Ольга Кукина
Картотека народных подвижных игр
▼ Скачать + Заказать документы
"Гори Ясно"
Цель: упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.
Ход игры:
Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке.
Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком.
Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.
Играющие хором поют считалочку:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Раз, два, три!»
Публикация «Картотека народных подвижных игр» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Темочки
На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.
«Ворон»
Цель: двигаться в соответствии с плясовым характером музыки и передавать содержание текста песни. Уметь расширять и сужать круг. Отрабатывать дробный шаг и разнообразные знакомые плясовые движения.
Ход игры:
Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребёнок, изображающий «ворона». (Он стоит в кругу вместе со всеми)
Ой, ребята, та-ра-ра! На горе стоит гора,А на той горе дубок,А на дубе воронок. Ворон в красных сапогах,В позолоченных серьгах. Черный ворон на дубу,Он играет во трубу. Труба точеная,Позолоченная,Труба ладная,Песня складная. С окончание песни «Ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза, «ворон» обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в круг.
Сова»
Цель: развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ. Учить двигаться легко, свободно. Воспитывать выдержку, внимание. Проявлять творчество.
Ход игры:
Один из играющих изображает «сову», остальные –мышей. Сова выкрикивает: «Утро!» Тут же мыши начинают бегать, скакать, делать различные телодвижения. Сова кричит: «День!» Мыши продолжают двигаться. Сова говорит: «Вечер1» Мыши встают в круг, ходят вокруг совы и поют:
Ах ты, совушка - сова,
Золотая голова.
Что ты ночью не спишь,
Всё на нас глядишь?
Сова говорит: «Ночь!» При этом слове мыши мгновенно замирают, не двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и весёлыми гримасами старается какое-либо движение, из игры выбывает.
«Баба - Яга»
Цель: продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой образ.
Ход игры:
Играющие выбирают Баба – Яга. Она находится в центре круга. Дети ходят по кругу и поют:
Баба-Яга, костяная нога, - Дети ходят
С печки упала, ногу сломала. - по кругу.
Пошла в огород, испугала народ. - Идут в центр.
Побежала в баньку, - Из круга обратно.
Испугала зайку.
После песни дети разбегаются, Баба-Яга ловит детей
«Солнце»
Цель: действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Уметь расширять и сужать круг. Учить стремительному бегу.
Ход игры:
Дети стоят по кругу. В центре «солнце» - ребёнок.
Гори солнце ярче, - Дети ходят
Лето будет жарче. - по кругу.
Я зима теплее, - Идут в центр.
А весна милее - Из центра обратно.
А зима теплее, - В центр.
А весна милее. - Обратно. После слов «солнце» (ловишка) ловит детей
Медведь»
Цель: развивать эмоциональное отношение к игре. Вырабатывать у детей выдержку. Продолжать учить стремительному бегу.
Ход игры:
Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают грибы и ягоды, поют:
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
Всё на нас глядит.
А потом как зарычит
И за нами побежит.
Медведь встает и начинает гоняться за детьми
Репка»
Цель: продолжать учить спокойному, хороводному шагу и легкому бегу. Воспитывать выдержку, выразительность речи
Ход игры:
Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают грибы и ягоды, поют:
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
Всё на нас глядит.
А потом как зарычит
И за нами побежит.
Медведь встает и начинает гоняться за детьми
Угадай, кто зовёт?»
Цель: развивать у детей тембровый слух. Упражнять в умении самостоятельно начинать движение и заканчивать его.
Ход игры:
Дети стоят в кругу. В центре водящий – «медведь».
Дети идут по кругу и поют: Медведь, медведь, мы к тебе пришли,
Мы к тебе пришли, медку принесли. «Медведь» ходит вперевалочку.
Дети протягивают руки вперед, ладошками вверх, предлагают медведю мёду.
Медведь, медведь, получай-ка мёд,
Получай-ка мёд, угадай, кто зовёт? «Медведь» кушает мед.
Медведь закрывает глаза. Взрослый предлагает (показывая на ребенка) позвать медведя. Ребенок, кого выбрали, говорит: «Медведь», «Медведь» старается угадать того, кто его позвал
«Сороконожка»
Цель: совершенствовать умение детей ходить пружинным шагом, высоко поднимая ноги, легко бегать, ходить топающим шагом. Движения передавать в характере музыки
Ход игры:
Дети встают друг с другом и поют:
Шла сороконожка
По сухой дорожке.
Вдруг закапал дождик: кап!
- Ой, промокнут сорок лап!
- Идут «паровозиком» пружинным шагом.
- лёгкий бег.
Насморк мне не нужен,
Обойду я лужи.
Грязи в дом не принесу,
Каждой лапкой потрясу.
Идут, высоко поднимая ноги
- стоя, трясут правой ногой
- левой ногой
Шла сороконожка
По сухой дорожке
И затопала потом,
- Ой, какой от лапок гром! - Идут «паровозиком» пружинным шагом.
- Идут топающим шагом
Обеги круг»
Цель: учить двигаться спокойным шагом по кругу. Воспитывать внимание, выдержку.
Ход игры:
Дети вместе с воспитателем становятся в круг. Идут по кругу и поют народную считалку :
Водица, водица,
Студеная быстрица,
Обеги вокруг,
Напои наш луг!
Воспитатель называет двух детей, стоящих рядом друг с другом. Дети поворачиваются спиной и бегут в разные стороны. Каждый старается прибежать на свое место первым
«Ловушка»
Цель: выразительно передавать содержание музыки. Самостоятельно начинать движение после вступления. Быстро реагировать на смену регистра, сменой движений. Упражнять в поскоке, легком беге и простом шаге. Воспитывать выдержку, умение подчиняться правилам игры, укреплять дружеские, доброжелательные взаимоотношения.
Ход игры:
Играющие стоят в кругу, в разных местах которого выбирают 5-6 детей. Им дают цветные платочки. Все стоят в общем кругу.
Дети идут по кругу и поют:
Скок, скок, сапожок,
Выходи-ка на лужок,
То прыжком, то бочком,
Топай, топай каблучком.
Останавливаются. Дети с платочками выходят в середину круга, двигаются внутри него легким поскоком. Стоящие по кругу хлопают в ладоши
«Огуречик»
Цель: закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед и легкого стремительного бега.
Ход игры:
Ребенок в шапочке мышки сидит на стуле в стороне. Напротив него группой стоят дети. Руки у играющих находятся на поясе. Дети исполняют потешку:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Легкими прыжками продвигаются к «ловишке». Останавливаются, грозят пальчиком «ловишке» со словами:
Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет. Мышка бежит за ребятами, стараясь их догнать.
«Две тетери»
Цель: Совершенствовать спокойный шаг по кругу, легкий бег, выразительность рук.
Ход игры:
Играющие стоят в кругу, взявшись за руки. За кругом двое детей, изображающих тетерев и ребенок – «охотник».
Дети идут по кругу и поют:
Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу. Останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх. «Взлетают» тетери на слова:Прилетели две тетери,Поклевали - Тетери клюютУлетели … - Улетают. Ш-ш-ш-ш - Дети имитируют движения веточек, шумящих на ветру деревьев. «Охотник» догоняет «тетерев».
Васька - кот»
Цель: закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед и легкого стремительного бега.
Ход игры:
Из числа играющих выбирается «Кот Васька» и несколько детей «мышат». Все дети становятся в круг. «Кот Васька» выходит на середину круга, а дети – «мышки» - за кругом.
Ходит Васька серенький,
Хвост пушистый беленький,
Ходит Васька кот.
Дети идут по кругу вправо.
Васька – влево.
Сядет, умывается,
Лапкой умывается,
Песенки поет.
Дети сужают круг, смотрят, как Васька умывается. С окончанием куплета расширяют круг.
Дом неслышно обойдет,Притаится Васька кот,Серых мышек ждет. Дети идут вправо, кот – влево. Дети делают «ворота». Дети «мышки» бегают через «ворота», то в круг, то из круга, а «кот Васька» старается их поймать.
Жучки»
Цель: Совершенствовать спокойный шаг по кругу, легкий бег, выразительность рук.
Ход игры:
Дети – «жучки» стоят по кругу (врассыпную). В центре водящий – взрослый или ребенок. Водящий поет:
По дороге жук, жук,
По дороге черный,
Посмотрите на него –
Вот какой проворный.
Дети бегут на носочках.
«Жуки» летают.
Он на спинку упал,
Лапками задрыгал,
Крылышками замахал,
Весело запрыгал.
Дети ложатся на спину и перебирают в воздухе ногами и руками – «жучки» барахтаются.
По дороге жук, жук,
По дороге черный,
Посмотрите на него –
Вот какой проворный «Жуки» летают.
С окончанием песни взрослый, «ловит» жучков. Если «ловишка» ребенок, ему напоминают: «Оленька, лови жучков».
Скок - поскок»
Цель: закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед, мягкого пружинного шага, сужения и расширения круга.
Ход игры:
Скок – скок, поскок,
Молодой дроздок.
Продвигаются вперед прыжками.
По водичку пошел,
Молодичку нашел.
Идут мягким шагом.
Молодиченька
Невеличенька.
Сужают круг.
Сама с вершок,
Голова с горшок. Присаживаются. Расширяют круг бодрым шагом.
Дети стоят по кругу, сложив за спиной руки ладошка к ладошке, имитируя «хвостик».
У тетушки Натальи»
Цель: закрепить умение выполнять движения по тексту песни. Выразительно передавать музыкально – игровые образы.
Ход игры:
У тетушки Натальи
Было семь цыплят 2 раза
Пи-пи, пи-пи-пи!
Так они кричат. 2 раза Дети идут по кругу.
Присаживаются, сжимаясь в комочек, головки поднимают вверх.
У тетушки Натальи
Было семь утят 2 раза
Кря-кря, кря-кря-кря!
Так они кричат. 2 раза
Дети удит по кругу.
Руку отводят назад, трясут ими как крылышками, слегка наклоняя корпус вперед.
У тетушки Натальи
Было семь гусят 2 раза
Га-га, га-га-га!
Так они кричат. 2 раза Дети идут по кругу.
Стоя на месте лицом в круг, показывают с помощью кистей рук «клювики»
У тетушки Натальи
Было семь котят 2 раза
Мяу-мяу, мяу-мяу-мяу!
Так они кричат. 2 раза Дети идут по кругу.
Переступая пружинно с ноги на ногу, дети вытягивают вперед то одну, то другую руку, изображая мягкие лапки.
У тетушки Натальи
Было семь козлят 2 раза
Бе-бе,бе-бе-бе!
Так они кричат. 2 раза Стоя лицом в круг, изображают рожки (указательные пальцы обеих рук подносят к голове)
У тетушки Натальи
Было семь щенят 2 раза
Гав-гав, гав-гав-гав!
Так они кричат. 2 раза Руками показывают возле головы «ушки».
У тетушки Натальи
Было семь внучат 2 раза
Ля-ля, ля-ля-ля!
Так они кричат. 2 раза Дети хлопают в ладоши
Гуси, вы гуси»
Цель: закрепить умение выразительно передавать игровой образ, легко прыгать на 2-х ногах, легко, стремительно бегать.
Ход игры:
Дети делятся на две группы: дети и «гуси». Они стоят шеренгами лицом друг к другу.
«Волк» и «гусенок» следят в стороне.
Дети Гуси, вы гуси,
Серые гуси. Идут к гусям – 4 шага.
Отходят назад – 4 шага
Гуси Га-га-га, га-га-га.
Га-га-га, га-га-га. Идут к детям – 4 шага
Идут обратно – 4 шага
Дети Где вы бывали,
Кого вы видали? Идут вперед,
Идут назад
Гуси Га-га-га, га-га-га.
Га-га-га, га-га-га. Идут вперед,
Идут назад
Дети Мы видали волка,
Он нес гусенка. Идут вперед «Волк с гусенком» пробегают мимо детей. Идут назад.
Гуси Га-га-га, га-га-га.
Га-га-га, га-га-га. Идут вперед,
Идут назад
Дети Щиплите вы волка,
Спасайте гусенка. Идут вперед,
Идут назад
Гуси Га-га-га, га-га-га.
Га-га-га, га-га-га. Повторяют движения детей
С окончанием песни «Гуси» бегут за «волком» и выручают «гусенка»
Зайка»
Цель: закрепить умение выразительно передавать игровой образ, легко прыгать на 2-х ногах, легко, стремительно бегать.
Ход игры:
Зайка беленький сидит И ушами шевелит Вот так, вот так Он ушами шевелит.
Сидят. «Ушки» Зайке холодно сидеть Надо лапочки погреть. Хлоп, хлоп – 2 раза
Надо лапочки погреть. Стоят, хлопают в ладоши. Зайке холодно стоять,Надо Зайке поскакать Скок, скок, скок, скок Надо Зайке поскакать. Прыгают на двух ногах.
Взрослый: Зайку кто-то испугал. Дети убегают на места.
Курочки и петушок»
Цель:
Ход игры:
Курочки: Как у наших у ворот
Петух зернышки клюёт – 2 раза
К себе курочек зовет.
«Петушок» выходит из дома, помахивая «крыльями» - руками ходит по залу, затем останавливается (нашел зернышко) и говорит:
Петушок: Вы пеструшечки, вы хохлушечки,
Я нашел для вас орех,
Разделю орех на всех
По крупиночке, по восьминочке.
Ку-ка-ре-ку!
«Курочки» помахивая «крыльями» легко на носочках бегут к «петушку» и бегают вокруг него. Затем все приседают и сложив руки (ладошки) «клюют» зернышки. «Петушок» встает и кричит:
Петушок: «Ку-ка-ре-ку!»
Курочки встают и вместе с петушком уходят домой. С окончанием музыки садятся на насест.
Круги»
Цель: закрепить умение ходить по кругу, узнавать своих товарищей, развивать внимание.
Ход игры:
Выбирается водящий, ему завязывают глаза. Играющие ходят вокруг водящего, стоящего посередине и поют:
Становися во кружок,
Отгадай, чей голосок.
До кого-нибудь коснись,
Отгадать поторопись.
Играющие останавливаются, а водящий ощупывает детей и старается кого-нибудь угадать и назвать.
Тот, кого он верно назовет по имени, идет в круг, становится водящим
Золотые ворота»
Цель: совершенствовать легкий бег, развивать ловкость.
Ход игры:
Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному).
Стоящие поют:
Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй – запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».
Колпачок» (паучок)
Цель: закрепить умение выполнять движения вместе, честно выполнять правила игры
Ход игры:
Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:
Колпачок, колпачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки,
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют:
Танцуй, танцуй,
Сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
Водящий кружится с закрытыми глазами.
Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.
Баба-Яга»
Цель: закрепить умение ходить по кругу спокойным шагом. Подводить к умению выразительно передавать игровой образ. Закреплять стремительный легкий бег. Воспитывать выдержку.
Ход игры:
Дети образуют круг. В центре «Баба-Яга». Дети идут по кругу, поют:
В тёмном лесе
Есть избушка,
Стоит задом наперед.
В этой маленькой избушке
Бабушка – яга живет.
Нос крючком,
Глаза большие,
Перекошена нога,
Ах ты, Бабушка-Яга.
Уходи, уходи,
Больше к нам не приходи. Движения выполняются по тексту песни.
Баба-Яга:
Стрелка, стрелка, повернись. А потом остановись.
Баба-Яга встает спиной с тем, на кого показала стрелка. По команде: 1,2,3. Беги! Обегают круг и возвращаются на место.