Брусникина Софья
Картотека музыкально-дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкально-дидактические игры по развитию музыкального слуха.
1. «Кого встретил колобок»
Цель: Воспринимать и различать звучание высокого, среднего и низкого регистра.
Задачи: Образовательные. 1. Дать возможность детям при помощи взрослого узнать разные звучания.
Ход игры: Воспитатель предлагает отгадать музыкальные загадки. Мелодия звучит в разных регистрах.
«Заяц» - в высоком,
Публикация «Картотека музыкально-дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
«Лиса» - в среднем,
«Медведь» - в низком
Дети угадывают и показывают на дидактическом пособии.
2. «Лесенка»
Цель: Различать движение мелодии вверх и вниз
Ход игры: Воспитатель поет с детьми песенку «Лесенка» («Вот иду я вверх, вот иду я вниз») несколько раз, сопровождая каждый звук движением руки, постепенно поднимая ее, а затем опуская. Пропойте движения мелодии вверх или вниз на слова «Топ, топ, топ» и попросите ребенка ответить, в каком направлении движется девочка: вверх или вниз по лесенке.
3. «Лесенка-чудесенка»
Цель: Различать движение мелодии вверх и вниз, слышать первую и пятую ступени лада
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку сыграть на металлофоне песенку «Лесенка». Затем загадывает загадки: играя движение мелодии вверх или вниз, просит узнать, куда пошла мелодия песни. Затем усложняется задание. Воспитатель, исполняя любую фразу, не доигрывает последний звук. Просит ребенка определить направление движения мелодии и допеть недостающий звук.
4. «Песенки-картинки»
Цель: Закреплять с детьми знакомые песни.
Ход игры: Собираются картинки знакомых детям песен, наклеиваются на кубик. Затем проводится игра.
5. «Колокольчики»
Цель игры: учить детей различать силу звучания.
Ход игры: Воспитатель играет на фортепиано, меняя силу звучания. Дети поднимаю колокольчики в зависимости от того, как звучит инструмент. На громкое звучание поднимают вверх большие колокольчики, на тихое – маленькие, на умеренно громкое – средние.
Музыкально-дидактические игры по развитию музыкальной памяти.
1.«Кто как поет»
Цель: Повторять короткие звукоподражания за взрослыми
Ход игры: Воспитатель читает короткие стихотворения:
Ясное солнышко
Рано встает
Песни петух
На заборе поет:
Ку-ка-ре-ку
Ку-ка-ре-ку
Свинка на завтрак
Ведет поросят
Круглые глазки
Как бусы блестят,
Хрю, хрю, хрю.
Утки спешат
Искупаться в пруду
Желтой цепочкой
По тропке идут,
Кря, кря, кря.
Скачет козленок
По траве:
Скок-скок.
Весело лает
У будки щенок:
Гав-гав.
Рыжий Бобик
Кошку Мурку напугал:
Гав-гав-гав.
Сссоры все пора забыть,
Лучше весело дружить
Долго не сердить, быстро помирись.
Вместе весело играли,
И друг друга догоняли:
Мяв-гав, мяв-гав, мяв-гав.
Музыкально-дидактические игры на развитие ритма.
1. «Игры с бубном»
Цель игры: развить чувства ритма; познакомить с приемами игры на бубне.
Необходимое оборудование: бубен.
Ход игры: Воспитатель нараспев декламирует стихи, показывая детям кивком головы или взмахом руки, когда необходимо играть на бубне. Известно, что стихам, как и музыке, присущи определенный ритм и своеобразная мелодия. Воспитатель голосом интонационно выделяет сильные доли, одновременно указывая ребенку жестом, где ему следует вступать с бубном.
Ну-ка, детки, все ко мне,
Да не стойте в стороне!
Расскажу я вам потешки
Со стихами вперемешку.
Как у наших у ворот
Удивляется народ:
Комар в бубен бьет,
С комарихою поет.
Тут такие чудеса —
С решетом пришла лиса.
Стала воду носить,
Хвостом тесто месить.
А за нею — серый волк,
В пирогах он знает толк.
Волк лисичке помогает,
Тесто в решете мешает.
Из лесу медведь ревет,
Кадку меда он несет:
«Заходи, народ честной,
Будет пир у нас горой!»
Я на том пиру была,
Мед из кадки пила.
Песни пела,
Пироги ела.
До ночи плясала,
Пока не устала.
Как луна взошла,
Я домой пошла.
Задача игроков: начинать и заканчивать игру по знаку воспитателя (музыкального руководителя).
Примечание. В процессе игры ребята узнают историю происхождения бубна, учатся приемам владения этим ударным инструментом. Полученные знания дети тут же закрепляют, озвучивая при помощи бубна стихи
2. «Мячики»
Цель игры: развить чувство ритма и координацию движений, научить согласовывать свои движения с коллективом.
Необходимое оборудование: музыкальная запись.
Ход игры: Игра может проводиться как в помещении, так и на улице. Число игроков не ограничено. Дети располагаются по кругу, поставив руки на пояс. Под легкую подвижную музыку игроки бегут по часовой стрелке, изображая катящиеся мячики (первый, третий, пятый и седьмой такты). Их задача: точно выполнять правила игры — чередовать бег с подпрыгиванием вверх.
На музыку второго, четвертого, шестого и восьмого тактов дети подпрыгивают на двух ногах вверх. С окончанием музыки дети-«мячики» «раскатываются» в разные стороны, то есть разбегаются и присаживаются, отдыхая. С началом музыки движения повторяются.
Примечание. В этой игре нет соперничества, присущего подвижным играм. Ребят, точно выполняющих правила игры, нужно словесно поощрить, а тех, у кого не совсем получается, — подбодрить.
3. «Угадай, кто идет»
Цель игры: развить у детей умение двигаться в соответствии с характером музыки.
Необходимое оборудование: музыкальный инструмент или запись музыки Б. Кравченко «Шаги».
Ход игры: «Обладая острым слухом и умением слушать и слышать, можно определить по шагам человека его возраст и даже настроение», — объясняет воспитатель. И тут же предлагает ребятам проверить у себя наличие этих качеств: в его исполнении звучит музыка Б. Кравченко «Шаги». По размеренной и неторопливой музыке дети определяют, что так идти может пожилой человек. Быстрыми и энергичными шагами на работу идет папа (музыка Б. Кравченко исполняется в более оживленном темпе). У ученика, торопящегося в школу, шаги торопливые и быстрые, и т. п. Игрокам предлагается свободно расположиться в зале и, слушая музыку, движениями подчеркивать происходящие в ней изменения. Их задача: вовремя заметить смену ритмического рисунка в музыке и попытаться передать их пластикой.
4. «Прогулка»
Игровой материал. Музыкальные колпачки по два на каждого играющего.
Цель игры: развить у детей умение двигаться в соответствии с характером музыки.
Ход игры: Дети рассаживаются полукругом. «Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная, мы будем гулять в группе, а помогать нам будут музыкальные колпачки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице», - педагог медленно ударяет колпачком о колпачок. Дети повторяют ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу, - продолжает муз. руководитель, - светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!» - частыми ударами передает бег. Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю», - педагог вновь медленно ударяет колпачками. Дети повторяют. «Остальные дети стали быстро прыгать. Скок, скок», - быстро ударяет колпачками. Дети повторяют. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень», - педагог постепенно ускоряет ритм ударов. Дети повторяют. «Испугались ребята и побежали в детский сад», - быстро и ритмично ударяет колпачками.
! В игре может принимать участие подгруппа детей и вся группа. Желательно проводить игру в часы досуга.
5. «К нам гости пришли»
Игровой материал. Игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка, бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.
Цель игры: развить у детей умение двигаться в соответствии с характером музыки.
Ход игры: Музыкальный руководитель предлагает детям подойти к нему: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук в дверь. Педагог подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках муз. руководителя ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают.
Аналогичным образом обыгрывается приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмические удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика.
!Игра проводится со всеми детьми в свободное от занятий время.
«Помоги музыкальным инструментам найти свой дом»
Возраст: старшие дошкольники
Оборудование: бумажные домики для инструментов, карточки с музыкальными инструментами.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям посетить необычную страну. Там живут музыкальные инструменты. Из-за того, что все музыкальные инструменты переволновались, перепутали свои домики. Нужно им помочь.