Наталья Холова
Картотека дидактических игр по математике во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр по математике во второй младшей группе
Подготовила воспитатель I категории
Холова Н. В.
Дидактические игры, направленные на формирование элементарных
математических представлений у детей второй младшей группы
Количество, счёт, величина, форма, ориентировка в пространстве:
1. «Угостим белочек грибочками»
Публикация «Картотека дидактических игр по математике во второй младшей группе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Цели: формировать детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов; активировать в речи слова: столько-сколько, поровну; одинаково поровну.
Содержание. Воспитатель говорит: «Посмотрите, кто пришёл к нам в гости, это белочки. Давайте мы их гостим грибочками. Я белочек поставлю на стол. Поставлю одну белочку, ещё одну белочку и ещё одну. Сколько всего белочек? А теперь мы их угостим грибочками. Одной белочке дадим грибок, ещё одной и ещё одной. Всем белочкам хватило грибочков? Сколько грибочков? Как ещё можно сказать? Правильно, белочек и грибочков поровну, их одинаково»
2. «Петрушка и мячи»
Цель: знакомить с составлением группы предметов из отдельных предметов и учить выделять из неё один предмет; учить понимать слова: много, один, ни одного.
Содержание. Петрушка приносит детям корзину с мячами. Воспитатель спрашивает детей: «Что принёс Петрушка? Сколько мячей принёс Петрушка?» высыпает мячи на пол, дети берут по одному мячу. Воспитатель (по очереди обращается к детям) : «Сколько мячей ты взял? Сколько мячей в корзине? (ни одного). Что надо сделать, чтобы у Петрушки стало много мячей?». Дети складывают мячи в корзину. Воспитатель: «Сколько мячей ты положил? Сколько мячей стало в корзине?»
3. «Найди пару по форме»
Цели: Уточнить представление детей о форме предметов; учить подбирать нужные формы методом зрительного соотнесения.
Содержание. Раздайте детям по одной фигурке или предложите вытащить их из «волшебного» мешочка. Попросите внимательно рассмотреть фигуры и найти себе пару-ребёнка с такой же фигурой.
4. «Матрёшки»
Цель: закреплять умение различать количество предметов, используя слова: один, много, мало.
Содержание. Воспитатель говорит: «К кукле Кате в гости пришли матрёшки, и мы все вмести будем водить вокруг неё хоровод. Посмотрите, сколько матрёшек пришло в гости? (Много). Возьмите по одной матрёшке и поставьте и в хоровод вокруг куклы Кати. Сколько кукол? Сколько матрёшек в хороводе? Все матрёшки встали в хоровод? Сколько матрёшек не водят хоровод?» (мало)
5. «Кто найдёт цветок для мотылька»
Цель: совершенствовать умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке.
Содержание. Воспитатель раскладывает по группе бумажные цветы. Их количество должно соответствовать количеству играющих детей. потом раздаёт детям по одному мотыльку. Уточняет, сколько мотыльков у каждого ребёнка. Дети должны поблизости найти цветок и посадит на него своего мотылька. Воспитатель проверяет, правильно ли выполнено задание. Уточняет у детей: «Чего больше (меньше) : цветов или мотыльков?»
6. «В лес за грибами»
Цели: формировать у детей представления о количестве предметов «один-много»; активизировать в речи детей слова один, много.
Содержание. Воспитатель приглашает детей в лес за грибами, уточняет: «Сколько грибов на поляне?» (Много). Предлагает детям сорвать по одному. Спрашивает у каждого ребё нка: «Сколько у тебя грибов?» Затем предлагает: «Давайте сложим всё грибы в корзинку. Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил Миша? Сколько стало грибов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас?» (ни одного).
7. «Чудесный мешочек»
Цели: закреплять у детей умения распределять однородные объекты по группам, сравнивать группы предметов на основе составления пар; развивать умение считать в пределах двух.
Содержание. Из мешочка каждый по очереди достаёт разные предметы, показывает всем, проговаривая, что он достал и сколько (один мячик, один кубик и т. д.). Воспитатель предлагает поставить все предметы на стол, внимательно рассмотреть и найти пары предметам. Уточняет, у каких предметов нет пары. Спрашивает: «Сколько мячиков (один, сколько кубиков (два? И т. д.»
8. «Разложи по порядку»
Цели: закреплять знания детей о величине в ходе практических действий; обогащать опыт детей в сравнении двух предметов по одному признаку на глаз, приложением и наложением, а также в сравнении предметов по нескольким параметрам величины.
Содержание. Воспитатель предлагает детям разложить предметы в порядке возрастания (убывания) величины (шарфы, ленты, галстуки и др.) прикладывая их друг к другу.
9. «Геометрическое лото»
Цель: развивать умения детей сравнивать форму изображённого предмета с геометрической фигурой, подбирать предметы по образцу.
Содержание. Дети подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нуждой формы.
10. «Орнамент»
Цель: закреплять представления детей о величине.
Содержание. Сложить орнамент из полосок разной длины. (по образцу и по собственному замыслу.)
11. «Малина для медвежат»
Цели: формировать у детей представление равенства на основе сопоставления двух групп предметов; активизировать в речи слова: столько-сколько, поровну, одинаково.
Содержание. Воспитатель говорит: «Ребята, медвежонок собрал в лесу целую корзинку малины, чтобы угостить своих друзей. Посмотрите, сколько пришло медвежат! Скажите, сколько медвежат? (много). А теперь надо взять столько же ягод. Давайте угостим медвежат ягодами. Каждому медвежонку надо дать по одной ягодке. Сколько вы принесёте ягод? (ягод) Сколько у нас медвежат? (много). Как ещё можно сказать? Правильно, их одинаково, поровну; ягод столько, сколько медвежат, а медвежат, столько, сколько ягод»
12. «Узнай по описанию»
Цели: уточнять и закреплять у детей понятия: «высокий-низкий», «длинный-короткий», «широкий-узкий»; обогащать опыт детей в соотнесении предметов по величине.
Содержание. Воспитатель описывает длины предметов, изображённых на одной из карточек. Остальные должны догадаться, о какой карточке идёт речь
13. «Найди предмет»
Цель: помогать сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами (круг, шар, распределять предметы по группам по сходству.
Содержание. На одном столе – геометрические формы, на втором – предметы. Воспитатель даё т детям задание: «Найти предмет такой же формы»
14. «Скажи наоборот»
Цель: знакомить с пространственными отношениями: правый, левый, справа, слева.
Содержание. Ведущий называет пространственные ориентиры, а ребёнок, получивший знак (мяч, стрелка, фишка, называет ориентир, противоположный по значению. Например: лево-право, верх-низ и т. д.
15. «Две башни»
Цель: продолжать знакомить с понятиями: «высокий», «низкий», «одинаковые по высоте».
Содержание. Воспитатель показывает постройку башни одинаковой высоты. Затем добавляет или убирает детали так, чтобы бани стали разные – высокие, низкие вместе с детьми сравнивают башни по высоте. Предлагает детям построить высокую (низкую) башню.
16. «Найди такую же фигуру»
Цель: помогать находить нужную фигуру методом зрительного соотнесения.
Содержание. Сначала игру лучше проводить, используя фигуры одного цвета и размера. Разложите на столе фигуры двух форм и предложить детям отобрать все фигуры такой же формы.
17. «На плоту»
Цель: знакомить детей с основными направлениями вперёд – назад, вверх – вниз, направо - налево).
Содержание. Дети стоят на одинаковом расстоянии друг от друга (на плоту). Ведущий задаёт индивидуально вопросы детям, например: «Петя, кто стоит у тебя слева? Маша, кто стоит сзади тебя?.»
18. «Парные картинки»
Цель: упражнять детей в сравнении предметов, изображённых на картинке, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений.
Содержание. Показывать и называть только одинаковую картинку; кто правильно отберёт и назовёт парную картинку, тот получит фишку.
19. «Части суток»
Цель: закреплять знания детей о времени суток, действиях людей ночью, днём.
Содержание. Воспитатель раскладывает на столе 4 картинки – домика, каждый соответствует одной части суток, а ребёнок выбирает нужный домик и ставит в него игрушку.
20. «Когда это бывает»
Цели: закреплять знания детей о времени суток, действия людей ночью, днём; развивать внимательность.
Содержание. Воспитатель показывает детям картинки с изображением частей суток (утро-вечер, день- ночь, беседует: «Что нарисовано на картинке? Когда это бывает? Почему ты так думаешь? Что ты делаешь утром?»
21. «Похожие предметы»
Цель: формировать представление о признаках сходства и различия между предметами.
Содержание. Воспитатель показывает фигуры, одинаковые только по одному признаку, и предлагает детям найти сходства и различия.
22. «Найди лишнюю фигуру»
Цель: совершенствовать навыки детей в сравнении фигур методом зрительного соотнесения.
Содержание. Перед каждым ребёнком положите 4 фигурки одного цвета, одна из которых отличается по форме. Предложите ребёнку найти и показать лишнюю фигуру (круг).
23. «Геометрические салфетки»
Цель: закреплять представления детей о форме предметов; различать и называть геометрические фигуры; формировать представление о признаках сходства.
Содержание. Дети получают салфетки из бумаги разной формы и украшают круглую салфетку только кругами, треугольную только треугольниками.