Получи документы

Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений

Олеся Архипова
Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений
▼ Скачать + Заказать документы

Улавливай шепот.

Цель: развитие слухового внимания и восприятия.

Играющие делятся на две команды и выполняют задание:

1) Ведущий предлагает изобразить на лице определённое состояние (радость, грусть, усталость, испуг, внимание и т. д) или отгадать, какое состояние он сам изобразит.

2) Ведущий называет профессию, а дети показывают её с помощью движений.

Продолжительность игры 10-15 минут.

Картотека

(игры, речевые упражнения)

Чего не стало.

Публикация «Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений» размещена в разделах

Цель: активизировать в речи существительные в родительном падеже множественного числа с нулевым окончанием.

Наглядный материал: предметные картинки с изображением одного или нескольких предметов

- Чего не стало?

(яблок, носков, гольфов, сапог)

Волшебный мешочек или

Волшебная корзинка.

Цель: учить описывать предмет, упражнять в согласовании существительных, прилагательных; активизировать использование прилагательных.

Воспитатель достаёт из мешка предметы, не показывая их, а дети должны догадаться, что это.

1 Она длинная, оранжевая. Что это? (морковь)

2 Он зелёный, длинный. (огурец)

3 Оно круглое, красное. (яблоко)

4 Он круглый, оранжевый. (апельсин)

5 Он круглый, красный. (помидор)

6 Он желтый, овальный, кислый. (лимон)

Кто внимательный?

Цель: развитие фразовой речи, слуха.

Оборудование: куклы, кубики, машины, др.

Дети сидят на стульях. Вызванный ребёнок выполняет задание, произнесённое ведущим шепотом (действия с игрушками).

Водящим и ведущим могут быть дети, выбранные по желанию или считалкой.

Расстояние от водящего от 3 до 5-6 метров.

Игра 10-15 мин.

Кто где?

Цель: упражнять детей в различении пространственных отношений: рядом, напротив, друг за другом.

Наглядный материал: 3 пары кукол (две куклы рядом, две куклы напротив друг друга, куклы друг за другом).

- Где стоят куклы?

-А эти куклы?

- Найдите кукол, которые стоят рядом, и поставьте их на другом столе друг за другом.

-Найдите кукол которые стоят друг за другом, и поставьте на полки, одну на верхнюю, другую на нижнюю.

Ласковые имена.

Цель: дать ласковые имена и названия (словообразование с помощью суффиксов)

Аня-Анечка, Соня-Сонечка, и т. д

Мама-мамочка, папа-папочка

(дочь, сестра, сын, брат, т. д)

Что это?

Цель: активизация употребления в речи детей несклоняемых существительных типа пальто.

Наглядность: картинки

Воспитатель задаё т вопросы:

- Что это? (пальто). Я уберу картинки, чего не стало? (пальто).

- Слово пальто произносится одинаково, много их или одно.

Предложения по картинкам :

- На вешалке висит много пальто;

- Девочка надевает (снимает) пальто;

Составьте рассказ о пальто.

Скажи одним словом.

Словарный материал:

Длинное ухо – длинноухий,

Короткий хвост – короткохвостый,

Длинные рога – длиннорогий,

Рыжий хвост – рыжехвостая,

Любит труд – трудолюбивый,

Ходит быстро – быстроходный и т. д.

Красный-белый.

Цель: нахождение в словах, произнесённых голосом или шепотом, шипящих и свистящих звуков.

Оборудование: на каждого ребёнка по два кружка – красный и белый.

Воспитатель называет слова. Если в них есть шипящий или свистящий звук, дети поднимают красный кружок, если нет белый.

Игра 10-20 мин.

Эхо.

Цель: продолжать работу над дикцией, совершенствовать произношение слов и словосочетаний, развивать фонематический слух, вызвать интерес к слову.

Ход игры:

Выбирается ребёнок, использующий роль «эха». Остальные дети называют любое слово и чётко и внятно (не громко) произносят его. Ребёнок – «эхо» должен тот час громко повторить его, как бы вернуть обратно. Слово произносятся детьми полушепотом, они должны быть разнообразными.

Найди исправь ошибку.

Цель: развивать слуховое внимание, учить слышать речь окружающих, учить соотносить звучащее слово с картинкой, упражнять в построении предложений с использованием глаголов.

Например – Кошка лает? (нет)

-А что может делать кошка? (мяукать, мурлыкать, царапать)

- Где живёт? (дома, с человеком и т. д).

Поймай рыбку.

Цель: активизация свистящих и шипящих звуков.

Оборудование: небольшие картинки, к ним прикреплены скрепки, удочка с магнитом.

Дети по очереди вылавливают удочкой картинку с изображением рыбки (щуки, карпа, пескаря, и т. д, называют их, определяют наличие свистящего или шипящего звука.

Игра 20-30 мин.

Угадай на что похоже?

Цель: активизировать речь детей, развивать словарный запас, развивать воображение, мышление память.

Наглядный материал: картинки, требующих воображаемых дорисовок, которые могут изображать разные предметы.

Воспитатель показывает детям картинку и спрашивает «На что похоже?»

Например: - очки, штанга, самокат, велосипед.

Новое слово.

Цель: научить детей образовывать новые глаголы при помощи приставок.

Наглядный материал: картинки, с изображением мальчика в действии.

Дети рассматривают картинку, отвечают на)

Одним словом:

-Мальчик по тротуару (что делал) шёл

-Мальчик к дому (что сделал) подошёл

-Мальчик вокруг дома (что сделал) обошёл

Затем дети сами составляют:

- Коля пришёл …; - Коля вошёл, т. д.

Весёлые предлоги.

Цель: упражнять в правильном употреблении предлогов.

Наглядный материал: сюжетные картинки.

Дети отвечают на вопросы, рассматривая сюжетные картинки.

1 Игрушки стоят в шкафу.

-Где стоят игрушки?

-Игрушки стоят в шкафу.

2 Стул стоит у стола.

-Где стоит стул?

-Стул стоит у (возле, около) стола.

Добавь слог.

Цель: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

Ход игры:

Воспитатель называет один слог и бросает мяч. Поймавший его должен дополнить слово:

«Ма» - «ма», «Кни» - «га».

Дополнивший слово бросает мяч воспитателю.

Составь предложение.

Цель: учить детей составлять предложения с однородными членами.

Наглядный материал: предметные картинки (цветы, овощи, фрукты, одежда).

По картинкам дети составляют предложения типа «В саду поспели фрукты: яблоки, сливы, груши» или «В магазине не продают одежду: пальто, платья, костюмы».

Слово можно прошагать.

Цель: закрепить знание о том, что звуки в слове произносятся в определённой последовательности показать, что в разных словах разное количество звуков.

Содержание:

- Дети, узнать длинное слово или короткое можно по шагам.

Например произносит «суп» и делает шаг, «шар»- шагают один шаг с детьми.

Далее педагог предлагает называть разные слова и одновременно шагать.

-Кто назовёт самое длинное слово, тот и победитель!

Звуковое лото.

Цель: учить опознавать звук в речевом потоке, учить составлять характеристики предметов (для описания).

Воспитатель выкладывает звук лото с предметными картинками, и просит отобрать те из них, закрыв их фишками, в названии которых есть звук (с, и т. д.

Далее ребёнок описывает картинку по выбору.

Страна Гномия.

Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, упражнять в употреблении сущ-ных во мн. числе.

Наглядный материал: карточки с парными картинками – высокий предмет, низкий предмет.

«Мальчик Саша попал в страну Гномия. Там всё было такое же, как у нас, но очень маленькое. Он увидел не дорогу, а дорожку, не куст, а кустик. Давайте поиграем в эту игру! Что ещё увидел мальчик в стране Гномии.

Что для чего?

Цель: активизировать в речи детей употребление глаголов неопределённой формы, конструкций сложноподчинённых предложений.

Игра: не обозначая словом сам предмет, назвать его применение.

Например: утюг- «Чтобы гладить», кисточка- «Чтобы рисовать».

Закончи предложение.

Цель: учить детей составлять сложносочинённые предложения с союзом а.

Воспитатель начинает, а дети продолжают:

Морковь сладкая, а редька (горькая).

Помидор красный, а огурец (зелёный).

Усложнение: детям дают задание:

-сравнить по вкусу лимон и мёд;

-по цвету уголь и мел;

-на ощупь вату и дерево; т. д.

Кому это?

Цель: закреплять названия фруктов, овощей, их описание.

Упражнять в построении распространённых предложений с использованием прилагательных.

Перед детьми сидят заяц, белка и кукла.

Вынимая из конверта картинки с изображением овощей и фруктов, воспитатель спрашивает детей: -что это? –кому это?

Какой? Какая? Какое?

Цель: учить согласовывать сущ-ные с прилагательными, правильно строить фразу.

Наглядный материл: предметные картинки, изображающие фрукты и овощи, кастрюлька, коробка сока, банка из под варенья.

Игра: назвать сок – вишнёвый (какой) – яблочный, какое варенье? – малиновое, какой суп? – грибной, гороховый.

Подбери слово.

Цель: развивать сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.

Ход:

Воспитатель предлагает вопросы:

-Вспомните, что можно шить?

Дети – (пальто, платье, шубу и т. д)

-Что можно штопать? (носки, варежки, чулки и т. д)

-Завязывать? (верёвку, шнурки, шарф).

Узнай по голосу.

Цель: развивать слуховое внимание.

Ход игры:

На площадке круг. Все дети бегают по площадке. После слов воспитателя: «Раз, два, три, в круг беги!». Все дети собираются в круг. Один завязывает глаза. «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай».

Ребёнок в кругу называет имя водящего.

Испорченный телефон.

Цель: развивать слуховое внимание

Ход игры:

Выбирается ведущий. Все садятся на стулья в ряд. Ведущий тихо говорит слово рядом сидящему, тот передаёт его следующему.

Ведущий спрашивает у последнего игрока: «Какое ты услышал слово?» если не правильно, остальные говорят что слышали они – узнают кто испортил.

Ромашка.

Цель: активизировать речь, обогащать словарный запас, учить классификации предметов.

Наглядный материал: Лепестки ромашки с предметными картинками.

Игра: собери - предметы посуды

-растения

-мебель

-инструменты

-транспорт

-обувь

-одежда

-головной убор

Публикации по теме:

Проект «Формирование фонематического восприятия у детей»Проект «Формирование фонематического восприятия у детей» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Название «Формирование фонематического восприятия у детей». Автор проекта: Мацупа Галина Григорьевна Продолжительность.

Воспитание звуковой культуры речи детей 2–3 лет Воспитание звуковой культуры речи у детей третьего года жизни должно быть направлено на усвоение, закрепление правильного произношения звуков,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений
Опубликовано: 22 августа 2013 в 17:59
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Архипова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД