Приложение МААМ

Картотека опытов и экспериментов в старшей группе детского сада «Предметный мир»

Наталья Муравьева
Картотека опытов и экспериментов в старшей группе детского сада «Предметный мир»
▼ Скачать + Заказать документы

Предметный мир

Понятие об электрических зарядах

Цель: дать детям первоначальные знания о статическом электричестве. Развивать любознательность.

Материалы: воздушный шарик, алюминиевая фольга, расческа

Ход эксперимента

Воспитатель спрашивает, что дети знают об электричестве, о проявлениях электричества. Предлагает провести эксперимент. Дети под руководством педагога надувают небольшой воздушный шар. Осторожно натирают шар о шерсть или мех, а еще лучше о свои волосы, и шар начнет прилипать буквально ко всем предметам в комнате: к шкафу, к стенке, а самое главное - к ребенку. Воспитатель объясняет детям тем, что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов.

Публикация «Картотека опытов и экспериментов в старшей группе детского сада „Предметный мир“» размещена в разделах

Предлагает провести ещё один опыт. Дети нарезают алюминиевую фольгу (блестящую обертку от шоколада или конфет) очень узкими и длинными полосками. Проводят расческой по своим волосам, а затем подносят ее вплотную к отрезкам. Полоски начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды

Вывод. От трения предметов возникает статическое электричество.

Кораблик

Цель: показать действия статического электричества.

Материалы: бумажный кораблик, емкость с водой, воздушный шарик, лоскут шерстяной ткани

Ход эксперимента

Воспитатель предлагает детям поиграть с волшебным шариком, при помощи волшебного шарика научить плавать кораблик.

Вместе с детьми педагог опускает кораблик в «плавание» в емкость с водой. Натирают поверхность шара куском шерстяной ткани. Затем подносят шар к кораблику. Дети увидят, что кораблик послушно двигается вслед за шаром. Если потереть поверхность шара, она приобретает способность притягивать к себе другие тела. Дети протирают шар салфеткой, и он теряет свою волшебную силу.

Вывод. При трении предметов друг о друга возникают притягивающие силы.

Свеча в банке

Цель: погасать детям, что для горения нужен воздух.

Материал: 3 свечи, стеклянная банка

Ход эксперимента

Воспитатель рассказывает детям о керосиновых лампах. Предлагает узнать, для чего делали отверстия в горелке лампы. Для проведения опыта берут три свечи, укрепляют на столе и воспитатель зажигает. Одну свечу накрывает стаканом, другую — банкой, а третью оставляет открытой.

Свеча в стакане сейчас же погаснет; в банке будет гореть дольше, но через некоторое время и она потухнет. Открытая свеча не гаснет, пока вся не сгорит. В банке воздуха больше, чем в стакане, поэтому и свеча горит дольше. Этот опыт показывает, что для горения нужен воздух.

Провели такой опыт. Поставили зажжённую свечу на стол и накрыли её ламповым стеклом. Свеча начала коптить и быстро погасла.

Снова зажгли свечу и накрыли её ламповым стеклом, поставленным на две ровные дощечки так, чтобы воздух свободно проходил под него снизу. Теперь свеча горела и не гасла. Воспитатель подводит детей к выводу, что отверстия в горелке керосиновой лампы делают, для того чтобы через эти отверстия притекал свежий воздух, необходимый для горения. У печи для этого устраивают поддувало. Когда хотят прекратить горение, приостанавливают доступ воздуха к горящему предмету.

Вывод: для горения нужен постоянный приток свежего воздуха

Как действуют магниты на предметы

Цель: формировать представления о свойствах магнита

Материалы: мелкие предметы из разных материалов, магнит, стеклянный стакан с водой, скрепки, лист бумаги, ткань, пластмассовые дощечки.

Ход эксперимента

Воспитатель предлагает детям поиграть с магнитом, узнать, всё ли притягивает магнит? Педагог спрашивает детей: предметы, из каких материалов, вы видите на столе? (Предметы из дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины) Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит. Делается вывод, что железные предметы притягиваются, а не железные нет. Педагог: “А может магнит действовать через другие материалы: бумагу, ткань, пластмассовую перегородку? ” Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод, что магнит может притягивать через бумагу, ткань, через пластмассу. В стакан с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх. (Магнит может действовать через стекло и воду.) Воспитатель предлагает проверить, что произойдет, если поднести два магнита друг к другу. Дети проверяют, поднося один магнит к другому (они притягиваются). Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся). Один конец называется южным или положительным полюсом магнита, другой конец - северным (отрицательным) полюсом магнита. Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными. (Вывод: у магнита два полюса.)

Опыт: «Магниты действуют на расстоянии»

Воспитатель: «Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит» Отметьте расстояние, на котором скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет на магнит. Проведите этот же опыт с другими магнитам.

Делаем вывод, что магниты разные по силе, одни из них сильные - притягивают скрепку с далекого расстояния, другие слабые - притягивают скрепку с близкого расстояния.

Вывод. Магнит притягивает железные предметы, действует через бумагу, ткань, стекло, воду. Магниты притягиваются друг к другу, действуют на расстоянии.

Представления о полюсах магнита

Цель: раскрыть понятие полюсов магнита, помочь определить какая часть магнита сильнее притягивает металлические предметы.

Материалы: полоски магнита, с концов окрашенные в разные цвета, скрепки.

Ход эксперимента

Воспитатель показывает детям магниты, обращает их внимание на окраску магнита. В какие цвета он окрашен? (синий и красный). Приложите магниты друг к другу красными концами, синими концами, что происходит с ними? (магниты отталкиваются). Поднесите магниты друг к другу разными полюсами – магниты притягиваются. Почему? У каждого магнита есть два полюса, южный – красного цвета и северный – синего цвета.

Педагог предлагает детям поиграть с магнитами: Попробуем побыть водителями автомобиля. Один маленький магнит с разными полюсами прикрепляем к машинке, другим магнитом двигаем машинку. Когда сближаем одинаковые полюса - машинка едет вперед, когда разные полюса – назад. Пусть каждый из вас попробует управлять машинкой.

Затем воспитатель рассказывает о магнитном поле и для примера демонстрирует опыт со скрепками. Берет магнит, подносит к нему скрепку. Она притянулась, к скрепке подносит вторую, она тоже притянулась, теперь - третью. Образовалась цепочка из скрепок. Затем осторожно держит пальцами первую скрепку и убирает магнит, цепочка не разорвалась. Дети с помощью педагога делают вывод: вокруг магнита есть магнитное поле. Скрепки, находясь рядом с магнитом, намагнитились и стали магнитами на некоторое время.

Итоги: под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами; волшебная сила магнита действует сильнее, если магнит большого размера; магниты не только притягивают предметы, но и сами притягиваются друг к другу разными полюсами, а одинаково окрашенными концами – отталкиваются.

Термометр

Цель. Посмотреть, как работает термометр.

Материалы. Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.

Ход эксперимента

Воспитатель показывает детям термометр, обсуждает с ними его строение и как с помощью термометра можно измерить температуру воздуха, тела, воды. Предлагает выполнить действия с термометром. Дети под руководством воспитателя зажимают пальцами шарик с жидкостью на термометре, наблюдают за движением жидкости по шкале термометра. Затем берут чашку воды и кладут в нее лед. Помещают термометр в воду той частью, где находится шарик с жидкостью, наблюдают, как ведет себя столбик жидкости на термометре.

Вывод: столбик термометра реагирует на изменения температуры. Когда жидкость в столбике термометра нагревается, она расширяется и поднимается из шарика вверх по трубке градусника. Остывающая жидкость уменьшается в объеме и опускается вниз по трубке. Уличными термометрами обычно измеряют температуру воздуха.

Как поднять единицу.

Цель: познакомить с оптическим свойством зеркала делить отображение на две равные части.

Материал: лист бумаги, карандаш, зеркало.

Ход эксперимента

Воспитатель на стол кладет лист бумаги. Рисует на нем большую цифру 1. Располагает зеркало так, чтобы изображение цифры в зеркале было вертикальным. Спрашивает у детей, как расположить зеркало, чтобы нарисованная на листе единица изображалась вертикально, не перевернутой, стоящей вверх головой.

Дети под руководством воспитателя проводят эксперимент. Поворачивая зеркало, определяют, что зеркало необходимо наклонить на угол, равный половине прямого угла.

Вывод. Зеркало всегда делит все по-честному на две равные части: расстояние между предметом и изображением, и углы между ними.

Путешествие в мир стеклянных вещей

Цель: Познакомить детей с историей появления стекла. Дать представления о свойствах стекла и областях применения. Закрепить знания о цвете и оттенках стела.

Оборудование и материалы. Предметы из стекла - посуда, вазы, украшения, фигурки из стекла и т. д., приборы с использованием стекла (лупы, микроскоп, бинокли, очки, калейдоскопы).

Ход занятия – эксперимента

Воспитатель вносит коробку и предлагает детям посмотреть, что в ней. Дети открывают коробку и находят в ней предметы из стекла. Воспитатель рассказывает о создании стекла, о профессии стеклодува, сопровождая свой рассказ видео презентацией. Затем предлагает обследовать стекло на ощупь и цвет. Спрашивает, где используется цветное стекло. Дети с помощью педагога рассказывают: цветное стекло используют при изготовлении украшений, посуды, зеркал, витражей. Темное, толстое стекло сохраняет свойства микстур, растворов, защищает глаза от солнца. Педагог предлагает послушать, как звучит стекло. Чем стекло толще, тем глуше звучит, тоньше стекло - звук выше. Воспитатель демонстрирует, как звучит стекло. (Играет на бокалах). Далее воспитатель рассказывает, где стекло помогает человеку, в каких приборах? Очки – защищают и помогают лучше видеть. Лупы, бинокли, микроскопы, телескопы – приближают, помогают рассмотреть мелкие и удалённые предметы (показ слайдов). Вот, сколько полезных дел выполняет стекло, как оно служит человеку.

Воспитатель рассказывает о безопасном обращении со стеклянными предметами. Но если вдруг случилась беда, стекло разбилось, обязательно подмести большие куски веником, а потом почистить пылесосом.

Вывод. Стекло прозрачное, хрупкое, бьётся, бывает цветным, увеличительным. Стекло широко используется человеком.

Фарфор

Цель: познакомить детей с понятием фарфора; научить узнавать предметы из стекла и фарфора; сравнить свойства стекла и фарфора.

Материал: вазы из стекла и фарфора, предметы из стекла и фарфора, подкрашенная вода.

Ход занятия - экспериментирования

Воспитатель просит назвать детей предметы из стекла, рассказать о свойствах и качествах стекла. Воспитатель обращает внимание детей на предметы, лежащие на столе, и назвать стеклянные предметы. Затем дети под руководством воспитателя сравнивают стеклянную вазу с фарфоровой вазой. Дети уточняют, что фарфор непрозрачный, покрыт глазурью, блестит, хрупкий, бывает разного цвета. Воспитатель рассказывает о производстве фарфора, используя видеоматериалы.

Вывод. Фарфор непрозрачный, покрыт глазурью, блестит. Так как и стекло, фарфор хрупкий и бывает разного цвета.

Почему все падает на землю.

Цель: помочь детям понять, что Земля обладает силой притяжения.

Материал: предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага, пух, песок, металлические шарики.

Ход занятия - эксперимента

Дети подбрасывают предметы вверх, проверяют, что с ними происходит. Какие предметы падают на землю быстро, какие предметы дольше держатся в воздухе, какие они по весу. Дольше в воздухе держатся легкие предметы, имеющие большую площадь. Рассматривают предметы, выясняют материал, из которого сделаны предметы. Отпускают все предметы с одинаковой высоты на пол. По звуку определяют, какой предмет ударился сильнее, почему. Тяжелые предметы ударяются сильнее. Одинаковые металлические шарики опускают с разной высоты над ёмкостью с песком. Выясняют, когда удар был сильнее, объясняют, как догадались. Удар сильнее, если предмет падает с большей высоты. Углубление в песке увеличивается. Объясняют, почему опасно прыгать с большой высоты.

Вывод. Земля обладает силой притяжения.

Свойства дерева и металла

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о свойствах дерева и метала, воспитывать любознательность.

Материалы: металлические и деревянные предметы, стакан с водой, школьные принадлежности, музыкальные инструменты, кухонные принадлежности, ёмкость с водой.

Ход экспериментирования

Воспитатель предлагает детям рассмотреть предметы, лежащие на разносе, и назвать сначала деревянные предметы, затем – металлические. Спрашивает,

для чего необходимы эти предметы? Как можно объединить эти предметы по группам? Уточняет, что предметы можно объединить по материалу, из которого они сделаны предметы, или по их назначению. Дети раскладывают предметы, объясняют, почему положили предмет именно в эту группу.

Затем дети под руководством воспитателя проводят практические опыты: исследуют металлическую пластину и деревянный брусок на ощупь, сравнивают их свойства. Металл гладкий, холодный, не гнется, тонет. Дерево тёплое, шероховатое, не гнется, не тонет. Дерево легче металла, оно более мягкое и поддается обработке. Воспитатель предлагает детям заточить карандаши.

Вывод. Дерево мягче металла, и легче поддаётся обработке.

Свойства дерева и резины

Цель: уточнить и закрепить знания детей о свойствах дерева и резины.

Материалы: ёмкость с водой, резиновые и деревянные игрушки.

Ход экспериментирования

Воспитатель предлагает детям рассмотреть предметы, лежащие на разносе, и назвать сначала деревянные предметы, затем – резиновые. Спрашивает, из каких материалов сделаны игрушки? Как можно объединить эти предметы по группам? Уточняет, что предметы можно объединить по материалу, из которого они сделаны предметы. Дети раскладывают предметы, объясняют, почему положили предмет именно в эту группу.

Затем дети под руководством воспитателя проводят практические опыты: исследуют резиновую игрушку и деревянный брусок на ощупь, сравнивают их свойства. Резина гладкая, холодная, гнется, не тонет. Дерево тёплое, шероховатое, твердое, не гнется, не тонет. Резина более мягкая, её можно сжимать. Проводится игра «Чудесный мешочек».

Вывод: Резина мягкая, эластичная, а дерево твердое.

Публикации по теме:

Развлечение «День опытов и экспериментов»Развлечение «День опытов и экспериментов» Занимательные опыты для дошкольников, эксперименты для детей дома, фокусы для детей, занимательная наука… Как обуздать кипучую энергию и.

Картотека игр-экспериментов в старшей группе Подводная лодка из винограда Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды.

Картотека опытов и экспериментов «Экспериментирование с физическими явлениями» ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ФИЗИЧЕСКИМИ ЯВЛЕНИЯМИ 1. «Полярное сияние». Цель: понимать, что полярное сияние - проявление магнитных сил Земли.

Методическая разработка «Картотека опытов и экспериментов» Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем Задача: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные.

Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста ОПЫТЫ С ВОЗДУХОМ. Опыт 1. Воздух в стакане. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то,.

Картотека опытов и экспериментов в средней группе Игры с красками Разноцветные шарики Задача: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Картотека опытов и экспериментов в старшей группе Песок и глина Опыт № 1. «Песчаный конус». Цель: Познакомить со свойством песка – сыпучестью. Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить.

Картотека опытов и экспериментов во второй младшей группе "ИГРЫ С ВОДОЙ" «Познакомимся с водой» Побеседуйте с детьми о свойствах воды. - Вода разливается по поверхности стола. - Воду можно собрать.

Конспект родительского собрания в старшей группе детского сада «Мир детский — мир взрослый» Данное мероприятие нацелено на проведение родительских собраний в новом формате Цель собрания: выявить уровень взаимоотношений родителей.

Сценарий развлечения «Путешествие в мир опытов и экспериментов» в средней группе Сценарий развлечения «Путешествие в мир опытов и экспериментов» средняя группа. выполнила Жилина Маргарита Владимировна Цели и задачи: привлечь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека опытов и экспериментов в старшей группе детского сада «Предметный мир»
Опубликовано: 8 сентября 2018 в 21:31
+68Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека опытов и экспериментов в старшей группе детского сада «Предметный мир»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Муравьева (УИ 1529636) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД