столбова ирина
Картотека музыкальных игр в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека музыкально - дидактических игр в подготовительной к школе группе
«АПЛОДИСМЕНТЫ»
Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма. Возможны несколько участников и ведущий. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше. И так по кругу.
Темочки:
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальное развитие
- Подготовительная группа
- Темочки
Ритмы можно постепенно усложнять. Если кто-то не может повторить прохлопанный ритм с первого раза, ведущий должен попросить придумавшего этот ритм повторить его столько раз, сколько потребуется для отгадывания. В этом есть определенная сложность для того, кто предлагает, задает пример – он не должен забывать и путаться при повторе, то есть первоначальный ритмический отрывок должен быть сложным ровно настолько, насколько сам «автор» может точно его запомнить и воспроизвести.
Игру можно постепенно усложнять, вводя в ритмический рисунок простейшие возгласы или слова, например: «И раз!», «Оле-оле-оле», «Раз, два, три» и т. д. Можно использовать какие-нибудь смешные присказки или поговорки, проговаривая их ритмически организованно.
«СТУЧАЛКИ»
Более сложным примером игры является игра с применением каких-либо музыкальных инструментов. Но не пугайтесь, под инструментами мы подразумеваем все, из чего можно извлечь звук, все, по чему можно стукнуть или чем можно произвести какой-либо шум, звон, дребезжание или даже шорох. Все подойдет: деревянные ложки, палочки, металлические столовые приборы, какие-нибудь трещотки, детские погремушки. Попробуйте использовать разные по тембру материалы – деревянные шкатулочки или коробочки, металлические банки и кастрюли, принесенные с кухни (конечно, с разрешения мамы). Стучать по ним можно металлическими палочками или ложками.
Собственно, эта игра является продолжением первой. Только задача усложняется тем, что теперь мы развиваем и тембровую память. В игре участвуют несколько детей. Один из них, первый, должен придумать и «проиграть», то есть попросту простучать или пробренчать какой-либо ритм. Для начала используйте только два тембра. Например, железными палочками исполнитель должен часть рисунка отстучать по деревянной поверхности, а часть – по металлической. При повторении следующий участник может исполнить сначала просто ритм без изменения тембра, а потом как можно точнее проиграть с использованием тех же самых предметов и тембров тот же самый ритм с «перебивкой» тембра в тех же местах.
Для тех, кто наделен творческой фантазией, можно предложить повторить ритмический рисунок сразу на других инструментах, но полностью точно скопированный. Эта задача не так уж сложна, сложность здесь заключается в том, чтобы сделать тембровые «перебивки» еще более интересными. Как бы перещеголять в этом искусстве самого автора первоначальной композиции.
«КАЛЕЙДОСКОП»
Тот, кто выбран для этой роли, должен просто найти кассету и включать магнитофон на 5—7 секунд, не больше, прокручивая ее то вперед, то назад. Все остальные на листочках бумаги отмечают, что в этот момент звучит. Паузы между отрывками музыки должны быть не слишком маленькими, чтобы все успели вспомнить и определить, что за песня прозвучала, но и не слишком большими, чтобы «семеро одного не ждали».
Поскольку звукооператор и сам может потеряться и не знать, какая песня сейчас звучит, то и он вправе поучаствовать в этой игре. Если в процессе «перемотки» все играющие начинают сомневаться в том, что именно сейчас прозвучало, значит, чтобы окончательно уточнить мелодию, можно увеличить прослушивание этого отрывка на несколько секунд. Вообще, более живой характер игра приобретет, если работа будет не «письменной», а «устной». Естественно, те, кто очень уверены в своем знании ответа, должны уступить менее уверенным.
«ВОСЬМЕРКА»
Дети встают в круг, воспитатель вместе с ними. По его сигналу все игроки делают глубокий вдох, чтобы живот получился «надутым», подгибают одну ногу, немного наклоняются вперед и начинают считать до восьми, до тех пор, пока живот «не спустится» – выдох. Воздух нужно расходовать постепенно.
Счет (раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь) повторяется, пока не закончится дыхание. Ребенок может выдохнуться на счет пять во втором повторе. В этом случае, как только он чувствует, что живот «спустился», опускает ногу и ждет, пока остальные закончат считать.
Как только все дети перестают считать, воспитатель снова дает сигнал и повторяет упражнение. Его можно повторять до тех пор, пока дети не начнут на один вдох повторять счет несколько раз до восьми.
Ведущий следит за тем, чтобы дети считали четко.
Игра позволяет тренировать дыхание перед распевками.
«ПРИДУМАЙ НОТАМ ИМЕНА»
В игре принимают участие семь человек. Дети придумывают слова, содержащие сочетания, соответствующие семи нотам. Руководитель заранее распределяет между ребятами ноты – и каждый придумывает себе имя, произнося его вслух. В результате должен получиться ряд слов. Например:
дорога – река – мишка – фасоль – соль – лягушка – сито
«ЗВУКИ ВОКРУГ НАС»
Дети встают в круг. «Прислушайтесь, дети, сколько вокруг нас различных звуков, – говорит руководитель. – Давайте попробуем их пропеть». Начинает по очереди спрашивать: «Какой звук слышишь ты? Попробуй воспроизвести его голосом». Дети могут называть любые звуки, независимо от того, слышат они их в данный момент или нет.
Например, ребенок говорит, что слышит гул летящего самолета. Руководитель дает тонику (до первой октавы). Ребенок поет на одном звуке: у-у-у-у-у. Воспитатель спрашивает, как можно изобразить приближающийся самолет, и предлагает сделать это хором. Дети поют на одном звуке, постепенно усиливая звучание. «А теперь давайте покажем, что самолет улетел», – говорит руководитель. Дети поют на одном звуке, постепенно ослабляя звучание.
«НАПЕРЕГОНКИ»
Дети делятся на две группы по 6 человек и поют гамму сверху вниз, снизу вверх на гласном звуке, постепенно изменяя темп: от медленного до очень быстрого. Каждая группа поет на своем звуке. Группы поют одновременно. Воспитатель следит за тем, чтобы звуки пропевались правильно.
Длительность звуков меняется в зависимости от темпа: сначала поют целыми, потом четвертными, восьмыми, шестнадцатыми и т. д. Воспитатель задает размер. Если кто-то не выдерживает, выбывает из игры.
«АССОЦИАЦИИ»
Воспитатель ставит подобранные мелодии (3—4, не более). Это могут быть отрывки из классических произведений.
Ребята должны слушать музыку и записывать мысли и чувства, которые возникают у них во время прослушивания, ассоциативно. В результате должно получиться небольшое сочинение (5—6 строк). Возможно, кто-то придумает стихотворение, нарисует небольшую картинку. Время прослушивания 5—7 минут. Если одного раза недостаточно, ведущий еще раз ставит мелодию.
«ЗАРИСОВКИ»
Воспитатель ставит различные отрывки из музыкальных произведений.
Участники игры, прослушав мелодию, пытаются выразить свои мысли художественно, с помощью карандаша, ручки, кисти, мела, угля, изобразить то, что они думают, как воспринимают прослушанную мелодию с помощью «процарапывания» острым предметом на шероховатой или на металлической поверхности. Каждый сам выбирает для себя способ, наиболее полно выражающий то, что участники хотят донести до окружающих. Рисовать можно и во время звучания музыки.
Когда дети закончат рисовать (время, которое отводится на рисование, – 15—20 минут, они обмениваются своими «произведениями искусства» и рассказывают, как они поняли рисунки других.
«НАРИСУЙ СЮЖЕТ»
Воспитатель ставит различные отрывки из музыкальных произведений. А игроки рисуют сюжеты на известные мелодии – популярные песни, романсы. Сюжеты могут состоять из нескольких фрагментов, по которым воспроизводится песня. Главное – сочинить такой рассказ, чтобы основная мысль не изменилась.
«ПАНТОМИМА»
Дети разделяются на две группы.
Воспитатель играет мелодию или дает прослушать по магнитофону (проигрывателю). Музыка может быть самой разной: классической, танцевальной, современной эстрадной, из детских песен, сказок, фильмов. Дети внимательно слушают музыку.
Затем ведущий дает время (5—7 минут) каждой команде, чтобы участники обдумали и посоветовались, что они будут изображать. Придуманная пантомима, сценка, в которой действующие лица не говорят, а выражают все с помощью жестов, мимики лица, должна быть понятна другой группе.
После того как дети 5—7 минут поразмышляют над заданием, воспитатель еще раз дает прослушать музыку. В придуманной сценке дети отражают характер музыки. Если музыка грустная, участники должны изобразить это движениями, жестами, мимикой (плачем, тоскливым выражением лица, обыграть это в сюжете.
Когда одна группа показывает, другая внимательно смотрит и пытается понять сценку. Проигрывает та команда, которая не сумела достаточно ясно отразить в своей сценке мелодию, и действия этой группы не были понятны другой команде.
«СКУЛЬПТУРЫ»
Потребуется материал для лепки (пластилин, глина). Воспитатель извлекает из инструмента различные звуки, мелодии, имитируя качества, признаки предметов (гул, стук, скрип, журчание, крик). Дети слушают и вылепливают из пластилина или из глины фигуры. Это могут быть животные, птицы, люди, какие-нибудь предметы неживой природы. Замысел возникает ассоциативно. Каждому слышится что-то свое.
Потом воспитатель спрашивает у каждого, что «делала» его фигура в тот момент, когда он ее зафиксировал, и как это можно отразить с помощью музыки. Здесь он помогает ребенку подобрать на музыкальном инструменте мелодию, выбрать регистры, лад, различные приемы, характерные для этой фигуры.
«ЗАЙМИ МЕСТО»
На середину площадки в кружок ставят несколько стульев таким образом, чтобы спинка находилась внутри круга. Количество стульев зависит от числа игроков и должно быть на один меньше. Однако для большего веселья можно поставить совсем немного стульев, чтобы в процессе игры завязалась настоящая кутерьма.
Ведущий включает веселую и ритмичную музыку. Как только она зазвучит, он дает условный сигнал игрокам, и они приступают к выполнению своей задачи. А заключается она в том, что игроки бегают вокруг стульев, и когда в какой-то момент ведущий говорит: «Стоп!», они должны опуститься на стулья. Тот, кто не успел занять стул или сел мимо, должен выйти из игры. Вместе с ним убирается один стул.
Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок вместе с одним стулом.
Игру можно несколько разнообразить, если установить новые правила. Так, игроки, ходящие под музыку вокруг стульев, могут исполнять какие-нибудь танцевальные движения: например, поворачиваться вокруг своей оси или совершать плавные движения руками, подобно восточным танцовщицам.
Можно просто прыгать, подобно зайцам, или же водить хоровод, взявшись за руки. В общем, любые телодвижения обязательно сделают игру более интересной и развлекательной, а заодно дадут игрокам повод лишний раз подвигаться.
«ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ НОМЕР»
Следующая игра представляет собой конкурс на самый лучший танец. Предварительные приготовления заключаются в том, что все желающие принять в ней участие должны разделиться на две команды числом от трех до восьми.
Каждая команда должна продумать свой номер, то есть коллективный танец. Оценивать будут судьи, которых следует выбрать заранее. Конечно же, для того чтобы танцевальный номер был таким, каким он и должен быть, необходимо музыкальное сопровождение. Участники сами определяют, какой именно мелодией они хотели бы сопроводить свой танец, – записью популярной музыки, классических произведений или же, напротив, авангардной музыки. В общем, здесь опять необходима изрядная фантазия.
Ведущий может выступить в качестве художественного руководителя. И, конечно же, ему необходимо проследить за временем, отведенным на подготовку танца. Самым оптимальным вариантом является подготовка в течение 10—15 минут.
Можно готовить танец специально к какой-то дате, подобно концертному номеру. В своем роде это тоже игра, которую наверняка оценят все веселые люди. Кстати, и сами танцы могут быть шуточными, что только приветствуется.
«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ХОРОВОД»
В старину люди, собираясь на праздниках, водили хороводы, это знают все без исключения. Подобный праздничный обряд обладал невероятной силой сплочения коллектива. Почему-то сейчас подобное времяпрепровождение незаслуженно забыто. Это несправедливо, и мы предлагаем возродить такую традицию.
Если собралась значительная компания, то наверняка всем – и детям, и взрослым – понравится идея вождения хоровода.
Итак, все присутствующие образуют хоровод, взявшись за руки. В центр полученного круга можно поставить какой-нибудь символ, в качестве которого может быть использовано все, что душе угодно: елка (на Новый год, чучело зимы (на масленицу). В общем, все зависит от фантазии и чувства юмора участников, в котором не приходится сомневаться. В качестве музыкального сопровождения может быть использована любая располагающая к веселью песня
«ХОДИМ КРУГОМ»
Участники игры, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри него. Медленно двигаясь вправо или влево по кругу, играющие запевают песенку, в которой упоминается имя водящего:
Ходим кругом, друг за другом.
Эй, ребята, не зевать!
Все, что Коля (Саша, Ира или др.) нам покажет,
Будем дружно повторять!
Круг останавливается, и водящий показывает какие-либо движения (прыгает, как лягушка, вращает руками, крутится на месте или принимает какую-либо смешную позу). Все игроки должны в точности повторять его движения. После этого водящий подходит к кому-либо из ребят в круге и низко кланяется. Тот, кому поклонились, становится водящим.
Игра повторяется, хоровод движется в другую сторону.
«ХОРОВОД»
Для детей от 5 лет, так как здесь могут использоваться только детские песни. Число – не менее 4 человек.
Дети встают в хоровод (в круг, берутся за руки и начинают движение. Ведущий запевает песню, следующую строчку поет стоящий рядом с ведущим (с той стороны, в которую движется хоровод, так продолжается до тех пор, пока песня не закончится. Тот, кто пропел последнюю строчку, запевает новую песню.
Можно петь только припев или куплет, если число игроков ограничено. Так в игре будет задействовано больше песен за более короткий срок. Игра усложняется, если возраст игроков это позволяет. Хоровод можно вести в разные стороны, в зависимости от этого и песня будет исполняться либо правильно, либо с конца к началу. Если хоровод идет по часовой стрелке, то песня исполняется как положено, если против часовой стрелки – ее исполняют с конца. В этом случае нужно еще и быстро отреагировать и не сбиться со строки. Тот, кто споет не ту строчку, выбывает из игры.
Двигаясь в обратную сторону, можно петь только ту песню, которую уже исполняли правильно, чтобы участники могли вспомнить ее всю. Выбираются песни, знакомые всем.
«МУЛЬТПАРАД»
Название игры говорит само за себя. Возраст игроков от 5 лет, число – 5—7 человек.
Ведущий загадывает мультфильм, в котором есть песенки, к примеру «Бременские музыканты». Игроки должны вспомнить как можно больше песен из этого мультфильма и исполнить их (хотя бы частично). Играть можно двумя способами.
1. Все игроки по очереди поют каждый свою песню (в данном случае ведущим становится тот игрок, который последним спел песню); либо песни поются хором, и тогда ведущим становится тот игрок, который первым запел песню, а ее подхватили остальные.
2. Героями многих мультфильмов являются звери, и, соответственно, звери исполняют песни. Можно исполнять песни их голосами, К примеру, лев будет петь и немного рычать, утенок попискивать, котенок мяукать между строк. Песню исполняет ведущий, а игроки не просто угадывают, кто это поет, а еще и стараются вспомнить, как называется мультфильм, из которого взята данная песня. В эту категорию можно включить и домовых, и леших, и других выдуманных персонажей. Место ведущего занимает тот игрок, который первым угадал название мультфильма.
«ИГРА-ЗАГАДКА»
Число участников неограниченное. Это могут быть и бабушка, и дедушка, и папа с мамой, и братья, и сестры, и друзья. Все они удобно устраиваются на стульях. Один из играющих встает спиной к сидящим и закрывает глаза, а ребенок, который одновременно выполняет функции ведущего, – поворачивается к игрокам лицом. Он и будет дирижером, который должен показывать рукой сидящим на стульях, кому и как исполнить звук «а». Кому-то надо пропеть этот звук громко, а кому-то – тихо, кому-то – низко или высоко. Тот игрок, который стоит спиной к сидящим, должен отгадать поющего по тембру и охарактеризовать отличительные свойства его голоса. Когда все будет отгадано, можно всем пропеть звук «а» с различными музыкальными оттенками.
«ПОЖАРНЫЕ»
Участвуют дети старшей группы детсада. В одном углу строится дом из кубиков или из стола и стульчиков. В этом «домике» живут куклы, мишки и другие игрушки. А в противоположном углу зала расположена «пожарная часть». «Дежурные пожарные» сидят на стульчиках наготове, так как в любой момент могут поступить «сигналы тревоги». У них на головах пожарные каски, склеенные из бумаги. По сигналу «пожарные» должны быстро встать, положить руки друг другу на плечи, изображая при этом пожарную машину.
Из группы детей выходят 8 человек, которые находятся около дома. Каждый держит в одной руке листок красной бумаги, а в другой – голубой. Когда надо создать видимость огня, дети должны размахивать этими листками. Весь ход игры сопровождает музыка, то спокойная, то тревожная, и хор, состоящий из малышей. Во время исполнения хора важно следить, чтобы дети четко пропевали все слова, а воспитатель должен контролировать их дыхание: поющим не надо забывать округлять рот, им следует петь в вокальной позиции, а не в народной манере.
В этой игре можно использовать стихи И. Лепко, музыку Н. Остряковой-Яковлевой или подобрать свой репертуар, главное – чтобы он соответствовал данной тематике. Под музыку дети занимают свои места, а в это время хор начинает петь:
Кто-то в мусор бросил спичку,
Огонечек-невеличку!
Тлела искорка сначала,
Словно силы набирала,
А потом… потом… потом
Запылало все кругом.
(В «домике» разгорается пожар, малыши размахивают флажками и поют: «Пожар, пожар, пожар». При этом они не должны переходить на крики. Воспитатель следит, чтобы дети не пели на голосовых связках)
Под музыкальное сопровождение к загоревшемуся дому несутся «пожарные машины», выносят «жильцов» (игрушки) из «квартир», гасят «огонь» (можно использовать трубки, склеенные из бумаги и имитирующие шланги). Ребенок, до которого, якобы, коснулась трубка, садится на корточки. В этом месте огонь и гаснет. Так, постепенно, отряд «пожарных» справился с этой бедой. Все ребята приветствуют их стоя.
«МЫ УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПЕТЬ»
Для детей дошкольной подготовительной группы.
Дети идут с песней друг за другом по кругу. Каждый держит перед собой плакатик с изображением какого-либо слога.
Звучит музыка, и ребята начинают петь:
Мы учимся читать и петь!
Мы учимся читать и петь!
Мы учимся читать и петь!
Буква с буквой встали рядом —
Прочитать их вместе надо
И пропеть, пропеть, пропеть!
Как только закончится звучание музыки, ребята должны разбежаться в разные стороны и приступить к поиску пары своему слогу, чтобы получилось слово. Дети, у которых получилось слово, идут парами по кругу и поют песню. А кто не успел найти пару своему слогу, отходит в сторону и хлопает в ладоши, приветствуя победителей.
«ПОДРАЖАНИЕ»
Эта игра хорошо развивает способность к перевоплощению. Ребенок должен под музыку изобразить различных животных. Но для этого сначала нужно обучить его различным подражательным движениям.
Образ медведя. Медведь ходит вперевалку, тяжело подтягивая ногу. Колени слегка согнуты, ступни ставит косолапо (носками внутрь). Корпус для сохранения равновесия несколько откинут назад, голова поднята. Передние лапы (руки) согнуты в локтях, слегка разведены в стороны, кисти свисают мягко, пассивно. При ходьбе медведь поворачивает голову, как бы принюхиваясь и прислушиваясь к окружающему.
Образ коня. Движение: галоп вперед или бег и шаг с высоким подниманием ноги и сгибанием колена. При этом движении нога немного выпрямляется в подъеме и ставится на пол с ударом носка. Колено поднимается вверх четким движением, как можно выше.
Образ птички. Полет птиц – легкий бег, руки – «крылья» раскрыты в стороны. Нужно обратить внимание детей на то, что крылья у птичек мягкие. Иначе дети резко выпрямляют локти и напрягают плечи, а это нарушает цельность образа, утяжеляет бег и мешает правильному дыханию.
Подражательные движения рекомендуется выполнять под музыку
– быструю или медленную, громкую или тихую либо под неожиданно сменяющие друг друга мелодии, требующие от игроков проявления мгновенной реакции и способности быстро подстраиваться.
«ШЛИ КОНИ»
Все желающие встают в круг. Затем они начинают хором петь следующую песню:
А шли кони по улице,
Чем они попутаны?
Золотым путом
Под копытом.
Зайка идет,
Траву рвет —
Что вырвет,
То в пучок.
Как только игроки заканчивают петь эту песню, они сразу же должны присесть. Кто не успел – тот выходит из игры.
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ КОШКИ-МЫШКИ»
Участники этой игры должны образовать круг и взяться за руки. Следует заранее выбрать «кошку» и «мышку». «Мышка» находится внутри круга, а «кошка» – снаружи и пытается поймать ее. Но игроки защищают «мышку». «Кошка» должна постараться разорвать круг игроков или как-то по-другому проникнуть в круг и достать «мышку».
«Мышке» разрешается всячески убегать от «кошки», и когда та проникнет в круг, «мышка» имеет полное право выбежать из него.
Игроки, образующие круг и защищающие «мышку», при этом поют:
Уж ты, серенький коток,
Не ходи ты в погребок
По сметану, по творог.
У нас скоро придет зять,
А сметаны негде взять.
Котишко-мурлышко,
Серенький лбишко,
Не лезь в сметану,
Оставь Степану.
Когда «кошка» поймает «мышку», то они встают в круг, а потом все выбирают новых «кошку» и «мышку».
«МЫШКИ-НОРУШКИ»
Участникам следует разделиться на две команды. Одна из них образует круг, взявшись за руки. Это – «мышеловка». Оставшиеся игроки выполняют роль «мышей». Они не попадают в круг, а бегают и прыгают вне его.
Затем «мышеловка» начинает работать. Игроки водят хоровод, а «мыши» ходят вокруг круга. «Мышеловка» поет:
Ох, уж мыши надоели,
Развелось их, аж не счесть.
Все погрызли, все поели,
Норовят везде успеть.
Как только они пропоют эти слова три раза, тут же должны поднять сцепленные руки наверх. Затем продолжают двигаться в ту сторону, что и раньше (с поднятыми руками, и при этом поют:
Берегитесь вы, плутовки,
Доберемся мы до вас.
Как поставим мышеловку,
Переловим всех тотчас!
Игроки должны пропеть это три раза. После этого «мыши» должны вбежать и быстро выбежать из «мышеловки». Как только произносятся последние слова, игроки, образующие «мышеловку», захлопывают ее, опуская руки вниз и приседая. В результате несколько «мышей» оказываются пойманными, и они должны встать в круг.
Таким образом, «мышеловка» растет, и ее сила увеличивается. Игра продолжается до тех пор, пока все «мыши» не будут пойманы. Когда это произойдет, игроки должны поменяться ролями.
В игре есть и дополнительные правила. Так, например, если игроки, образующие «мышеловку», захлопнут ее раньше, чем три раза пропоют указанные слова, то «мыши» не считаются пойманными. Пока «мышеловка» открыта, «мыши» непременно должны в нее вбегать. Если они будут спокойно стоять в сторонке, то они считаются пойманными.