Оксана Кардаш
Картотека опытно-экспериментальной деятельности в средней группе компенсирующей направленности в летний период
▼ Скачать +Заказ
ИЮНЬ
Карточка 1 «Носарий»
Цель. Познакомить с функцией, строением носа. Тренировать в определении предметов по запаху. Познакомить с особенностями работы носа
Материалы. Рисунки с разной формой носа (прямой, с горбинкой, курносый, зеркало, коробочка с лимоном, цветы, хлеб, огурец, чеснок, апельсин, футляры от «киндеров», духи, картинки
Публикация «Картотека опытно-экспериментальной деятельности в средней группе компенсирующей направленности в летний период» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты в летний период
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Ход: загадывается загадка про нос и обсуждается значение выражений: «нос задрал», «нос повесил», «нос картошкой», «нос пуговкой», «курносый», «орлиный». Рассматривают рисунки; в зеркале форму своего носа; выясняют, для чего нужен нос (для дыхания, помогает чувствовать и различать запахи, что было бы, если не было бы носа. Угадают, что лежит в коробке (лимон) : определяют, сначала не глядя и зажав нос, а затем - вдыхая запах носом. Педагог предлагает рассказать стих, зажав нос, потом - сделать несколько вдохов ртом, носом. Определяют, как нос выполняет свою работу. С помощью педагога дети уточняют, что для носа полезно (регулярно освобождать его от содержимого, а что вредно (засовывать в него предметы)
Вывод. При вдохе ртом запах не ощущается. Чтобы ощутить запах, надо сделать вдох носом. При рассказывании с зажатым носом вдох и выдох можно делать ртом, но при этом прекращаешь говорить и начинаешь задыхаться. При вдохе ртом горло больше чувствует холод. Если вдыхать холодный воздух через, нос, то при прохождении через нос он согревается и в горло попадает уже теплым. Нос необходим для дыхания, различения запахов и прогрева холодного воздуха. Нос необходимо беречь и ежедневно прочищать.
«Умный нос». Ход. Предлагается определить не глядя, что было предложено, и найти соответствующую картинку.
Вывод. При вдыхании носом запаха можем определить знакомый предмет или растение. Если нос не дышит (насморк, это сделать невозможно.
Карточка 2 «У воды нет вкуса и запаха»
Цель. Выяснить, что у воды нет вкуса и запаса
Материалы. 3 одинаковые емкости с крышками: 1 с водой, 2 с молоком, 3 с соком; стаканы.
Ход. Педагог предлагает детям выпить немного воды и сказать, есть ли у нее вкус. Дает попробовать для сравнения молоко и сок. Объясняет, что когда человек хочет пить, то он с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое чувство, говорит: «Какая, вкусная вода», хотя на самом деле вкуса не ощущает. Морская вода, на вкус соленая, потому что в ней растворены разные соли. Ее человек пить не может.
Предлагает понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Педагог отмечает, что вода из крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
Вывод. Вода не имеет запаха и вкуса.
Карточка 3 «Солнечные зайчики»
Цель: научить отражать свет зеркалом - пускать солнечных «зайчиков».
Материалы. Зеркала, источник света. Можно усложнить опыт, использовав листы фольги и другие блестящие предметы (посуду). Нужно вспомнить и найти разницу между фольгой и зеркалом.
Ход: Педагог показывает блики от солнца на предметах, говорит, что солнечный свет отражается от блестящих предметов и получаются «зайчики». Мы тоже можем пустить солнечных «зайчиков» с помощью зеркала. Взрослый показывает детям, как с помощью зеркала появляется «зайчик», предлагает пускать солнечных «зайчиков» (поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении). Учит прятать «зайчиков» (прикрыв зеркало ладошкой, играть в прятки и догонялки на стене. Педагог предлагает пускать «зайчиков» в помещении, где нет яркого света. Дети выясняют, почему ничего не получается (нет яркого света).
Вывод. Солнечные «зайчики» - это отражение солнца от блестящей поверхности. Они появляются только при ярком свете. Можно пускать солнечных «зайчиков» с помощью зеркала (фольги, блестящей посуды). От движения зеркала солнечный «зайчик» перемещается на стене
Карточка 4 «Делаем мыльные пузыри»
Цель. Учить пускать мыльные пузыри и познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь
Материалы. Тарелка, стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце. Мыльный раствор в емкости объемом 0,5 стакана, предмет (цветок)
Ход. Наливает в тарелку мыльный раствор, кладет в середину предмет и накрывает его стеклянной воронкой. Затем дует в трубочку воронки и, после того как образуется мыльный пузырь, наклоняет воронку и освобождает из-под нее пузырь. На тарелке должен остаться предмет под мыльным колпаком (можно при помощи соломинки вдуть в большой пузырь несколько маленьких пузырьков). Объясняет, как получается мыльный пузырь, предлагает детям надуть мыльные пузыри. Рассматривают и обсуждают: почему увеличился пузырь, откуда взялся воздух, почему одни пузыри маленькие, другие большие.
Вывод. Мыльные пузыри получаются из мыльного раствора и воздуха путем надувания. Пузырь увеличивается в размере, когда туда проникает воздух. При надувании мыльных пузырей мы выдыхаем воздух из себя. Пузыри получаются разного размера из-за разного количества воздуха в них.
Карточка 5 «Как спрятаться бабочкам?»
Цель. Найти особенности внешнего вида насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде
Материалы. Иллюстрации ярких цветов, бабочек и птички, искусственные бабочки разных размеров и расцветки
Ход. Рассматривают изображения, выясняют, кто лишний на иллюстрациях (птичка) и почему. Определяют, чем похожи все бабочки и чем они отличаются. Похожи строением (тельце, усики, крылышки, отличаются размером и окраской. Выясняют, что помогает бабочкам спрятаться от птиц.
Вывод. Бабочки между собой похожи строением, а отличаются размером и окраской. Разноцветная окраска помогает бабочкам «превращаться» в цветы и так прятаться от птиц.
Карточка 6 «Окрашивание воды»
Цели. Помочь выявить свойства воды: вода может иметь разную температуру нагревания, а также растворять некоторые вещества. Наглядно показать, что вода прозрачная не имеет запаха, но может приобрести цвет и запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества: чем больше Этого вещества, тем интенсивнее цвет и запах. Помочь детям выявить зависимость скорости растворения вещества от температуры воды
Материалы. Емкость с водой (теплой и холодной, кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканы, картинка красками, мелкие предметы или игрушки, принадлежности для рисования.
Ход. Рассматривают в воде 2-3 предмета. Выясняют, почему предметы хорошо видны (вода прозрачная) и что произойдет, если в воду опустить рисунок красками. Определяют, что рисунок размылся, а вода изменила цвет. Обсуждают, почему это произошло (частички краски попали в воду). Выясняют, как еще можно окрасить воду (добавить краситель). Педагог предлагает окрасить воду самим в стаканах с теплой и холодной водой. Дети трогают сначала оба стаканчика, догадываются, почему один теплый, а другой -холодный. Далее трогают воду рукой, нюхают (без запаха). Педагог ставит задачу узнать, в каком стакане краска быстрее растворится. Для этого предлагает положить по 1 ложке красителя в каждый стаканчик. Как изменится окраска, запах воды, если красителя будет больше?
Педагог предлагает положить в стакан с теплой водой еще 1 ложку красителя и зарисовать результаты опытов.
Вывод. Вода может быть разной температуры, нагревать другие вещества, некоторые вещества в ней растворяются. Вода прозрачная, может менять свои окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет и запах. Чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
Карточка 7 «Свет повсюду»
Цель: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, искусственные (лампа, фонарик)
Материалы: иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; изображения источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, сундучок с прорезью.
Ход:
Галчонок Любознайка предлагает детям определить, темно сейчас или светло, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце). Что ещё может осветить предметы, когда в природе темно? (Луна, костер) Предлагает узнать, что находится в «волшебном сундучке» (внутри фонарик). Дети смотрят в прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть сундучок, тогда попадает свет и осветит все внутри нее) Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарик.
А если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы в нем было светло? Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.
Карточка 8 «Как вода гулять отправилась»
Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами - губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.
Материал: поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.
Ход:
Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось - рук и ног у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий - никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит?» взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потекла наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. - А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы!»
Возьмите поролоновую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей. Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкостью. То же самое проделайте и со шприцом.
Карточка 9 «Поиск воздуха»
Цель. Обнаружить воздух
Материалы. Султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой.
Ход. Педагог предлагает доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно или по выбранной модели. С помощью педагога объясняют происходящие процессы на основе результата действий с предложенным оснащением (дуют в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик или полиэтиленовый пакет).
Вывод. Внутри нас есть воздух, который мы вдыхаем из окружающей среды. Когда мы дуем в трубочку или в шарик - мы выдыхаем воздух
Карточка 10 «Движение песка»
Цель: ознакомление со свойствами песка
Ход: ребята, как вы думайте, песок может двигаться? А как это проверить?
Проверьте сами. Возьмите трубочки и тихонько подуйте в трубочку на сухой песок. Что происходит? А теперь подуйте на сырой песок? Что происходит?
Вывод: Песок сухой движется, а сырой нет
Как вы думаете, можно на песке рисовать? А на каком песке можно рисовать? Чем можно рисовать? Дети рисуют по сырому песку зубочисткой, по сухому пальчиком.
ИЮЛЬ
Карточка 11 «Как работает воздух»
Цель: увидеть, как воздух может поддерживать предметы
Материал: 2 одинаковых листа бумаги, стул
Ход:
-Предложите ребенку скомкать лист бумаги.
-Затем встать на стул и с одинаковой высоты бросить одновременно смятый и ровный листок.
-Какой листок приземлился раньше?
Вывод: смятый листок упал на пол раньше, так как ровный листок опускается, плавно кружась. Его поддерживает воздух.
Карточка 12 «Как вода отражает предметы?»
Цель: выявить свойство воды отражать разнообразные предметы. Развивать мелкую моторику, умение устанавливать логическую связь. Поддерживать желание соблюдать опрятный вид.
Оборудование. Зеркало, тазик с водой, кукла в платье.
Ход: Кузя приходит в гости к ребятам с испачканным лицом. Взрослый предлагает найти у домового Кузи изменения во внешнем виде: «Ребята, что случилось с Кузей? Как ему можно помочь? Какой предмет помогает нам следить за своим внешним видом? (Зеркало). А как помогает вода?»
- «Вода отмывает грязь. А ещё вода обладает свойствами зеркала. Давайте поиграем с водой. Какая вода? (Прозрачная, чистая). Пусть Ваня наклонится немного над тазиком и посмотрит на воду. Что можно увидеть в тазике с водой? (Своё отражение). На что оно похоже? (На тёмное пятно). Если Ваня будет двигаться в сторону, как будет меняться отражение? (в воде отражение будет двигаться). Почему мы видим своё отражение в воде?» (Вода прозрачная).
Игровое упражнение «Разбей зеркало». Вопросы: «Вы бросили в воду камушки. Что произошло с водой? (Отражение исчезло). Когда можно опять увидеть своё отражение? Когда вода станет опять спокойной
Вывод. Вода как зеркало отражает в себе предметы
Карточка 13 «Песок и глина. Сыпучесть»
Цель. Учить сравнивать песок и глину, показать свойство песка - сыпучесть
Материалы. Стаканчики с песком и с сухой глиной, лупа, лист бумага или клеенка
Ход.
Предлагает детям аккуратно насыпать песка из стаканов на лист бумаги.
- Легко ли сыплется песок? Легко.
Предлагает высыпать из стаканчика глину.
Что легче высыпать - песок или глину? Песок.
- Потому и говорят, что песок - сыпучий. Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика, как песок.
Вывод. Песок в отличие от глины обладает свойством - сыпучестью.
Карточка 14 «Красящие вещества фруктов»
Цели. Познакомить с тем, что во всех фруктах есть сок, он имеет цвет. Показать, что если капнуть соком на бумагу или ткань, то при высыхании жидкости остается пятно такого же цвета, как фрукт, его сок.
Материалы. 3-4 фрукта разного цвета (киви, апельсин, слива, персик); листы фильтровальной бумаги, пластмассовые ножи и стаканчики; лупа, клеенка.
Ход. Предлагает отгадать фрукт на ощупь. Спрашивает, откуда берут люди фруктовые соки, как они получаются, почему они все разного цвета. Педагог предлагает рассмотреть фрукт через лупу, а потом выдавить сок из кусочков фруктов в стаканчик. Цвета соков сравнивают - все они имеют разный цвет. Предлагает капнуть соком на листы фильтровальной бумаги и выяснить, что будет при высыхании сока.
Вывод. Во всех фруктах есть сок, он имеет цвет. При высыхании сока на поверхности бумаги или ткани остаются пятна такого же цвета, как сок, поэтому есть фрукты, надо аккуратно, чтобы не забрызгать одежду фруктовым соком.
Карточка 15 «Язычок-помощник»
Цели. Познакомить со строением и значением языка. Поупражняться в определении вкуса продуктов.
Материалы. Набор продуктов питания (с горьким, сладким, кислым, соленым вкусами, схема языка со вкусовыми зонами, игра «Сладкий, кислый, соленый» (картинки : соленый - рыба, банка с огурцами, пачка соли; кислый - лимон, клюква; сладкий - банка с вареньем, торт).
Ход: Педагог спрашивает для чего нужен человеку, язык, и предлагает выполнить следующие действия. Прижать язык книзу и попробовать разговаривать без помощи языка. Затем произнести звуки [л] и [ж], определить, что положение языка разное. Узнать название продукта, не глядя (мандарин, съесть его и определить, что это, какой он на вкус (кисло-сладкий); холодный или теплый (теплый); рассказать, что помогает делать язык при жевании.
Предлагает назвать вкус продуктов (сладкий, кислый, соленый). Выясняют, что может быть сладким, соленым, кислым, горьким. Используется игра «Сладкий, кислый, соленый». Все вместе выясняют, как язык определяет вкус (он реагирует на разный вкус сосочками, которые расположены на нем большими группами). У человека вкусовых сосочков очень много. Разный вкус чувствуют разные сосочки, расположенные в разных частях языка.
Вывод. Язык помогает издавать звуки, принимая при этом разные положения, и разговаривать; определяет вкус и теплоту продукта, переворачивая кусочки пищи при жевании.
Карточка 16 «Подуй на свечу»
Цель. Показать, что огонь может менять направление при изменении направления потока воздуха.
Материалы. Спички, свеча, подставка.
Ход. Педагог с детьми рассматривает свечу. Рассказывает об использовании человеком свечи в прежние времена. Зажигает свечку, говорит о правилах безопасного обращения с горящими предметами. Рассматривают пламя горящей свечи, сравнивают по форме с треугольником, называют цвета, которые видны в пламени. Предлагает слегка подуть на свечу и посмотреть, что произойдет с пламенем свечи (пламя изменяет направление под действием потока воздуха). Предлагает подуть на пламя посильнее (пламя гаснет).
Вывод. Огонь человек может воспроизвести сам. Он дает свет, тепло; может менять направление при изменении направления потока воздуха; с огнем и пожароопасными предметами необходимо обращаться осторожно, соблюдая правила безопасности.
Карточка 17 «Растворимость веществ в воде»
Цель. Помочь выделить свойство воды: она растворяет некоторые вещества
Материалы. Стаканы с водой (по количеству детей и еще 4, сахарный песок, соль, речной песок, акварельные краски, мерные ложечки, кисточки, клеенка
Ход. Предлагает посмотреть, что случится с песком, если его насыпать в стакан с водой. В 2 других стакана поочередно насыпает сахарный песок, соль. Предлагает попробовать воду на вкус и описать результат; размешать акварельную краску в стакане с водой. У каждого ребенка - свой цвет. Спросить почему вода стала цветной?
Вывод. Одни вещества в воде растворяются, другие - нет.
АВГУСТ
Карточка 18 «Мяч»
Цель: познакомить с легкими и тяжелыми предметами (одни остаются на поверхности воды, другие тонут)
Ход:
Взять куклу и кинуть мяч в таз с водой.
-Ой, Маша, что ты делаешь? Ребята, Маша развеселилась, стала играть с мячиком. Мяч подпрыгнул и упал в таз с водой.
- Не плачь Маша, не утонет мяч. Посмотрите и вы ребята, мяч не тонет, он плавает.
- Саша, что делает мяч? (плавает, не тонет).
-Аня, ты тоже посмотри, что с мячом? (плавает, не тонет).
- Правильно. Мяч не утонул, он плавает в воде. Мяч резиновый, резина лёгкая. Поэтому он не тонет, а плавает.
- А вот Алина сейчас возьмёт камушек и тоже бросит его в воду (ребёнок выполняет действие).
- Что случилось с камнем? Саша подойди и посмотри.
-Правильно. Камень лежит на дне таза. Он тяжёлый, поэтому и утонул.
-Иди Аня, брось камушек. Что случилось с камушком? (утонул, лежит на дне таза).
- Что случилось с камнем? А что с мячиком?
-Правильно. Мячик – резиновый и легкий, он не тонет, а плавает. Камень – тяжёлый. Он утонул, лежит на дне таза.
-Поняла Маша? (кукла говорит спасибо).
-Пожалуйста, Маша. Ребята, Маше надо спешить к другим детям и рассказать обо всём, что с ней произошло сегодня. До свидания, Маша.
Карточка 19 «Почему все звучит?»
Цель: помочь выявить причины возникновения звука
Оборудование: длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, детская металлическая посуда, стеклянный стакан.
- Почему предмет начинает звучать?
- Рассмотрите деревянную линейку. Есть ли у нее «голос»? (Если линейку не трогать, она не издает звук). После этого один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный - дергают.
- Издает ли сейчас линейка голос? (дрожит, колеблется). Останавливают дрожание рукой.
- Лист бумаги сверните в трубочку, дуньте в нее легко, не сжимая, держа ее пальцами. Что почувствовали? (Звук заставил дрожать бумагу, пальцы почувствовали дрожание).
- Звучит только то, что дрожит (колеблется).
Вывод: Причина возникновения звука – колебания предметов.
Карточка 20 «Тайный похититель варенья»
Цели: познакомить с понятием «отпечатки пальцев», показать способ их получения.
Материал: измельченный ножом карандашный грифель.
Ход:
Сегодня на кухне пропала банка варенья. Может быть, ее взял Карлсон.
Рассказ о способе обнаружения похитителя с помощью сравнения отпечатков пальцев.
- Можно ли получить отпечатки пальцев и сейчас без специального оборудования?
Правила безопасности: не брать грязные пальцы в рот, не тереть грязными руками глаза.
Дети натирают готовым порошком себе палец.
Теперь нужно прижать палец к кусочку скотча, а скотч приклеить к белому листу бумаги – на нем будет виден отпечаток узора вашего пальца, и мы узнаем, чьи отпечатки остались на банке варенья.
Вывод. Отпечатки пальцев у всех людей разные.
Карточка 21 «Волшебная рукавичка»
Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы
Материал: предметы из разных материалов, магнит, рукавичка со вшитым магнитом
Воспитатель предлагает разделить находящиеся на столе предметы на те, которые будут притягиваться магнитом и те, которые не будут.
Если взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага, рукавичка перестает быть волшебной (в рукавичке есть что-то, что не дает упасть металлическим предметам). Находят магнит.
Вывод: Магнит притягивает металлические предметы
Карточка 22 «Бумага: ее качества и свойства»
Цели. Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги; вычленять качества бумаги (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).
Материалы. Бумага, ножницы, емкость с водой, образцы бумаги, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.
Ход. Рассматривают образцы бумаги. Педагог побуждает к выделению качественных характеристик материала, задавая вопросы. Выясняет, как определить, гладкая или шершавая, толстая или тонкая бумага. Гладят листы бумаги ладонью, ощупывают ее, отвечают на вопросы. Предлагается смять лист бумаги (мнется); разорвать лист на несколько кусочков (рвется); потянуть лист за края в разные стороны (нарушается целостность листа, следовательно, материал непрочный, разрезать лист ножницами (режется хорошо); положить бумагу в емкость с водой (намокает). Педагог демонстрирует горение бумаги, используя спиртовку и спички. В конце составляется алгоритм описания свойств материала.
Вывод. Бумага имеет качества и свойства: разные цвета, гладкость, прочность, толщину, впитывающую способность; мнется, рвется, режется, горит.
Карточка 23 «Уличные тени»
Цель. Рассказать о том, как образуется тень, о ее зависимости от самого предмета, от источника их взаиморасположения.
Материалы. Предметы разной степени прозрачности.
Ход. Рассматривают тени на улице днем (от солнца) и вечером (от фонарей, а также в группе - от предметов разной степени прозрачности. Обсуждают: что такое тень, когда и почему она образуется.
Результат. Тень появляется, когда есть источник света. Это темное пятно. Тень образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света меньше, поэтому темнее.
Вывод. От одного предмета может быть несколько теней, если рядом несколько источников света (лучи света идут от каждого источника, встречают преграду, не могут пройти дальше, и на этой «дорожке» появляется тень).
Чем выше источник света, тем короче тень.
По мере удаления от источника света тень удлиняется и контур становится менее четким.
Очертания предмета и тени схожи.
Чем прозрачнее предмет, тем светлее тень.
Карточка 24 «Узнай все о себе, шарик»
Цели: познакомить с резиной, ее качествами, свойствами; научить устанавливать связи между материалом и способом его потребления
Оборудование: воздушные шары (2 надутых, 1 сдутый, резиновые перчатки, резинка для волос
Ход.
К нам в гости прилетел воздушный шарик. Он хочет, чтобы вы рассказали о нем, из какого материала он сделан. (резина)
- Чем резина отличается от бумаги, ткани? Резина какая? (Мягкая, гладкая) Шарик надувается воздухом, попробуйте. Если шарик растягивается, то о каком свойстве резины мы говорим? (Резина эластичная). Моют шарик в воде. Сравните это с бумагой и тканью (Бумага намокает, рвется, ткань намокает, но не рвется). Вытирают шарик, смотрят, попала ли внутрь вода (Нет). Резина не пропускает воду, она водонепроницаема. Воспитатель называет не пропускающие воду предметы из резины: резиновые сапоги носят в дождливую погоду, резиновые перчатки надевают на руки. Опыт с перчатками : надевают на руки, опускают руки в воду, снимают, руки остаются сухими. Дети перечисляют предметы из резины, шарик прощается и улетает.
Вывод: Резина мягкая, гладкая, эластичная, растягивается, она водонепроницаема.
Карточка 25 «Солнце высушивает предметы»
Цель: наблюдать за способностью солнца нагревать предметы
Ход:
Повесить на солнце кукольное белье, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить песочек в песочнице и понаблюдать, как за время прогулки оно высохнет.
Потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского сада, на солнечной и теневой сторонах.
Вывод: солнце нагревает предметы.
Карточка 26 «Радуга»
Цель: познакомить с радугой как с природным явлением
Материал: таз с водой, зеркало
Ход: Педагог ставит зеркало в воду под небольшим углом. Ловит зеркалом солнечный луч и направляет его на стену.
Поворачивает зеркало до тех пор, пока не появится на стене радуга. Вода выполняет роль призмы, разлагающей белый цвет на его составляющие.
На что похоже слово «радуга»?
Что такое «дуга»?
Какая она?
Покажите дугу руками.
С земли радуга напоминает дугу, а с самолета она кажется кругом.