Веженко Татьяна Александровна
Картотека коммуникативных игр для детей 3–4 лет для младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека коммуникативных игр для детей 3-4 лет (младшая группа)
Этот вид игр помогает развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты. Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и жесты.
Публикация «Картотека коммуникативных игр для детей 3–4 лет для младшей группы» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Младшая группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Коммуникативная игра «Чей предмет?»
Цель: научить детей проявлять внимание к другим людям.
Ход игры: педагог заранее подготавливает несколько предметов, принадлежащих разным детям. Дети закрывают глаза. Педагог выжидает некоторое время, давая возможность детям успокоиться и сосредоточиться, затем предлагает открыть глаза и показывает предмет, принадлежащий одному из детей. Дети должны вспомнить, кому принадлежит эта вещь. Хозяин предмета не должен подсказыв. ать. В игре могут участвовать такие предметы, как заколка для волос, значок и т. д
Коммуникативная игра «Зевака»
Цели: развивать произвольное внимание, быстроту реакции, формировать умение управлять своим телом и выполнять инструкции.
Ход игры: все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (звук колокольчика, погремушки, хлопок руками, какое-нибудь слово) останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное (оговоренное заранее) слово песни.
Коммуникативная игра «Ау!»
Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Количество играющих: 5-6 человек.
Ход игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему : «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Коммуникативная игра «Кого укусил комарик?»
Цель: способствовать развитию взаимопонимания между детьми.
Ход игры: дети садятся в круг. Ведущий проходит по внешней стороне круга, гладит детей по спинам, а одного из них незаметно от других тихонько щиплет — «кусает комариком». Ребенок, которого «укусил комарик», должен напрячь спинку и плечи. Остальные внимательно разглядывают друг друга и угадывают, «кого укусил комарик».
Коммуникативная игра «Две игрушки – поменяемся местами»
Цель: развитие моторной ловкости, внимания, координации движений, сотрудничества.
Ход игры: дети становятся в круг, а ведущий одновременно бросает игрушки двум игрокам, которые должны быстро поменяться местами.
Коммуникативная игра «Раздувайся, пузырь»
Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.
Ход игры: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).
Коммуникативная игра «Слушай команду»
Цель: развивать внимание, произвольность поведения.
Ход игры: звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего ( например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии и хорошо слушать, и выполнять задание.
Коммуникативная игра «Ласковое имя»
Цели: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.
Ход игры: дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т. д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.
Коммуникативная игра «Найди отличие»
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Количество играющих: взрослый и ребенок (группа детей).
Необходимые приспособления: лист бумаги, карандаши).
Ход игры: ребенок рисует все, что ему захочется, затем передает листок взрослому. Взрослый добавляет одну или несколько деталей и возвращает рисунок ребенку, который должен найти изменения. Затем взрослый рисует, а ребенок вносит изменения — они меняются ролями.
Коммуникативная игра «Где твой домик?»
Цели: развитие внимательности, командного духа, умение управлять своим поведением.
Ход игры: дети делятся на три команды: рыбки, птички, зайчики. Педагог объясняет детям, что у каждого животного есть своя среда обитания, т. е. птицы летают в небе, рыбки плавают в воде, зайчики прыгают на суше. В середине игровой площадки рисуется небольшой круг диаметром приблизительно 1,5 м. Включается негромкая веселая музыка, под нее дети бегают, прыгают, танцуют. Через некоторое время музыка выключается и педагог командует: «Небо», «Суша» или «Вода». Дети, персонажи которых относятся к названной среде, должны быстро забежать в круг. Дети, которые ошиблись, выбывают из игры. Игра повторяется несколько раз. Затем дети меняются ролями, и игра продолжается до тех пор, пока к ней наблюдается интерес.
Коммуникативная игра «Веселые старты»
Цель: развитие ловкости, быстроты и реакции детей, способствование коллективной сплоченности.
Ход игры: Дети делятся на команды с равным количеством игроков, и проводится сама игра. Победителями считается команда, первой прошедшая все испытания без ошибок. Для малышей игра может состоять из небольшого количества несложных заданий,4–5 заданий будет вполне достаточно.
Приблизительный план соревнований для игроков 3–4 лет.
• Пробежать змейкой между расставленными кеглями.
• Перепрыгнуть полосу шириной 30 см, нарисованную на полу или не земле.
• Пролезть в вертикально стоящий обруч.
• Обежать стул, на котором лежит мячик.
• Взять мяч и попасть им в вертикально стоящий обруч.
• Вернуться к своей команде и передать эстафету другому игроку.
Коммуникативная игра «Где мы были, не скажем, а что делали – покажем»
Цель: научить детей выделять характерные черты какого-либо действия и изображать само действие при их помощи; научить детей распознавать через пантомиму смысл изображаемого действия.
Ход игры: при помощи считалки выбирается водящий, которому предлагается выйти в другую комнату. Оставшиеся дети договариваются между собой, какое действие они будут изображать. Водящий возвращается и задает вопрос:
– Где вы были? – дети отвечают:
– Мы не скажем!
Водящий спрашивает:
– А что делали?
– Мы не скажем, мы покажем!
Дети изображают задуманное действие, водящий должен отгадать, что именно делают дети. Изображать задуманное действие могут все дети или только некоторые из них. Затем при помощи считалки выбирается новый водящий, и игра продолжается. Если водящий не смог угадать, что было изображено, ему говорят правильный ответ, и он продолжает водить.
Коммуникативная игра «Что это такое?»
Цель: научить детей выделять характерные признаки предметов и изображать эти предметы; научить детей отгадывать изображаемые при помощи пантомимы предметы.
Ход игры: педагог предлагает детям разделиться на команды с небольшим количеством человек (4–6 детей в каждой группе). Каждая команда получает задание изобразить какой-либо предмет, команды-соперницы должны угадать, что именно было задумано. Педагог предлагает такие предметы, в которых можно легко выделить отличительные признаки или предметы, находящиеся в определенной заданной ситуации, например, автобус с людьми, стиральную машину, пылесос, подъемный кран и т. д.
Коммуникативная игра «Изобрази эмоции»
Цель: научить детей изображать заданные эмоции, такие как грусть, радость, восторг, скука, плач, веселье и т. д.
Ход игры: дети при помощи считалки выбирают водящего. Педагог в тайне от других детей называет водящему эмоцию, тот воспроизводит ее при помощи мимики и жестов. Остальные дети угадывают, что именно изобразил водящий. Ребенок, первым назвавший правильный ответ, становится новым водящим. Для детей младшего дошкольного возраста задание можно задавать в ситуативной форме: например, педагог называет условную фразу: «Буратино радуется (грустит, скучает и т. д.)».
Коммуникативная игра «Как меня зовут?»
Цель: познакомить детей друг с другом, помочь в запоминании имен.
Ход игры: дети встают в круг и берут друг друга за руки. Один из детей начинает игру. Он называет свое имя. Стоящий рядом с ним ребенок продолжает игру – называет имя первого ребенка, затем добавляет свое. Следующий ребенок должен назвать имя первого ребенка, затем второго, затем добавляет свое. Все последующие игроки продолжают игру, называя цепочку из имен детей, стоящих перед ними, и свое собственное имя. Цепочка не должна превышать трех имен.
Коммуникативная игра «Хорошие слова»
Цель: научить детей говорить друг другу теплые слова.
Ход игры: педагог рассказывает детям историю: «В одном далеком городе дети стали говорить много плохих слов, а хорошие совсем забыли. Хорошие слова очень устали сидеть без дела и решили уйти из этого города в другие места, где дети не забывают их. А в этом городе началось что-то страшное. Дети стали обзываться, совсем перестали дружить, учителя в школе и воспитатели в детских садах совсем перестали хвалить детей, мамы и папы стали только ругать своих малышей. Очень тяжело пришлось деткам, и пошли они искать хорошие слова, чтобы просить их вернуться в их город. Очень долго дети искали эти слова и, наконец, нашли. Хорошие слова очень обрадовались, что они снова стали нужны детям, и с радостью вернулись. Но теперь, стоит кому-то сказать плохое слово, все тут же вспоминают, как хорошие слова уходили из города, и всем сразу уже не хочется ругаться. Давайте вспомним хорошие слова, которые мы знаем, и скажем их друг другу». Дети, обращаясь к другим, называют добрые слова, которые им знакомы.
Коммуникативная игра «Самый лучший»
Цель: научить детей находить друг в друге положительные черты, говорить друг другу комплименты.
Ход игры: заранее готовится «трон», например, кресло, обтянутое красивой тканью. Над троном крупными яркими буквами изображена надпись: «САМЫЙ ЛУЧШИЙ». Дети рассаживаются на стулья. При помощи считалки выбирается водящий, который занимает место на троне. В течение нескольких минут (время регулируется педагогом) остальные дети объясняют, почему этот ребенок самый лучший, придумывают уменьшительно-ласкательные производные его имени. По окончанию водящий выбирает следующего ребенка, который займет трон. Педагог может подсказать, что можно поблагодарить детей за комплименты и попросить ребенка описать свои эмоции, которые он испытывал, находясь на этом троне. Все дети должны по одному разу побыть на троне.
Коммуникативная игра «Розовые очки»
Цель: помочь детям разглядеть друг в друге положительные черты, повышение самооценки и хорошего настроения у детей.
Ход игры: игра проводится в небольшой группе детей. Педагог объясняет детям смысл выражения «розовые очки» – это выражение подразумевает, что человек видит окружающее в «розовом свете», т. е. только хорошее, не замечая всего неприятного и негативного. Педагог одевает заранее приготовленные очки с розовыми стеклами, глядя на каждого ребенка, дает ему краткую положительную характеристику, описывает его сильные стороны и достоинства. После этого педагог может предложить каждому ребенку надеть очки и посмотреть вокруг – посмотреть на других детей и увидеть в каждом хорошие черты.
Коммуникативная игра «Колючий зверь»
Цель: создание позитивного настроения у детей, создание дружеской атмосферы.
Ход игры: педагог показывает детям рисунок загадочного животного, выполненный на большом листе. Весь зверь исколот зубочистками, воткнутыми в плакат. Педагог объясняет, что это очень злой и страшный зверь. Таким он стал по той причине, что на нем много колючек, поэтому все его боятся и не хотят с ним играть. Педагог просит детей помочь этому животному избавиться от своей злости и раздражения. Задача детей – пожалеть зверя, наградить его хорошими чертами характера. Как только ребенок говорит хорошее слово про это животное, педагог выдергивает из него одну колючку и ломает ее. Постепенно количество колючек на звере уменьшается, он приобретает вполне добрый и симпатичный вид, дети все вместе придумывают ему прозвище. Желательно, чтобы количество колючек было больше количества детей.
Коммуникативная игра «В зоопарке»
Цель: позволить детям примерить на себя различные роли – доброго, злого, хитрого, трусливого и т. д. ; повысить уровень самооценки.
Ход игры: педагог предлагает поиграть: «Представьте, что мы пришли в зоопарк. Мы будет прогуливаться, переходить от клетки к клетке, наблюдать за поведением животных. Наша задача – изобразить, как ведет себя хозяин каждой клетки». Педагог включает негромкую музыку, называет различных животных, дети в течение 3–4 минут изображают названного зверя, затем педагог предлагает следующее животное. Лучше всего предлагать детям названия животных в паре с прилагательным, характеризующим его. Педагог может назвать следующих животных: злой волк, трусливый зайчик, сердитый медведь, добрый слон, шустрый мышонок, хитрая лиса, ленивый кот, свирепый тигр и т. д.
Коммуникативная игра «Отвечай – не зевай»
Цель: развивать в детях быстроту реакции и сообразительность.
Ход игры: игру можно проводить на улице. Предварительно можно расчертить асфальт мелом таким образом, чтобы у каждого малыша оказалась собственная дорожка с делениями. Дети встают в ряд, каждый на своей дорожке, педагог по очереди задает каждому простой вопрос. Если ребенок ответил без запинки, он перемещается на следующее деление, если не нашелся с ответом, остается на прежнем месте, и педагог переходит к следующему малышу. Вопросы могут быть любые, в том числе и шутливые, так же как и ответы, в этой игре оценивается не правильность ответа, а скорость и реакция.
Примеры вопросов:
• Сколько пальчиков у тебя на руке?
• Как зовут твою маму?
• Какого цвета солнце?
• Сколько лет Деду Морозу?
• Сколько раз ты приходил в детский сад?
• У кого нос морковкой? и т. д.
Коммуникативная игра «Живые игрушки»
Цель: научить детей сопереживанию, участливому отношению к другим, привить бережное отношение к игрушкам.
Ход игры: педагог раздает детям хорошо знакомые им игрушки: машинки, куклы, мягкие зверушки, мячики, кубики и т. д. Игрушки должны быть разными у всех детей. Педагог предлагает детям рассказать сочиненную историю каждой игрушки. Лучше, если она будет звучать от первого лица. Для начала первую историю может рассказать взрослый, затем предложить придумать свой рассказ самым активным детям и т. д. Застенчивые дети должны выступать со своими историями где-то в середине. Не стоит вызывать их в числе первых и последних рассказчиков. Педагог должен следить, чтобы дети не пересказывали рассказы друг друга, в этом случае можно направить мысль ребенка в новое русло, задавая наводящие вопросы.
Коммуникативная игра «Наши маленькие друзья»
Цель: развивать в детях способность сочувствовать и сопереживать, развивать бережное отношение к домашним питомцам.
Ход игры: предварительно педагог предлагает детям нарисовать своих домашних животных. По этим рисункам дети должны рассказать истории о своих любимцах. Это может быть история появления маленького друга в семье ребенка, какой-нибудь забавный случай из их жизни или просто рассказ, о том, как они живут, чем занимаются, куда ходят гулять и т. д.
Коммуникативная игра «У птички болит крылышко»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Ход игры: один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» ее сам ведущий, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка … (Саша, Маша) хорошая». Затем другие дети надевают куклу-котенка на руку и тоже «жалеют птичку».
Коммуникативная игра «Листочек падает»
Цель: развивать у детей умение сотрудничать.
Ход игры: взрослый поднимает над столом лист бумаги (на расстоянии около метра, затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол. После этого ведущий просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги – дети поднимают руки вверх. Взрослый отпускает лист, он спускается на стол. Детям нужно сделать то же самое, то есть плавно опустить руки на стол одновременно с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз. Ведущий подчеркивает умение ребят действовать согласованно, вместе.
Коммуникативная игра «Покажу, как я люблю»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Ход игры: взрослый говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Далее один из ребят превращается в маму, другой – в ее сыночка, и показывают, как они любят друг друга. Следующая пара – «мама» и «дочка», потом «бабушка» и «внук» и т. п.
Коммуникативная игра «Проснись»
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих.
Ход игры: ребёнок будит спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями руки и тихо, ласково приговаривает: "Проснись, моё солнышко!” и т. п. Взрослый. Давай поиграем. Я – как будто дочка (сынок) – и сплю. А – ты мама (папа) – меня будишь. Только постарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать. Ситуация разыгрывается по ролям. При этом "просыпающийся” может потянуться, протереть глаза, улыбнуться утру и "маме”. При повторе участники игры меняются ролями.
Коммуникативная игра «Прошу – не надо»
Цель: научить детей выражать положительные и отрицательные эмоции жестами.
Ход игры: взрослый предлагает ребёнку сначала попросить жестом то, что ему нравится, а затем отказаться от того, что не нравится. В случае затруднения помогает найти нужные движения (с ласковым произнесением слова "прошу” рука выводится вперёд раскрытой ладонью вверх, с твёрдым "не надо” – кисть вытянутой руки становится вертикально вверх, ладонь повёрнута "от себя”).
Коммуникативная игра «Звериное пианино»
Цель: развивать у детей умение сотрудничать.
Ход игры: дети садятся на корточки в одну линию. Они – клавиши пианино, которые звучат голосами разных животных. Ведущий раздает детям карточки с изображениями животных, голосами которых будут звучать «клавиши» (кошка, собака, свинья, мышка и т. д.). Потом взрослый дотрагивается до головок детей, как будто нажимает клавиши. Клавишам нужно звучать голосами соответствующих животных.
Коммуникативная игра «Расследование»
Цель: развитие процессов внимания, памяти, наблюдательности, коммуникативных навыков.
Ход игры: для игры все участники закрывают глаза, ведущий выбирает одного из детей и ставит его за чуть прозрачную занавеску. Затем все дети по команде открывают глаза, и ведущий объявляет, что они должны понять, кто стоит за занавеской (фактически, кого среди них не хватает). Вспомнив этого ребенка, дети должны вспомнить как можно больше деталей, связанных с ним – цвет глаз, одежду, дать как можно более точный портрет отсутствующего. Когда предложения заканчиваются, ребенок выходит из-за занавески, все могут увидеть и сравнивать, насколько точным было их описание.
Коммуникативная игра «Лебедь, рак и щука»
Цели: развитие внимание ребенка, улучшение коммуникативных способностей общения в паре, привить «чувство партнера».
Количество играющих: двое.
Ход игры: двое детей привязываются веревкой друг к другу за пояс, располагаясь спиной к спине. На некотором расстоянии от них (например, 1 метр) лежит игрушка, которую участникам необходимо достать по сигналу ведущего, причем перед каждым стоит дополнительная задача – перетянуть соперника на свою сторону.
Невербальные игры нужны для развития воображения, для совершенствования мелкой и крупной моторики. Пытаясь что-то объяснить языком тела, выражением лица, пантомимой, ребенок «примеряет» на себя разные человеческие эмоции, чувства, тем самым учится сопереживанию, сочувствию или, как говорят психологи, эмпатии. Развивается эмоциональный интеллект. Невербальные игры даже используются для лечения неврологических заболеваний и психологической коррекции.
Игра «Кто – кто в коробочке живет, что – что в коробочке лежит?»
Племя «молчунов» сидит у костра. Каждый по очереди достает из коробочки воображаемый объект: то птичку, которая тут же улетает с руки; то ужа, который вырывается; то горячий уголек. В этой игру говорить нельзя. Остальные члены племени должны догадаться – что каждый достал из коробки.
"Всеобщее внимание".
Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств. Итак, все участники игры пытаются об.
В детстве я хотел быть.
Цель упражнения: формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения. Каждому участнику в течении трех минут предлагается написать на карточке, кем он хотел быть в детстве и почему. Затем анонимные карточки сдаются ведущему, который их перемешивает и вновь раздает участникам в случайном порядке. Каждый участник должен "вжиться" в пол.
Дар убеждения
Цель упражнения: оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи. Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили у кого из них в коробке лежит бумажка - каждый начинает доказывать "публике" то, что именно у него в коробке лежит бумажка.
Зажим
Упражнение служит для снятие психофизиологических "зажимов" и формирования приемов релаксации состояния. Участники садятся в заведомо неудобную позу. При этом в определенных мышцах или суставах возникает локальное напряжение, "зажим". Необходимо в течение нескольких минут точно выделить область зажима и снять его, расслабиться. Участники делятся своими впечатлениями и ощущениями.
Игра "Я люблю, конечно, всех. "
Игра веселая, создает положительную атмосферу. Фраза "Я люблю, конечно, всех. " настраивает участников на доброжелательное отношение друг к другу. Игра может проводиться в группе от 6 человек. В нее могут играть, как взрослые, так и дети. Участники сидят на стульях по кругу, в центре находится ведущий. Ведущих говорит фразу: "Я люблю, конечно, всех, но. (называет какой-либо признак, например,.
Игра для супругов, которые не могут решить, кто из них будет мыть посуду.
Предлагаю игру, которая поможет вам, если вы никак не можете договориться о том, кто будет сегодня мыть посуду, резать лук или пойдет в магазин. Игра состоит в том, что вы должны за 7 минут (можно играть и без ограничения времени) написать как можно больше предложений, начинающихся фразой: «я люблю тебя, потому что ты …» или просто написать как можно больше положительного о своей второй половин.
Игра «Место встречи».
Цель игры: научиться налаживать механизмы взаимопонимания в общении. Ведущий предлагает участникам договориться о встрече:.
Игра «Нестандартный подход».
Цель игры: вывести закономерности взаимопонимания, развить навыки управления вниманием и настроением партнера по общению, в частности, путем варьирования характеристик речи (тона, темпа, громкости) или движения. Известный советский педагог А. С. Макаренко говорил в свое время, что любой человек, занимающийся проблемами общения, должен уметь произнести фразу «Иди сюда!» сорока различными способами.