Каманина Нина Андреевна
Картотека наблюдений за природой и погодой
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдение за погодой
Цель: учить самостоятельно выделять и называть нения в природе зимой.
Ход наблюдения:
Воспитатель задает детям вопросы.
· На улице тепло или холодно?
· Почему люди прячут носы в воротники пальто и быстро идут по улице?
· Как были одеты люди летом? Сравните.
Наблюдение за березой и рябиной
Цели: формировать знания о жизни растений зимой; воспитывать бережное отношение к природе.
Ход наблюдения:
Воспитатель организует беседу с детьми, обращая деревья, стоящие на участке
· Назовите, какие деревья и кустарники
Публикация «Картотека наблюдений за природой и погодой» размещена в разделах
· Что делают зимой деревья?
· По каким характерным особенностям можно узнать березу,
· Как чувствуют себя деревья зимой?
· Хорошо им или плохо зимой?
· Для чего нужен снег деревьям?
Наблюдение за ветром
Цель: учить определять наличие и направление ветра.
Ход наблюдения:
Ветер-ветерцо, Не дуй мне в лицо, А дуй мне в спину, Чтоб идти было в силу.
Воспитатель задает детям вопросы.
· Есть ли ветер?
· Откуда дует ветер?
· Почему против ветра идти тяжело, а по ветру легче?
Наблюдение за солнцем
Цель: формировать знания о том, в каком месте поднимается солнце и где оно прячется.
Ход наблюдения:
Солнечные зайчики Играют на стене. Помани их пальчиком, Пусть бегут к тебе. Воспитатель задает детям вопросы.
· Где спит солнышко?
· Откуда оно поднимается?
· Греет ли солнышко зимой?
Наблюдение за вороной
Цели: продолжать знакомить с вороной; углублять знания о ее обитании, внешнем виде, питании, размножении; воспитывать гуманные чувства к птицам, желание заботиться о них.
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах,
И зовут ее. (ворона).
· Какие у вороны клюв, хвост, крылья?
· Эта птица улетает в теплые края или нет?
· Чем питается?
· Как высиживает птенцов? Где?
· Где живет?
· Есть ли у нее враги?
Наблюдение за снегом
Цель: продолжать формировать представление детей о свойствах снега (белый, холодный, мокрый).
Ход наблюдения:
Тихо-тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой. М. Познанская
Воспитатель задает детям вопросы.
· Какого цвета снег?
· Какой на ощупь?
· Что из него можно сделать?
· Почему снег тает на ладошке?
Наблюдение за трудом дворника
Цели: продолжать знакомство с трудом дворника; формировать желание приходить на помощь окружающим; воспитывать чувство уважения к труду взрослых; способствовать развитию связной речи.
Ход наблюдения:
Тихо-тихо снег идет, Белый снег, лохматый. Мы расчистим снег и лед На дворе лопатой.
Воспитатель задает детям вопросы.
· Какое время года сейчас?
· Почему вы так думаете?
· Кто убирает снег?
· Чем он работает?
· Кому нужен труд дворника?
Наблюдение за зимующими птицами
Цели: расширять представления о зимующих птицах; воспитывать любовь и заботу о них.
Ход наблюдения:
Воробушки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна.
Воспитатель задает детям вопросы.
· Каких зимующих птиц вы знаете?
· Трудно ли птицам добывать корм зимой?
· Что нужно смастерить для корма?
С наступлением холодов зимующие птицы (воробьи, вороны, сороки, голуби, синицы и снегири) приближаются к жилью человека. Для птиц наступило трудное время: они не могут найти корм. Урожай пшеницы и ржи убрали с полей, насекомые исчезли (заснули). Поэтому птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они покормят их. Мы будем подкармливать птиц осенью и зимой, чтобы они не погибли от голода.
Наблюдение за синичкой
Цели: расширять представления детей о внешнем виде синички, ее повадках, среде обитания; воспитывать заботу о зимующих птицах.
Ход наблюдения:
Синичка кричит «синь-синь-синь».
Угадай, какая птица —
Бойкая, задорная,
Ловкая, проворная?
Звонко телькает: «Тель-тель!
Как хорош осенний день!»
Воспитатель задает детям вопросы.
· Как выглядит синичка?
· Как передвигается?
· Чем она питается?
· Где зимует?
· Как она кричит?
Наблюдение за снегопадом
Цель: закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде.
Ход наблюдения:
Воспитатель задает детям вопросы.
· Какого цвета снежинка?
· У кого шубка такого же цвета?
· Посмотрите, какого цвета зимушка-зима?
Наблюдение за сорокой
Цели: вызывать интерес к окружающему миру; учить узнавать птицу по оперению и звуку, который она издает (стрекотание, и описывать ее;
обогащать словарный запас загадками о сороке; воспитывать заботливое отношение к птицам
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает ответить на вопросы.
Верещунья белобока, А зовут ее. (сорока).
Кто летает, кто стрекочет,
Рассказать нам новость хочет? (Сорока.)
· Что это за птица?
· Как она выглядит?
· Как люди говорят про сороку?
· Чем питается сорока?
· Это зимующая или перелетная птица?
· Чем заняты птицы весной?
· Где строят свои гнезда сороки? Зачем им гнезда?
· Кто появляется у сороки? (Птенцы сорочата.)
· Как птицы заботятся о птенцах?
Наблюдение за воздушным транспортом
Цель: расширять знания о воздушном транспорте, его использовании и назначении.
Ход наблюдения:
Воспитатель загадывает детям загадки, задает вопросы.
Летит птица-небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит. (Самолет.)
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет
Наш российский. (вертолет).
· Какие виды транспорта вы знаете?
· Что относится к воздушному транспорту?
· Чем похожи между собой самолет и вертолет?
· Чем они отличаются?
· Какое их назначение? (Перевозка грузов, пассажиров.)
· Кто обслуживает воздушный транспорт? (Пилоты, штурманы,
· механики.)
Отметить, что самолет поднимается высоко под облака, а вертолет летит значительно ниже.