Папки-передвижки

Картотека игр педагога-психолога для адаптационного периода детей младшего дошкольного возраста

Елена Русинович
Картотека игр педагога-психолога для адаптационного периода детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

• создание положительного эмоционального климата в группе;

• снятие эмоционального напряжения;

• развитие навыков взаимодействия;

• формирование эмоционального контакта;

• развитие эмпатии;

• формирование доверия детей к взрослому.

Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Публикация «Картотека игр педагога-психолога для адаптационного периода детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения, настроения детей и т. д.

СОДЕРЖАНИЕ:

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«Солнечные зайчики»

«Мыльные пузыри»

«Мишка косолапый»

«Привет, дружок – пока, дружок»

«Заиньки»

«Пришел Петрушка»

«Прячем мишку»

«Поезд»

«Соберем игрушки»

«Мяч в кругу»

«Хоровод»

«Хоровод с куклой»

• «Собирание «сокровищ»

«Карусели»

«Огуречик-огуречик»

«Солнышко и дождик»

«Мы топаем ногами»

«Большие и маленькие ножки»

«По ровненькой дорожке»

«Раздувайся пузырь»

ИГРЫ С ПЕСКОМ (НА ПРОГУЛКЕ)

«Игрушки-потеряшки»

«Горы из песка»

«Речка и ручеёк»

«Мышонок»

«Поварёнок»

«Маленькие художники»

«Секреты в песке»

«Необыкновенные следы»

«Норки для мышки»

«Заборчики»

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

«Котик»

«Курочка»

«Капуста»

«Замок»

«Нежно гладим мы зверят»

«Волчок»

«Пальчики здороваются»

«Считалочка»

«По грибы»

«Семья»

«Дождик капает»

«Сонные пальчики»

«Лодочка»

Подвижные игры

«Солнечные зайчики»

Материал. Маленькое зеркальце.

Ход игры. Взрослый берёт маленькое зеркальце и пускает солнечного зайчика на свободную стену так, чтобы его хорошо было видно. Объясняет детям, что это солнечный зайчик. Восхищается вместе с малышами, какой зайчик яркий, подвижный. Показывает, как зайчик может прыгать по стене. Слегка двигая зеркальцем, произносит:

Зайчик скачет по стене

И зовёт «Беги ко мне!»

Дети подбегают к стене и ловят зайчика. Взрослый закрывает зеркальце ладонью и говорит:

«Вдруг он прыгать перестал

Нету зайчика, пропал!

Где же зайчик? Вот он!»

При этом лучик направляется в другое место. Дети бегут к «зайчику», игра повторяется сначала. Можно предложить малышам попрыгать так же, как солнечный зайчик. Игру повторить не более 4 раз, чтобы малыши не утомились.

«Мыльные пузыри»

Материал. Мыльные пузыри.

Ход игры. Взрослый на прогулке пускает мыльные пузыри и говорит:

— Осторожно, пузыри!

— Ой, какие!

— Посмотри!

— Раздуваются!

— Блестят!

— Отрываются!

— Летят!

— Вот — со сливу!

— Вот — с орех!

— Вот не лопнул дольше всех!

Дети ловят мыльные пузыри. Игра повторяется 3-4 раза.

«Мишка косолапый»

Ход игры:

– Давайте поиграем в косолапого мишку. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!

Мишка косолапый по лесу идет (ходьба вперевалку)

Шишки собирает, песенку поет (делаем движения, словно подбираем с земли шишки)

Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб! (легонько ударяем ладошкой по лбу)

Мишка рассердился и ногою – топ! (делаем сердитое выражение лица и топаем ногой).

«Привет, дружок – пока, дружок»

Материал. Бубен.

Ход игры: Дети сидят полукругом на стульях, взрослый с бубном перед ними на некотором расстоянии. Взрослый, подойдя к одному из детей, берет его за руки и выводит на «лужок».

- Привет, привет, дружок.

Выходи-ка на лужок.

То прыжком, то бочком,} 2 раза

Топать, топать каблучком.

Взрослый ударяет в бубен, малыш топает ножками.

- Пока, пока, дружок,

Приди снова на лужок.

Взрослый машет рукой. Ребенок возвращается на свое место.

- То прыжком, то бочком,

Топать, топать каблучком.

Взрослый ударяет в бубен. Дети, сидя на стульях, топают ножками и машут рукой. Игра повторяется с другим ребенком.

«Заиньки»

Ход игры: Взрослый предлагает детям игру в зайчиков.

– Давайте поиграем в веселых зайчиков. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!

По лесной лужайке

Разбежались зайки. (легкий бег)

Вот какие зайки,

Зайки - побегайки. (поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)

Сели зайчики в кружок, (присели)

Роют лапкой корешок (движение рукой)

Вот какие зайки,

Зайки - побегайки (поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)

«Пришел Петрушка»

Материал. Петрушка, погремушки.

Ход игры. Взрослый приносит Петрушку, рассматривает его с детьми.

Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

«Прячем мишку»

Материал. Большая игрушка (мишка)

Ход игры. Взрослый прячет знакомую детям большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с детьми. Когда малыши найдут игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее.

«Поезд»

Ход игры. Взрослый предлагает поиграть в «поезд» : «Я – паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Взрослый ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

Эта игра способствует отработке основных движений – бега и ходьбы.

«Соберем игрушки»

Ход игры. Взрослый предлагает детям помочь собрать разбросанные игрушки, в которые они играл. Пока складываете игрушки, взрослый напевает «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем».

«Мяч в кругу»

Материал. Мяч.

Ход игры. Дети садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Взрослый, показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.

«Хоровод»

Ход игры. Взрослый и дети образуют круг, держась за руки, ходят по кругу, приговаривая:

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов,

Кружим, кружим хоровод.

До того мы закружились,

Что на землю повалились.

Бух!

При произнесении последней фразы «падают» на землю.

«Хоровод с куклой»

Материал. Кукла средних размеров.

Ход игры. Взрослый приносит новую куклу. Она «здоровается» с детьми, «гладит» каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла «предлагает» потанцевать. Взрослый ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую песню.

«Собирание «сокровищ»

Материал. Корзина.

Ход игры. На прогулке взрослый собирает вместе с детьми «сокровища» (камешки, стручки, веточки, листья) и складывают их в корзину. Выясняет какие «сокровища» вызывают у детей наибольший интерес. Затем называет какое-либо «сокровище» и просит достать его из корзины.

«Карусели»

Ход игры. Дети вместе с взрослым бегут по кругу, держась за руки.

Взрослый говорит или поет:

Еле-еле, еле-еле.

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем медленнее и останавливаются.

«Огуречик-огуречик»

Ход игры. На одном конце площадки взрослый с маской мышки. На другом дети, они огуречики. Дети приближаются к «мышке» прыжками на двух ногах. Взрослый говорит:

Огуречик, огуречик.

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

При последних словах дети убегают, а взрослый их ловит.

«Солнышко и дождик»

Материал. Зонтик

Ход игры. Взрослый говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут к взрослому, у которого в руках большой зонтик.

Взрослый снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.

«Мы топаем ногами»

Ход игры. Дети стоят в кругу на таком расстоянии, чтобы не мешать друг другу. Взрослый медленно читает стихотворение, дети действуют согласно его содержанию:

Мы топаем ногами,

Раз, два, три.

Мы хлопаем руками,

Раз, два, три.

Качаем головой,

Раз, два, три.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

(Дети соединяют руки, образуя круг).

И бегом кругом, и бегом кругом.

Дети бегут по кругу, держась за руки и стараясь не упасть. Взрослый говорит: «Стой!» дети останавливаются.

«Большие и маленькие ножки»

Ход игры. Возьмитесь за руки и идите по кругу, то медленно, громко топая ногами, то ускоряя ход и часто перебирая ногами.

Большие ноги

Шли по дороге

Топ-топ, топ-топ

Маленькие ножки

Бежали по дорожке

Топ топ топ то топ,

Топ топ топ то топ

«По ровненькой дорожке»

Ход игры. Взрослый вместе с детьми проводит хороводную игру.

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Шагают наши ножки.

По пням, по кочкам,

по камушкам,

По камушкам, в яму – бух!

На последней строчке нужно присесть.

«Раздувайся пузырь»

Ход игры: Вместе с детьми взрослый берется за руки и образуют небольшой круг.

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся, большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Одновременно постепенно расширяем круг до тех пор, пока не скажем слова: "Лопнул пузырь!", двигаться к центру круга и произнести: "пш-ш-ш-ш-ш2. Затем вновь надуваем пузырь, отходя назад, образуя большой круг.

Пальчиковые игры

«Котик»

Взрослый говорит и показывает, а дети повторяют движения за ним.

Котик лапой умывается

Видно, в гости собирается

Вымыл носик

Вымыл ротик

Вымыл ухо

Вытер сухо.

«Курочка»

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать

(хлопаем ручками по коленкам)

А за ней ребятки - жёлтые цыплятки (идём пальчиками)

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко! (грозим пальчиком)

Лапками гребите (загребаем ручками,

Зёрнышки ищите (клюём пальчиками зёрнышки)

Съели толстого жука, дождевого червяка

(показываем ручками, какой толстый жук)

Выпили водицы полное корытце

(показываем как черпаем воду и пьём).

«Капуста»

Взрослый показывает движения, а дети повторяют движения.

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим)

Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг другу)

Мы капусту солим, солим (щепоткой солим)

Мы капусту мнём, мнём (пальчики сжимаем и разжимаем)

В баночку кладём и пробуем.

«Замок»

Взрослый выполняет пальчиковые движения, а дети стараются повторить.

На двери висит замок (руки сжаты в кулачки- «замочки»)

Кто его открыть бы смог? (пальчики тянем-не разжимается)

Потянули-потянули (тянут пальчики)

Покрутили-покрутили (вращаем руки)

Постучали (стучим запястьем рук)

И открыли (руки разжимаются)

«Нежно гладим мы зверят» (текст А. В. Головчак)

Дети сидят на ковре, в руках у каждого резиновая игрушка-пищалка.

Взрослый произносит текст и выполняет движения:

- Нежно гладим мы зверят,

(ладошкой гладит игрушку 8 раз)

И зверята не пищат.

Попищим поскорей,

(сжимает игрушку 8 раз)

«Волчок»

В домике сидит волчок,

Он глядит на вас в глазок, (из обеих кистей рук делаем «подзорную трубу» или «бинокль» и приставляем к глазам)

Может дверку приоткрыть (из одной ладони делаем «волчью пасть», а пальцы другой руки подносим к «пасти» и захватываем их ею, выполняя поглаживающие движения подушечками)

И за пальчик укусить,

Если больно, то немножко

Разотри свои ладошки! (легкими движениями растираем ладони одна о другую)

«Пальчики здороваются»

Утром встали пальчики - маленькие мальчики,

Друг другу обрадовались, Здороваться начали.

Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик….

(поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки)

«Считалочка»

(с мизинца- к большому пальцу загибаем пальцы)

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

«По грибы»

Один, два, три, четыре, пять,

Мы идём грибы искать!

(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца)

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик всё съел,

Оттого и потолстел.

«Семья»

Этот пальчик – дедушка, (загибаем большой пальчик)

Этот пальчик – бабушка, (загибаем указательный пальчик)

Этот пальчик – папочка, (загибаем средний пальчик)

Этот пальчик – мамочка, (загибаем безымянный пальчик)

Этот пальчик – я, (загибаем мизинчик)

Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).

«Дождик капает»

Дождик капает, Дождик капает.

Кап -кап-кап. Кап-кап-кап.

(Пальчики обеих рук постукивают по столу или по коленкам).

«Сонные пальчики»

Этот пальчик хочет спать, (загибаем большой пальчик)

Этот пальчик – прыг в кровать, (загибаем указательный пальчик)

Этот пальчик уж вздремнул, (загибаем средний пальчик)

Этот пальчик уж уснул, (загибаем безымянный пальчик)

Этот крепко-крепко спит, (загибаем мизинчик)

И тебе он спать велит. (обхватываем кулачок)

«Лодочка»

Лодочка плывёт по речке,

По воде идут колечки.

(Ладошки прижаты ребрами друг к другу, большие пальцы вплотную прижаты к ладоням)

Игры с песком

«Игрушки-потеряшки»

Материал. Маленькие пластмассовые игрушки.

Ход игры.

Где ж у нас игрушки:

Куклы да зверюшки?

Зайка с мишкой на полу,

Кукла новая в углу,

Яркий мячик под столом,

А матрешки под окном!

Мы еще не наигрались,

игрушки разбежались!

Возьмите небольшие пластмассовые игрушки и спрячьте в песок так, чтобы дети их не видели. Предложите им по очереди найти эти игрушки. Пусть малыши попробуют на ощупь определить форму той игрушки, которую надо вытащить из песка. Например, предложите им достать из песка куколку, а потом мишку (лошадку, зайчика и т. д.). Если ребёнок достал не то, что вы просили, спрячьте игрушку обратно в песок, и пусть малыш попробует ещё раз. Для начала можно облегчить задачу, попросив ребёнка просто найти все игрушки в песке.

«Горы из песка»

Материал. Ведерки для песочницы, лопатки, формочки.

Ход игры. Строим горы из песка,

Над горами облака.

Горы бывают высокие и низкие. Сначала совместно с детьми насыпьте совочком песок в большое и маленькое ведёрко, а затем высыпьте его так, чтобы получились «высокая гора» и «низкая гора». Можно делать горки разной высоты с помощью формочек и баночек. Главное для малышей в этой игре — научиться определять, какие горки высокие, а какие низкие.

«Речка и ручеёк»

Материал. Лопатки для песка.

Ход игры.

Вот большая река —

Широка, глубока,

А вот малый ручеёк —

Не широк, не глубок.

Большим, широким совочком выкопайте совместно с детьми в песке «реку». Маленьким, более узким совочком — «ручеёк». Можно налить в них воды. Играя с песком и водой, вы постепенно знакомите малышей с такими понятиями, как «высокий—низкий», «большой—маленький», «широкий—узкий», «длинный - короткий».

«Мышонок»

Ход игры.

Ночь на дворе,

Мышонок в норе.

Норка в песке,

Дверь на замке.

Ночь позади.

Мышонок, выходи!

«Ночь на дворе, мышонок в норе» — малыши засовывают ладошки поглубже в песок. «Норка в песке, дверь на замке» — потихоньку малыши достают ладошки из песка. «Ночь позади. Мышонок, выходи!» - отряхивают дети с ладошек песок. — «Вот он, мышонок!»

«Поварёнок»

Материал. Лопатки для песка, формочки.

Ход игры.

Ну-ка, повар, наш дружок,

Испеки нам пирожок!

Для мишки-топтыжки —

Медовые коврижки,

Для белочки-вертушки —

Сладкие ватрушки.

А для ребятишек —

Пончиков да пышек!

Предложите детям вылепить из мокрого песка разную «выпечку» : овальные «пирожки», круглые «булочки», «рогалики» в виде полумесяца, «пышки» (лепим круглую «булочку», а посередине делаем вмятину). Пусть дети угостят своей «выпечкой» кукол, игрушечных зверушек.

"Маленькие художники»

Материал. Лопатка для песка или дощечка.

Ход игры.

На листочке из альбома

Я всегда рисую дома,

Я на улицу бегу —

На песке писать смогу.

Для того чтобы было удобно рисовать на песке, надо его увлажнить. Можно взять с собой на прогулку бутылку с водой, а также прямоугольную дощечку или лопатку, чтобы разравнивать песок и стирать рисунки. Рисовать на песке различные узоры можно пальчиками, ребром ладони, кулачками.

«Секреты в песке»

Материал. Мелкие игрушки, грабельки, совочки.

Ход игры. Педагог на виду у детей закапывает в песок какую-нибудь игрушку (рыбку, и говорит: «Ой, смотрите, наша рыбка куда- то уплыла! Давайте найдём её». Дети начинают раскапывать рыбку совочками. После того как дети найдут игрушку, можно опять спрятать её.

«Необыкновенные следы»

Ход игры. Педагог предлагает детям с помощью рук научится оставлять следы. «Идут медвежата» —дети кулачками и ладонями с силой надавливают на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев дети ударяют по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» —дети расслабленными/напряженными пальцами рук делают поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» —дети двигают всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Норки для мышки»

Материал. Лопатки для песка, миниатюрные фигурки.

Ход игры. Дети вместе с педагогом руками или совочком копают небольшие ямки - норки. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее "мышка-норушка" пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр.

«Заборчики»

Материал. Миниатюрные фигурки.

Ход игры. Малыши руками лепят заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка, мышонка от кошки и т. д.

Используемая литература:

1. Ашкинезер» Е. А. Развиваемся, играя вместе. Комплексные занятия с детьми 2-3 лет». Мозырь, 2015

2. «Эмоционально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста». Сост: М. С. Орехова, Л. И. Бударина. Мозырь, 2008

3. Алямовская В. Г. «Ясли – это серьезно». М, 2000 г.

Публикации по теме:

Итоги адаптационного периода в группе раннего возраста С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования.

Картотека дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста. Введение в звуковую действительность «Введение в звуковую действительность и развитие произвольных движений рук» «Догадайся, что звучит» Цель: Познакомить детей со звуками окружающего.

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста Дидактические игры по изучению цвета Игра: «Подбери по цвету» Дидактическая задача: Закрепить представления о 4 основных цветах. Научить.

Картотека дидактических игр по развитию словаря для младшего дошкольного возраста «Домашние животные» Картотека дидактических игр по развитию словаря для младшего дошкольного возраста по теме «Домашние животные» 1. Д/и «Кто как голос подает?».

Картотека игр для детей младшего дошкольного возраста в центре «Песок — Вода» КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ младшего дошкольного ВОЗРАСТА ЦЕНТР «ПЕСОК - ВОДА» Центр «Песок и вода» помогает воспитателю в решении об одной.

Картотека игр-экспериментирования для младшего дошкольного возраста -"Солнечный зайчик" Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем. Вам понадобятся маленькие зеркала, солнечный свет Выбрав.

Картотека музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста Картотека музыкально-дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста Игры для развития звуковысотного слуха и закрепления программного.

Картотека музыкально-дидактических игр для младшего дошкольного возраста Игры для детей младшего дошкольного возраста Где мои детки? Игровой материал. Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу.

Картотека пальчиковых игр для детей младшего возраста Картотека пальчиковых игр для детей младшего возраста Развивающие игры для детей, а именно пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство.

Конспекты занятий педагога-психолога для детей младшего дошкольного возраста Занятие 1 «Зайчонок Заплатка – длинные уши» Задачи: создать благоприятную психологическую обстановку в группе;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр педагога-психолога для адаптационного периода детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 14 сентября 2018 в 11:04
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека игр педагога-психолога для адаптационного периода детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Русинович (УИ 596744) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД