Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека игровых упражнений по лексической теме «Домашние птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Утренняя гимнастика:
«В деревне у бабуси»
Лексика :
I. Петух, курица, цыпленок, утка, гусь, хвост, крылья.
Плавать, клевать, пищать, крякать.
Красный, желтый, зеленый, синий, большой, маленький.
II. Птицы, петух, курица, цыпленок, утка, утенок, гусь, хвост, крылья, корм.
Кормить, плавать, клевать, пищать, крякать.
Домашние, красный, желтый, зеленый, синий, большой, маленький.
III. Птица, петух, курица, цыпленок, цыплята, утка, утенок, утята, гусь, гусята, индюк, индюшата, корм, зерно, пруд, кормушка.
Публикация «Картотека игровых упражнений по лексической теме „Домашние птицы“» размещена в разделах
- Домашние птицы. Птичий двор
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Кормить, ухаживать, плавать, пасти, клевать, ловить, разгребать.
Домашний, пушистый, разноцветный, голосистый, пестрый.
Вверху, внизу, спереди, сзади, я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, мой, моя, твой, твоя, мне, тебе, наш, нам, один, два, три, четыре, пять, первый, второй, третий, четвертый, пятый, на, в, у, под, с (со).
Общие речевые навыки:
Артикуляционная гимнастика «Птичий двор»
«Пошалили» - обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Ситуация. Смотри, в тарелке остались крошки. Хочешь немного пошалить?
Инструкция. Давай подуем на крошки и посмотрим, что будет.
Общая и мелкая моторика:
I-II «Петя - петушок»
А как Петя-петушок
Рано просыпается,
Дети поднимают голову вверх, вытягивают шею.
Песни звонкие поет:
«Ку-ка-ре-ку!»
Повторяют звукоподражания, ритмично хлопая себя ручками по ногам.
Всех подруг к себе зовет.
Курочки слетаются.
Бегут в центр круга.
На головке гребешок,
Шпоры на ногах у Пети.
Последовательно дотрагиваются до головы и ног.
Выйдет Петя на лужок,
Крикнет: «Просыпайтесь, дети!»
Идут, прижав руки к туловищу.
«Курочка-хохлатка»
Курочка-хохлатка
Поставить руку локтем на стол.
Зернышки клюет.
Курочка-хохлатка
Детушек зовет:
«Ко-ко-ко, ребятки,
Зернышки нашла!»
Желтые цыплятки
Мчатся со двора.
Пальцы сложить щепотью в виде клюва. Ритмично двигать кистью руки вверх и вниз.
III. «Домашние птицы»
Наши уточки с утра:
«Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!»
Идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток.
Наши гуси у пруда:
«Га-га-га! Га-га-га!»
Идут по кругу, вытянув шеи вперед и оставив руки-«крылья» назад.
Наши курочки в окно:
«Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!»
Останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам.
А как Петя – петушок
Ранним поутру
Нам споет «ку-ка-ре-ку!»
Встают спиной в круг, вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки.
«Уточка»
Шла уточка бережком,
Шла серая по крутому.
«Идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь.
Вела детей за собою,
И малого, и большого,
Загибают безымянный палец; большой палец.
И среднего, и меньшого,
Загибают средний палец; мизинец.
И самого любимого.
Загибают указательный палец.
Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи :
I. «У бабушки в деревне» - пополнение номинативного словаря, словаря звукоподражаний.
В групповом помещении стоит макет деревенского дома, находятся фигурки бабушки, курицы, петуха, гуся.
- А вот и бабушка! Кто же нас встречает вместе с ней? Посмотрите, это петушок. Это курочка. Это гусь. Кто это?
- Петушок здоровается с нами: «Ку-ка-ре-ку!» Как здоровается петушок?
Аналогичная работа с курочкой и гусем.
«Петушок и курочка» - пополнение номинативного словаря за счет названий частей тела птиц.
- Бабушка очень любит петушка и курочку. Она хочет рассказать нам о них.
Параллельно с чтением стихотворения педагог демонстрирует фигурки птиц, выделяя голосом названия частей тела.
Вот наш Петя-петушок.
Есть у Пети гребешок,
Разноцветный хвост у Пети,
Петю очень любят дети.
Рядом курочка стоит,
Пете «ко-ко-ко» кричит.
Он бородушкой трясет,
К курочке своей идет.
«Кто как кричит?» - пополнение номинативного словаря, словаря звукоподражаний.
- Это курочка. Курочка кричит: «Ко! Ко! Ко!» Как кричит курочка?
Аналогичная работа с петушком и гусем.
II. «В гости пришли птицы» - обогащение знаний детей по теме.
Педагог показывает детям картинки и говорит : «Дети. К нам в гости пришли птицы : петух, курица, утка, гусь. Кто это? Да, это домашние птицы. Они живут около дома. Они приносят пользу человеку: несут яйца, дают нам мясо. Какую пользу домашние птицы приносят нам? (Дети повторяют.) Посмотрите внимательно на курочку: какая она, что у нее есть? Правильно, у курочки есть голова, хохолок, глаза, лапки, хвостик, перышки. А теперь скажите сами, что есть у курочки?»
«Что умеют птицы?» - расширение словаря по теме.
Курица умеет кудахтать, клевать, бегать, ходить, летать, пить.
Утка умеет крякать, клевать, бегать, ходить, летать, плавать, пить.
Гусь умеет гоготать, клевать, бегать, ходить, летать, плавать, пить.
Петух умеет кукарекать, клевать, бегать, летать, драться.
Далее педагог просит детей повторить, что умеют птицы.
Игра с мячом «Назови ласково» - совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Педагог приглашает детей на ковер и предлагает им встать в круг.
Педагог. Сейчас я буду бросать вам мяч и называть домашних птиц, а вы будете возвращать мяч мне и называть птиц ласково. (Бросает мяч первому ребенку.) Петух – петушок, утка – уточка, курица – курочка и т. д.
«Найди маму» - совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат, ят).
На наборном полотне находится игровое поле птичий двор с размещенными на нем взрослыми птицами. Педагог раскладывает изображения цыпленка, цыплят, гусенка, гусят.
- Давайте поможем птенцам найти своих мам. Как называются птенцы курицы?
- Как называются птенцы гусыни?
- Прикрепите птенцов рядом с их мамами. Расскажите, где находятся птенцы.
Дети по очереди называют птенцов и закрепляют их изображения на игровом поле.
Цыпленок около курицы.
Цыплята около курицы.
Гусенок около гусыни.
Гусята около гусыни.
III. «Кто как разговаривает?» - словообразование (образование глаголов от звукоподражательных комплексов).
Утка – «кря-кря» - крякает.
Гусь – «га-га» - гогочет.
И т. д.
«Кто у кого?» - образование супплетивной формы существительного в единственном и множественном числе.
У утки - утенок (утята).
У гусыни - гусенок (гусята).
И т. д.
«Назови ласково» - образование существительного с помощью суффиксов.
Петух - петушок.
Утка - уточка.
И т. д.
«Один – много» - употребление существительного родительного падежа во множественном числе.
Одна утка - много уток.
Один селезень - много селезней.
Один утенок - много утят.
И т. д.
«Посчитай» - согласование числительных с существительным.
1 утка, 2 утки, 3., 4., 5.
1 утенок, 2., 3., 4., 5.
1 селезень, 2., 3., 4., 5. И т. д.
«Кто как передвигается?» - подбор глаголов к существительному.
Утка (что делает) - плавает, ходит, летает.
Индюшка (что делает) -.
Курица (что делает) -.
Петух (что делает) -.
«Чей клюв, чьи лапы?» - образование притяжательных прилагательных.
Клюв утки - утиный клюв.
Лапы утки - утиные лапы.
И т. д.
«Скажи наоборот» - подбор антонимов.
Утка большая, а утенок - маленький.
Цыпленок молодой, а петух -.
У гуся шея длинная, а у курицы -.
У курицы лапы без перепонок, а у утки -.
Развитие навыков звукового анализа и синтеза:
I. «Тихо - громко»
- Цыпленок хочет с вами поиграть. Он сейчас будет пищать. А вы будете определять, как он пищит: тихо или громко. И за ним повторяйте.
«Тихо - громко» (Железнова)
Подвижная игра – песенка «Цыплята» (Хисматуллина)
II. «Цыплята»
Цыпы по двору гуляли,
Цыпы зернышки искали.
Клю-клю, клю-клю –
Так я зернышки клюю.
Дети, глядя на ритмо-схему, стучат указательными пальцами по коленям («клюют») медленно, четвертными длительностями.
Вышла Маша на дорожку,
Накрошила цыпам крошки.
Клю-клю-клю-зклю, клю-клю-клю –
Быстро зернышки клюю.
Отстукивают ритм восьмыми.
«Курочки»
Наши курочки гуляли,
Вкусны зернышки клевали:
Клю-клю-клю, клю-клю-клю!
Клю-клю-клю, клю-клю-клю!
А потом нашли орех.
Он большой, один на всех.
Прохлопывают восьмыми длительностями.
Клю-клю, клю-клю!
Клю-клю, клю-клю!
Четвертные длительности.
В цыпляточек позвали –
Всем цыплятам крошки дали:
Клю-клю-клю-клю,
Клю-клю-клю-клю!
Клю-клю-клю-клю,
Клю-клю-клю-клю!
Шестнадцатые.
«Индюк и овечка»
Бубен, бубен, позвени,
Всем ребятам покажи,
Важно как индюк шагает,
Головой своей кивает.
Педагог четвертями ударяет в бубен, дети ритмично шагают, выпрямив спину, руки отведены назад.
Бубен, бубен, позвени,
Всем ребятам покажи,
Как овечка бежит,
Быстро ножками стучит.
Педагог восьмыми ударяет в бубен, дети легко бегут, руки согнуты в локтях и прижаты к груди, кисти свободно опущены вниз.
III. «Отпрыгай слова» (словарь по теме)
Ритмическая игра «Цыплята»
Цыпы по двору гуляли,
Цыпы зернушки искали.
Клюю-клю, клюю-клю –
Так я зернышки клюю.
Дети стучат указательными пальцами по коленям («клюют») медленно, четвертными длительностями.
Вышла Маша на дорожку,
Накрошила цапам крошки.
Клюю-клю-клю-клю, клюю-клюк-клю –
Быстро зернышки клюю.
Отстукивают ритм восьмыми.
Связная речь:
II. Пересказ рассказа В. Сутеев «Цыпленок и утенок»
III. Пересказ рассказа В. Сутеева «Добрая утка» по серии сюжетных картинок
Художественная литература:
Стихи о домашних птицах
«Жили у бабуси два веселых гуся»
А. Прокофьев «Курицы на улице»
Э. Шим «Курочка»
Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»
М. Пришвин «Ребята и утята»
Сказка «Цыпленок Чик и кот Федор»
Русская народная сказка «Курочка Ряба»
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»
Просмотр м/ф. : «Это что за птица?», «Про дудочку и птичку», «Гадкий утенок», «Желтик», «Пропал Петя-петушок», «Пирожок»
Игры с природными материалами:
I. Игра с песком «Покорми птичку»
II. Игра с водой «Игра с уточками»
Дидактические игры:
I. «Лабиринт» - развитие зрительного восприятия.
«Разложи яички» (большое – поменьше – маленькое) - развитие способности различать предметы на основании определенных признаков.
Игра с разрезными картинками - научить составлять целое из частей.
«Узнай по силуэту» - развитие восприятия, внимания, словарного запаса.
II. «Расскажи о курочке» - развитие пространственного восприятия.
«Впереди у курочки – голова с клювом. Сзади – хвостик. Посередине – туловище. С одной стороны – крыло, с другой стороны – тоже крыло, у курочки два крыла. Внизу у курочки – две лапки».
Рассказ о курочке повторяется с помощью вопросов.
«Чей голос?» - развитие слухового восприятия и внимания, учить детей различать голоса домашних птиц.
«Найди пару» - учить подбирать предметы разных пропорций по образцу, закреплять знания основных цветов спектра, развивать внимание, память.
III. «Найди птицу не похожую на других» - развитие зрительного восприятия, логического мышления.
«Собери семью» - закрепление представлений у детей о домашних птицах и птенцах.
«Четвертый лишний» - развитие логического мышления.
Сюжетно-ролевая игра:
«Птицеферма»
Формировать умение творчески развивать сюжет игры.
Знакомить с трудом птичницы.
Закреплять представления детей о труде взрослых на птицеферме и домашних птицах.
Воспитывать уважительное отношение к труду.
Театрализованные игры:
Пантомимические упражнения повадки птиц, подражание голосам.
Закреплять умения передавать характерные движения, поводки птиц. Закреплять их названия.
Улучшить настроение детей.
Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»
Конструктивные игры:
I. «Домик для цыпленка»
Совершенствовать конструктивные умения, учить различать, называть и использовать основные строительные детали и схемы (графические образцы).
Использовать ранее полученные навыки: накладывание, приставление, прикладывание, чтение схем; учить сооружать домики в соответствии со схемой и размером игрушки, самостоятельно отбирая необходимые детали для постройки; подводить детей к простейшему анализу построек; формировать игровые мотивы и эмоциональное отношение к детской конструктивной деятельности и ее результату.
II. «Загородки и заборы» - упражнять детей в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур; в различении и назывании четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый) и геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник); закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб, кирпич, брусок); учить понимать взрослого, думать, находить собственные решения.
III. «Птицеферма» - формировать у детей умение использовать строительный настольный материал, разнообразно действовать с ним; учить самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки и выполнять постройку по образцу педагога; закрепить ранее полученные знания о птицеферме; учить создавать простейшие модели реальных объектов, отражать в обыгрывании постройки полученные знания и впечатления; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
Подвижная игра:
II. «Гуси - лебеди» - развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу.
На одном краю площадки чертой обозначается дом, в котором находятся «гуси». На противоположном краю площадки на расстоянии 3-4 м за второй чертой стоит «пастух», который пасет «гусей». Сбоку от дома логово, в котором находится «волк». Остальное место - луг. Дети, исполняющие роли волка и пастуха, назначаются педагогом или выбираются по считалке, остальные дети изображают гусей. «Пастух» выгоняет «гусей» на луг, они «пасутся» на лугу, летают.
Пастух. Гуси, гуси!
Гуси (останавливаются и отвечают хором). Га, га, га!
Пастух. Есть хотите?
Гуси. Да, да, да!
Пастух. Так летите!
Гуси. Нам нельзя,
Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
Пастух. Так летите как хотите,
Только крылья берегите!
«Гуси», расправив крылья (вытянув в стороны руки, «летят» через луг домой, а «волк», выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой). Пойманные «гуси» идут в логово. Педагог вместе с детьми подсчитывают пойманных «волком» «гусей». Затем назначаются (или выбираются) новые «волк» и «пастух». Игра повторяется.
Примечания. 1. Слова для игры рекомендуется выучить заранее, в группе. 2. На начальном этапе разучивания игры роль волка выполняет педагог.
III. «Курочка, цыплята и коршун» - упражнять детей действовать по сигналу педагога, выполнять ходьбу, бег врассыпную.
Как мои ребятушки,
«Курочка» и «цыплята» не спеша ходят по двору.
Желтые цыплятушки,
Пошли по двору гулять,
Себе зернышки искать.
Стали зернышки искать,
Приседают, качают головой.
Чтобы маме показать:
- Мама, мама! Посмотри!
Бегут к «курочке», протягивая ей ладошки.
Пи-пи-пи! Пи-пи-пи! –
Вдруг, откуда не возьмись,
Черный коршун появись!
Вылетает «коршун». «Цыплята» прячутся у «курочки» под крыло.
Подвижная игра с речевым сопровождением:
II. «Цыплята на полянке»
Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга, лицом в центр круга, где находится педагог. Педагог читает текст стихотворения, показывает движения
Как наседка волновалась.
- Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Руки к щекам, наклоны влево-вправо.
Где Цыплята, мои детки,
Ко-ко-ко, ко-ко-ко?
Выполняют два наклона руки вперед - в стороны.
Убежали на полянку
Далеко, далеко!
Шагают на месте, энергично взмахивая руками.
Мне найти их будет очень
Нелегко, нелегко!
Выполняют повороты влево-вправо, руки к плечам.
Цып-цып-цып,
Мои цыплятки,
Цып-цып-цып,
Мои ребятки,
Выполняют «пружинку», руки на пояс.
К маме быстро вы бегите,
Хлопают в ладоши.
Свою маму обнимите
Тут цыплята выбегали,
Свою маму обнимали.
Обнимают обеими руками себя за плечи.
III. «Как у курочки - хохлатки»
Дети образуют круг, поворачиваются лицом в центр. Выбирается лиса, становится в центр круга.
Как у курочки-хохлатки
Были желтые цыплятки.
Выполняют «пружинку», руки на поясе.
Были желтые цыплятки –
Шаловливые ребятки.
Прыгают на месте на двух ногах, руки внизу, ладони перпендикулярно.
- Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко.
Идут по кругу друг за другом.
Не будите вы лису,
Что живет в густом лесу.
Останавливаются. Грозят пальчиком правой руки, левая - на поясе.
А то рыжая придет
И цыпляток унесет.
Шагают на месте.
Ой, лиса бежит, беда,
Разбегайся кто куда.
Разбегаются по площадке врассыпную.
Примечания. 1. Участок для игры четко ограничен, за границы участка цыплятам убегать нельзя. 2. «Лиса» догоняет цыплят только после слов «разбегайся кто куда».
Игра малой подвижности:
I. «Где цыпленок?» - развитие внимания, наблюдательности.
Инвентарь: пластмассовая или резиновая игрушка-цыпленок (высота 12-15 см).
Педагог перед занятием прячет игрушку на игровой площадке. Дети врассыпную встают рядом с педагогом посередине площадки. Педагог говорит:
Цыпленок-комочек
Убежал от мамы-квочки.
Вы, ребята, помогите
Да цыпленочка найдите.
После слов педагога дети расходятся по всей площадке, внимательно ищут игрушку. Если дети затрудняются в поиске, педагог помогает им, указывая зрительные ориентиры (дерево, качели, предмет и т. д.). Ребенок, нашедший игрушку, приносит ее педагогу.
Примечание. Когда дети ищут игрушку, они должны ходить, а не бегать.
II. «Найди цыпленка» - развитие внимания, наблюдательности, умения играть в коллективе.
Инвентарь: игрушка-цыпленок (резиновая или пластмассовая) высотой 8-10 см.
Дети закрывают глаза, в это время педагог прячет игрушку.
Дети образуют круг. Берутся за руки. Педагог встает в круг вместе с детьми. Все вместе, держась за руки, идут по кругу. Педагог произносит текст:
Вышла мама-курица
Погулять на улицу.
Вышли с ней цыплятки –
Веселые ребятки.
Вдруг исчез один цыпленок –
Желтый маленький ребенок.
Дети, помогите!
Цыпленочка найдите!
После этих слов дети расходятся по участку, ищут игрушку. После того как кто-либо из детей найдет игрушку, он приносит ее педагогу. Игра повторяется.
III. «Куры и петух» - развивать умение показывать и повторять позы и движения, воспитывать артистичность и выразительность движений.
Петя в желтых сапогах
Ходит по песку,
Ребенок – «петушок ходит по залу, дети – «курочки» сидят на стульчиках.
А потом как закричит:
«Ку-ка-ре-ку!
Выходите, курочки,
Собирайте крошки,
Жучков, паучков
На моей дорожке».
«Петушок» кричит и, взмахивая руками, подзывает к себе «курочек».
Куры крыльями махали –
Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
«Курочки» бегают по залу, легко взмахивая руками.
Куры носиком стучали –
Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Дай нам, Петя, крошки,
Крошек не жалей!
Дай еще немножко,
Будет веселей!
Кок-ко-ко, ко-ко-ко!
Присаживаются на корточки и стучат пальчиками по полу.
Психогимнастика:
«Пропали гуси». Выразить состояние хозяйки, у которой пропали гуси. Обыгрывание народной песенки «Жили у бабуси два веселых гуся».
Упражнение для мышц шеи :
«Петушок»
Петя, Петя – петушок
Наклоны головы вправо – влево.
Целый день учил стишок.
А запомнил он строку
Наклоны головы вперед – назад.
Лишь одну – «Ку-ка-ре-ку!»
На последнее слово – на каждый слог ударять руками по бедрам.
Мимическое упражнение :
«Утка и утенок». Изобразите утят, шагающих на пруд. Утенок поранил ножку. Выразите эмоции страдания и боли. Утята увидали огромного пса. Покажите, как они испугались. Изобразите, как мама-утка защищала своих утят, а потом учила плавать.
Упражнение для жевательно-артикуляторных мышц:
«Цыплята клюют зернышки». Вытягивать губы вперед узкой «трубочкой». Смыкать и размыкать губы.
Упражнение для губ и щек :
«Уточка пропускает водичку через клюв». Выдувать воздух по очереди каждым углом рта.
«Широкий клюв утки и селезня». Вытянуть вперед сомкнутые губы.
Самомассаж:
Массаж шеи «Петушок»
Через поле, через реку
Крикнул Петя: «Кукареку!»
Левой рукой обхватить шею с правой стороны и погладить ее, проводя ладонью к основанию горла. Повторить то же правой рукой.
На высоком берегу
Эхо повторило: «Ку…ку!»
Указательным и большим пальцами оттянуть кожу на шее и опустить ее.
Курочки и петушок
Наседка нередко ругала цыплят:
Поглаживание подъема ноги.
«Кончайте клеваться, кому говорят!
Массаж щиколоток.
Кто много клюется, тот мало клюет,
Похлопывание пальцами по ноге от щиколотки вверх.
Кто мало клюет, тот плохо растет,
Похлопывание пальцами по ноге снизу-вверх.
Кто мало растет, тот болен и худ,
Поглаживание ноги ладонями.
Кто худ и бессилен, того заклюют!»
Поглаживание коленок.
Загадки:
* Квохчет, хлопочет,
Детей созывает,
Всех под крылья
Собирает.
(Курица)
* Длинная шея, красные лапки,
Щиплет за пятки, беги без оглядки.
Шипит, гогочет, щипнуть меня хочет.
Я иду, не боюсь. Кто это?
(Гусь)
* Хвост узорами, сапоги со шпорами.
Всех бужу, хоть часов не завожу.
(Петух)
* Может разбиться,
Может и свариться.
Если хочешь,
В птицу может превратиться.
(Яйцо)
* Явился в желтой шубке,
Прощайте две скорлупки.
(Цыпленок)
* Пестрая крякуша
По лужку важно ходит,
Из воды сухой выходит.
Ходит врзавалочку – спотыкалочку.
(Утка)
* Удивительный ребенок:
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
(Утенок)
* Ходит спесь надуваючись,
Болбочет, болбочет.
Может что-то хочет?
(Индюк)