Юлия Сергеевна
Картотека направлений психологической работы
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека направлений психологической работы
Раздел I. Психологическая литература в книгах.
1.1 Диагностический материал (психодиагностика детей, тесты, опросники, анкеты).
• Справочник дошкольного психолога. Г. А. Широкова;
• Практический психолог в детском саду. А. Н. Веракса, Н. Ф. Гуторова;
• Рабочая программа педагога – психолога ДОО. Ю. А. Афонькина;
Публикация «Картотека направлений психологической работы» размещена в разделах
• Методические рекомендации к «Диагностическому альбому для оценки развития познавательной деятельности ребёнка». Н. Я. Семаго, М. М. Семаго;
• Диагностико - консультативная деятельность психолога образования;
• Готовим ребенка к школе (внимание, восприятие, память, мышление, речь, воображение). Диагностика, тесты, упражнения. Т. В. Башаева;
• Экспресс диагностика в детском саду. Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко;
• Психологическая диагностика готовности к обучению детей. Ю. А. Афонькина
• Психодиагностика детей в ДОУ. Е. В. Доценко;
• Диски:
• Диагностическая работа в ДОУ;
• Психологическая работа в ДОУ;
1.2 Практический материал для коррекционной работы с детьми и родителями.
• Развитие творческого мышления детей А. Е. Симановский (пособие для родителей и педагогов);
• Учим детей общению. Характер и коммуникабельность. Н. В. Клюева;
• Развитие воображения у детей Л. Ю. Субботина (пособие для родителей и педагогов);
• Учимся, говорим, играем (пособие для логопедических групп) Г. Н. Сергиенко;
• Обонятельная память И. Матюгин;
• Педагогика взаимопонимания. О. В. Москалюк;
• Развитие эмоционального мира детей (пособие для родителей) Н. И. Кряжева;
• Развитие эмоциональной сферы дошкольников Н. И. Монакова;
• «Знакомьтесь глина» Е. В. Даникевич.
• Развитие памяти детей. Л. В. Черемошкина;
• Развитие познавательных способностей детей. Л. Ф. Тихомирова;
• «101 игра, развивающая интеллект» Б. Шер;
• Коррекционно - развивающие занятия по развитию воображения, по снижению детской агрессии. С. В. Лесина, Г. П. Попова.
• Простые упражнения для развития логического мышления. А. М. Круглова;
• Игры для развития речи и воображения 4-7 лет. Е. А. Алябьева;
• Играем в театр. В. И. Мирясова;
• «30 занятий для развития познавательных способностей у дошкольников» Т. П. Трясорукова;
• Психологические игры для детей. И. А. Светланова;
• Подвижные тематические игры для дошкольников. Т. В. Лисина, Г. В. Морозова;
• Игры для детского сада на снижение психо-эмоционального и скелетно-мышечного напряжения. Т. П. Трясорукова;
• Развиваем внимание, память, мышление, воображение. Т. П. Трясорукова
Учебная литература
1.3 Практический материал для коррекционной работы с детьми и родителями.
• Интелектуально–развивающие занятия со старшими дошкольниками. М. Р. Григорьева;
• Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет. Е. В. Коробицына;
• Коммуникативная компетентность педагога ДОУ (семинары, тренинги, рекомендации). А. В. Ненашева;
• Занятия по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии для детей 3-7 лет. М. А. Федосеева;
• Тайны психики ребёнка Р. Кайл (психологическая энциклопедия);
• Психология В. А. Крутецкий (методика);
• «Как перестать беспокоиться и начать жить» Д. Карнеги
• Психология личности. Теория личности;
• Развитие деятельности учения на разных этапах онтогенеза. Педагогическая психология (рабочий учебник);
• Методология науки. Научное познание (формы, методы, подходы) рабочий учебник;
• Теория аргументации (рабочий учебник);
• Антропология (морфология человека);
• Психология труда как наука и социальная практика А. Г. Караяни;
• Психология - методологические основы личности (рабочий учебник);
• Ведение переговоров с клиентами Г. А Родов;
• Работа с родителями. Практические рекомендации. Е. В. Шитова.
Раздел II. Психологическая работа с детьми, родителями и педагогическим коллективом (материал в папках).
2.1 Работа с родителями (консультации, родительские собрания, семинары, тренинги, буклеты, памятки).
• Консультация «Принципы воспитания современных детей»;
• Консультация «Как привить ребенку дисциплину»;
• Консультация «Ребенок боится – детские страхи»;
• Консультация «Патологические привычки – детская ложь»;
• Консультация «Ребенок и компьютер»;
• Консультация «Болезненная привязанность к матери»;
• Консультация «Мы с тобой малыш» (психологическая защита);
• Консультация «Наказание ребёнка»;
• Консультация «Вредные привычки у дошкольников»;
• Консультация «Какие они, современные дети?»;
• Буклет «Эмоциональные нарушения – агрессивный ребенок»;
• Буклет «Эмоциональные нарушения – гиперактивный ребенок»;
• Буклет «Жестокое обращение с детьми»;
• Буклет «Как избавиться от страхов»;
• Беседа «Упрямый ребенок»;
• Беседа «Беспокойный ребенок»;
• Беседа «Тревожный ребенок»;
• Беседа «Застенчивый ребенок»;
• Рекомендация «Уменьшение ночных страхов ребенка»;
• Рекомендация «Повышение уровня готовности к школе»;
• Родительское собрание «Адаптация первоклассника. Проблемы и решения»;
• Родительское собрание «Психологическая готовность к школе»;
• Родительское собрание «Особенности формирования механизмов психологической защиты у детей»;
• Родительское собрание «Решение психологических проблем в детском возрасте»;
• Родительское собрание «Папа в детском саду»;
• Памятка «Родителям будущих первоклассников»;
• Памятка «Родителям о воспитании детей»;
• Памятка «Дисциплина с любовью»;
• Ширма «Темперамент - основа поведения ребёнка»;
• Ширма «Адаптация и создание благоприятной атмосферы в группе»;
• Ширма — тест «Левша или правша ваш ребёнок»;
• Ширма «Скоро в школу мы идем»;
2.2 Работа с детьми (программы коррекций, работа с детьми, группы риска, конспекты занятий, игры).
• Программа оптимизации психологического развития детей среднего
• дошкольного возраста (4-5 лет) Е. Е. Сапогова;
• Программа оптимизации интеллектуального развития детей старшего
дошкольного возраста (5-6 лет) Л. А. Венгер, Е. Е. Сапогова, Е. Е. Гаврина;
• Программа развития коммуникативных навыков у детей (5-6 лет) Н. Г. Яковлева;
• Программа оптимизации эмоционального развития детей 6-7 лет Р. В. Овчарова;
• Программа оптимизации школьной зрелости у детей 6-7 лет
• Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе» Ю. В. Остапнова (курс 30 занятий);
• «Профилактика школьной дезадаптации у детей старшего дошкольного возраста» (цикл занятий);
• Занятия по развитию эмоциональной сферы дошкольников (комплексные);
• Интегрированный досуг «Волк и козлята» (физ. инструктор, муз. руководитель,
психолог)
• Интеллектуальное развитие детей (занятия с психологом);
• Интегрированное занятие «Путешествие в страну Гласных звуков» (психолог - логопед);
• Пособие по формированию у детей ориентировки на плоскости листа и доски «Вправо - влево», «Вверх - вниз»;
• «Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для гиперактивных детей» Л. В. Игнатова (цикл занятий поэтапной работы);
• «Индивидуальная программа коррекции агрессивности у ребёнка» Л. В. Игнатова (цикл занятий поэтапной работы);
• Коррекция нарушений эмоционально - личностного развития детей. Детская застенчивость» (цикл занятий);
• Комплекс лечебных игр для преодоления неврозов у дошкольников;
• Подвижные игры как средство формирования самооценки;
• Играем в школу (цикл игр);
• Система работы по развитию эмоций (цикл занятий);
• Дидактические игры:
- Игры для снятия агрессии:
«Минута шалости», «Жужа», «Волшебный сон», «Снежинки».
- Игры для гиперактивных детей:
«Пожалуйста», «Клубочек», «Разговор с руками», «Найди отличие», «Кричалки, шепталки, молчалки».
- Игры на развитие психических процессов :
«Охотник», «Что лишнее?», «Тени», «Какое слово короче?».
• Релаксационная гимнастика (комплексы упражнений);
• Примеры рефлексивных кругов:
«Я глазами других», Тайна моего я», «Я и мои желании», «Я и другие», «Мир моих фантазий», «Как я могу изменить мир к лучшему».
• Упражнения на тренировку эмоций:
«Обезьянка», «Кто я», «У страха глаза велики», Расскажи стихи без слов», «Зеркало», «Рисуем настроение», Рисуем эмоции пальцами».
• Занятия для развития познавательных способностей (30 занятий).
2.3 Работа с педагогическим коллективом (консультации, беседы, тесты, анкеты, опросники, занятия, тренинги, семинары).
• Программа психологической помощи педагогам в снятии психоэмоционального напряжения и улучшения их личного самочувствия. (Цикл практических занятий);
• Семинар «Поощрение и наказание».
• Семинар практикум с элементами тренинга «Методы активного слушания»;
• Семинар - тренинг «Введение в психологию сказки»;
• Практический семинар для воспитателей «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе семьёй»;
• Опросник «Коллектив летит на Марс», (оценка психологической атмосферы и межличностных отношений в коллективе) А. Третьянова;
• Тест «Пользуетесь ли вы уважением в коллективе»;
• Тест «Конфликтная ли вы личность»;
• Тест «Какой вы работник»;
• Тест «Социальное поведение в ситуации конфликта»;
• Анкета - диагностика «Эмоционального выгорания у педагогов»;
• Диагностика творческих способностей у педагогов Е. А. Алексеева;
• Консультация «Специфика общения педагогов с «аудиалами», «визуалами», «кинестетиками»»;
• Консультация «Сказка как средство патриотического воспитания»;
• Консультация «Стресс и его последствия»;
• Консультация - тренинг «Профилактика утомления»;
• Консультация «Методы стимуляции эмоциональной активности при усвоении детьми знаний об окружающем мире»;
• Консультация «Звездные девочки и мальчики», (психотипы детей);
• Консультация «Как правильно выбрать книгу»;
• Консультация «Сирена» (детская истерика как быть);
• Беседа «Детские шалости»;
• Беседа «Качество воспитания для межличностного общения». Формы общения;
• Беседа «Психическое развитие детей 5-6 лет»;
• Мини лекция «Особенности внимания детей дошкольного возраста»;
• Беседа «Изящные выражения в детском лексиконе»;
• Беседа «Гимнастика для психики»;
• Мини - лекция «Место игры в обучении ребёнка - дошкольника»;
• Мини - лекция «Патологические привычки у детей»;
• Беседа «Прогоним детские страхи»;
• Беседа - консультация «Задачи и функции психолога в ДОУ».
2.4 Диагностические методики в работе с детьми.
• Методика «Нарисуй себя» (самооценка);
• Методика «Определение мотивов учения М. Р. Гинзбург;
• Методика «Отношение ребёнка к обучению в школе»;
• Методика «Изучение психосоциальной зрелости детей, поступающих в 1-ый класс, (по тестовой беседе);
• Методика «Беседа о школе» Т. А. Нежнова;
• Программа психолого-педагогической диагностики «Готовности детей к обучению в школе» А. И. Венгер;
• Цель, материалы, руководство «Способность к обучению в школе» Г. Вицлак;
• Тест «Страхи в домиках»;
• Список вопросов на выявление страхов А. И Захаров (бланк);
• «Домик» Н. Н Гуткина (произвольное внимание, пространственное восприятие, сенсомоторная координация, моторика рук);
• Тест для оценки непроизвольной и произвольной зрительной памяти;
• Диагностика готовности к школе;
• Диагностика интеллектуального развития;
• Тест «Определение предрасположенности к неврозу»;
• Диагностика произвольности Е. Кравцова;
• Оценка эмоциональных проявлений Г. Степановой;
• Графическая методика М. А. Панфиловой «Кактус»;
• Экспериментальная игра «Секрет» Т. А Репина;
• Тест «Составь портрет»;
• Детский тест тревожности «Выбери лицо»;
• Экспресс - диагностика в Д /С Н. Н. Павлова;
• Методика «Рисунок семьи» (детско-родительские отношения).
• Диагностическая программа Н. Н. Гуткиной:
- Методика «сказка»;
- Методика «домик»;
- Методика «последовательность событий»;
- Методика «Звуковые прятки»;
• Методика «кому чего недостает?»;
• Методика «вырежи фигуры»;
• Методика «запомни и расставь точки»;
• Методика «поставь значки»;
• Методика «узнай кто это»;
• Методика «какие предметы спрятаны на рисунке»;
• Методика «узнай фигуры»;
• Тест для оценки произвольной/непроизвольной памяти;
• Методика «нарисуй что-нибудь»;
• Методика «решение задач».
2.5 Карты индивидуального психологического обследования детей по группам, (уровни развития психических процессов, личностная сфера).
• План работы на год :
- Психопрофилактика;
- Психодиагностика;
- Коррекция и развитие;
- Консультации.
Раздел III. Игры и упражнения в коррекционно-развивающей работе.
| Развитие психических процессов (внимание, память, мышление, воображение, речь и т. д.).
• Книга - пазл «Морские приключения»;
• «Предметы и контуры»;
• «Логический поезд»;
• «Рисуем по клеточкам и точкам»;
• «Что не подходит»;
• «Рыболов»;
• Напольная игра «Мистер Твистер»;
• «Развиваем память»;
• Журналы «Веселая академия» :
- ориентировка на листе бумаги - лабиринт;
- развиваем логику;
- развиваем воображение;
- развиваем память;
- задачки на внимание.
• Серии обучающих книг для дошкольников «Первые уроки» :
- «Развиваем память и внимание»;
- «Развиваем воображение»;
• «Психологическая диагностика отклонений развития детей»;
• «Школа внимания» (журнал – пособие);
• «Математический планшет»;
• «Мой первый ноутбук»;
• «Чей домик?» дидактическая игра;
• Счетный материал;
• «Теремок» пирамидка – вкладыш;
• Пазлы «счет, цвета, формы»;
• «Логические цепочки» дидактическая игра;
• «Соты Кайе».
Тренировка мелкой моторики:
- «Пальчиковый театр»;
- Шнуровка «Умелые руки»;
- Настольная игра «Геометрик»;
- Игры с прищепками, скрепками;
- Настольная игра «Мягкий конструктор»;
- Настольная игра «Круг, квадрат, треугольник»;
- Напольная игра «Пазлы – транспорт»;
- Настольная игра «Накорми Колобка»;
- Пособие «Развиваем мелкую моторику» (игры);
- Сенсорный стол:
• «Золушка» (фасоль);
• Пальчиковый бассейн (горох, пшено);
• Игра «Морское дно» (вода с камнями и ракушками);
• Игра «Песочная фея» (песок);
• Бросовый материал (фруктовые косточки, шишки);
• Игра «Рисование на крупе» (манка);
• Подводная лодка на шурупах;
• Круглая мозаика;
• Фомы и игрушки для занятий с песком;
• Логический куб.
Пособие для индивидуальной работы с детьми.
• Игры и упражнения на тренировку познавательных процессов по возрастам (внимание, память, мышление, и т. д.);
• Магнитный алфавит;
• «Подбери по цвету» ;
• Пазлы «цифры»;
• Пазлы «заяц – счет»;
• «Все профессии важны»;
• «Ума палата»;
• «Зима – лето» деревянные пазлы;
• «Готов ли ты к школе?»;
• Maxi пазлы «Ну, погоди!»;
• Mini пазлы «Простоквашино»;
• Развивающие карточки :
- фрукты;
- мебель;
- посуда;
- одежда;
- домашние животные;
- дикие животные;
• Лото «азбука – одежда».
Игры на развитие эмоционально-личностной сферы:
• «Тайна моего я»;
• «Что такое радость»;
• «Я и мои эмоции»;
• «Путешествие в мир эмоций»;
• «Наши чувства и эмоции» (демонстративный материал);
• Набор масок по эмоциям. Настенное;
• «Белоснежка и семь гномов» (настенное);
• Игра «Цветок желаний».
Материал для занятий
• «Загадки»;
• «Загадки сказочных героев»;
• «Азбука загадок»;
• книги К. Чуковского «Айболит», «Тараканище», «Топтыгин и луна», «Путаница», «Мойдодыр», «Муха – Цокотуха»;
• книги Ирины Гуриной «Снеговик», «Снегурочка», «Ёлочка», «Новогодние загадки», «С Новым годом», «Дед Мороз»;
• книги – читаем по слогам «Крылатый, мохнатый, масленый», «Три поросенка», «Белоснежка», «Мальчик – с – пальчик», «Кот в сапогах»;
• книжка – игрушка «Мышкин дом»;
• диск «Сказочник»;
• Театр «Сказка» (ручной);
• «Правила поведения» дидактические картинки;
• Поднос с посудой и фруктами.