Получи документы

Картотека музыкально-дидактических игр

ирина мазикова
Картотека музыкально-дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Картотека музыкально-дидактических игр для второй младшей, средней группы детского сада

«Угадай инструмент»

(Устанавливается ширма, за ней располагаются музыкальные инструменты: колокольчики, барабан, погремушка, бубен). Муз. Рук-ль читает четверостишие, называя имя какого- либо ребёнка из группы, кукла Катя играет на любом музыкальном инструменте, дети отгадывают)

Мы с ребятами играем,

Публикация «Картотека музыкально-дидактических игр» размещена в разделах

Что сейчас звучит узнаем,

Кукла Катя поиграй!

Быстро, Оля, называй!

«Тихие и громкие ладошки»

(В зависимости от звучания музыки дети хлопают в ладоши то громко, то тихо)

Мы в ладошки поиграем,

Громко, громко ударяем,

Раз, два, три, не зевай,

Громко, громко ударяй!

Мы в ладошки поиграем,

Тихо, тихо, ударяем.

Раз, два, три, не зевай,

Тихо, тихо ударяй.

«Ритмичные ножки»

(Дети шагают в ритм музыки, то медленно, то быстро; одновременно, вместе с шагами, стучат палочками)

Медленно шагаем,

Ножки поднимаем,

В Палочки играем,

Дружно ударяем.

Быстро мы шагаем,

Ножки поднимаем,

В палочки играем.

Дружно ударяем.

«Дети и медведь»

(Дети гуляют по всему залу, играют погремушками под весёлую музыку; когда появляется медведь музыка меняется на маршевую, медведь играет на барабане; все дети прячутся, приседают)

Дети вышли погулять,

В погремушки поиграть,

Вот как весело гуляем,

В погремушки мы играем.

Вышел мишка с барабаном,

Бум-бум-бум, трам-там-там,

Все ребята притаились,

Тут и там, тут и там.

«Как бегают зверята»

Цель: Выстукивание кулачками медленного, среднего и быстрого ритмического рисунка.

Ход игры: Воспитатель выстукивает ритм в различном темпе, связывая с образами животных (медведь, заяц, мышка)

«Песенки-ритмы»

Цель: Прохлопывать заданный текстом ритмический рисунок

Ход игры: Воспитатель проговаривает текст стихотворения, дети прохлопывают.

Лошадка.

Вот лошадка – тонконожка (дети хлопают цок-цок-цок)

Скачет, скачет по дорожке, цок-цок-цок

Звонко цокают копытца, цок-цок-цок.

Приглашают прокатиться, цок-цок-цок.

Воробушки.

Стало солнце пригревать, вьют пичуги гнездышки,

Любят песни распевать бойкие воробушки.

Чик-чик, чик-чирик, чик, чик, чик.

Неваляшки.

До чего же хороши неваляшки-малыши,

Низко наклоняются, звоном заливаются.

Дили-день, дили-день

Могут кланяться весь день,

Вам поклон и нам поклон

Дили-дон, дили-дон.

«Веселый кубик»

Цель: Учить подражать звучанию голосов животных, используя возможности сил и тембра своего голоса.

Ход игры: Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая веселая мелодия, и дети передают кубик друг другу. Педагог и дети произносят текст:

Кубик детям передай,

Кто пришел к нам угадай!

Ребенок, у которого оказался кубик, бросает его на пол в кругу. Педагог спрашивает, кто изображен на кубике. Дети отвечают. Если там нарисована кошка, педагог предлагает ребенку, который бросал кубик показать голосом, как кошечка здоровается («Мяу, мяу») и т. п. На гранях изображены: кошечка, собачка, петушок, поросенок, лошадка, уточка.

Три цветка.

Цель: закрепление понятия о характере музыки, формирование эмоциональной отзывчивости.

Игровой материал: три цветка из картона (в середине каждого цветка на рисовано лицо – спящее, плачущее, радостное, изображающие три типа музыки:

Добрая, ласковая; грустная, жалобная; веселая, танцевальная.

Прослушивается музыка, и дети поднимают цветок, соответствующий характеру музыки.

«Лесенка» (3 ступени)

Цель: Различать звуки по высоте.

Ход игры: любая игрушка то поднимается вверх по лесенке, то опускается вниз. Дать детям понятие: высокий звук, средний, низкий.

«Птица и птенчики»

Цель: Различать звуки по высоте (до 2 октавы) и низкие (до первой октавы).

Ход игры: Давая детям понятие о низких и высоких звуках, воспитатель ориентирует детей, связывая звуки с образами животных и птиц.

Низкие голоса Высокие голоса

1 ступень лесенки 3 ступень лесенки

Медведь Птицы

Птица Птенчики

Коза Козлята

«Кто в домике живет»

Цель: Развивать у детей память, связав героев сказок с определенным музыкальным инструментом.

Ход игры: Дети знакомятся с персонажами сказки, которые живут в музыкальном домике. У каждого персонажа есть любимый музыкальный инструмент (медведь – бубен, заяц – барабан, петушка – погремушка, птичка - колокольчик). Дети запоминают и угадывают, кто в домике живет по звучанию соответствующего инструмента.

«Барабанщики»

Цель:Различать динамические оттенки: громко, тихо.

Ход игры: Воспитатель играет на барабане простой ритмический рисунок сначала громко (ребенок повторяет, затем – тихо (ребенок повторяет).

«Ноги и ножки»

Цель: Изменять шаг на бег с изменением динамики музыки (громко, тихо).

Воспитатель поет громко:

Большие ноги шли по дороге:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ!

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ, топ.

Воспитатель под громкое пение идет с детьми, высоко поднимая колени, под тихое пение выполняется мелкий бег. При закреплении дети выполняют самостоятельно под пение воспитателя.

Картотека музыкально-дидактических игр для старшей и подготовительной к школе групп.

НАШИ ПЕСНИ.

Игровой материал: Карточки-картинки, иллюстрирующие содержание знакомых песен, металлофон, записи песен, фишки.

Ход игры: Исполняется мелодия песни на металлофоне, проигрывается в записи, дети по услышанной мелодии узнают песню и указывают на нужную картинку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

ЧЕЙ ЭТО МАРШ?

Цель: Расширить у детей представление о жанрах музыки, развивать умение различать характер марша.

Игровой материал: Прямоугольная карточка (38-13см, разделённая на три квадрата. На первом - изображены марширующие пионеры; на втором - марширующие солдаты; на третьем – игрушечные солдатики. Три картонные фишки (разноцветные).

Ход игры: Дети слушают три разнохарактерные части марша, исполняемые поочерёдно. По характеру звучания, по выразительным особенностям дети должны догадаться, чей это марш и закрыть фишкой соответствующую картинку.

Музыкальный материал: «Детский марш», «Маршируют солдаты», «Марш игрушечных солдатиков»

СЛУШАЕМ ВНИМАТЕЛЬНО

Игровой материал: Записи инструментальной музыки, знакомой детям, детские музыкальные инструменты (пианино, аккордеон, скрипка).

Ход игры: Дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся детские музыкальные инструменты. Им предлагают послушать знакомые музыкальные произведения и определить, какие инструменты исполняют это произведение. Найти их на столе.

ВЕСЕЛО - ГРУСТНО.

Цель: Развивать у детей представление о характере музыки: весёлая, спокойная, грустная.

Игровой материал: Карточка из плотного картона или дерева разделена на три квадрата: на первом изображён ребёнок с весёлым выражением лица; на втором – спокойным; на третьем – грустным. Три фишки с цифрами 1, 2, 3.

Ход игры: Дети слушают пьесу весёлого, спокойного или грустного характера и закрывают соответствующую картинку. Можно прослушать две или три пьесы, закрывая картинки в той последовательности, какой они звучали.

Музыкальный материал: «Три настроения»

БУРАТИНО

Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привёз с собой песни, а какие, дети должны угадать. Дети прослушивают песни и отгадывают, для проверки достают из коробки соответствующую картинку. Игра может проводиться на муз. занятиях с целью закрепления материала.

Игровой материал: Картинки к музыкальным произведениям, коробка, Буратино (би-ба-бо).

ПЕСНЯ - ТАНЕЦ - МАРШ.

Цель: развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш.

Игровой материал:

1-й вариант: Длинные белые карточки, разделённые на три квадрата. На маленьких карточках изображены флейта, бубен, барабан (песня, танец, марш).

2-й вариант: На квадратах большой карточки изображены: поющая девочка, пляшущая девочка, марширующий мальчик с барабаном.

Ход игры: Дети слушают по очереди три пьесы разных жанров. После прослушивания берут квадрат с рисунком (соответствующий жанру) и кладут его на один из пустых квадратов прямоугольной карточки или закрывают фишкой соответствующий рисунок.

Музыкальный материал: «Труба» Тиличеевой или «Две тетери» р. н. п., «Под яблоней»

СЛОЖИ ПЕСЕНКУ

Цель: Развивать умение различать форму музыкального произведения.

Игровой материал: Разноцветные кружки и белые прямоугольники.

Ход игры: Педагог проигрывает сам или дает детям прослушать песню в записи, затем предлагает определить, есть ли в песне запев, припев и сколько в ней куплетов. Объясняет, что любую песню можно выкладывать. Например, с помощью геометрических фигур: кружки – запевы, прямоугольники – припевы. После вторичного прослушивания предлагает детям выложить структуру песни.

СОЛНЫШКО И ТУЧКА

Цель: Развивать представление о различном характере музыки (весёлая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; печальная, грустная).

Игровой материал: Карточки с изображением улыбающегося солнышка, солнышка, прикрытого тучкой, тучка с дождём. Набор по числу детей из трёх карточек.

Ход игры: Детям раздают по одному набору карточек и предлагают прослушать музыкаль-ные пьесы, различные по характеру. Дети определяют характер каждой из них, закрывая пустые квадраты на прямоугольной карточке квадратами с условным изображением.

Музыкальный материал: «Рондо-марш» Д. Кабалевского, «Ходит месяц над лугами» С. Прокофьева, «Зима» М. Крутицкого.

Картотека музыкально-дидактических игр для детей раннего возраста.

«Где мои детки?»

Игровой материал: четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, птица; на маленьких – утята, гусята, цыплята, птенчики в гнёздышке.

Ход игры:

Дети сидят напротив педагога, у каждого по маленькой карточке.

Педагог:(предлагает поиграть и начинает рассказ):

– В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошёл дождь, и все спрятались. Мамы – птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поёт на ре первой октавы).

Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают:

«Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля первой октавы).

Педагог:(забирает у ребят карточки и продолжает):

– Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама – курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко-ко!»…

Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.

В этой игре можно использовать импровизацию ответов от разных звуков. Затем можно предложить детям представить, как будут отвечать детки, если они испугались, веселятся, или грустят. Кроме того, можно использовать плясовые мелодии, которые исполняются в разных регистрах и в разном темпе, а ребята должны изображать, как будут танцевать детки, а как мама.

«Птицы и птенчики»

Цель: развитие звуковысотного слуха.

Игровой материал: лесенка из трёх ступенек, металлофон, игрушки (3-4 большие птицы и 3-4 птенчика)

Ход игры:

Участвует подгруппа детей. У каждого ребёнка по одной игрушке.

Педагог играет на металлофоне высокие звуки.

Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушек на верхнюю ступеньку.

Затем звучат низкие звуки, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.

«Угадай-ка»

Цель: развитие звуковысотного слуха.

Игровой материал: 4-6 больших карточек – каждая разделена на две части. На одной половине изображён гусь, на другой – гусёнок (утка-утёнок, кошка-котёнок, корова-телёнок и т. д.) Фишки – по две на карточку.

Ход игры:

Игра проводится с подгруппой детей (4-6) за столом. У каждого одна карта и две фишки.

Педагог произносит: «Га-га-га» (поёт на ре первой октавы).

Дети, у которых на карточке изображён гусь, должны закрыть его фишкой.

Педагог произносит: «Га-га-га» (поёт на ля первой октавы).

Дети закрывают фишкой картинку с гусёнком. И т. д.

«Кто в домике живёт?»

Цель: развитие звуковысотного слуха.

Игровой материал: на карточке нарисован красочный трем в два этажа: нижние окна большие, верхние – поменьше. Внизу под каждым окном изображены рисунки: кошка, медведь, птица. Каждое окошко открывается и закрывается. Внутри него находятся вставные кармашки, куда вставляются картинки перечисленных животных, а также картинки с изображением детенышей этих животных.

Ход игры:

Педагог рассаживает детей полукругом и показывает дом-теремок, в котором живут кошка с котёнком, птица с птенчиком и медведь с медвежонком.

Педагог:

– На первом этаже живут мамы, на втором – их дети. Однажды все ушли гулять в лес, а когда вернулись домой, то перепутали, кто, где живёт. Поможем им найти свои комнаты.

Раздаёт каждому по одной карточке

Проигрывается знакомая мелодия в различных регистрах.

Ребёнок, у которого соответствующая карточка, вставляет её в окошечко первого этажа напротив рисунка, изображенного на домике.

Звучит та же мелодия, но на октаву выше.

Ребёнок с соответствующей карточкой помещает её в окошечко на втором этаже.

Так же игра проводится с музыкой про других животных. Она продолжается до тех пор, пока все карточки не будут вставлены в кармашки.

В конце игры педагог поощряет правильные ответы. Если кто-то из детей ошибся, объясняет, что медведь не поместиться в кроватку кошечки и не сможет сесть за её стол, когда вдруг попадёт не в свою комнату, и т. д.

«Курица и цыплята»

Цель: развитие звуковысотного слуха.

Игровой материал: домик, кукла Маша, металлофон. Всё раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы (курица и цыплята).

Ход игры:

Дети рассаживаются вокруг стола.

Педагог (берёт куклу):

В этом домике живёт кукла Маша, у неё есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята, кого зовёт Маша. (Играет на металлофоне ре второй октавы)

Дети с цыплятами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц.

Педагог просит детей спеть тоненьким голосом, как цыплята «пи-пи-пи». Затем кукла Маша зовёт кур – (педагог играет на металлофоне ре первой октавы.)

Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».

«К нам гости пришли»

Цель: развитие чувства ритма.

Игровой материал: игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка, бубен, музыкальный молоточек, колокольчик.

Ход игры:

Педагог:(предлагает детям подойти к нему)

Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки.

Слышится стук в дверь, воспитатель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку

Педагог:

– Здравствуйте, дети, я пришёл к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу.

Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают.

Аналогичным образом педагог обыгрывает приход других игрушек

Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под чёткие ритмичные удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика.

«Нам игрушки принесли»

Цель: развитие тембрового слуха.

Игровой материал: музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка); коробка.

Ход игры:

Педагог: (берёт коробку, перевязанную лентой, достаёт оттуда кошку и поёт песню «Серенькая кошечка» В. Витлина.)

– В коробке лежат ещё музыкальные игрушки, которые кошка даст детям, если они узнают их по звучанию.

Педагог незаметно от детей играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка даёт игрушки ребёнку. Тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на дудочке). Затем кошка передаёт игрушку другому ребёнку.

«Колпачки»

Цель: развитие тембрового слуха.

Игровой материал: три красочных бумажных колпачка, детские музыкальные инструменты: губная гармошка, металлофон, балалайка.

Ход игры:

Подгруппа детей сидит полукругом, перед ними стол, на нём под колпаками лежат музыкальные инструменты.

Педагог вызывает к столу ребёнка и предлагает ему повернуться спиной и отгадать, на чём он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок.

«Чудесный мешочек»

Чудесный мешочек»

Цель: закрепление пройденного материала.

Игровой материал: небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нём игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного спектакля.

Ход игры:

Участвует вся группа.

Педагог:

– Дети, к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть здесь? (показывает мешочек). Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там.

Педагог проигрывает мелодии знакомых детямпроизведений:

«Петушок», «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. дети узнают музыку, кто-либо из них достаёт из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

«Подумай и отгадай»

Цель: закрепление пройденного материала.

Игровой материал: карточки (по числу играющих, на которых изображены медведь, зайчик птичка.

Ход игры:

Детям раздают по одной карточке. Звучит мелодия: «Зайчик» М. Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова, «Воробушки» М. Красева. дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр для детей 3–4 летКартотека дидактических игр для детей 3–4 лет Дидактическая игра – это средство обучения и воспитания, воздействующие на эмоциональную интеллектуальную сферу детей стимулирующее их деятельность,.

Картотека дидактических игр по ИЗО Дидактические игры: 1. «Нарисуй теплую картинку» Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять.

Картотека дидактических игр по обучению грамоте.Картотека дидактических игр по обучению грамоте. Учебная программа дошкольного образования определяет содержание работы с дошкольниками по образовательной области «Обучение грамоте» в старшей.

Картотека музыкально-дидактических игрКартотека музыкально-дидактических игр Картотека музыкально-дидактических игр 1. «Волшебные часы»Цель: Повторение и закрепление изученного материала. Методика применения: Под.

Картотека музыкально-дидактических игр для подготовительной к школе группы Игры на восприятие музыки. НАШИ ПЕСНИ. Игровой материал: Карточки-картинки, иллюстрирующие содержание знакомых песен, металлофон, записи.

Картотека музыкально-дидактических игр для средней группы Игры на развитие чувства ритма. УЧИТЕСЬ ТАНЦЕВАТЬ. Игровой материал: Большая матрешка и маленькие (по числу играющих). Ход игры: Дети сидят.

Картотека музыкально-дидактических игр для старшей группы Учим различать тембровую окраску. СКОЛЬКО НАС ПОЕТ? Игровой материал: Фланелеграф (планшет со вставными карманами, три матрёшки-картинки.

Картотека музыкально-дидактических игр для старших дошкольников Игры на контрастность динамики. УЗНАЙ СКАЗКУ Цель: Различать контрастный характер частей в музыке в связи с её содержанием и развитием музыкального.

Картотека музыкально-дидактических игр «Дома и домики»Картотека музыкально-дидактических игр «Дома и домики» Картотека музыкально-дидактических игр по теме «Дома и домики» 1. «Что делают в домике?» Задачи: - Способствовать закреплению умения дошкольников.

Консультация для педагогов «Использование музыкально-дидактических игр для музыкального развития дошкольников»Консультация для педагогов «Использование музыкально-дидактических игр для музыкального развития дошкольников» Воспитание музыкальной культуры ребёнка – одна из важных задач всестороннего развития дошкольников. Музыкальное воспитание предусматривает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека музыкально-дидактических игр
Опубликовано: 5 февраля 2021 в 08:56
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека музыкально-дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем ирина мазикова (УИ 583500) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД