Юлия Акуленко
Картотека опытов для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека опытов для детей 5–6 лет
Основными требованиями дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Среди средств развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование, направленное на удовлетворение потребности ребенка в новых впечатлениях, являющееся основой возникновения деятельности, направленной на познание окружающего мира.
Темочки:
Развиваясь как познавательно-исследовательская деятельность, направленная на познание качеств, свойств объектов окружающей действительности, их преобразование, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, пробуждению любознательности, дети учатся размышлять, анализировать, делать выводы, и является актуальной проблемой современного дошкольного образования и воспитания. В ходе экспериментирования создаются т кие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опытов и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлениями о том или ином физическом законе, явлении.
Представляю Вам картотеку опытов и экспериментов для старшего дошкольного возраста, которую можно использовать в своей педагогической деятельности.
Картотека опытов и экспериментов
«Волшебный магнит».
Раздаточный материал: магниты, предметы из разных материалов – металла, резины, дерева, пластмассы, бумаги; скрепки канцелярские.
Предварительная работа. Беседы о материалах, их свойствах.
ХОД:
Показываю детям магнит.
Воспитатель:
Вот перед вами обычный магнит, Много секретов в себе он хранит.
- Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы? Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем. (Дети проходят и садятся за столы)
Важное дело – эксперимент! В нем интересен нам каждый момент.
У каждого ребенка набор предметов из железа, дерева, пластмассы, бумаги и стекла.
- Возьмите магнит и самостоятельно определите, какие предметы притягиваются, а какие нет. (Разделите на две группы, в одну тарелочку положите те предметы, которые притягиваются к магниту, а в другую – нет). Дети делают вывод, какие предметы притягивает магнит, какие нет.
-Стас, скажи, какие предметы притягиваются к магниту? Из чего они сделаны? Значит, они какие? (металлические).
- Аня, а какие предметы не притягиваются к магниту? - Пластмассовая ложка к магниту не притянулась, ластик – тоже, деревянный кубик – не притянулся, бумажная игрушка тоже не притягивается. Значит, магнит притягивает только металлические предметы.
Каждому ребенку выдается листок с изображением различных предметов вокруг магнита: иголка, скрепка, шишка, кнопка, чашка, катушка ниток и т. д. Ребенок должен провести стрелку от магнита к тому предмету, что он притягивает. (Уточняем, что же получилось).
Показываю детям заводные игрушки, утенка и лягушку, но завести их не могу, т. к. ключ случайно падает в тазик с водой. Условие: заведет игрушки тот, кто сможет достать ключ, не намочив рук. Воду сливать нельзя, потому что негде будет плюхаться утенку и лягушонку (ключ достаем при помощи магнита) - эксперимент повторяем два раза.
Вспомнить с детьми сказку «Золушка», где злая мачеха перемешала чечевицу с горохом и заставила перебирать Золушку. Кто ей помог? (Птички). А сейчас злая мачеха перемешала гречку с шурупами, болтами и гайками и опять заставила перебирать Золушку, птицы помочь в этот раз не могут, боятся сломать клювики. - Может быть, мы сможем помочь? Как это сделать быстрее? (При помощи магнитов). Все дети берут магниты и выбирают шурупы, гайки. (Встают вокруг стола, на котором находится поднос с крупой). Дети садятся за столы.
Воспитатель:
- Я волшебница и могу двигать предметы, не касаясь их руками. Под столом вожу магнитом – двигается ключ, а другой вожу сверху, над ключом. Если дети догадались, предлагаю им сделать тоже самое с другими металлическими предметами.
Делаем вывод: магниту не помеха ни вода, ни дерево, ни пластмасса, ни другие преграды. - Хотите побыть волшебниками? (Показываю, как из скрепок можно сделать длинную цепочку – из 4-5 штук). К магниту притягивается скрепка к этой скрепке – другая скрепка и т. д. пока держатся. Предлагаю посоревноваться, у кого получится длиннее цепочка.
Тема: «Снег и лед».
Цель: познакомить детей с физическими свойствами льда и снега; научить детей решать познавательные задачи и делать выводы; активизировать словарь, вводя слова: снегопад, оттепель.
Оборудование: два стакана: со льдом и со снегом, картинки с изображением снега и льда, картинки с изображением зимних забав.
ХОД:
Воспитатель:
-Сегодня мы с вами проведем опыты и узнаем, чем похожи между собой и чем отличаются снег и лед.
Опыт №1. «Определение цвета».
Какого цвета снег? (белый) Какого цвета лед? (бесцветный). Если дети называют белый, голубой, серый, то надо показать им эти цвета для сравнения.
Опыт №2. «Определение прозрачности».
Воспитатель кладет на цветную картинку кусок льда и комок снега. Предлагает сравнить, где видно картинку, а где – нет. Дети делают вывод: под снегом не видно, а подо льдом – видно. Значит лед прозрачный, а снег – нет. Минутка отдыха: дети имитируют движения катания на лыжах, игру в снежки.
Опыт №3. «Воздействие температуры».
Давайте посмотрим на снег и лед, которые были в стаканчиках. Что с ними случилось пока мы играли? (Они растаяли) правильно, под действием тепла снег и лед превратились в воду. Значит снег и лед образуются из воды под действием мороза. Вывод: давайте теперь объединим все, что мы узнали. Снег – белый, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду. Лед – бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду. А что общего между снегом и льдом? Снег и лед образуются из воды под действием мороза. Молодцы, наш эксперимент подошел к концу. На прогулке дети еще раз исследуют снег и лед.
Раздел «ФИЗИКА»
«Холодный кипяток»
Цель: заставить воду закипеть от одного прикосновения.
Материал: носовой платок, чистый стакан с гладкими стенками, аптечная резинка.
Ход:
Действия, выполняются вместе с детьми.
- Смочить носовой платок водой и выжать ;
- доверху наполнить стакан водой;
- закрыть стакан платком и закрепить резинкой, обернув вокруг стакана;
- пальцем продавить платок посередине так, чтобы его середина на 2-3 см окунулась в воду;
- поднять стакан и, удерживая его за дно, перевернуть вверх дном;
- взять стакан второй рукой под свисающим платком и держать стакан.
Здесь одна рука будет поддерживать платок, а свободный конец будет падать на руку. Свободной рукой толкните дно стакана.
Итог: вода не выливается из стакана. Кажется, что она закипела. Вывод: вода не просачивается сквозь платок, потому что маленькие пустоты в ткани уже заполнены водой. Мы подталкиваем стакан вниз. Ткань прогибается наружу. Из-за этого в стакане образуется вакуум, воздух проталкивается сквозь платок. В воде образуются пузырьки воздуха, из-за чего она кажется кипящей.
«Тонет – не тонет?»
Цель: продемонстрировать, что соленая вода плотнее пресной воды.
Материал: соль, два прозрачных стакана, два яйца, ложка, вода.
Ход:
- налить воду в стакан и опустить в него яйцо с помощью ложки;
Итог: яйцо тонет.
Ход:
- налить воду в другой стакан и добавить 4 ложки соли, размешать до полного растворения;
- опустить яйцо в этот стакан.
Итог: яйцо не тонет, а плавает. Почему? В пресной воде яйцо тонет, т. к. оно плотнее, чем вода. В соленой воде яйцо плавает, т. к. соленая вода за счет содержания соли плотнее, чем яйцо.
Вывод: плотность соленой воды больше, чем плотность пресной.
Лед – твердая вода
Цель: познакомить детей с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым.
Материал: кубики льда разных размеров (большие и маленькие, прозрачные стаканчики по два на каждого ребенка.
Ход:
- в один стакан положить большую льдинку, а в другой – маленькую. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в теплом помещении. Обратить внимание на то, как постепенно уменьшаются кубики льда. Что с ними происходит? Какой кубик растает быстрее? Важно, чтобы дети обратили внимание на то, разные по величине куски льда растают за разные промежутки времени.
Итог: в каждом стаканчике появилась вода.
Вывод: лед – это тоже вода, но в твердом состоянии.
«Воздух»
Цель: продемонстрировать, что воздух занимает место. Материал: банка с широким горлышком, стакан.
Ход:
- перевернуть стакан вверх дном и медленно опустите его в банку с водой. Стакан нужно держать прямо. Попадет ли вода в стакан? Итог: вода в стакан не попадает. Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
«Воздух имеет вес»
Цель: показать, что воздух имеет вес.
Материал: весы, два воздушных шарика. Ход: - положите на чаши весов один надутый шарик и не надутый. Итог: чаша с надутым шариком перевесит.
Вывод: воздух имеет вес.
«Воздух при нагревании расширяется»
Цель: доказать, что воздух при нагревании расширяется.
Материал: пластмассовая бутылка, шарик, миска с горячей водой.
Ход:
- поставьте пластмассовую бутылку в холодильник на несколько часов;
- когда она охладиться, наденьте на горлышко не надутый шарик;
- затем поставьте бутылку в миску с горячей водой.
Итог: шарик сам начнет надуваться. - теперь опять поставьте бутылку в холодильник.
Итог: шарик при этом спустится. Вывод: воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении – сжимается.
«Волшебная рукавичка»
Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Материал: магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым магнитом.
Ход:
- продемонстрировать детям фокус: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки.
- предлагают детям взять предметы из других материалов (дерево, стекло, ткань, бумага)
– рукавичка перестает быть волшебной.
- дети рассматривают рукавичку, находят магнит, пробуют его применить.
Вывод: магнит притягивает только металлические предметы.
«Магнетизм»
Цель: выявить прохождение магнитных сил через воду и стекло.
Материал: магнит, стеклянный сосуд, вода, скрепка.
Ход:
- в кувшин с водой бросить скрепку;
- прислонить магнит к кувшину на уровне скрепки и медленно перемещать его по стенке кувшина вверх.
Итог: скрепка двигается за магнитом и поднимается вверх.
Вывод: магнитная сила проходит через стекло и воду.
.
Раздел «ХИМИЯ»
Прозрачный – непрозрачный
Цель: узнавать предметы, сделанные из стекла, определять его качества и
свойства.
Материал: стеклянные стаканчики, окрашенная вода, камень.
Ход:
- налить в стеклянный стакан окрашенную воду; - опустить в него камень;
Итог: камень видно.
Вывод: стеклянный стаканчик – прозрачный.
«Волшебные монетки».
Цель: узнавать предметы из металла, определять его свойство теплопроводности.
Материал: несколько монеток.
Ход:
- предложить одному ребенку сжать в руке одну из монет и, немного подержав, положить ее на стол рядом с другими.
- другой ребенок, потрогав все монетки, должен определить, какую держали в руке.
Итог: какая самая теплая, ту и держали в руке.
Вывод: металл быстро нагревается и сохраняет тепло.