Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека заданий по лексической теме «Фрукты. Сад. Труд людей в саду» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задания
Уточнить понятие «Фрукты».
Расширить представления о труде взрослых в садах осенью. Закрепить названия цветов и их оттенков.
Существительные: урожай, яблоки, груши, сливы, персики, абрикосы, виноград,
Прилагательные: спелый, зрелый, душистый, сочный, аппетитный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, розовый, коричневый.
Глаголы: зреть, спеть, подкармливать, окапывать.
Грамматические категории:
• Словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
• Согласование числительных с существительными.
Темочки:
- Подготовительная группа
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
• Согласование существительных с прилагательными в роде, числе.
• Подбор родственных слов к существительным. •
Артикуляционная гимнастика:
Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
Мы делили апельсин. (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас, (показывают 10 пальцев)
А он один. (показывают 1 палец)
Эта долька - для ежа. (загибают большой палец левой руки)
Эта долька – для стрижа. (загибают указательный палец)
Эта долька - для утят. (загибают средний палец)
Эта долька - для котят. (загибают безымянный палец)
Эта долька - для бобра. (загибают мизинец)
А для волка – кожура. (бросательное движение правой рукой)
Он сердит на нас – беда! (сжимают кулаки и прижимают их к груди)
Разбегайтесь – кто куда! (бегут пальцами по столу)
Пальчиковая гимнастика «Компот»
Будем мы варить компот,
Много с фруктами хлопот (разводят руки в стороны)
Будем яблоки крошить (потереть ладошки друг о друга)
Груши будем мы рубить (ребром ладоней постучать по коленям)
Отожмём лимонный сок (сжимают кулачки)
Насыпаем сахарный песок.
Варим, варим мы компот (круговые движения кистями рук)
Угостить хотим народ.
Физкультминутка «Садовник»
Развитие общих речевых навыков, координация речи и движения, развитие мелкой моторики, развитие грамматического строя речи, введение в словарь глаголов: (сажать, белить, чинить).
Мы вчера в саду гуляли, (дети идут по кругу, взявшись за руки)
Мы смородину сажали (изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст)
Яблони белили мы (движение правой рукой вверх – вниз)
Известью, белилами
Починили мы забор, (имитируют удары молотком)
Завели мы разговор: (стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок)
- Ты скажи, садовник наш,
Что ты нам в награду дашь?
- Дам в награду слив лиловых, (загибают по одному пальцу на правой руке)
Груш медовых
Самых крупных, спелых яблок,
Вишен целый килограмм.
Вот что вам в награду дам.
Игра с массажными мячиками.
Возьмите мячик в правую руку. Представите, что это мягкая ароматная слива.
Сливу я держу в руке, (Кладут мячик на правую ладошку.)
Зажимаю в кулаке, (Крепко сжимают его.)
Отпускаю, разжимаю (Раскрывают ладонь.)
И ладошками катаю. (Катают мячик между ладонями.) Н. Нищева
Также можно сделать упражнение, взяв мячик в левую руку.
Выполните задания :
Понедельник.
Проверка домашнего задания. Подгрупповая и индивидуальная работа с детьми по заданию логопеда. Словарная работа.
Вторник
1. Назовите осенние дары:
А) которые люди собирают в саду :
Яблоко, груша, слива, виноград.
Б) которые люди собирают на огороде:
Морковь, свекла, картофель, чеснок, лук, перец, баклажаны, капуста, огурец, томат.
В) скажи одним словом:
Картофель, свекла, морковь, баклажан - это овощи.
Яблоко, груша и виноград - это фрукты
Г) как называется сад: если попасть в сад, где растут яблони, то…. этот сад называется - яблоневый; груши - грушевый; сливы - сливовый; виноград - виноградный. А все эти сады одним словом назовем - фруктовые.
2. Д/игра «Один –много»
Яблоко – яблоки
Груша – груши
Апельсин -апельсины
Мандарин –мандарины
Киви –киви
Слива –сливы и т. д.
3. Д/игра «Назови ласково».
Яблоко –яблочко
Груша –грушка
Апельсин – апельсинчик
Виноград –виноградик и т. д.
4. Д/игра «Чего нет»
Яблоко – нет яблока
Груша – нет груши
Слива – нет сливы
Ананас – нет ананаса
Виноград- нет винограда и т. д.
5. Д/игра «Чего не стало».
Педагог показывает детям несколько овощей, потом просит их отвернуться и убирает один. Дети должны угадать, чего не хватает.
6. Д/игра «Посчитай до 5».
Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Груша…
Апельсин….
Мандарин…
Киви….и т. д.
7. Игра «Чудесный мешочек»
Воспитатель раздаёт детям муляжи фруктов.
А теперь выложим овощи в корзину, но будем их при этом красиво называть: «Я кладу сочный апельсин» и т. д.
Среда.
Развитие грамматического строя речи
1. Д/игра «Четвёртый лишний»
Стол, банан, диван, полка.
Груша, картошка, перец, морковь.
Брюки, юбка, пальто, яблоко.
Апельсин, автобус, самолёт, пароход.
Огурец, персик, кабачок, тыква.
Ананас, берёза, дуб, осина.
Отвёртка, молоток, киви, пила.
Мяч, лимон, кукла, кубик.
2. Игра «Угадай-ка». Составление загадок-описаний о фруктах.
Сейчас я загадаю вам загадку об одном из фруктов, спрятанных за ширмой.
Он оранжевый, круглый, мягкий, сочный, душистый, кисло-сладкий.
Он покрыт толстой коркой, делится на дольки. Его можно есть просто так.
Из него можно приготовить сок. Что это?
3. Игра «Что изменилось?»
Воспитатель выкладывает в ряд муляжи фруктов на столе.
Посмотрите внимательно на фрукты, которые лежат на столе. Закройте глаза
Воспитатель убирает сливу и кладет на ее место грушу.
4. Игра
Нужно хлопнуть в ладоши, когда услышите в словах название какого-либо фрукта. Слушайте внимательно: репка, лук, груша, баклажан, апельсин; банан, варенье, персик, компот, слива, салат, сок и т. д.
5. Упражнение «Прохлопай слова»
Воспитатель предлагает детям прохлопать слова: лимон, груша, мандарин,
яблоко и т. д.
6. Д/игра «Назови фрукты, которые видишь в «путанице»
Картинка прилагается.
7. Отгадай загадки.
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (яблоко)
С оранжевой кожей
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно. (апельсин)
Этот фрукт на вкус хороший
И на лампочку похожий. (груша)
Родилась она зеленой.
На цветущей белой кроне.
А потом росла, краснела.
Как созрела – посинела. (Слива)
Кисти ягод над дорожкой
Прячут листики-ладошки.
На лозе повисли кисти,
И от нас укрылись в листьях. (Виноград)
Ты на лампочку похожа
И на ваньку-встаньку тоже.
У тебя румяный бок,
А откусишь – брызнет сок. (Груша)
Четверг.
Развитие связной речи
1. Игра "Громко-шёпотом", "быстро-медленно"
Произнести фразу вместе: "Са-са-са-прилетела к нам оса".
Затем произнести громко-тихо-шёпотом.
-Су-су-су-Ёж прогнал осу. (проговорить быстро и медленно)
3. Д/игра «Для чего нужны инструменты»
Лопата нужна чтобы … копать землю.
Грабли нужны чтобы … рыхлить, боронить землю.
Лейка нужна чтобы … поливать растения.
Садовые ножницы нужны чтобы … обрезать старые, сухие ветки.
3. Стихи
Польза фруктов
Дети здоровыми растут,
Если фрукты жуют,
Потому что фрукты –
Лучшие продукты.
Все без исключенья!
В этом нет сомненья.
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь,
Кто из них вкуснее,
Кто из них нужнее.
Чтобы быть здоровыми,
Ешьте дары садовые!
Витаминная родня –
Дети солнечного дня!
***
Солнце, солнце веселей,
Посвети еще, погрей!
Дождик, дождик, не мешай
Собирать нам урожай
Груши, яблоки в садах,
Помидоры на полях,
Не мешай пшеницу жать,
Не мешай ты нам копать
Свеклу, редьку и картошку,
И, конечно же, морковку!
Чтоб, когда придет зима, Были полны закрома.
3. Прочитать и пересказать текст Б. Житкова «Как яблоки собирают»
…Я увидел лестницу. А на лестнице стояла тетя. Она доставала яблоки и давала их девочкам. А девочки их в корзину клали. А потом я увидел целую кучу яблок. Там сидели две тети и на яблоки смотрели. Возьмут яблоки, повертят, повертят и складывают в корзинки. Смотрели, чтобы пятнышка не было. Без пятнышка – это самые лучшие яблоки. Эти яблоки каждое в бумажку заворачивают, потом накладывают в ящики, а потом в ящиках всюду развозят.
4. Д/и «Запомни и скажи» (картинка прилагается).
Детям предлагается посмотреть на картинку в течение 2-3мин. Затем картинка убирается и детям задают вопросы.
1. Какое время года на картинке?
2. Кто нарисован на картинке?
3. Кого больше мальчиков или девочек?
4. Что делает женщина?
5. Что делает мальчик?
6. Что делает девочка?
7. Какие животные нарисованы на картинке?
Пятница.
Развитие мелкой моторики.
Составление описательного рассказа по схеме (схема прилагается).