Радченко Анна
Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам
▼ Скачать + Заказать документы
Дети всегда стараются узнать что-то новое каждый день, и у них всегда много вопросов.
Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или иной феномен.
В этих экспериментах дети не только узнают что-то новое, но и научатся создавать разные поделки, с которыми далее смогут играть.
Развивать познавательный интерес и исследовательскую активность у детей дошкольного возраста позволяет экспериментальная деятельность.
Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний. Ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.
Нужно предоставить детям возможность действовать с изучаемыми объектами окружающего мира.
Роль педагога в этом процессе — стимулировать интерес ребенка к предметам, пробуждать любознательность и познавательную активность в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Очень важно продумать предметную организацию среды, так как многих детей экспериментирование начинает привлекать тогда, когда они видят необычный предмет, инструмент.
Предлагаю вашему вниманию несколько опытов по лексической теме «Животные»
Опыт № 1 «Почему заяц зимой белый?»
Цель: расширение представлений о диких животных, их приспособление к жизни в зимних условиях (маскировка).
Содержание:
«Летом – серый, зимой – белый». Эту загадку знают все дети и взрослые. А почему же зайчик к зиме белеет Положите силуэт зайчика на лист белой бумаги. Прикрепите кусочком
пластилина. Белый силуэт зайчика прикреплен на белый фон. Теперь всё готово и можно
подозвать детей к себе. Скажите, что Вы придумали для него загадку. Вы
сейчас покажете кого-то, а он попробует догадаться, кто это.
Опыт № 2 «Почему заяц зимой белый?» (продолжение)
Отойдите как можно дальше — в другой конец комнаты и быстро покажите вашу картинку детям (секунд на пять максимум). Кто же это? Скорее всего они скажут, что ничего не видно или плохо видно. Покажите еще раз, но держите картинку подольше, чтобы можно было разглядеть. Всё равно трудно догадаться, кто это, потому что его плохо видно? Или дети все-таки узнали, кто это? Спросите их, почему так трудно догадаться, кто это? Далее положите серый силуэт зайчика на лист белой бумаги Покажите детям тоже издалека. О! Сразу же понятно, что это заяц!
Вывод. Спросить детей, смогут ли волк или лиса увидеть белого зайчика на белом снегу? Зачем же тогда зайка меняет свою шубку к зиме? (да, в серой шубке его бы сразу увидели волк и лиса, а белая шубка его охраняет).
Опыт № 3 «Почему белка меняет шубку зимой?»
Цель: расширение представлений о диких животных, их приспособление к жизни в зимних условиях (маскировка).
Содержание:
Положите силуэт серой белки на лист серебристой бумаги. Прикрепите кусочком пластилина.
Серебристый силуэт белки прикреплен на серебристый фон. Теперь всё готово и можно подозвать детей к себе. Скажите, что Вы придумали для него загадку. Вы сейчас покажете кого-то, а он попробует догадаться, кто это. Отойдите как можно дальше — в другой конец комнаты и быстро покажите Вашу картинку детям (секунд на пять максимум). Кто же это?
Опыт № 4 «Почему белка меняет шубку зимой?» (продолжение)
Скорее всего они скажут, что ничего не видно или плохо видно. Покажите еще раз, но держите картинку подольше, чтобы можно было разглядеть. Всё равно трудно догадаться, кто это, потому что его плохо видно? Или дети все-таки узнали, кто это? Спросите их, почему так
трудно догадаться, кто это? Далее положить силуэт рыжей белки на лист серебристой бумаги.
Прикрепите кусочком пластилина. Покажите детям тоже издалека. О! Сразу же понятно, что это белка!
Вывод. Спросить детей, смогут ли волк или лиса увидеть серую белочку зимой на дереве? Зачем же тогда белка меняет свою шубку к зиме? (да, в рыжей шубке её бы сразу увидели волк и лиса, а серая шубка её охраняет)
Опыт № 5 «Какая шубка теплее?»
Цель: расширение представлений о диких животных, их приспособление к жизни в холодных условиях.
Содержание. Опыт проводится на улице.
Пусть ребёнок сначала наденет легкие рукавички, а потом теплые
- В каких теплее?
Объясните, что животным на зиму тоже нужна теплая одёжка. Но рукавичек, шапочек, пальто у них нет.
-Откуда же у них берется зимняя шубка? Оказывается, звери осенью линяют и меняют шубку на более толстую и теплую!
Вывод Зимняя шубка – теплее.
Опыт № 6 «Почему волк не сможет увидеть зайца?»
Цель: показать механизм поглощения одного цвета в глазах хищников.
Содержание. Раздаем детям белую бумагу и желтые мелки. Предлагаем нарисовать зайчика (или как вариант раздать листы с нарисованным зайцем). Предлагаем накрыть рисунок красным пластиком. (можно использовать папки-уголки красного цвета или разрезать
пластиковые папки на кнопках и т. п.). Заяц исчезает! Почему?
Вывод. Красный цвет – не чистый, он содержит в себе желтый. Этот желтый цвет в пластике сливается с желтым цветом на картинке, и наш глаз не может отделить один цвет от другого – мы видим пустую картинку.
Опыт № 7 «Всем на свете нужен теплый дом, даже животным»
Цель: проверить, что помогает животным не замерзнуть зимой.
Содержание. А что еще помогает животным не замерзнуть зимой? Куда они могут спрятаться от холода? Что делают животные со своим жилищем перед зимой? А так ли это необходимо? Как доказать это?
У нас есть лед и две перчатки: одна холодная, другая - теплая.
(если дети не справятся – объяснить: представьте перчатки это – жилище.
Одно жилище (показать перчатку тонкую) какое? (Холодное). А другое (показать перчатку теплую) (Теплое).
У всех ли животных есть жилище зимой? Что их спасает? А как они могут спастись в сильные морозы? (В норку, дупло, берлогу… Утепляют) Надо надеть перчатки и потрогать лед. (Дети выполняют опыт и с помощью взрослого делают выводы)
Вывод. В легкой перчатке руке холодно, а в теплой лед не почувствуешь.
Жилища нет у зайца, лося, волка. Что их спасает зимой? (Теплая шубка и умение прятаться в снегу)
Опыт № 8 «Медведь – сладкоежка»
Цель: познакомить с условиями жизни диких животных – бурых медведях, питанием, расширение словаря.
Содержание. Педагог предлагает детям вспомнить некоторые факты из жизни бурых медведей: «Хотя медведь крупное животное, он умеет хорошо лазать по деревьям. На лапах медведя есть когти, которыми он цепляется за ствол дерева и поднимается довольно высоко, чтобы добыть мед. Недаром люди назвали это животное – медведь, потому что он мед ведает - это значит, что он всегда знает, где мед находится, определяя его по запаху (просмотр сопровождается показом слайдов)
- Ребята, а вы помните какой запах у меда приятный или нет?
- А давайте проверим?
- У меня есть две чашки, в одной из них – мед. - Попробуйте определить в какой чашке мед с закрытыми глазами по запаху, в 1-ой или во 2 – ой?
(Дети закрывают глаза, нюхают и определяют в какой чашке был мед).
Опыт № 9 «Медведь – сладкоежка» (продолжение)
- Какой запах у меда вы почувствовали?
(показываю чашки с медом и водой) (Приятный, ароматный, цветочный)
- В какой чашке мед определите по цвету, почему? (Дети находят мед, потому что он желтый, густой).
- Ребята, я хотела перелить мед в другую чашку, а у меня это не получилось, как вы думаете почему? (Он густой).
- А еще я к нему прилипла, почему? Что мы можем о нем сказать? (липкий)
- Почему же медведи любят мед. Как вы думаете? (Вкусный, сладкий, полезный, липкий, ароматный, густой, желтый и т. д).
Вывод. Если мед сладкий, вкусный и медведю он очень нравится, значит, медведь - сладкоежка.
Опыт № 10 «Свойства коровьего молока»
Цель: опытным путем познакомить детей со свойствами молока.
Содержание.
1. Доказать, что молоко белого цвета.
Налить в стакан молоко и поднести белый лист бумаги к стакану.
2. Доказать, что молоко не прозрачное.
В стакан с молоком опустить ложку. Ложку не видно.
3. Доказать, что молоко жидкое.
Перелить молоко из одного стакана в другой.
4. Доказать, что молоко не имеет формы.
Разлить молоко в различные формы (стакан, кувшина, тарелку)
Опыт № 11 «Что можно сделать из молока?»
Цель: получить опытным путем из молока йогурт и кефир.
Содержание. Одной из главных составляющих молока является белок, необходимый для укрепления мышц и восстановления их после тяжелой работы. Другой – жир, вместе с которым в ваше тело поступает энергия.
Этот жир называется молочным. В молоке также содержится сахар, являющийся другим источником энергии. Молоко снабжает организм белками и важными минеральными солями. Они требуются человеку для укрепления костей и производства свежей крови.
1. Превращение молока в кефир. Налить в два стакана молоко. Один стакан поставить в холод, другой в тепло.
2. Модификация молока в йогурт. В простоквашу (кефир) добавить ягоды или варенье, перемешать в миксере.
Вывод. В холоде молоко не изменяется, в тепле молоко прокисает и превращается в кефир. Если в простоквашу (кефир) добавить ягоды или варенье, а потом взбить миксером, то получится йогурт.
Опыт № 12 «Узоры в молоке»
Цель: показать детям, что молоко содержит жир.
Содержание. Сегодня мы побудем художниками, но рисовать будем не на холсте из бумаги, а на молоке.
Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель разных пищевых красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнёт двигаться, а цвета перемешиваться.
Вывод. Молоко состоит как из воды, так и из жира. Именно слой жира на поверхности не даёт краскам раствориться в молоке. Жир служит невидимым холстом, отделяя краски от воды. Мыло же расталкивает жир во все стороны, занимая своё место на поверхности. Так как мыло «толкается» во все стороны сразу, получается белый круг с цветным ободком.
Опыт № 13 «Как кошка языком чистит себе шерстку»
Цель: доказать опытным путем одно из свойств шершавости языка кошки (предметом с шершавой поверхностью можно чистить другой предмет)
Содержание. Потрем грифель карандаша о палец, пока на нём не появится след от карандаша. С лёгким нажимом потрем испачканный палец пилкой для ногтей. Осмотрим палец и пилку. Потрем пилку о ватный тампон. Осмотрим пилку и тампон. Пилка снимает с пальца след от карандаша и отдельные волокна ваты с тампона. Почему? Шершавая
поверхность пилки снимает с пальца след от карандаша и волокна ваты с тампона. Это показывает, как предметом с шершавой поверхностью можно чистить другой предмет.
Вывод. Кошка вылизывает свою шерсть и таким образом чистит её. Кошачий язык шершавый. Как наждачная бумага, так как на нём расположены жёсткие бугорки, особенно заметные в середине. Эти бугорки играют ту же роль, что и насечки на пилке. Когда кошка вылизывает свою шубу, эти бугорки снимают с неё пыль, грязь и выпавшую шерсть.
Опыт № 14 «Зачем кошке когти?»
Цель: показать детям необходимость наличия когтей у кошки.
Содержание. Кошки произошли от животных, которым необходимо добывать пропитание, защищаться от врагов и выживать в дикой природе. Когти кошки - необходимый инструмент, который можно сравнить с человеческими пальцами. А ещё кошка является хищником, а как любому хищному животному когти необходимы, чтобы добыть себе
пищу.
Сожмем пальцы в кулак и попробуем взять любые предметы со стола. Не получается.
Вывод. Когти для кошки, как для нас пальцы, нужны для того, чтобы захватывать и удерживать предметы.