Елена Екимова
Картотева опытов и экспериментов «Экспериментирование с растениями»
▼ Скачать + Заказать документы
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С РАСТЕНИЯМИ
1. «Может ли растение дышать?».
Цели: выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.
Материал: комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.
Публикация «Картотева опытов и экспериментов „Экспериментирование с растениями“» размещена в разделах
Процесс. Дышат ли растения? Как доказать, что дышат? Дети определяют, как дышат растения, опираясь на знания о процессе дыхания у человека. (При дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него.) Дети вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод: вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями.
Итог. Листочки «дышат» своей нижней стороной, потому что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.
2. «Есть ли у растений органы дыхания?».
Цель: определить, что все части растения участвуют в дыхании.
Материал: прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.
Процесс. Взрослый предлагает узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Высказываются предположения о том, как обнаружить воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия, погружают стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля). Взрослый с детьми проводит опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности:
а) наливают в бутылку воды, оставив ее не заполненной на 2-3 см;
б) вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой;
в) здесь же проделывают отверстия для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином;
г) встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух. Из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха.
Итог. Воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.
3. «Нужен ли корешкам воздух?».
Цели: выявить причину потребности растения в рыхлении; доказать, что растение дышит всеми частями.
Материал: три емкости с водой, почва уплотненная и рыхлая, три прозрачные емкости с проростками фасоли, пульверизатор, растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.
Процесс. Дети выясняют, почему одно растение растет лучше другого. Рассматривают, определяют, что в одном горшкепочва плотная, в другом - рыхлая. Почему плотная почва хуже? Доказывают, погружая одинаковые комочки в воду. (Хуже проходит вода, мало воздуха, так как из плотной земли меньше выделяется пузырьков воздуха.) Уточняют, нужен ли воздух корешкам: для этого три одинаковых проростка фасоли помещают в прозрачные емкости с водой. В одну емкость с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корешкам, вторую оставляют без изменения, в третью - на поверхность воды наливают тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдают за изменениями проростков. (Хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей - растение гибнет.) Зарисовывают результаты.
Итоги. Воздух необходим для корешков. Растениям для роста необходима рыхлая почва, чтобы к корешкам был доступ воздуха.
4. «Что выделяет растение?».
Цели: установить, что растение выделяет кислород; понять необходимость дыхания для растений.
Материал: большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.
Процесс. Взрослый предлагает детям выяснить, почему в лесу так приятно дышится. Дети предполагают, что растения выделяют кислород для дыхания человека. Предположение доказывают опытом : помещают внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Ставят в теплое, светлое место. (Если растение дает кислород, в банке его должно стать больше.) Через 1-2 суток взрослый спрашивает детей, как узнать, накопился ли в банке кислород. (Кислород горит.) Наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после снятия крышки.
Итог. Растения выделяют кислород.
5. «Во всех ли листьях есть питание?».
Цель: установить наличие в листьях питания для растений.
Материал: кипяток, лист бегонии (обратная сторона окрашена в бордовый цвет, емкость белого цвета.
Процесс. Взрослый предлагает выяснить, есть ли питание в листьях, окрашенных не в зеленый цвет (у бегонии обратная сторона листа окрашена в бордовый цвет). Дети предполагают, что в этом листе нет питания. Взрослый предлагает детям поместить лист в кипящую воду, через 5-7 минут его рассмотреть, зарисовать результат.
Итог. Лист становится зеленым, а вода изменяет окраску, следовательно, питание в листе есть.
6. «На свету и в темноте».
Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Материал: лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.
Процесс. Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Дети закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7-10 дней. (Лук под колпаком стал светлым.) Убирают колпак. Через 7-10 дней вновь зарисовывают результат. (Лук на свету позеленел - значит, в нем образовалось питание.)
Итог. Свет необходим для питания растений.
7. «Кому лучше?».
Цели: выделить благоприятные условия для роста и развития растений; обосновать зависимость растений от почвы.
Материал: два одинаковых черенка герани, емкость с водой, горшок (емкость) с почвой, предметы ухода за растениями.
Процесс. Взрослый предлагает определить, могут ли растения долго жить без почвы (не могут); где они лучше растут -в воде или в почве. Дети помещают черенки герани в разные емкости - с водой, землей. Наблюдают за ними до появления первого нового листочка. Оформляют результаты опыта в дневнике наблюдений и в виде модели зависимости растений от почвы.
Итог. У растения в почве первый лист появился быстрее, растение лучше набирает силу; в воде растение слабее.
8. «Где лучше расти?».
Цели: установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений; выделить почвы, разные по составу.
Материал: черенки традесканции, чернозем, глина с песком.
Процесс. Взрослый выбирает почву для посадки растений (чернозем, смесь глины с песком). Дети сажают два одинаковых черенка традесканции в разную почву. Наблюдают за ростом черенков при одинаковом уходе в течение 2-3 недель. (В глине растение не растет, в черноземе - растет хорошо.) Пересаживают черенок из песочно-глинистой смеси в чернозем. Через две недели отмечают результат опыта. (Урастения отмечается хороший рост.)
Итог. Черноземная почва гораздо благоприятнее других почв.
9. «Лабиринт».
Цель: установить, как растение ищет свет.
Материал: картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном - отверстие.
Процесс. В коробку помещают клубень, закрывают ее, ставят в теплое, но не жаркое место, отверстием к источнику света. Открывают коробку после появления из отверстия ростков картофеля. Рассматривают, отмечая их направления, цвет (ростки бледные, белые, искривленные в поисках света в одну сторону). Оставив коробку открытой, продолжают в течение неделинаблюдать за изменением цвета и направлением ростков. (Ростки теперь тянутся в разные стороны, становятся крепкими.)
Итог. Много света - растению хорошо, оно зеленое; мало света - растению плохо.
10. «Что нужно для питания растения?».
Цель: установить, как растение ищет свет.
Материал: комнатные растения с твердыми листьями (фикус, сансевьера); лейкопластырь.
Процесс. Взрослый предлагает детям письмо-загадку: что будет, если на часть листа не будет падать свет? (Часть листа будет светлее.) Предположения детей проверяются опытом : часть листа заклеивают пластырем, растение ставят к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимают.
Итог. Без света питание растений не образуется.
11. «Что потом?».
Цель: систематизировать знания о циклах развития всех растений.
Материал: семена трав, овощей, цветов, предметы ухода за растениями.
Процесс. Взрослый предлагает письмо-загадку с семенами, выясняет, во что превращаются семена. В течение лета выращивают растения, фиксируя все изменения по мере их развития. После сборов плодов сравнивают свои зарисовки, составляют общую схему для всех растений с использованием символов, отражая основные этапы развития растения.
Итог. Семечко - росток - взрослое растение - цветок - плод.
12. «Для чего корешки?».
Цели: доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения.
Материал: черенок герани или бальзамина с корешками, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.
Процесс. Дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками, выясняют, для чего корни нужны растению (корни закрепляют растение в земле, забирают ли они воду. Проводят опыт : помещают растение в прозрачную емкость, отмечают уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Определяют, что произошло с водой спустя несколько дней.
Итог. Воды стало меньше, потому что корни черенка всасывают воду.
13. «Как увидеть движение воды по стеблю растения?».
Цели: доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения; установить взаимосвязь строения и функции.
Материал: два цветка каллы, черенки герани или бальзамина с корешками, емкость с водой и пищевым красителем, емкость с водой.
Процесс. Поставить один цветок в воду, а второй цветок - в подкрашенную воду, оставить на один день. Через день цветок, стоящий в подкрашенной воде, окрасится в оттенок пищевого красителя, а цветок, стоящий в обычной воде, останется без изменений. Дети рассматривают черенки герани или бальзамина с корешками, уточняют функции корешков. (Они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу.) А что еще могут брать корешки из земли? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой краситель - «питание», добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно произойти, если корешки могут забирать не только воду. (Корешок должен окраситься в другой цвет.) Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают в виде дневника наблюдений. Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества. (Растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества.)
Итог. Растение всасывает воду, и по мельчайшим канальцам она доходит до цветка.
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ СО СВЕТОМ
1. «Как образуется тень».
Цель: понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположения.
Материал: настольная лампа, фигурки для теневого театра.
Процесс.
1. Показать детям теневой театр. Выяснить, все ли предметы дают тень. (Не дают тень прозрачные предметы, так как пропускают через себя свет, дают тень темные предметы, так как меньше отражаются лучи света.)
2. Уличные тени. Рассмотреть тень на улице: днем от солнца, вечером - от фонарей и утром - от различных предметов; в помещении - от предметов разной степени прозрачности.
Итоги:
1) Тень появляется, когда есть источник света. Тень - это темное пятно. Световые лучи не могут пройти сквозь предмет.
2) От самого себя может быть несколько теней, если рядом несколько источников света.
3) Лучи света встречают преграду - дерево, поэтому от дерева образуется тень.
4) Чем прозрачнее предмет, тем тень светлее.
5) В тени прохладнее, чем на солнце.
2. «Уличные тени».
Цель: понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположения.
Процесс. Взрослый предлагает детям отгадать загадку про тень. Они рассматривают образование тени на улице: днем - от солнца, вечером - от фонарей и утром - от различных предметов; в помещении - от предметов разной степени прозрачности. Взрослый обсуждает с детьми: «Когда появляется тень?» (Когда есть источник света.) «Что такое тень, почему она образуется?» (Это темное пятно; тень образуется, когдасветовые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее.)
Итоги:
1) От одного предмета (например, от самого себя) может быть несколько теней, если рядом несколько источников света. (Лучи света идут от каждого источника, как бы «по своей дорожке», встречают преграду, не могут пройти дальше, и на этой дорожке появляется тень.)
2) Чем выше источник света, тем короче тень (например, солнце днем и фонарь вечером).
3) По мере удаления от источника света тень удлиняется, и контур становится менее четким. 1
4) Очертания предмета и тени схожи.
5) Чем прозрачнее предмет, тем светлее тень.
3. «Передача солнечного зайчика».
Цель: понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, то есть увидеть его там, где его не должно быть видно.
Материал: зеркала, схема многократного отражения.
Процесс. Дети рассматривают движение солнечного зайчика. Обсуждают, как он получается. (Отражение света от зеркала.) Выясняют, что произойдет, если в том месте на стене, куда попал солнечный зайчик, поместить еще одно зеркало. (Он отразится еще один раз.) Взрослый рассказывает о больной девочке, которой друзья таким образом помогли увидеть солнечный лучик, который к ней сам попасть не мог. (Солнце в ее окно не светило.) Затем дети в паре «передают» друг другу солнечных зайчиков, зарисовывают процесс двукратного отражения светового луча с помощью двух зеркал в виде схемы.
Итог. Зеркало отражает солнечный свет.
4. «Разноцветные огоньки».
Цель: узнать, из каких цветов состоит солнечный свет.
Материал: противень, плоское зеркальце, лист белой бумаги, рисунок с изображением расположения оборудования.
Процесс. Дети проводят опыт в ясный солнечный день. Наполняют противень водой. Кладут его на стол около окна, чтобы на него падал утренний свет солнца. Помещают зеркало внутри противня, положив его верхней стороной на край противня, а нижней - в воду под таким углом, чтобы оно ловило солнечный свет. Одной рукой держат перед зеркалом лист бумаги, другой - слегка приближают зеркало. Регулируют положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится разноцветная радуга. Производят легкие вибрирующие движения зеркалом. Дети наблюдают, как на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Обсуждают результаты. Вода от верхнего слоя до поверхности зеркала выполняет функцию призмы. (Призма - это треугольное стекло, которое преломляет проходящие через него лучи света так, что свет разбивается на разные цвета - спектр. Призма может разделить солнечный свет на семь цветов, которые располагаются в таком порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.) Взрослый предлагает запомнить цвета радуги, выучив фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Дети выясняют, что каждое слово начинается с той же буквы, что и соответствующий цвет радуги, и располагаются они в том же порядке.
Итог. Вода плещется и изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огонь.
5. «Разные отражения».
Цель: понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете.
Материал: набор предметов, обладающих способностью отражения зеркала.
Процесс. Взрослый загадывает загадку об отражении и о зеркале, предлагает детям рассмотреть отражение в несколькихпредметах (например, в стекле с затемненной обратной стороной, на полированной крышке стола, стенке самовара и др.) при включенном искусственном освещении. Дети обсуждают, где отражение лучше. Взрослый предлагает найти еще предметы, которые могут отражать. Дети обследуют поверхность этих предметов и тех, где отражения нет. Рассматривают свое отражение в зеркале при разной степени освещенности, выясняют: чем светлее в помещении, тем лучше, четче отражение. Взрослый предлагает создать коллекцию отражающих материалов (предметов). Вместе с детьми совершает «Путешествие в прошлое зеркала».
Итог. Предметы отражаются на гладкой, ровной, блестящей поверхности.
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ПРЕДМЕТАМИ И МАТЕРИАЛАМИ
1. Как увидеть «молнию».
Цель: выяснить, что гроза - проявление электричества в природе.
Материал: кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор.
Процесс. Сложенные друг на друга кусочки ткани дети натирают воздушным шаром (или пластмассовым предметом). Подносят к ним рупор (для усиления звука) и медленно разъединяют ткань. Выясняют, что произошло с тканью при натирании.
Итог. Ткань наэлектризовалась, появился треск - это проявление электричества.
2. «Мир металлов».
Цели: называть разновидность металлов (алюминий, сталь; жесть, медь, бронза, серебро, сравнивать их свойства; понимать, что характеристики металлов обусловливают способы их использования в быту и на производстве.
Материал: кусочки алюминиевой, стальной, медной проволоки, полоски жести, кусочки бронзы и серебра, спиртовка, спички, ножницы.
Процесс. Дети рассматривают предлагаемый материал, определяют, из чего он сделан, вспоминают основные, общие свойства металлов (металлический блеск, ковкость, теплопроводность, твердость). Взрослый предлагает до проведения опыта определить, чем отличаются представленные металлы. Дети подтверждают или опровергают свои предположения, действуя по алгоритму:
1) оценивают степень проявления металлического блеска;
2) оценивают степень теплопроводности;
3) определяют твердость металлов;
4) ковкость (способность металлов приобретать заданную форму под воздействием высокой температуры и без нее);
5) делают выводы о сходстве и различиях металлов.
Обсуждают, что из какого металла можно сделать.
Итог. У разных металлов разные свойства.
3.«Как не обжечься?».
Цель: выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному (теплопроводность материалов).
Материал: одинаковые по размеру емкости из разных материалов: керамики, дерева, пластмассы, металла.
Процесс. Дети рассматривают емкости, наполненные водой; определяют температуру воды в них. (Вода горячая, так как из емкостей идет пар, он хорошо виден.) Взрослый предлагает детям ответить, какими должны быть емкости, если из них идет пар. (Они должны быть на ощупь горячими, нагреться от воды.) Дети проверяют предположения, осторожно дотрагиваясь до каждой емкости.
Итог. Самая горячая - алюминиевая емкость, затем идут керамическая, пластмассовая, деревянная.
4. «Чем ближе, тем быстрее».
Цель: узнать, как расстояние до Солнца влияет на время обращения планеты вокруг него.
Материал: пластилин, линейка, рейка метровой длины.
Процесс. Взрослый предлагает детям определить, на всех ли планетах, как на Земле, год длится 365 дней (за это время Земля совершает оборот вокруг Солнца). Дети под руководством взрослого выполняют действия: лепят из пластилина два шарика размером с грецкий орех; помещают один из них на конец линейки, а другой - на конец более длинной рейки; ставят линейку и рейку вертикально на пол рядом так, чтобы пластилиновые шарики оказались сверху. Затем одновременно опускают рейку и линейку. Отмечают, что шарик, прикрепленный к линейке, упал быстрее. Взрослый, используя модель Солнечной системы, объясняет, что эти действия напоминают движение планет, которые непрерывно обращаются вокруг Солнца (Меркурий - за 88 земных дней, Плутон - за 250,6 земных лет).
Итог. Чем ближе планета к Солнцу, тем короче на ней год, так как она быстрее вращается вокруг него.
5. «Родственники стекла».
Цель: узнать предметы, изготовленные из стекла, фаянса: фарфора; сравнить их качественные характеристики и свойства.
Материал: стеклянные стаканчики, фаянсовые бокалы, фарфоровые чашки; вода, краски, деревянные палочки; алгоритм деятельности.
Процесс. Дети вспоминают сведения о свойствах стекла, перечисляют качественные характеристики (прозрачность, твердость, хрупкость, водонепроницаемость, теплопроводность). Взрослый рассказывает о том, что и стеклянные стаканы, и фа-янсовые бокалы, и фарфоровые чашки являются «близкими родственниками». Предлагает сравнить качества и свойства этих материалов, определив алгоритм проведения опыта : 1) налить в три емкости подкрашенную воду (степень прозрачности, 2) поставить их на солнечное место (теплопроводность, 3) деревянными палочками постучать по чашкам («звенящий фарфор», 4) обобщить выявленные сходства и различия.
Итог. Фаянс и фарфор имеют некоторые свойства стекла - они твердые и хрупкие, могут разбиться, как стекло.
6. «Мы - фокусники».
Цель: выявить материалы, взаимодействующие с магнитами.
Материал: деревянный шарик со вставленной внутрь металлической пластиной, обычный деревянный шарик, емкость с водой, «волшебная» рукавичка с магнитом внутри, иголка, растительное масло, кусочек ткани.
Процесс. Дети рассматривают иголку, определяют материал, из которого она сделана. Взрослый уточняет у детей, что произойдет, если положить ее в стакан с водой. (Утонет, так как она металлическая.) Предположения детей проверяют: предварительно проводят иголкой по ткани, смоченной растительным маслом, опускают в воду - иголка плавает; проводят рукавичкой по стакану - она тонет. Взрослый предлагает назвать варианты, как достать предмет, не замочив руки. (Вылить воду, поднять с помощью другого предмета: сачка, магнита, поднося его к стакану.) Дети рассматривают деревянный шарик, определяют материал, выясняют, что произойдет, если положить деревянный шарик в стакан с водой. (Будет плавать.) Предположения детей проверяют, опуская в воду два шарика. Выясняют, почему один из деревянных шариков утонул. (Вероятно, он тяжелый, не деревянный внутри.) Взрослый предлагает его достать, не замочив рук. Дети подносят «волшебную» рукавичку, достают шарик, рассматривают его.
Итог. Магнит притягивает металлические предметы.
7.«Притягиваются - не притягиваются».
Цели: найти предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту.
Материал: пластмассовая емкость с мелкими предметами (из ткани, бумаги, пластмассы, резины, меди, серебра, алюминия, магнит.
Процесс. Дети рассматривают все предметы, определяют материалы. Высказывают предположения, что произойдет с предметами, если к ним поднести магнит. (Некоторые из них притянутся к магниту.) Взрослый предлагает детям отобрать все названные ими предметы, которые не притянутся к магниту, и назвать материал. Рассматривают оставшиеся предметы, называя материал (металлы, и проверяют их взаимодействие с магнитом. Проверяют, все ли металлы притягиваются магнитом.
Итог. Не все металлы притягиваются магнитом: медь, золото, серебро, алюминий магнитом не притягиваются.
8. «Мир бумаги».
Цели: узнать различные виды бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная, сравнить их качественные характеристики и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его использования.
Материал: квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, емкости с водой, ножницы.
Процесс. Дети рассматривают разные виды бумаги. Выявляют общие качества и свойства, актуализируя прошлый опыт. (Горит, намокает, мнется, рвется, режется.) Взрослый выясняет у детей, чем же тогда будут отличаться свойства разных видов бумаги. Дети высказывают свои предположения. Все вместе определяют алгоритм деятельности:
1) смять четыре разных кусочка бумаги;
2) разорвать пополам;
3) разрезать на две части;
4) опустить в емкость с водой.
Выявляют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т. д., а какой - медленнее.
Итог. Чем бумага толще, тем она хуже рвется и больше по времени намокает.
9. «Мир ткани».
Цели: узнать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.
Материал: небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея, ножницы, емкости с водой.
Процесс. Дети рассматривают вещи, сшитые из разных видов тканей, обращают внимание на общую характеристику материала (мнется, рвется, режется, намокает, горит). Определяют алгоритм проведения сравнительного анализа разных видов ткани:
1) смять;
2) разрезать на две части каждый кусок;
3) попытаться разорвать пополам;
4) опустить в емкость с водой и определить скорость намокания;
5) сделать общий вывод о сходстве и различии свойств.
Взрослый акцентирует внимание детей на зависимости применения того или иного вида ткани от ее качеств.
Итог. Разные виды ткани обладают разными свойствами.