сигналу воспитателя зайцы меняются домиками – перебегают из одного в другой, а охотник занимает любой освободившийся домик, кто остался без домика становится охотником.
Подготовительная группа.
1. «Совушка»
Цель. формировать у детей потребность в двигательной деятельности.
Задачи.
Воспитательная: Воспитывать чувство коллективизма.
Образовательная: бегать, врассыпную имитируя птиц.
Оздоровительная: Развивать равновесие.
Ход игры: все играющие птички, один ребёнок – сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются, машут крыльями, клюют зёрнышки. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривает тех, кто шевелится и забирает в гнездо. Снова даётся сигнал «день», сова улетает в гнездо, дети – птички летают по площадке.
2. «Кто скорее докатит обруч до флажка»
Цель: учить детей бегать с одной стороны площадки на другую, преодолевая препятствия. Развивать умение действовать по сигналу, быстроту движений.
Задачи.
Образовательная: учить детей выполнять задание точно, качественно.
Оздоровительная: Развивать у детей быстроту, умение передавать эстафету.
Воспитательная: Воспитывать интерес к данной игре.
Ход игры: играющие делятся на звенья; становятся друг за другом за чертой. У первых в колоннах в руках обручи воспитатель даёт команду - «Кати!» первые в колоннах катят обручи по направлению к флажкам, подталкивая их руками палкой, обегают с обручем флажок, возвращаются в свои колонны и передают обручи следующему, хлопнув по плечу. Игра заканчивается, когда стоявший в колонне последними выполняют задание. Выигрывает звено, которое быстрее закончит игру.
3. «Не забегай в круг»
Цель: учить детей бегать, увёртываясь.
Задачи.
Образовательная: Закрепить умение бегать боковым галопом с захлёстом голени.
Оздоровительная: Развивать ловкость, быстроту.
Воспитательная: Воспитывать чувство коллективизма.
4. «Лягушка и цапля»
Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, ловкость.
Задачи.
Образовательная: учить детей подпрыгивать на месте из глубокого приседа, прыгать через верёвку расположенную на высоте 15см.
Оздоровительная: Развивать ловкость, быстроту движений.
Воспитательная: Воспитывать чувство коллективизма.
Ход игры: в середине площадки обозначают болото, вбивают колышки высотой -15см. на них вешают верёвку с грузинками так, чтобы она не провисала. В стороне от болота цапля. Лягушки прыгают в болоте, ловят комаров. По сигналу «Цапля!» - она перешагивает через верёвку и начинает ловить лягушек. Они могут выскакивать из болота любым способом: отталкиваясь двумя ногами, одной ногой, с разбега. Пойманные лягушки идут в гнездо цапли.
Правила: перешагнувший через верёвку считается пойманным, можно только перепрыгивать.
5.«Картошка»
Цель: упражнять в ловле и бросании мяча.
Задачи.
Образовательная: Учить действовать по словесному сигналу.
Оздоровительная: Развивать быстроту реакции.
Воспитательная: Воспитывать интерес к данной игре.
Ход игры: Перед началом игры нужно нарисовать круг диаметром 5-6 метров. Участники становятся за линией и передают мяч один другому, как в баскетболе. Если мяч падает на землю, игрок, виновный в этом, садится на корточки в середине круга, а другие продолжают играть. Игроки могут бить по мячу одной рукой, пытаясь попасть в того, кто сидит в круге, но нельзя «выбивать» с первой подачи. Если тот, кто «выбивает», не попал мячом в сидящего, то он тоже садится в середину круга. Игра длится до тех пор, пока в круге не останется один человек или пока игроки, которые сидят в круге, не поймают, подпрыгнув, мячик на лету. В этом случае последний игрок, что допустил ошибку, садится в середину круга, а все остальные становятся за линией круга и продолжают играть.