МААМ-картинки

Картотека лексико-грамматических упражнений по лексическим темам

Екатерина Кашевич
Картотека лексико-грамматических упражнений по лексическим темам
▼ Скачать + Заказать документы

Лексико – грамматические упражнения по теме

«Грибы»

1. «Один - много». Образование мн. ч. ИС в родительном падеже.

Гриб – грибы - грибов (белый гриб, подберезовик, подосиновик, сыроежка, волнушка, опенок, маслята; поганка, мухомор).

2. «Съедобный – несъедобный».

Подберезовик (какой гриб) – съедобный. Мухомор (какой гриб) – несъедобный и т. д.

3. «Счет». Согласование ИС с числительными. Одна сыроежка – две сыроежки – пять сыроежек.

Один белый гриб – два белых гриба – пять белых грибов и т. д.

Публикация «Картотека лексико-грамматических упражнений по лексическим темам» размещена в разделах

4. «Подбери родственные слова». Подбор однокоренных слов. Гриб – грибок, грибной, грибник, грибница.

5. «Какой, какое?». Образование относительных прилагательных. Суп из грибов – грибной.

Блюдо из грибов – грибное.

6. «Скажи наоборот». Составление ССП с союзом а. Белый гриб съедобный, а поганка – несъедобный.

У опят длинные ножки, а у волнушек – короткие.

Подберезовики растут под березами, а подосиновики – под осинами. У подберезовика толстая ножка, а у сыроежки – тонкая.

7. «Что лишнее и почему?». Классификация предметов.

Опята, маслята, мухоморы, сыроежки; лисичка, подберезовик, ежевика, подосиновик.

8. «Вопросы на засыпку!». Развитие умения отвечать на вопрос полным предложением. На опушке три волнушки. Чего больше – опушек или волнушек?

Чего в лесу больше – грибов или белых грибов?

Стоят на полянке две сыроежки да поганка. Чего больше – шляпок или ножек?

9. Составить описательный рассказ про грибы (по выбору, по плану: Что это?

Где растет?

Какой имеет внешний вид (величина, цвет шляпки; длина, толщина ножки). Съедобный или несъедобный гриб?

Что из него можно приготовить?

Лексико – грамматические упражнения по теме

«Ягоды»

1. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Ягода – ягодка (клубника, смородина, крыжовник, арбуз, малина, ежевика, земляника, черника, голубика, морошка, брусника, клюква).

2. «Счет». Согласование ИС с порядковыми числительными, счет до пяти. Первая малинка, вторая малинка… и т. д.

3. «Лесная – садовая».

Морошка – это лесная ягода. Клубника – это садовая ягода и т. д.

4. «Исправь ошибку». Развитие слухового внимания, логического мышления. Голубика растет на дереве; смородина растет на болоте; брусника – это садовая ягода.

5. «Подбери признак». Согласование ИС с ИП.

Арбуз (какой) – большой, сочный, сладкий, вкусный, ароматный и т. д. Клюква (какая) - … .

6. «Назови сок и варенье». Образование относительных прилагательных. Сок из смородины (какой) - смородиновый

Варенье из смородины (какое) - смородиновое и т. д.

7. «Что лишнее и почему?». Классификация предметов.

Мандарин, черника, клюква, морошка; брусника, земляника, крыжовник, голубика.

8. Составить описательный рассказ про ягоды (по выбору, по плану: Что это?

Где растет?

Какой имеет внешний вид (цвет, форма, величина? Какая на вкус?

Съедобная или несъедобная? Что из нее можно приготовить?

Лексико – грамматические упражнения по теме

«Овощи»

1. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Огурец- огурчик - огурчики (помидор, картофель, баклажан, перец, тыква, редис, морковь, свёкла, лук (луковица, репа, чеснок, петрушка, укроп, капуста, фасоль).

2. «Один-много». Образование мн. ч. ИС в родительном падеже. Помидор – помидоры – много помидоров и т. д.

3. «Счет овощей». Согласование ИС с числительными. Одна тыква - две тыквы - пять тыкв и т. д.

4. «Подбери признак». Согласование ИС с ИП.

Морковка (какая) – оранжевая, хрустящая, вкусная, полезная, сладкая, большая и т. д.

5. «Какой, какая, какое?». Образование относительных прилагательных. Сок из помидоров – томатный и т. д.

Грядка с огурцами – огуречная и т. д.

Пюре из моркови – морковное и т. д. с названиями остальных овощей.

6. «Он (она) - они». Употребление глаголов настоящего времени в ед. и мн. числе.

Растет – растут (зреет, зеленеет, спеет, цветет, краснеет, сажает, копает, окучивает, рыхлит, поливает, убирает).

7. «Что делал? Что делала? Что делали?». Употребление глаголов м. р, ж. р., ср. р. прошедшего времени.

Сажают – сажал, сажала, сажали (копают, поливают, рыхлят, окучивают, собирают).

8. «Подбери слова-действия». Поиск соответствующего глагола.

Морковь, свёклу, репу, редис – дергают; огурцы, помидоры, горох – срывают; капусту – срезают; картофель – выкапывают.

9. «Что лишнее и почему?». Классификация предметов.

Лук, репа, подорожник, чеснок; баклажан, морковь, помидор, груша; перец, клубника, тыква, фасоль.

10. «Скажи наоборот». Подбор антонимов. Кабачок большой, а огурец – маленький. Картофель крупный, а редис – мелкий.

Перец внутри пустой, а морковь – полная. Помидор мягкий, а огурец – твердый.

11. Составить описательный рассказ про овощи (по выбору, по плану: Что это?

Это овощ или фрукт? Где растет?

Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер? Какой на ощупь?

Какой на вкус?

Что из него можно приготовить?

Лексико – грамматические упражнения по теме

«Фрукты»

1. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Яблоко – яблочко – яблочки (груша, лимон, апельсин, слива, мандарин, абрикос, вишня, банан, дерево, сад, ветка, семя).

2. «Один - много». Образование мн. ч. ИС в родительном падеже. Персик – персики – много персиков т. д.

3. «Счет фруктов». Согласование ИС с числительными. Одно яблоко – два яблока – пять яблок.

Одно красное яблоко – два красных яблока – пять красных яблок и т. д.

4. «Подбери признак». Согласование ИС с ИП.

Мандарин (какой) – сочный, оранжевый, круглый, маленький и т. д.

5. «Назови сок и варенье». Образование относительных прилагательных. Сок из лимонов (какой) – лимонный и т. д.

Варенье из лимонов (какое) – лимонное и т. д. с названиями остальных фруктов.

6. «Он (она) - они». Употребление глаголов настоящего времени в ед. и мн. числе. Груша растет – груши растут (зреет, желтеет, спеет, цветет).

7. «Что делал? Что делала? Что делали?». Употребление глаголов м. р, ж. р., ср. р. прошедшего времени.

Сажают – сажал, сажала, сажали (поливают, рыхлят, собирают).

8. «Назови, какое дерево?». Образование относительных прилагательных. Дерево с яблоками – яблоневое – яблоня.

Дерево с грушами – груша – грушевое. Дерево со сливами – сливовое – слива.

Дерево с персиками – персиковое – персик.

Дерево с абрикосами – абрикосовое – абрикос.

9. «Четвертый лишний». Классификация предметов.

Персик, хурма, репа, банан; лимон, малина, абрикос, вишня; огурец, тыква, чеснок, яблоко.

10. «Скажи наоборот». Составление ССП с союзом а. Подбор антонимов. Персик большой, а абрикос маленький.

У яблока семечек много, а у сливы одно – косточка. Апельсин больше, а мандарин меньше.

Лимон кислый, а персик сладкий.

11. Составить описательный рассказ про фрукты (по выбору, по плану: Что это?

Это овощ или фрукт? Где растет?

Какой имеет внешний вид (цвет, форма, величина? Какой на вкус?

Что из него можно приготовить?

Лексико – грамматические упражнения по теме

«Деревья»

1. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Тополь – тополек (дуб, осина, береза, рябина, ива, елка, сосна, клен, яблоня; шишка, ветка, лист, лес, иголка, корень).

2. «Один - много». Образование мн. ч. ИС в родительном падеже. Клен – клены – много кленов и т. д.

3. «Счет». Согласование ИС с числительными. Одно дерево – два дерева – пять деревьев.

Один могучий дуб – два могучих дуба – пять могучих дубов и т. д.

4. «Чьи плоды (семена?». Поиск соответствующего понятия. Желуди растут на – дубе.

Яблоки растут на – яблоне. Круглая шишка на – сосне. Длинная шишка у – ели.

Грозди рябины растут на – рябине.

Сережки растут на – березе, ольхе, иве.

5. «Какой лист, какая ветка?». Образование относительных прилагательных. Лист березы – березовый и т. д.

Ветка тополя – тополиная и т. д. с названиями остальных деревьев.

6. «Подбери слова-действия». Поиск соответствующего глагола.

Лист (что делает) – желтеет, краснеет, вянет, опадает, летит, кружится, сохнет (дерево, крона, почки, корни, ветви).

7. «Подбери предмет со словом «сосновый». Образование относительных прилагательных.

Бор (какой) – сосновый (шишка, кресло, мебель, полено, запах, хвоя, иголки).

8. «Назови рощу». Образование относительных прилагательных.

Если в роще растут березы, то эта роща называется – березовая (дубы, осины, ивы, клены).

9. «Какие бывают леса?». Поиск соответствующего понятия. Если в лесу растут дубы, осины, березы, то этот лес – лиственный Если в лесу растут сосны и елки, то этот лес – хвойный

Если в лесу растут ели, березы, дубы и. т. д., то этот лес – смешанный.

10. «Что лишнее и почему?». Классификация предметов.

Клен, рябина, ель, осина; яблоня, груша, слива, рябина; береза, дуб, клен, смородина.

11. Составить описательный рассказ про деревья (по выбору, по плану: Как называется дерево?

Хвойное, лиственное или фруктовое?

Как выглядит дерево (ствол, листья, плоды? В каком лесу растет?

Какую роль дерево играет в окружающем мире?

Лексико – грамматические упражнения по теме

«Осеняя одежда, обувь, головные уборы»

1. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Пальто – пальтишко – пальтишки (куртка, плащ, брюки, кофта, перчатки, носки, чулки, сапоги, ботинки, туфли, кроссовки, кепка, шапка).

2. «Один - много». Образование мн. ч. ИС в родительном падеже. Носок – носки – много носков т. д.

3. «Чья, чей, чьи, чье?». Употребление притяжательных прилагательных. Это чья шапка? – Моя.

Это чей кроссовок? - Мой. Это чьи перчатки? – Мои. Это чье пальто? – Мое.

4. «Подбери предмет». Согласование ИС с местоимениями.

Моя – кепка. ; мой - носок … ; моё – пальто … ; мои – туфли … .

5. «Счет одежды». Согласование ИС с числительными. Одно пальто – два пальто – пять пальто

Одна кожаная куртка – две кожаные куртки – пять кожаных курток и т. д.

6. «Подбери признак». Согласование ИС с ИП. Плащ (какой) – кожаный, теплый, черный и т. д.

7. «Какой, какая, какое, какие?». Образование относительных прилагательных. Шарф из шерсти – шерстяной.

Платок из шелка – шелковый. Куртка из кожи – кожаная.

Пальто из драпа – драповое. Сапоги из резины – резиновые

8. «Четвертый лишний». Классификация предметов. Куртка, сапоги, пальто, плащ; кофта, кепка, брюки, шарф.

9. Составить описательный рассказ про осеннюю одежду, обувь, головные уборы (по выбору, по плану:

Что это?

Из какого материала сделана? Какого цвета?

Из каких частей состоит? В какое время года носят?

Назначение (мужская, женская или детская).

Какие действия можно выполнять с одеждой, обувью или головным убором (чистить, гладить, стирать?

Лексико – грамматические упражнения по теме

«Осень»

1. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Дождь – дождик (дождичек) – дождики (лужа, ветер, туча, сад, солнце, дерево, лист, лес, птица, урожай).

2. «Один - много». Образование мн. ч. ИС в родительном падеже. Месяц – месяцы – много месяцев и т. д.

3. «Счет». Согласование ИС с числительными. Одно дерево – два дерева – пять деревьев и т. д.

4. «Подбери признак». Согласование ИС с ИП.

Осень (какая) – золотая, дождливая, пасмурная, красивая, урожайная и т. д.

5. «Скажи со словом «осенний». Согласование ИС с ИП.

Небо (какое) – осеннее; ветер (какой) – осенний; аллея (какая) – осенняя; тучи (какие) - осенние (дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто).

6. «Назови, какая погода». Образование качественных прилагательных. Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая.

Если дует ветер – ветреная.

Если на улице холодно, какая погода? – холодная. Если пасмурно – пасмурная.

Если сыро – сырая.

Если хмуро – хмурая.

Если солнечно – солнечная. Если ясно – ясная.

7. «Он (она) – они». Образование множественного числа глаголов, ИС и ИП.

Наступил осенний день – наступили осенние дни (плывет темная туча; стоит большое дерево; идет холодный дождь; дует сильный ветер; висит теплая куртка; летит птичья стая).

8. «Скажи наоборот». Поиск антонимов. Осень ранняя – осень поздняя.

День веселый – день грустный.

День солнечный – день пасмурный. Облако белое – туча черная.

9. Составить описательный рассказ про осень, по плану: Когда наступает осень?

Осенние месяцы.

Приметы осени в природе (солнце, небо, земля, деревья). Что делают птицы и животные осенью?

Труд человека в осенний период. Осенняя одежда.

Любишь ли ты осень? Почему?

Лексико – грамматические упражнения по теме

«Перелетные птицы»

1. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Птенец – птенчик (соловей, жаворонок, скворец, гусь, утка, лебедь, журавль, трясогузка, аист, цапля, грач, стриж, ласточка, кукушка; перо, голова, шея, крыло, гнездо).

2. «Один - много». Образование мн. ч. ИС в родительном падеже. Стриж – стрижи – много стрижей и т. д.

3. «Счет птиц». Согласование ИС с числительными. Один грач – два грача – пять грачей и т. д.

4. «Назови детеныша». Образование ИС с ум. -ласкательн. суффиксами в ед. и мн. числе. Скворец – скворчонок – скворчата.

Стриж – стриженок – стрижата. Лебедь – лебеденок – лебедята. Аист – аистенок – аистята.

Журавль – журавленок – журавлята. Утка – утенок – утята.

5. «Скажи, какая стая?». Образование притяжательных прилагательных. Клин лебедей – лебединый.

Караван журавлей – журавлиный.

Стая уток – утиная (стая грачей, соловьев, гусей).

6. «Кто лишний и почему?». Классификация предметов.

Журавль, цапля, утка, голубь; скворец, ворона, воробей, голубь.

7. «Улетели птицы». Употребление родительного падежа ИС в ед. и мн. числе. Нет (кого) – нет лебедя, утки и т. д.

Нет (кого) – нет лебедей, уток и т. д.

8. «Вставь предлог». Употребление предлогов из, в, к, над, на, по.

Грач вылетел … гнезда. Грач прилетел … гнездо. Грач подлетел … гнезду. Грач кружит

… гнездом. Грач сел … ветку. Грач ходит … пашне.

9. «Кто как кричит?». Подбор соответствующего понятия. Ласточка – щебечет.

Грач – кричит «гра».

Соловей – заливается, свистит, щелкает. Кукушка – кукует.

Журавль – курлычет.

Жаворонок – звенит.

10. Составить описательный рассказ про перелетных птиц (по выбору, по плану: Кто это?

Какая это птица (перелетная, зимующая? Где и как строит себе дом?

Внешний вид (части тела; размер, окраска перьев, особенности строения: длина ног, шеи, форма клюва).

Как поет? Чем питается?

Как называют ее детенышей?

Лексико – грамматические упражнения по теме

«Насекомые»

1. «Один - много». Образование мн. ч. ИС в родительном падеже.

Комар – комары – комаров (муха, бабочка, жук, паук, стрекоза, божья коровка, муравей, гусеница, кузнечик, водомерка, оса, пчела, майский жук).

2. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Пчела – пчелка и т. д.

3. «Счет». Согласование ИС с числительными.

Один муравей – два муравья – пять муравьев и т. д.

4. «Подбери признак». Согласование ИС с ИП.

Муравей (какой) – маленький, трудолюбивый, быстрый, суетливый и т. д.

5. «Закончи предложение». Употребление косвенных падежей ИС в ед. числе. Муравей сидел около … .

Божья коровка ползла по …. Жук спрятался под … .

Муха села на …. Гусеница сидела на …. Муха ползла по … .

6. «Бывает – не бывает». Понимание логико-грамматических конструкций.

Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка поймана девочкой. Бабочка ловит девочку. Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку.

7. Послушай рассказ, ответь на вопросы и перескажи. Развитие связной речи.

Майский жук

Это маленькое насекомое хорошо знакомо каждому из нас. Майский жук безопасен для людей. Он не может ни кусаться, ни колоться, но сильно вредит деревьям и кустам, пожирая на них листья. Самка жука кладет яички на землю. Из яичек выползают белые червячки. Через три года они превращаются в майских жуков.

Вопросы: а) Опасен ли майский жук для людей? б) А для растений?

в) Как появляется на свет майский жук?

8. Составить описательный рассказ про насекомых (по выбору, по плану: Кто это?

Это насекомое, земноводное, пресмыкающееся или рыба?

Какие части тела у него есть (голова, грудь, брюшко, ноги, крылья, усики? Где живет?

Какую роль это насекомое играет в окружающем мире?

Лексико – грамматические упражнения по теме

«Дикие животные наших лесов»

1. «Один - много». Образование мн. ч. ИС в родительном падеже.

Заяц – зайцы – зайцев (волк, медведь, белка, лиса, еж, барсук, лось, олень).

2. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Медведь – медведушка и т. д.

3. «Счет животных и их детенышей». Согласование ИС с числительными. Один олень – два оленя – пять оленей

Один олененок – два олененка – пять оленят и т. д.

4. «У кого – кто?». Образование ИС с ум. -ласкательн. суффиксами в ед. и мн. числе. У белки – бельчонок (бельчата) и т. д.

5. «Назови семью». Упражнение в словообразовании.

Папа – волк, мама – волчица, детеныш – волчонок, детеныши – волчата и т. д.

6. «Кто лишний и почему?». Классификация предметов. Волк, лиса, собака, еж; корова, заяц, кролик, лошадь.

7. «Кто где живет?». Употребление предложного падежа ИС.

Лиса живет (где) – в норе; медведь – в берлоге; белка – в дупле; волк – в логове; еж – в норке.

8. «Чей хвост? Чья лапа? Чье ухо? Чьи глаза?». Образование притяжательных прилагательных.

У волка хвост – волчий, лапа – волчья, ухо - волчье, глаза – волчьи и т. д. с остальными животными.

9. «Подбери признак». Согласование ИС с ИП.

Медведь (какой) – бурый, большой, косолапый, неуклюжий, лохматый и т. д. Лиса (какая) -, заяц (какой) -, волк (какой) -, ежи (какие) - … .

10. «Отвечай-ка». Употребление падежных форм мн. числа ИС. Кто? – рыжие белки; белые зайцы; колючие ежи.

Нет кого? – рыжих белок; белых зайцев и т. д. Даю кому? – рыжим белкам и т. д.

Вижу кого? – рыжих белок и т. д. Доволен кем? – рыжими белками и т. д. Говорю о ком? – о рыжих белках и т. д.

11. Составить описательный рассказ про дикое животное (по выбору, по плану: Кто это?

Домашнее или дикое животное? Жилище.

Внешний вид (части тела; размер, окраска, шерсть). Чем питается?

Враги.

Как защищается?

Как называют детенышей?

Лексико – грамматические упражнения по теме

«Зима»

1. «Один - много». Образование мн. ч. ИС в родительном падеже.

Снег – много снега (зима, мороз, лед, звезда, день, узор, ночь, снежинка, снеговик, санки, буря, вьюга, стужа, холод, дерево, забава).

2. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Зима – зимушка, мороз – морозец, холод – холодок и т. д.

3. «Каким бывает?» Поиск соответствующего понятия.

Снег – белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, блестящий, серебристый, сверкающий, падающий.

Зима – холодная, веселая, злая, суровая, морозная, длинная, вьюжная.

Снежинки – белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные.

Что могут делать снежинки – летать, кружиться, виться, танцевать, порхать…

4. «Подбери признак к предмету». Согласование ИС с ИП.

Снежный – ком …; снежная - …; снежные - заносы…; снежное – поле… .

5. «Чем похожи и не похожи». Построение монолога, развитие умения сравнивать понятия.

Лед и снег; лед и стекло; лед и зеркало; снег и вата.

6. «Что лишнее и почему?». Классификация предметов.

Коньки, скакалка, лыжи, санки; ворона, голубь, воробей, ласточка.

7. «Собери предложение». Связь слов в предложении. Дети, снеговик, слепили.

Мальчики, на, санки, и, катаются, девочки. Снежки, играют, в, мальчики.

Снежинки, падать, легкие, тихо.

8. «Отвечай-ка». Употребление падежных форм мн. числа ИС. Что? – зима; снежная баба; снег; мороз.

Нет чего? – зимы; снежной бабы и т. д. Рад чему? – зиме и т. д.

Вижу что? – зиму и т. д. Доволен чем? – зимой и т. д. Говорю о чем? – о зиме и т. д.

9. «Объясни, как ты понимаешь». Толкование пословиц и поговорок. Любишь кататься – люби и саночки возить.

Береги нос в большой мороз.

10. Составить описательный рассказ о зиме, по плану: Как ты заметил (а) наступление зимы?

Назови ее первые приметы в природе. Зимние месяцы.

Повадки зверей и птиц зимой. Зимние забавы и развлечения.

Лексико – грамматические упражнения по теме

«Зимние забавы»

1. Отгадай загадку.

Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится? (Лыжник) Мчусь как пуля я вперед, лишь поскрипывает лед.

Да мелькают огоньки. Кто несет меня? (Коньки). Все лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры – помчались с горы. (Санки) По снегу покатите – я подрасту.

На костре согреете – я пропаду. (Снежный ком)

2. «Почему так назван?» Образование сложных слов.

Конькобежец – бегает на коньках; саночник – катается на санках; лыжник – катается на лыжах; хоккеист – играет в хоккей; фигурист – занимается фигурным катанием.

3. «Один - много». Образование мн. ч. ИС в родительном падеже. Лыжник – лыжники – лыжников и т. д.

4. «Счет». Согласование ИС с числительными.

Один конькобежец – два конькобежца – пять конькобежцев. Один саночник – два саночника – пять саночников.

Один лыжник - два лыжника – пять лыжников.

Один хоккеист – два хоккеиста – пять хоккеистов. Один фигурист – два фигуриста – пять фигуристов. Один снеговик – два снеговика – пять снеговиков.

Одна снежная баба – две снежные бабы – пять снежных баб.

5. «Кому что нужно». Употребление дательного падежа ИС.

Клюшка нужна хоккеисту; коньки нужны…; санки - …; лыжи - …; шайба - … .

6. «Закончи предложение». Склонение ИС в ед. числе. Мы решили слепить снеговика.

Мы приделали нос-морковку нашему … (снеговику). Мы показали соседям нашего … (снеговика).

Мы играли со … (снеговиком). Мы рассказывали о (снеговике).

6. «Исправь ошибку». Развитие логического мышления, слухового внимания.

Лыжнику нужна клюшка. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки. Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, стоят снежную крепость.

7. Пересказ рассказа. Развитие связной речи. Автоматизация поставленных звуков.

Снежная баба.

Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снежной бабе руки. Воткнули в руки ей метлу. Потом мы сделали ей глаза, рот и нос. На голову бабе надели шапку.

8. Составить рассказ (из личного опыта) на тему «Как я играл (а) зимой.

Лексико – грамматические упражнения по теме

«Игрушки»

1. «Один - много». Образование мн. ч. ИС в родительном падеже.

Кукла – куклы – кукол (мяч, кубик, мишка, собачка, пирамида, матрешка, машина).

2. «Назови ласково». Образование ИС с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Мяч – мячик и т. д.

3. «Счет игрушек». Согласование ИС с числительными. Один кубик – два кубика – пять кубиков и т. д.

4. «Назови, какая игрушка». Образование относительных прилагательных.

Игрушка из дерева – деревянная (из железа, из глины, из меха, из стекла, из пластмассы, из фарфора, из керамики, из резины, из гипса, из картона, из бумаги, из пластилина, из металла).

Игрушки для украшения елки (какие) – елочные.

5. «Мой, Моя, Мои». Согласование ИС с местоимениями. Мой – мяч, мишка, слон и т. д.

Моя – машинка, кукла и т. д. Мои – игрушки, кубики и т. д.

6. «Он (а) – они». Согласование ИС с глаголом. Машина стоит – машины стоят

Кукла спит – куклы спят Собачка лает – собачки лают Мяч лежит – мячи лежат Мишка ревет – мишки ревут Машина едет – машины едут.

7. «Подбери признак». Согласование ИС с ИП.

Мяч (какой) – резиновый, гладкий, новый, красивый, любимый, легкий и т. д. Кукла (какая) – большая, нарядная, фарфоровая и т. д.

8. «Отвечай-ка». Употребление падежных форм мн. числа ИС. Что? – синие шары и бумажные флажки

Нет чего? – синих шаров и бумажных шаров Радуешься чему? – синим шарам и бумажным флажкам Вижу что? – синие шары и бумажные флажки

Доволен чем? – синими шарами и бумажными флажками Говоришь о чем? – о синих шарах и о бумажных флажках.

9. Составить описательный рассказ про игрушку (по выбору, по плану: Что это?

Какого цвета, размера, формы? Из какого материала сделана? Что у нее есть?

Как с ней можно играть?

Публикации по теме:

Картотека «Чтение художественной литературы по лексическим темам на каждый день» в младшей группе СЕНТЯБРЬ 1 Тема: «Повторение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»» Вызвать у детей желание интонационно выразительно рассказывать наизусть.

Картотека дыхательной гимнастики в старшей группе по лексическим темам Название темы: 1. Тема: «Сегодня дошколята, а завтра – школьники» «Вырасти большой» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. ИП: стоя.

Картотека игр-упражнений с массажным мячиком и с кольцами Су-Джок по лексическим темам в старшей логопедической группе Картотека игр - упражнений с массажным мячиком и с кольцами Су – Джок по лексическим темам в старшей логопедической группе. Подготовила:.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 1 часть "Апельсин" Мы делили апельсин (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки) Много нас, (показывают 10 пальцев) А он один (показывают.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 2 часть "Есть у каждого свой дом" У лисы в лесу глухом есть нора-надежный дом. Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 3 часть "Люблю по городу гулять" Люблю по городу гулять, люблю смотреть, люблю считать. ("шагают "пальчиками обеих рук по столу) Невский-раз, Зимний-два,.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 4 часть "Повар" Повар готовил обед, а тут отключили свет (ребром ладони стучать по столу) Повар леща берет и опускает в компот. Бросает в котел.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам в старшей логопедической группе (часть 5) Картотека пальчиковых игр по лексическим темам в старшей логопедической группе Подготовила: воспитатель логопедической группы Кудрявцева.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Картотека лексико-грамматических упражнений по лексическим темам
Опубликовано: 16 мая 2024 в 09:48
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека лексико-грамматических упражнений по лексическим темам» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Кашевич (УИ 603234) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД