Eкатерина Соколова
Картотека мероприятий по теме Зима
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхательная гимнастика
Цель проведения дыхательной гимнастики с дошкольниками — это, прежде всего, укрепление их здоровья. Значение такой гимнастики для общего физического развития дошколят велико, ведь:
упражнения для органов дыхания помогают насытиться кислородом каждой клеточке организма ребёнка
упражнения учат ребятишек управлять своим дыханием, что, в свою очередь, формирует умение управлять собой
правильное дыхание улучшает работу головного мозга, сердца и нервной системы ребёнка, дыхательной и пищеварительной системы организма, укрепляет общее состояние здоровья
дыхательная гимнастика — отличная профилактика болезней органов дыхания.
Публикация «Картотека мероприятий по теме Зима» размещена в разделах
Закаливающее дыхание
Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. «Поиграем с носиком»
1. Организационный момент
· «найди и покажи носик»
Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому
2. Основная часть
Игровые упражнения с носиком.
· «Помоги носику собраться на прогулку»
Каждый ребёнок берёт носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.
· «Носик гуляет»
Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.
Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твёрдому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняет через нос.
· «Носик балуется»
На вдохе ребёнок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.
· «Носик нюхает приятный запах»
Ребёнок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем.
· «Носик поёт песенку»
На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поё т: «Ба – бо – бу».
· «Поиграем носиком»
Ребёнок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.
Таким образом делается как бы растирание.
Заключительный этап.
· «Носик возвращается домой»
Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.
Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:
Подходи ко мне дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди,
Тёте. покажи.
Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
Вот так носик-баловник!
Он шалить у нас привык.
Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
Хорошо гулять в саду
И поё т нос: «Ба-бо-бу».
Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
Нагулялся носик мой,
Возвращается домой.
Гимнастика для глаз.
Цель гимнастики для глаз: профилактика нарушений зрения дошкольников.
«Снежинки».
Закружились, завертелись «Фонарики»
Белые снежинки. Поднять руки вверх и посмотреть
Вверх взлетели белой стаей. на них
Лёгкие пушинки. Медленно опустить руки и
Чуть затихла злая вьюга. проследить за ними взглядом.
Улеглись повсюду.
Заблистали, словно жемчуг, - Развести поочерёдно руки
Все дивятся чуду. в стороны и проследить за ними
Заискрились, засверкали Выполнить руками
белые подружки. движение «ножницы»
Заспешили на прогулку Шаг на месте.
Дети и старушки.
Растирание ладони
Самомассаж кистей и пальцев рук – это активное механическое воздействие на нервные окончания с целью стимуляции речевых зон коры головного мозга. Кинестетические импульсы, идущие от пальцев рук, изменяют функциональное состояние коры головного мозга, усиливают её регулирующую и координирующую функции
«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мё рзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.
Добываем мы огонь,
Взяли палочку в ладонь.
Сильно палочку покрутим –
И огонь себе добудем.
«Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.
Раскатаем колобок,
Колобок – румяный бок.
Будем сильно тесто мять,
Будем няне (маме) помогать.
Конспект бодрящей гимнастики после сна для «Зима»
Цель: Обеспечить мышечный тонус и расслабление: способствовать активному включению детского организма в рабочий ритм, создать бодрое настроение после дневного сна. Укреплять здоровье детей, закаливать организм ребенка, развивать физические навыки. Развивающая среда: снежки-белые мячи для тенниса, массажные дорожки и коврики. Интеграция областей: речевая область и социально-коммуникативная область.
Ход гимнастики
1. Побудка Звучит мелодия песни «Зимушка-зима» Снежки разложены на подушке. Воспитатель:
Ах, ты,зимушка-зима Снег и радость принесла Кто тут спит, вставать пора Просыпайся детвора! С боку на бок повернитесь И друг другу улыбнитесь. (дети делают повороты) Воспитатель: Все проснулись? Молодцы! Вы ребята удальцы! Зима в гости к нам пришла И с собой принесла Что? Скажи скорей дружок Ну конечно же (снежок) Воспитатель: Руки вверх вы потяните Для себя снежки возьмите Знаю каждый будет рад На подушке же лежат (дети берут снежки) Со снежками мы поиграем Его в ладонях покатаем Каждый пальчик им по трем И немного отдохнем (проводится пальчиковая гимнастика, согласно текста). Снежок положим на ладошку Подуем на него немножко. Дыхательная гимнастика. Сделать медленный полный вдох и после небольшой задержки дыхания 2-3 короткими и сильными толчками воздух выдыхаем через губы, сложенные трубочкой. Щеки не надуваются. Произносим звук «с-с-с»(4раз) перекладывая снежок из одной руки в другую. Положить снежки. А на улице мороз Мерзнут щеки, щиплет нос. Быстро, точно вот сейчас Сделаем точечный массаж Найдем свои мы носики носики - курносики Разгладим свои лобики Похлопаем по щечкам Полепили свои ушки Погладим и макушки. Глазки наши все смотрели Отдохнуть тоже захотели Гимнастика для глаз Все глазки закрывают Глазки отдыхают Теперь глазки мы откроем Смотрим вверх, а после вниз Снова вверх и снова вниз Это вовсе не каприз А потом налево, а затем направо И еще раз, два и три Теперь кругом ты посмотри Но вот опять снежки возьмем И зарядку проведем Гимнастика в постели 1. и. п. Сидя на кровати снежок в правой руке, поднять руки через стороны вверх, переложить снежок в левую руку, вернуться в и. п. (7раз) 2. и. п. лежа на боку,снежок в руке, поднять ногу вверх, прокатить снежок по ноге, вернуться в и. п. тоже на другом боку (по 4 раза) 3. и. п. сидя,снежок зажат между ступнями, руки в упоре сзади поднять ноги вверх, вернуться в и. п. (6 раз) 4. и. п. лежа на спине, опереться на пятки и макушку головы, прогнуться в позвоночнике, переложить снежок под спиной, вернуться в и. п. (6раз) Воспитатель: Раз,два,три,четыре,пять- с кровати нам пора вставать. 5. Дети встают с кровати. И. п. стоя Что бы спинки поравнять Нужно сесть,а после встать Снова сесть и снова встать Сделаем так еще раз 5. Ходьба по специальным дорожкам. Этот коврик очень важный Он лечебный, он массажный Есть следочки для ходьбы Идем по ним мы Раз, два, три Не страшны нам холода Будем здоровыми всегда!
Дидактические игры «Зима»
Игра «Снег везде»
Цель: подражанию ; использовать в речи отрицательную частицу «не» - Оснащение: не требуется.
Ход игры: предложите ребенку поиграть. Прочтите ему стишок-рифмовку: Снег на дорожке, Снег на крыльце, Снег на собачке, Но не на мне! Произносите слова «Но не на мне», сопровождая их отрицающими жестами — энергично покачайте головой, помашите рукой или пальцем. Замените слова рифмовки другими знакомыми вашему ребенку словами, например: Снег на крыше, Снег на кусте, Снег на лошадке, Но не на мне! Вскоре малыш поймет суть игры и будет сам предлагать новые слова, подходящие для этой рифмовки. Все варианты непременно должны заканчиваться фразой «Но не на мне!»
Игра «Зимняя одежда»
Цель: продолжит формировать зрительное восприятие и внимание; понимать, что в зимний период люди надевают теплую одежду и обувь; знать и употреблять имена существительные, обозначающие предметы зимней одежды.
Ход игры: рассмотрите вместе с ребенком сюжетную картинку. Обратите его внимание на то, что на деревьях нет листьев, зато везде много снега. Прочтите рифмовку: Снег на деревьях. Снег на кустах. Снег на дорожках, Снег на ветвях. Затем прикройте верхний рисунок и укажите ребенку на маленькие картинки. Предложите ему найти и показать предметы одежды — шапку, варежки, шубку, сапожки, шарф. Покажите ребенку сюжетную картинку и попросите его найти на ней и назвать эти же предметы одежды.
"Зимние загадки"
Цель: развивать мышление детей, речь.
Задачи:
- закрепить знания детей о зимних явлениях природы;
- развивать любознательность, наблюдательность, интерес к окружающему;
- создать эмоционально - положительный настрой.
Правила игры: Воспитатель читает загадку, а ребенок берет синею карточку и закрывает нужную картинку. Выигрывает тот, кто первым правильно заполнит свою карту.
Народные загадки
Два блестящих коня по льду возят меня.
(Коньки)
Сели детки на карниз и растут всё время вниз.
(Сосульки)
Всю зиму лежал,
Весной в реку побежал.
(Снег)
Без рук, без ног,
А ворота отворяет.
(Ветер)
Четыре
Без рук рисует,
Без зубов кусает.
Не огонь, а жжётся.
(Мороз)
Человечек непростой
появляется зимой
А весною исчезает
Потому что быстро тает.
(Снеговик) (Ю. Светлова)
Под ногами у меня
Деревянные друзья
Я на них лучу стрелой
Но не летом, а зимой.
(Лыжи) (Ю. Светлова)
Только выпали снежинки,
Побежал я по тропинке,
А за мной они бегут,
Весь маршрут мой выдают.
(Следы на снегу) (Ю. Светлова)
Дунул ветер, и мороз
Снег нам с севера принёс.
Только вот с тех самых пор
На стекле моём.
(Узор) (Ю. Светлова)
Видно, речка замерзала
И укрылась одеялом,
А раскрыться вряд ли сможет,
Если солнце не поможет.
Но когда весна придёт,
Одеяло пропадёт.
(Лед на реке) (Ю. Светлова)
«Наоборот»
Цели:
• Развитие слухового внимания, логического мышления.
• Активизация словаря – закрепление в речи слов – антонимов.
Педагог произносит логически неправильную фразу, дети опровергают ее. Например, снег черный (нет, белый, снеговик горячий (нет, холодный) и т. п.
«Что зимой бывает»
Цели:
• Развитие представлений о приметах зимы.
• Совершенствование связной речи.
Игра проводится с использованием настольной игры «Времена года». Дети подбирают к большой карте, на которой изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года.
Игра –экспериментирования.
Замерзание жидкостей.
Цель: Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.
Игровой материал: Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом, алгоритм деятельности.
Ход игры: Дети рассматривают жидкости, определяют различия и общие свойства жидкостей (текучесть, способность принимать форму сосудов). Затем приготавливают раствор соленой воды по алгоритму, заливают соленый раствор и обычную воду в формочки, ставят на длительное время в холод. Затем вносят формочки, рассматривают, определяют, какие жидкости замерзли, а какие — нет. Дети: делают вывод: одни жидкости замерзают быстрее, другие медленнее; устанавливают зависимость температуры замерзания жидкости от ее плотности.
Изменение объема жидкости.
Цель: Выявить изменение объема жидкости при замерзании.
Игровой материал: Бутылки с пробками.
Ход игры: Дети заливают бутылки водой: одну доверху, другую — нет, закрывают их крышками, отмечают уровень воды и выносят на мороз. После полного замерзания вносят бутылки в помещение и выясняют, как изменились обе бутылки, почему дно у одной из них стало выпуклым.
Тема: «Едем на автобусе в зимний лес»
Цель: формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности.
Задачи: Развитие воображения, развитие речи, развитие творческого мышления
Оборудование: Игрушки животных: волк, белка, ежик, медведь, заяц; дерево, елочка; корзинка с орешками; стул и наволочка для имитации берлоги медведя; белая ткань или салфетка для имитации норки ежика; деревянный автобус; билеты; деньги; жилетки для водителя и кондуктора, микрофон для водителя. Имитация леса: Завернуть ежика в салфетку, поставить стул, положить под него медведя и накрыть сверху простынкой, поставить деревце и рядом поставить зайчика, под елку поставить волка, поставить белочку и оставить свободное место для полянки. Игру лучше проводить в группе или где есть свободно место.
Ход игры:
П: Дети, сегодня мы с вами поедем на автобусе в зимний лес! Вы, пожалуйста, оденьтесь потеплее, потому что там холодно, возьмите с собой чай и бутерброды, чтобы покушать. Еще мы с вами можем встретить в лесу белочку, так что давайте, возьмем орешки, чтобы её там покормить. Мы с вами поиграем в лесу в снежки, покатаемся на лыжах, и слепим снеговика. Нам нужен водитель, кондуктор и кассир. Давайте посчитаемся!
(Педагог считает детей и с помощью считалки выбирает, кто будет водителем, кондуктором и кассиром.)
Я вожу, вожу, вожу
Свой автобус к гаражу.
Раз, два, три, четыре, пять –
В гараже он будет спать.
Будет спать он до утра –
Утром новая игра.
Кто шофером хочет быть?
Выходи! Тебе водить!
П: Водитель и кондуктор садятся в автобус, кассир идет в кассу (водителю и кондуктору одеваются жилетки; водителю выдается микрофон, кассиру билеты). Остальные у нас будут пассажирами. Вот вам, пассажиры, монетки, идите в кассу и купите там себе билеты. Когда идете в кассу, говорите кассиру «Здравствуйте, дайте мне, пожалуйста, билет на автобус в зимний лес», даете кассиру монетку, кассир дает вам билетик и говорит «Возьмите билет, пожалуйста». Когда все пассажиры купят себе билет, кассир тоже купит себе билет и пойдет в автобус. Все пассажиры идут в автобус, предъявляют билеты кондуктору. Кондуктор рвет билетики и пропускает пассажиров в автобус. Все усаживаются. Водитель объявляет в микрофон «Осторожно, двери закрываются, следующая остановка «Зимний лес»», и имитирует вождение автобуса.
Все, мы приехали! Водитель, объявляй остановку «Остановка, зимний лес».
(педагог просит детей все фразы проговаривать правильно, при затруднении, несколько раз)
П: Всё, мы приехали! Завернемся потеплее в наши шубки, возьмем с собой орешки для белочки, и выходим из автобуса. Ой, какие сугробы вокруг! Осторожно, не упадите, поднимайте ножки повыше! (Педагог проделывает все движения с детьми) Пойдем за мной! Смотрите, а что это там вдалеке, давайте подойдем поближе, это чья-то норка. Только не шумите, там может кто-то спать. (шепотом) давайте аккуратно посмотрим, кто там в норке (педагог поднимает салфетку, и дети видят там ежика)
Д: Это ежик!
П: А что делает ежик?
Д: Он спит.
П: А почему он спит днем?
Д: Он спит всю зиму. И просыпается только весной.
П: Ладно, не будем ежика будить, пойдем дальше…идите за мной, никуда не отходите, а то можете заблудиться в лесу! А кто это у нас тут сидит?
Д: Белочка!
П: Давайте ее покормим! Он проголодалась!
(Дети кормят белочку орешками)
П: Пошли дальше! А что это тут у нас? Это чья-то берлога. Только не шумите, вдруг разбудите кого-нибудь. Давайте аккуратно заглянем в нее. Кто это там?
Д: Медведь!
П: А что он делает?
Д: Спит. Потому что он в зимней спячке. И проснется только весной.
П: Пошли дальше. Ой, смотрите, какая красивая большая полянка! Давайте слепим снеговика! (Педагог делает вместе с детьми движения, имитирующие катание снежного шара)
Кто у нас сделает самый большой шар? Поставь его на землю, теперь нужен шар поменьше. Кто нам его сделает? Поставь. Теперь голову! Молодцы! Какой красивый снеговик!
Теперь давайте поиграем в снежки (Педагог выполняет движения, имитирующие игру в снежки)
Молодцы! А теперь давайте на лыжах покатаемся. (Педагог выполняет движения, имитирующие катание на лыжах) Молодцы! Ладно, скоро нам уже домой, так что пошли дальше. Дети, что вы видите дальше?
Д: Это зайчик
П: А что он делает?
Д: Он кушает кору
П: А почему он кушает кору?
Д: Потому что зимой нечего больше кушать.
П: Дети, а посмотрите там из-за елки чьи-то глаза страшные горят!
Д: Это волк!
П: Ребята, а что это за звук вы слышите? (Педагог имитирует звук завывания метели)
Д: Это метель начинается!
П: Дети, побежали скорее в автобус, а то сейчас начнется метель, мы не сможем найти обратную дорогу и я уже замерзла, а вы нет?
Д: Мы тоже!
(Педагог и дети возвращаются обратно в автобус)
П: Доставайте скорее свои термосы с чаем, бутерброды, давайте греться и кушать.
(Педагог имитирует движения еды и питья и спрашивает у каждого ребенка, с чем у каждого бутерброд, это развивает воображение у детей)
(Педагог подсказывает водителю его действия)
Подведение итогов
П: Дети, сегодня мы с вами совершили путешествие в зимний лес! Расскажите, что вы там увидели.
Д: (дети рассказывают все, что увидели в лесу)
П: Вам понравилось?
Педагог отмечает каждого ребенка. Что кто выполнял хорошо на занятии.
Целевая прогулка по лексической теме «Зима»
Цель: развитие познавательной активности.
Задачи: развивать у детей интерес и любовь к родной природе, познакомить с первыми признаками зимы, закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними.
Оборудование и материалы: корм для птичьей кормушки, атрибуты для подвижной игры: шапочки и носики Морозов.
Ход прогулки
Воспитатель. Ребята, почему участок сегодня совсем другой? Какая сегодня погода? Чем она отличается от осенней? (Ответы детей.) Послушайте загадку:
Утром глянул я чуть свет:
Двор по-зимнему одет.
Распахнул я настежь двери,
В сад гляжу, глазам не верю.
Эй! Смотрите, чудеса –
Опустились небеса!
Было облако над нами,
Оказалось под ногами.
А. Гунали
– О каком времени года загадка? Правильно, ребята, о зиме. Послушайте стихотворение о зиме.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой,
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
И. Суриков
– Красивое стихотворение, правда? Давайте внимательно посмотрим на первые белые снежинки, как они кружатся, медленно опускаются на землю. Давайте посоревнуемся, на чью варежку упадет больше снежинок!
Если снежинку поймать на ладонь, что произойдет? (Дети убеждаются, что снежинки быстро тают). Это происходит потому, что снег состоит из воды. Осенью вместо снега идет дождь, а зимой от мороза дождинки замерзают и превращаются в снежинки.
А теперь попробуйте ладошкой, какой снег на ощупь? Правильно, холодный.
Но для земли и растений снег – самое настоящее теплое одеяло. Чем больше зимой снега, тем теплее травам, кустарникам. Снег защищает их от сильных морозов и шаров. Давайте посмотрим, как спят под белым пушистым одеялом растения. (Воспитатель осторожно разгребает снег до почвы и демонстрирует детям зеленые травинки.) А когда придет весна, снег растает, и травка снова будет зеленеть и расти.
Давайте пройдем вперед и посмотрим, что произошло с нашими деревьями. Есть ли на них листочки? (Ответы детей.) Правильно, ребята, деревья стоят голые, нет ни одного листика. Скажите, а есть такое дерево, которое не меняет осенью и зимой свой наряд?
Зимой и летом одним цветом.
– Что это? Правильно, ёлка. Всю зиму елочка стрит зеленая, она не боится морозов, вместо листиков у нее красивые зеленые иголочки. Очень скоро зелёная ёлочка придет к нам на праздник. Догадались, какой? Правильно, зимой все люди празднуют встречу Нового года.
Подойдите к рябине и посмотрите, что с ней произошло. На рябине много красивых, красных ягодок. Зимой от мороза эти ягоды становятся очень вкусными. Их с удовольствием клюют птички. А вот и наша кормушка. Давайте положим в нее корм, птички прилетят и поблагодарят нас за это. Вспомните, почему птиц зимой надо подкармливать. (Ответы детей).
А теперь давайте поиграем в русскую народную игру “Два Мороза”. (Игра предварительно разучивается в группе).
Игра “Два Мороза”
Воспитатель вместе с детьми выбирает двух Морозов.
Морозы:
Мы два братца молодые,
Два Мороза удалые.
Я – Мороз-красный нос.
Я – Мороз - синий нос,
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Дети (вместе с воспитателем) :
Нам морозы – не беда!
Не страшны нам холода!
Вы, Морозы, не зевайте,
Нас быстрее догоняйте!
Морозы догоняют детей, отводят в Ледяной домик (на веранду). Игра повторяется.
В конце прогулки воспитатель вместе с детьми делает вывод о том, что наступила зима, зимой стало еще холоднее, чем осенью. Листья с деревьев опали, выпал снег.