МААМ-картинки

Картотека опытов и экспериментов «Экспериментирование с физическими явлениями»

Елена Екимова
Картотека опытов и экспериментов «Экспериментирование с физическими явлениями»
▼ Скачать + Заказать документы

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ФИЗИЧЕСКИМИ ЯВЛЕНИЯМИ

1. «Полярное сияние».

Цель: понимать, что полярное сияние - проявление магнитных сил Земли.

Материал: магнит, металлические опилки, два листа бумаги, трубочка для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги.

Процесс. Дети кладут под лист бумаги магнит. С другого листа на расстоянии 15 см сдувают через трубочку на бумагу металлические опилки. Выясняют, что происходит. (Опилки располагаются в соответствии с полюсами магнита.) Дети вместе со взрослым наблюдают притягивание мелких кусочков бумаги к наэлектризованному трением о волосы воздушному шару. (Кусочки бумаги - частицы солнечного, ветра, шар - Земля.)

Публикация «Картотека опытов и экспериментов „Экспериментирование с физическими явлениями“» размещена в разделах

Итог. Магнитные силы Земли задерживают солнечный ветер, частицы которого, двигаясь к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся.

2. «Выбери».

Цель: понимать взаимосвязь земного притяжения и веса предмета.

Материал: предметы - одного размера из разных материалов, разных размеров, но близкие по весу; емкости с водой и песком, тонкая резинка, пружинные весы.

Процесс. Дети рассматривают предметы. Взрослый предлагает детям узнать, притягиваются ли они к Земле. С помощью взрослого дети выполняют действия: привязывают нити к предметам, взвешивают их; отпускают над водой, над песком, подвешивают на резинку. (Тяжелые предметы сильнее растягивают резинку.) Рассматривают пружинные весы. Взвешивают предметы, различные по весу, отмечая показания весов.

Итог. Чем тяжелее предмет, тем он сильнее притягивается.

3. «Почему легче?».

Цель: выявить случаи проявления невесомости (частичной потери веса) на Земле.

Материал: емкость с водой, пружинные весы, хомутик из узкой полоски жести.

Процесс. Дети под руководством взрослого подвешивают к весам груз, фиксируют показания с помощью хомутика. Затем резко опускают весы вместе с грузом в воду (имитируют падение). Определяют, что показания весов восстановились. Выясняют, почему хомутик оказался на нулевой отметке. (Потому что показания весов изменились при падении.) Взрослый спрашивает детей, когда предмет стал «невесомым» (при падении, когда человек может почувствовать невесомость (в лифте, при прыжке, на качелях).

Итог. Предметы становятся «невесомыми» (легче) при падении, в лифте, при прыжке, на качелях.

4. «Волшебный шарик».

Цель: установить причину возникновения статического электричества.

Материал: воздушные шары, шерстяная ткань.

Процесс. Дети обращают внимание на «прилипший» к стене воздушный шар. Осторожно за нить тянут его вниз (он по-прежнему прилипает к стене). Дотрагиваются до него рукой, наблюдают, что изменяется. (Шар падает, отлипает от стены.) Дети выясняют, как сделать шар волшебным, предположения проверяют действиями: осторожно натирают шар о волосы, ткань, одежду, - и к нему начинают прилипать кусочки ткани, шар, волосы, одежда.

Итог. От трения возникает статическое электричество.

5. «Волшебники».

Цель: установить причину возникновения статического электричества.

Материал: пластмассовые шарики, авторучки, пластины оргстекла, фигурки из бумаги, нитки, пушинки, кусочки ткани, янтаря, бумаги.

Процесс. Взрослый ставит перед детьми задачу: как сделать предметы волшебными, чтобы они могли притягивать к себе (Потереть тканью о волосы, одежду.) Предположения дети оформляют в виде алгоритма или пиктограммы. Выполняют действия, проверяя электризацию предметов, взаимодействие с различными материалами. Устанавливают оргстекло на подставку, под которой лежат фигурки из бумаги. Выясняют, как заставить фигурки двигаться: используют для натирания стекла разные материалы. (Фигурки прилипают к стеклу.) Дети протирают влажной тканью стекло и смотрят, что произошло с фигурками. (Фигурки упали на стол, «электричество» кончилось, оргстекло перестало притягивать.)

Итог. При трении различных предметов друг о друга возникают притягивающие силы.

6. «Почему все падает на землю?».

Цель: понять, что Земля обладает силой притяжения.

Материал: предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага, пух); емкость с водой, песком, металлические шарики.

Процесс. Дети подбрасывают предметы вверх. Проверяют, что с ними происходит, какие быстрее падают на землю, какие дольше держатся в воздухе, какие они по весу. (Предметы, легкие по весу, имеющие большую площадь поверхности, в воздухе держатся дольше.) Рассматривают предметы, выясняют материал, из которого они сделаны. Отпускают все предметы с одинаковой высоты на пол. По звуку определяют, какой предмет ударился сильнее, почему. (Тяжелые предметы ударяются сильнее.) Одинаковые шарики опускает с разной высоты над емкостью с песком. Выясняют, когда удар был сильнее, как догадались. (Удар сильнее, если предмет падает с большей высоты, и тогда в песке увеличивается углубление.) Отпускают предметы с разной высоты над емкостью с водой. Выясняют, когда удар был сильнее, как догадались. (Удар сильнее, если предмет падает с большей высоты; при падении предмета с большейвысоты в воду больше брызг.) Объясняют, почему опасно прыгать с высоких предметов. (Удар о землю будет сильнее.)

Итог. Земля обладает силой притяжения.

7. «Две пробки».

Цель: выяснить, как действует сила притяжения.

Материал: емкость с водой, две пробки одинакового размера.

Процесс. Дети опускают пробки в емкость с водой на расстоянии 5 мм друг от друга. Проверяют, что произошло. (Пробки притянулись одна к другой.) Подталкивают одну из пробок к стенке емкости. (С небольшого расстояния пробка притягивается к ней.)

Итог. Предметы могут притягиваться друг к другу.

8. «Твердые - жидкие».

Цель: понять изменение агрегатного состояния веществ в зависимости от тепла.

Материал: пластилин, свеча, баночка для тушения свечи, металлическая подставка, металлическая тарелочка; пинцет или металлическая емкость с деревянной ручкой.

Процесс. Предварительно подержав в холодном месте пластилин, дети выясняют, из каких частиц он состоит. (Твердых - чтобы разъединить пластилин, надо приложить усилие.) Рассуждают, что надо сделать, чтобы из него было удобно лепить. (Согреть, он станет мягче.) Как можно согреть? (На солнце, на батарее, над пламенем свечи, в руках и т. д.) Дети помещают кусочек пластилина в металлическую тарелку, нагревают над пламенем свечи. Выясняют, что произошло с пластилином. (От тепла он расплавился, растекся по тарелке. Из твердого вещества он превратился в жидкое.) Оставляют пластилин на 5-10 минут. Определяют, что происходит с пластилином, почему. (Он затвердевает; жидким он становится, если его нагревать.) Дети утверждают, что можно встретиться с такими же превращениями в природе (снег - вода - лед). Только тепла для этих превращений надо меньше, чем для пластилина.

Итог. Тепло изменяет состояние вещества.

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ СО ЗВУКОМ

1. «Почему не слышно?».

Цель: выявить причины ослабления звука.

Материал: большая емкость с водой, маленькие бумажные или пробковые кораблики.

Процесс. Взрослый предлагает выяснить, почему не слышно того, что происходит, например, в другой группе, в другом городе, на другом конце большой полянки. Дети проводят следующие опыты. В большой емкости у одного края помещают легкие кораблики из бумаги или пробки. У противоположного края бросают камешки. Выясняют, что происходит с водой, корабли-ками. (По воде пошли волны, кораблики у противоположного края неподвижны.) Распределяют кораблики по всей поверхности емкости. Бросая камешки, обращают внимание на силу волны, заставляющей кораблики двигаться. (Чем ближе кораблик, тем сильнее он качается.) Дети закрепляют в емкости преграды - «волнорезы», расположив их в любом направлении. С одной стороны емкости имитируют рукой «волны», наблюдают за их распространением. Выясняют, есть ли волны за преградой. (Нет, дойдя до преграды, волны «гаснут», утихают.) То же самое происходит со звуками в городе, помещении.

Итог. Чем источник звука дальше, тем звук тише.

2. «Как быстрее?».

Цель: выявить особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела).

Материал: бечевка, клейкая лента, ватный тампон.

Процесс. Дети с помощью взрослого отмеряют длинную бечевку (не менее 60 см, один конец прикрепляют к столу, а за другой натягивают бечевку и отпускают. Дети наблюдают, как она дрожит, колеблется, издавая негромкий звук, который по воздуху доходит до слуха. Наматывают на палец бечевку, закрывают одно ухо ватным тампоном, в другое вставляют палец с намотанной бечевкой. Вновь оттягивают бечевку и отпускают.

Итог. Звук от колебания бечевки становится громче, попадает сразу в ухо. Звук быстрее распространяется через твердые тела.

3. «Звуки в воде».

Цель: выявить особенности передачи звука на расстояние (звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела).

Материал: большая емкость с водой, камешки.

Процесс. Взрослый предлагает детям ответить, передаются ли звуки по воде. Вместе с детьми составляет алгоритм действий: бросить камешек и слушать звук его удара о дно емкости. Затем приложить ухо к емкости и бросить камень; если звук передается по воде, то его можно услышать. Дети выполняют оба варианта опыта и сравнивают результаты. Делают вывод: во втором варианте звук был громче; значит, через воду звук проходит лучше, чем через воздух.

Итог. Звук быстрее распространяется через жидкие тела.

4. «Как сделать звук громче?».

Цель: выявить причины усиления звука.

Материал: пластмассовая расческа, рупор из картона.

Процесс. Взрослый предлагает детям выяснить, может лирасческа издавать звуки. Дети проводят пальцем по концам зубьев расчески, получают звук. Объясняют, почему возникает звук от прикосновения к зубьям расчески. (Зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и издают звуки; дрожание по воздуху доходит до слуха, и слышится звук.) Звук очень тихий, слабый. Ставят один конец расчески на стул. Повторяют опыт. Выясняют, почему звук стал громче (в случае затруднения можно предложить одному ребенку проводить пальцем по зубьям расчески, а другому в это время - легонько пальцами коснуться стула, что чувствуют пальцы. Делают вывод: дрожит не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук получается громче. Взрослый предлагает проверить этот вывод, прикладывая конец расчески к разнообразным предметам: к столу, кубику, книге, цветочному горшку и т. д. (Звук усиливается, так как колеблется большой по размеру предмет.)

Дети представляют, что заблудились в лесу, пытаются позвать кого-нибудь издалека, приложив руки рупором ко рту. Выясняют, что ощущают руки (колебания, стал ли звук громче (звук усилился, какой прибор часто используют капитаны на кораблях, командиры, когда отдают команды (рупор).

Дети берут рупор, уходят в самый дальний конец помещения, подают команды сначала без использования рупора, а затем - с помощью рупора.

Итог. Команды через рупор громче, так как от голоса начинает дрожать рупор, и звук получается более сильным.

Публикации по теме:

Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста. Воспитатель: Балаба И. В. МКДОУ ДС №4 г. Светлоград Экспериментальная и.

Картотека опытов и экспериментов ОПЫТЫ С ВОЗДУХОМ. Опыт 1. Воздух в стакане Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то,.

Картотека опытов и экспериментов с водой (младшая группа) «Волшебница вода» Цель: выявить свойство воды и красок, способность красок растворяться в воде и изменять её цвет. Материал: гуашь,.

Картотека опытов и экспериментов в средней группе Игры с красками Разноцветные шарики Задача: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Картотека опытов и экспериментов в старшей группе Песок и глина Опыт № 1. «Песчаный конус». Цель: Познакомить со свойством песка – сыпучестью. Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить.

Картотека опытов и экспериментов во второй младшей группе Играть с водой интересно и полезно. И в холодное время года – не помеха. Зимой для игр с водой очень удобны ванны фабричного производства.

Картотека опытов и экспериментов во второй младшей группе "ИГРЫ С ВОДОЙ" «Познакомимся с водой» Побеседуйте с детьми о свойствах воды. - Вода разливается по поверхности стола. - Воду можно собрать.

Картотека опытов с солнцем Опыт 1 «Влияние солнечного света на жизнь на Земле» Кладут два камешка: один на солнышко, другой в тень. Закрывают плотным деревянным ящиком,.

Картотека опытов и эксперементов Картотека опытов и эксперементов Вода Узнаем, какая вода. Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются.

Воспитание у дошкольников любви к природе посредством опытов и экспериментов ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЛЮБВИ К ПРИРОДЕ ЧЕРЕЗ ОПЫТЫ И ЭКПЕРИМЕНТЫ Глазунова Татьяна Юрьевна, воспитатель МДОУ – детский сад № 42 «Теремок»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека опытов и экспериментов «Экспериментирование с физическими явлениями»
Опубликовано: 17 мая 2018 в 08:49
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека опытов и экспериментов «Экспериментирование с физическими явлениями»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Екимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД