Олеся Коваленко
Картотека народных подвижных игр для детей дошкольного возраста
«Золотые ворота»
Цель игры: создание социальной ситуации развития личности ребенка в процессе народной подвижной игры «Золотые ворота».
Задачи:
- способствовать развитию двигательной активности детей при тесной взаимосвязи с их познавательной и мыслительной деятельностью, по средствам народной игры;
Ход игры:
Публикация «Картотека народных подвижных игр для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Темочки
Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Для того, чтобы выбрать пару детей на роль «ворот», воспользуйтесь детской считалкой. Остальные берутся за руки и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносят такие слова (сначала, пока ребята не разучили присказку, взрослый может говорить ее один):
«Золотые ворота, проходите, господа:
Первый раз прощается,
Второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим вас!»
Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» — водящие опускают руки и ловят, запирают тех участников хоровода, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами». Когда «ворота» разрастутся до 4-х человек, можно разделить их и сделать двое ворот, а можно оставить и просто гигантские «ворота». Игра, обычно, идет до двух последних не пойманных игроков Они становятся новыми воротами.
«Гори ясно»
Цель игры: создание социальной ситуации развития личности ребенка в процессе народной подвижной игры «Гори ясно».
Задачи:
- способствовать развитию у детей умение ориентироваться в пространстве;
-способствовать развитию умений упражняться в быстром беге.
Материал: платочек.
Ход игры:
Дети стоят в кругу и держатся за руки. В середине – ребенок с платочком в руке (водящий). Сначала дети идут по кругу вправо, а водящий машет платочком. Затем дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий двигается поскоками внутри круга. Водящий останавливается и поворачивается лицом к двум стоящим в кругу детям. Затем играющие хором поют считалку:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Раз, два, три!
На слова «Раз, два, три» дети три раза хлопают в ладоши, а водящий три раза взмахивает платочком. После этого двое ребят, напротив которых остановился водящий, поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремится прибежать первым, чтобы взять у водящего платок и поднять его вверх.
Игра «Курилка»
Цель игры: создание социальной ситуации развития личности ребенка в процессе народной подвижной игры «Курилка».
Ход игры:
Ребята садятся на длинную скамейку в ряд. Игрок, сидящий первым, зажигает тонкую лучинку, а потом ее тушат. Пока она курится, ее передают из рук в руки. Тот игрок, у которого она перестанет тлеть, должен исполнить какое-то задание. Пока передают лучинку, поют следующую песню:
Курилка, курилка,
Как у курилки
ножки долгоньки,
живот короток,
Не помри же ты,курилка,
не заставь меня плясать,
не заставь меня плясать,
всю беседу коротать.
(Курилкой на Руси называется зажжёная лучина, над которой курится дымок. Эту курилку передавали из рук в руки по кругу. Тот, у кого в руках оказалась курилка, когда песня закончится, идёт в круг плясать.)
Игра «Дедушка Мазай»
Цель игры: создание социальной ситуации развития личности ребенка в процессе народной подвижной игры «Дедушка Мазай».
Задачи:
- способствовать развитию быстроты мышления;
- способствовать развитию бега;
Ход игры :
Игра начинается с выбора водящего — «Дедушки Мазая». Водящий садится на стул. Дети договариваются какие движения будут показывать. Подходят к нему со словами:
— Здравствуй, дедушка Мазай. Из коробки вылезай!
Водящий отвечает:
— Здравствуйте, дети, где вы были, что вы делали?
— Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем!
Дети жестами показывают действия, о которых договорились. Если Мазай отгадает дети разбегаются,он их ловит. Кого поймал –тот Мазай.
Игра «Волк и овцы»
Цель: создание социальной ситуации развития личности ребенка в процессе народной подвижной игры «Волк и овцы».
Задачи: обеспечить условия для развития двигательной активности;
Материал: маски :волк, овцы, дудочка для пастуха.
Ход игры:
Перед началом игры выбирают двух водящих «волка» и «пастуха». Для этого вам пригодятся детские считалки. Все остальные игроки «овцы».
У «овец» есть свои «домики-овчарни». Это очерченные с двух противоположных концов площадки границы. Между двумя «овчарнями» расположено «поле». У волка тоже есть свой домик-логово. Его обозначают кругом в центре площадки. В начале игры «волк» находится в своем «логове», «овцы» в одной из «овчарен, а пастух сбоку игровой площадки.
Ребята-«овечки» хором читают стихотворение:
Пастушок, пастушок,
Заиграй в свой рожок!
Гони стадо в поле,
Погулять на воле!
После этого «овечки» выходят пастись на «поле». Пастух ходит между ними и «играет» на «дудочке» (настоящей или воображаемой). В какой-то момент «пастух» прерывает игру и кричит «Волк!». Как только это слово произнесено, «овцы» стараются поскорее убежать в «овчарню». Но возвращаться в ту «овчарню», откуда они вышли нельзя. Нужно обязательно добежать до другой, расположенной на противоположном конце.
«Волк» должен ловить (достаточно просто осалить) «овечек». Пойманная овечка выходит из игры (как вариант, становится новым «волком»). «Пастух» может защитить «овец». Он будет загораживать их от «волка». Но при этом «пастух» не должен хватать волка руками, стараясь его удержать – только загораживать «стадо».
Игра "Удочка"
Цель игры: создание социальной ситуации развития личности ребенка в процессе народной подвижной игры «Удочка».
Задачи:
- Способствовать развитию умений правильно подпрыгивать, отталкиваться и подбирать ноги.
Ход игры:
участники располагаются по кругу. В центре находится водящий — воспитатель. Он в руках держит веревочку, на конце которой привязан небольшой мешочек с песком. Водящий вращает веревочку по кругу над самой землей. Дети подпрыгивают таким образом, чтобы веревочка не задела их ног. Те участники, которым веревочка задела по ногам, выбывают из игры.
Игра «С медведем»
Цель игры: создание социальной ситуации развития личности ребенка в процессе народной подвижной игры «С медведем».
Ход игры:
Медведь в центре круга «спит», а дети водят хоровод и поют. (Музыка по выбору педагога.)
Дети: Мы в густом лесу гуляли
И медведя повстречали.
Он под ёлкой сидит,
Растянулся и храпит.
Говорком: Тише, тише не шумите
Вы медведя не будите.
Медведь: Надоело Мишке спать
Буду деток догонять! (Медведь догоняет детей.)