Нина Александровна Волкова
Картотека заданий по познавательному развитию детей 5–7 лет «Ягоды»
▼ Скачать + Заказать документы
Растительный мир. Ягоды.
Беседа «Лесные дары. Ягоды».
Задачи. Расширить знания детей о съедобных и ядовитых ягодах. Познакомить с правилами безопасности при сборе ягод. Обогащать природоведческий словарь детей. Формировать умение детей узнавать ягоды по описанию. Развивать детскую любознательность.
Материал к деятельности: Презентация «Лесные дары. Ягоды».
Беседа.
Публикация «Картотека заданий по познавательному развитию детей 5–7 лет „Ягоды“» размещена в разделах
— Дорогие друзья, путешествие начинаем, страну добрых великанов посещаем. Вот лес, волшебная страна, добрых великанов полна. Деревья-великаны нас встречают, лесными дарами угощают. Лесные дары – это ягоды, грибы, орехи. Какие дары леса нашли дети?
— Лесные поляны ароматами нас встречают, какие ягоды они предлагают?
— Земляника и клубника – это травянистое растение, с маленькими, красными, ароматными ягодами. Морошка – травянистое растение с круглыми, маленькими, оранжевыми ягодами. Дети, по лесу гуляем, какие ягоды замечаем?
— Брусника, голубика, черника – кустарнички с сочными, вкусными ягодами. Дети, чем отличаются эти ягоды?
— Ягоды брусники красные. Ягоды голубики голубые. Ягоды черники чёрные. Клюква – кустарничек с ярко-красными, кислыми ягодами. Дети, по лесу пройдём, кустарники найдём. Какие ягоды растут на кустарниках?
— Здесь колючие кустарники растут, ягоды свои берегут. Дети, чем отличаются ягоды малины и ежевики?
— Дети, как вы считаете, колючки где: на листьях, на ветках или на ягодах?
— Шиповник колючки тоже выставляет, ягоды свои оберегает. Ягоды шиповника блестящие, твёрдые, гладкие. А эти кустарники добры, ягодами рады поделиться они. Ягоды облепихи сочные, мягкие, яркие. Ягоды смородины чёрные, мягкие, сочные.
— Дети, по лесу шагаем, деревья изучаем. Какие ягоды растут на деревьях?
— Ягоды рябины красные, сочные, горьковатые. Ягоды черёмухи чёрные, твёрдые, терпкие. Ягоды полезны и вкусны, здоровье возвращают они. Дети, назовите, пожалуйста, съедобные лесные ягоды.
— Земляник, клубника, черника, морошка, облепиха, ежевика, малина, смородина, рябина, черёмуха – съедобные ягоды. Многие ягоды растут не только в лесах, но и в садах. Дети, какую садовую ягоду, мы не нашли в лесу? (крыжовник).
— Ягоды в лесу собираем, правила безопасности соблюдаем.
1. Ягоды с корнем не вырываем, растение не убиваем.
2. Ягоды осторожно собираем, о колючих ветках не забываем.
3. Кустарники и деревья не обижаем, ветки не ломаем.
4. Спелые ягоды собираем, зелёные в лесу оставляем.
5. К незнакомым ягодам не подходи, могут быть ядовиты они.
— В лесу много ядовитых ягод. Дети, ядовитые ягоды запоминайте, никогда их не срывайте. Ядовиты ягоды Крушины и Жимолости лесной. Не зря жимолость прозвали Волчьей ягодой.
1. Ядовиты ягоды Бересклета и Снежноягодника.
2. Ядовиты ягоды Паслёна и Белладонны.
3. Ядовиты ягоды Вороньего глаза и Ландыша.
— Дети, лесные ягоды вспоминаем, загадки отгадаем.
1. В наших водится лесах
На раскидистых кустах.
Куст колючками покрыт,
Неприступен он на вид,
Черна и круголика,
Растёт … (ежевика).
2. Куст с шипами, куст колючий,
Но совсем, совсем не злючий!
Розой он цветёт прелестной,
Ягод нет его полезней!
Молодой садовник
Посадил … (шиповник).
3. Кто любит её,
тот рад поклониться.
А имя дала ей родная землица.
Ты под листик загляни-ка!
Там лесная … (земляника).
4. Запасают её люди
Как лекарство при простуде.
Не страшны и грипп, ангина,
Если рядом есть … (малина).
5. Красненькие бусинки
Качаются на кочках.
Маленькие ягодки,
Твёрдые листочки.
Догадалась Вика,
Здесь растёт … (брусника).
— Потрясающе, дети! Загадки отгадали, ягоды по описанию узнали. До свиданья, до свиданья добрый лес, волшебный лес! За лесные дары от души благодарим, и «Спасибо!» говорим.
Речевая игра «Ягоды».
Задачи. Расширять знания детей о ягодах. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими внешний вид и вкус ягод. Совершенствовать умение детей узнавать ягоды по описанию. Развивать слуховое внимание детей.
Игра.
По тропинке ёжик шёл,
Ёжик ягодку нашёл.
Витаминов много в ней.
Ну-ка, съешь её скорей!
— Дети, назовите одним словом, что вы видите на картине.
— Ягоды – это растения. Дети, какие ягоды вы знаете?
— В игру «Ягоды» играем, правила игры не нарушаем.
Игровые правила:
описание запоминаем, ягоду угадаем;
рассказ не перебиваем, тишина – отвечаем.
Педагог контролирует, чтобы дети ожидали окончания рассказа, а затем отвечали. Дети отвечают хором.
Лексический материал.
1. Ягоды садовые, крупные, гладкие, блестящие, сладкие, прозрачные – это … (виноград).
2. Ягода нежная, лесная, сочная, блестящая, немного голубая – это … (голубика).
3. Ягода садовая, крупная, красная, сочная, сладкая, ароматная – это … (виктория).
4. Ягода лесная, красная, гладкая, блестящая, кислая – это … (клюква).
5. Ягода садовая, полосатая, гладкая, блестящая, кисло-сладкая – это … (крыжовник).
6. Ягода лесная, красная, сочная, сладкая, ароматная – это … (клубника, земляника).
7. Ягоды садовые, гладкие, блестящие, черные, кисло-сладкие – это … (смородина).
8. Ягода зернистая, пушистая, ароматная, сочная, сладкая – это … (малина).
9. Ягода лесная, зернистая, чёрная, мягкая, сочная, кисло-сладкая – это … (ежевика).
— Прелестно, дети! Ягоды по описанию узнали, правильно назвали.
Речевая ситуация «Расскажи о ягодах».
Задачи. Расширять знания детей о ягодах. Упражнять детей в составление простого распространённого предложения. Совершенствоваться умение детей согласовывать существительное с несколькими прилагательными в предложении.
Разговор.
— Дети, помогите мне, пожалуйста, составить картотеку о ягодах. Я назову ягоду, а вы кратко расскажите о ягоде. Назовите ягоду, садовая она или лесная, съедобная или несъедобная, ядовитая.
Педагог контролирует соответствие предложения предложенной схеме. При необходимости подсказывает слово.
Лексический материал.
1. Брусника. – Брусника – это лесная, съедобная ягода.
2. Виноград. – Виноград – это садовая, съедобная ягода.
3. Виктория. – Виктория – это садовая, съедобная ягода.
4. Вороний глаз. – Вороний глаз – это лесная, несъедобная, ядовитая ягода.
5. Голубика. – Голубика – это лесная, съедобная ягода.
6. Ежевика. – Ежевика – это лесная, съедобная ягода.
7. Земляника. – Земляника – это лесная и садовая, съедобная ягода.
8. Клубника. – Клубника – это лесная и садовая, съедобная ягода.
9. Клюква. – Клюква – это лесная, съедобная ягода.
10. Крыжовник. – Крыжовник – садовая, съедобная ягода.
11. Малина. – Малина – это лесная и садовая, съедобная ягода.
12. Рябина. – Рябина – это лесная и садовая, съедобная ягода.
13. Смородина. – Смородина – это садовая, съедобная ягода.
14. Снежноягодник. – Снежноягодник – это лесная, несъедобная, ядовитая ягода.
15. Черёмуха. – Черёмуха – это лесная и садовая, съедобная ягода.
16. Черника. – Черника – это лесная, съедобная ягода.
17. Шиповник. – Шиповник – это лесная и садовая, съедобная ягода.
— Замечательно, дети! О ягодах рассказали, кратко ягоду описали.
Словесная игра «Ягодные загадки».
Задачи. Формировать умение детей узнавать ягоды по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание детей. Поддерживать интерес детей к загадкам.
Игра.
— Дети, в «Ягодные загадки» играем, правила не нарушаем.
Игровые правила:
внимательно слушаем загадку;
пока загадку читают, молчим;
хором отвечаем, ягоду называем.
Педагог после каждой загадки, просит детей, объяснить: какие слова в тексте помогли отгадать загадку.
1. Кто любит её,
тот рад поклониться.
А имя дала ей родная землица.
Ты под листик загляни-ка!
Там лесная … (земляника).
2. На колючей тонкой ветке
В полосатых майках детки.
Куст с шипами — не шиповник,
Как зовётся он? … (крыжовник).
3. Запасают её люди
Как лекарство при простуде.
Не страшны и грипп, ангина,
Если рядом есть … (малина).
4. Эту ягоду найдёте
Не в саду, а на болоте.
Кругла, а не брюква
Кислая … (клюква).
5. Это ягода прекрасна,
Чёрная, белая, красная.
В саду их родина.
Что это? … (смородина).
6. На болоте уродилась,
В мягкой травке притаилась.
Жёлтенькая брошка —
Ягодка. (морошка).
7. Вот лозы родные детки —
Ягоды на тонкой ветке.
Гроздья крупные висят,
Как янтарь они горят.
Солнцу южному рад,
Сочный … (виноград).
8. В наших водится лесах
На раскидистых кустах.
Куст колючками покрыт,
Неприступен он на вид,
Черна и круголика,
Растёт … (ежевика).
9. Куст с шипами, куст колючий,
Но совсем, совсем не злючий!
Розой он цветёт прелестной,
Ягод нет его полезней!
Молодой садовник
Посадил … (шиповник).
10. Красненькие бусинки
Качаются на кочках.
Маленькие ягодки,
Твёрдые листочки.
Догадалась Вика,
Здесь растёт … (брусника).
11. Что за ягода такая —
голубая – голубая?
На болоте, там и тут
эти ягоды растут.
Догадалась Вика,
Это … (голубика).
12. На зелёненьком кусточке,
Чёрны ягодки-дружочки.
Зрения улучшают,
Здоровья добавляют.
Догадалась Вика,
Это… (черника).
— Земляника, малина, клюква, крыжовник, виноград, шиповник, смородина, морошка, ежевика, голубика, брусника, черника – это… ягоды.
— Потрясающе, дети! Загадки отгадали, ягоды по описанию узнали.
Интеллектуальная разминка «Ягоды».
Задачи. Закрепить знания детей о ягодах. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление.
Беседа.
— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем.
Дети отвечают хором. Если ответы разные или ответ неверный, педагог повторяет вопрос ещё раз. Если дети не называют верный ответ, педагог читает вопрос и ответ.
Вопросы.
1. Клюква, земляника, малина, калина – это … (ягоды).
2. Ягоды, которые растут в лесу какие? – … (лесные).
3. Ягоды, растущие в саду? – … (садовые).
4. Шиповник – полезный, бересклет – … (ядовитый).
5. Крыжовник твёрдый – малина … (мягкая).
6. Брусника – кустарничек, клубника – … (трава).
7. Малина – кустарник, рябина – … (дерево).
8. Клубника сладкая – клюква … (кислая).
9. Черёмуха растёт высоко, а черника – … (низко).
10. Арбуз тяжёлый – крыжовник … (лёгкий).
11. Виктория крупная – земляника … (мелкая).
12. Виктория растёт в саду, а брусника – … (в лесу).
13. Малина – красная, ежевика – … (чёрная).
14. Не спелые ягоды не срываем, ветки деревьев – … (не ломаем).
15. Ежевика – ягода, ежиха – … (животное).
16. Варенье из земляники … (земляничное).
17. Цвет, похожий на малину, – … (малиновый).
18. Чипсы вредны для здоровья – ягоды… (полезны).
19. Чего больше в лесу: ягод или земляники? … (ягод).
— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу …
Педагог отмечает наиболее активных детей.
— За игру вас, дети, благодарю!