Евстафьева Надежда Васильевна
Картотека коммуникативных игр для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека коммуникативных игр для детей старшей группы
Игра в дошкольном возрасте - это ведущий вид деятельности, а также один из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков у детей. Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, игра стимулирует развитие общения между детьми.
Публикация «Картотека коммуникативных игр для детей старшей группы» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Игра всегда направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, вовлечение в действие. Она активизирует все имеющиеся у ребёнка возможности (самостоятельное творчество, развитие всех ведущих психических процессов). Игра способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создаёт условия для социализации ребёнка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения.
Формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если дети будут вовлечены в игре различные виды коммуникации, доступные для их возраста.
Коммуникативные игры – это игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства, способствующие углублению осознания сферы общения, обучающие умению сотрудничать.
Цель коммуникативных игр - развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению; развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.
Игры по развитию коммуникативных навыков старших дошкольников
Игра «Зеркало»
Цель: развитие выразительности движений, внимания, наблюдательности, произвольности.
Ход игры:
Воспитатель, стоя перед детьми, изображает разные эмоциональные состояния, а дети их повторяют.
Игра «Все вместе»
Цель: развивает сообразительность, быстроту реакции и координацию, умение действовать согласованно.
Для игры нужны мелки для рисования или листы газет. Воспитатель говорит, что надо нарисовать на полу круг такого размера, чтобы озадачить детей сложной, но решаемой проблемой: как им всем разместиться на очерченном пространстве. Выигрывает команда, которая смогла разместиться на маленьком пространстве.
Игра «Клубочек»
Цель: познакомить детей друг с другом, создать атмосферу доброжелательности.
Для проведения игры нужен небольшой клубочек цветных ниток. Воспитатель говорит детям, что это не простой клубочек, а волшебный: он может подружить всех на свете детей и людей : «Закатись-ка ты, клубочек, к нам с ребятами в кружочек, нить длиннее растяни, подружиться помоги! Раз, два, три – нить волшебная лети! (нить обматывается вокруг пальца всех сидящих в кругу, воспитатель ведё т диалог: Меня зовут… - Как тебя зовут? - Ты хочешь дружить … .? - Ты любишь играть? Во что больше любишь играть)
Игра «Пусть встанет тот, на кого я смотрю»
Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.
Сначала водит взрослый. Он обводит взглядом детей, потом на ком-то останавливает взгляд. Тот, на кого смотрит ведущий, должен поймать его взгляд и быстро встать. Затем водящими становятся все дети по очереди — они пытаются взглядом «поднять» своих товарищей.
Игра «Покажи чувства руками»
Цели: развивать рефлексию эмоциональных состояний ребёнка.
Ведущий предлагает детям представить, что их руки стали живыми и могут радоваться, бояться, злиться и т. п. Затем дети, глядя на ведущего (он задает образец движений, показывают, как их руки прыгают по столу (радуются, толкают, кусают друг друга (злятся, сжимаются в комочки и дрожат (боятся).
Игра «Чужие рисунки»
Цель: предоставить детям возможность обсудить свои и чужие страхи.
Детям показывают нарисованные другими детьми «страхи». Глядя на эти рисунки, дети должны рассказать, чего, по их мнению, боялись авторы рисунков и как им можно было бы помочь.
Игра «Пусть встанет тот, на кого я смотрю»
Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.
Сначала водит взрослый. Он обводит взглядом детей, потом на ком-то останавливает взгляд. Тот, на кого смотрит ведущий, должен поймать его взгляд и быстро встать. Затем водящими становятся все дети по очереди — они пытаются взглядом «поднять» своих товарищей.
Игра «Волшебное животное»
Цель: развивать у детей умение сотрудничать.
Дети становятся в тесный круг, берутся за руки и представляют, что все они вместе — одно большое сильное животное. Ведущий просит их послушать дыхание друг друга и постараться дышать одинаково — так, как будто дышит одно большое животное.
Игра «Ругаемся овощами»
Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.
Количество играющих: не менее двух человек. Детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка —картошка», «А ты, Иришка — редиска», «А ты, Вовка — морковка» и т. д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка — картинка», «А ты, Антошка — солнышко» и т. д. Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.
Игра «Секрет»
Цель: учить детей взаимодействовать друг с другом, навыкам обращения друг к другу с просьбой.
Всем участникам ведущий раздаёт по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д., кладёт в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.
Список литературы:
1. Жичкина А. Е. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание - 2002. - № 4. - С. 4-11.
2. Миронова Т. Н. Развитие коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности/Т. Н. Миронова// Приоритетные научные направления: от теории к практике, 2015. - № : 18.