Получи документы

Технологии психологической работы с трудными подростками в условиях общеобразовательных учреждений

Мария Гаврикова
Технологии психологической работы с трудными подростками в условиях общеобразовательных учреждений
▼ Скачать + Заказать документы

Обеспечение оптимального психического, личностного индивидуального развития является основным направлением в структуре психологической работы с трудными подростками в общеобразовательном учреждении. Это направление подразумевает традиционный подход к работе психолога с подростком – непосредственный контакт с ребенком в условиях психологической беседы. На основе этой беседы даются различные рекомендации и советы ребенку и его родителям. При необходимости с ребенком проводится консультирование, в ходе которого производится коррекция нарушений в поведении, в общении со сверстниками, в учебной деятельности.

Публикация «Технологии психологической работы с трудными подростками в условиях общеобразовательных учреждений» размещена в разделах

Но работа психолога не ограничивается лишь взаимодействием с подростком и его родителями. В его работу также входит взаимодействие с одноклассниками, учителями (со всеми, с кем где-либо контактирует подросток). Основными формами такого взаимодействия являются всевозможные лекции, анкетирование, тренинги и консультации. Такие формы работы помогают выявить и решить наиболее актуальные и тревожащие проблемы, будь то личностные, социальные, сугубо психологические, некоторые медицинские, проблемы с самоопределением в жизни.

Работу психолога с трудными подростками в условиях общеобразовательного учреждения условно можно разделить на несколько этапов, каждый из которых вытекает из предыдущего и намечает поле работы для следующего, т. е. они тесно взаимосвязаны.

Предварительный этап

На этом этапе наблюдается специфическая форма взаимодействия с подростком, его родителями и кружением, в результате которой психолог должен не спугнуть, мотивировать подростка и его окружение на совместную, плодотворную работу, выявить основное поле проблем подростка как клиента.

Сначала психолог получает запрос от администрации с подробными целями и задачами работы с подростком. После ознакомления с запросом психологу необходимо провести подробный экспертный опрос педагогов данного подростка, с целью получения личностных и учебных характеристик конкретного человека. Это необходимо для получения полной картины подростка, ведь психолог должен знать все нюансы, чтобы работа была плодотворной. После опроса педагогов и получения информации о его обучении и поведении в школе психолог переходит к опросу родителей и близких родственников ребенка, чтобы узнать о психологическом климате в семье, об особенностях воспитания подростка, а также для получения согласия на диагностическую и коррекционную работу потенциальным клиентом.

Затем наступает момент общения с трудным подростком (или подростками, в процессе которого психолог должен сформировать мотивацию к дальнейшему сотрудничеству и плодотворной работе.

Также психологу необходимо посмотреть и проанализировать всю документацию ребенка (тетради, школьный журнал, дневник). Последним пунктом в этом этапе будет аналитическая работа, осмысление полученной информации, составление характеристики ребенка.

В результате данной работы психолог получает первоначальное представление о подростке как клиенте, о его проблемах, факторах, влияющих на нее и т. д. Конечным результатом будет постановка психологического диагноза, составление характеристики в виде гипотезы, которая потом либо подтвердится, либо окажется неверной. После составления данного заключения психологу нужно будет наметить основные пути работы с ребенком, подобрать методики обследования, с целью уточнения диагноза, проверить готовность ребенка к работе.

Диагностирующий этап

Цель этого этапа – получение информации о психолого-педагогическом статусе подростка. На этом этапе собираются основные знания о эмоционально-волевой сфере, мотивационном, интеллектуальном развитии ребенка, познавательной деятельности, отношении к себе и окружающим и т. д. Эта работа направлена на выявление уровня важных показателей развития подростка.

Работа психолога на этом этапе включает в себя: наблюдение за социально-психологическим развитием ребенка, определение уровня адаптации в учреждении, уровень iq, отношение к социальным вредностям, духовно-нравственное развитие, волевые качества, недостатки, акцентуации характера и их проявление, типологические особенности личности, склонности и таланты, взаимоотношения в семье и коллективе.

Эту и многую другую информацию психолог может получить путем опроса педагогов и родителей, психологического обследования самого подростка, анализа педагогической документации. Если же работа ведется с группой подростков, то она разделяется на да этапа:

Скрининг на выделение групп риска (анкетирование)

Углубленная диагностика проблем в каждой группе (индивидуальная работа с каждым).

На этом этапе психолог должен получить данные о причинах трудного поведения подростка, выявить особенности личности, что поможет точнее сформулировать запрос и наметить линию коррекционной работы. По результатам данной работы с родителями педагогами и подростками проводится обсуждение полученных результатов, намечаются группы по сходным проблемам, выявляются темы для будущих тренингов и консультаций для родителей, подростков, педагогов.

Психолог ведет учет полученных данных, проводит компьютерную обработку, что в дальнейшем будет использоваться для индивидуальных карт подростков. Эти данные пригодятся для составления рекомендаций работы с такими детьми. По результатам обследования собирается ПМПК.

Этап коррекционной и профилактической работы

Цель данного этапа – создание специальных психолого-педагогических условий, позволяющих осуществлять коррекционную и профилактическую работу.

Деятельность психолога на данном этапе направлена на облегчение процесса школьной адаптации, коррекцию имеющихся недостатков в психическом и социальном развитии у подростка (в форме индивидуальных консультаций, тренингов. Проводится исследование эффективности выбранной методики работы с трудным подростком, профилактику стресса у подростков, развитие устойчивости к стрессу (беседы с подростками, родителями и педагогами, предупреждение перегрузки перед экзаменами, создание благоприятного психологического климата в учреждении).

Если предыдущие два этапа должны проводиться в сентябре – декабре, то этот этап осуществляется на протяжении всего года обучения. Занятия проводятся регулярно 1-2 раза в неделю, дети делятся по подгруппам до 10-12 человек, продолжительность встречи 1-2 урока (в зависимости от целей и эмоционального состояния клиентов).

Если работа проходит в форме тренинга, то тут формат зависит от тематики и целей. Такая форма работы позволяет легче и быстрее усваивать материал, но проводится он не менее 2-3-х часов в течение 3-х дней. Оптимальное количество участников – от 14 и до 20 человек. Такие тренинги могут быть систематическими, но не постоянными. Профилактические мероприятия подбирают на основе предварительного обследования с учетом опыта работы.

Этап консультативно-просветительской работы

На этом этапе производится психолого-педагогическая поддержка трудных подростков, поиск подходов к решению проблем подростков, их родителей, преподавателей, оказание непосредственной помощи.

Основные формы работы на этом этапе : консультирование педагогов и родителей по проблемам воспитания трудных подростков с целью повышения компетенции, индивидуальное и групповое консультирование. Производится психологическая поддержка педагогов, консультирование администрации с целью совершенствования организационно-управленческой системы учреждения, подведение итогов коррекционной работы с трудными подростками на Совете профилактики правонарушений, проведение месячников для профилактики вредных привычек, формирования активной жизненной позиции подростков. Психолог активно участвует в работе педагогических советов, совещаниях. Различные лекции и семинарские занятия психолога не должны длиться более часа и не более 3-4-х раз в год.

В результате психолог должен добиться заинтересованности педагогов в поиске решения проблем при взаимодействии с трудными подростками, усиления ответственности всех участников педагогического процесса, совершенствования профессиональных навыков и приемов педагогов, родителей, снятие внутренней напряженности подростков, решение многих проблем по запросам.

Профориентационный этап

Цель этого этапа – исследование профессиональных интересов и возможностей трудных подростков, помощь в выборе будущей профессии, формирование жизненного сценария.

Основные направления психологической работы : изучение качеств личности в соответствии с выбранной профессией, исследование профессиональной диагностики каждого подростка, формирование основы для самоопределения, индивидуальная работа с родителями, классными руководителями.

Психолог может осуществлять свою работу на этом этапе также при помощи индивидуальных и групповых форм консультирования, занятий, лекций, тренингов, встречами с представителями разных профессий, часов общения, интервьюирования и т. д.

В завершении данного этапа психолог должен выявить профессиональные намерения и интересы подростков, склонности, уровень притязаний, потребностей, социальную активность, уровень формирования навыков, необходимых для овладения выбранной профессией, уровень снижения конформизма.

Аналитический и прогнозирующий этап

На этом этапе происходит подведение итогов работы психолога, выделение функций психологического и педагогического сопровождения трудных подростков, направление на психоневрологическое обследование нуждающихся детей, планирование последующей работы совместно с коллективом учреждения.

Результатом деятельности психолога должны быть : социально активные подростки, готовые к взаимодействию, способные к эмпатии, овладевшие приемами и способами умственной деятельности, без пробелов в знаниях, с активной здоровой жизненной позицией, адекватно смотрящие в будущее и выбравшие профессию. Если же подростки не соответствуют ни одному из этих критериев, работу психолога следует считать не выполненной, необходимы другие пути работы, планирование индивидуальной программы для конкретного подростка, привлечение других специалистов.

Список литературы:

Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М. ,Генезис 2000;

Битянова М. Р. Учимся решать проблемы. Программа развития проектного мышления у младших подростков. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов Издательство: Генезис, 2005 г., 96 стр. ;

Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. — М., 2000.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОО в условиях реализации ФГОС до «Здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОО в условиях реализации ФГОС ДО». В условиях реализации ФГОС ДО в сфере дошкольного.

Методика и технологии воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС Методика и технологии воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС. «Любая реформа образования должна опираться.

Инновационные технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 34 г. Владивостока» Инновационные.

Из опыта работы «Диагностика психологической готовности к школе. Работа с родителями» Начало систематического обучения детей в школе выдвигает целый ряд важных задач. От того, как ребёнок подготовлен к школе всем предшествующим.

Каплетерапия — как метод психологической работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностьюКаплетерапия — как метод психологической работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью Актуальность В последнее время наблюдается увеличение процента дошкольников с дефицитом внимания и гиперактивностью. Ребенок с СДВГ не может.

Мастер-класс для педагогов дошкольных учреждений «Инновационные технологии в соответствии с ФГОС ДО» Цель: показ приемов и методов работы для ознакомления детей с инновационные технологии в соответствии с ФГОС в ДО. Задачи: — познакомить.

Одному всегда труднее справиться со своими пробелами. Опыт работы службы сопровождения выпускников интернатных учрежденийОдному всегда труднее справиться со своими пробелами. Опыт работы службы сопровождения выпускников интернатных учреждений Я работаю в «Комплексном центре социального обслуживания населения № 4» в отделении помощи семье и детям. На базе нашего Центра в апреле.

Отчет по самообразованию «Оказание психологической поддержки одаренным детям в условиях ДОУ» Тема проекта по самообразованию: «Организация психолого-педагогического сопровождения в ДОУ, как фактор развития детской одаренности. Оказание.

Эссе «Cамыми трудными для меня являются дети, которые озлобленны» Трудные дети бывают разные. Для кого то это гиперактивные, для кого то хулиганы, шумные, неуправляемые, застенчивые. Для меня самым трудным.

Здоровьесберегающие технологии ДОУ в условиях реализации ФГОС  В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самой актуальной. Понятие «здоровьесберегающие технологии» прочно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологии психологической работы с трудными подростками в условиях общеобразовательных учреждений
Опубликовано: 7 сентября 2017 в 20:25
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологии психологической работы с трудными подростками в условиях общеобразовательных учреждений» (включая файлы) размещена пользователем Мария Гаврикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД