Наталья Спиридонова
Картотека игр экологического содержания «Овощи и фрукты»
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр экологического содержания на тему: «Овощи и фрукты» для детей раннего возраста (на формирование познавательной сферы, развитие сенсорных эталонов и мелкой моторики)
Дидактическая игра «Овощи и фрукты»
Цель:
- познакомить детей с простейшей классификацией;
Публикация «Картотека игр экологического содержания „Овощи и фрукты“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2020
- продолжить формировать умение самостоятельно узнавать овощи и фрукты и правильно называть их;
- формировать элементарные экологические знания.
Оборудование: 2 куклы, корзинки, набор вязанных овощей и фруктов.
Вариант 1.
Воспитатель обращает внимание детей на кукол, которые пришли в гости. Куклы просят помочь им разложить по корзиночкам овощи и фрукты.
Дети с помощью воспитателя раскладывают овощи и фрукты по корзиночкам.
Вариант 2.
Разложить овощи и фрукты в корзины по цвету, называя их.
Предварительная работа:
Рассмотреть картинки с изображением овощей и фруктов.
Рассказать и показать где растут овощи, где фрукты.
Познакомить со стихами про овощи и фрукты.
Научить соотносить муляжи и настоящие овощи и фрукты с картинками.
Рассказать о пользе овощей и фруктов.
Дидактическая игра «Разноцветные стручки» (авторская игра)
Цель:
- развитие мелкой моторики;
- закрепление сенсорных эталонов (цвет, величина, форма);
- знакомство горохом.
Оборудование: стручки гороха на молнии с 3-5 горошинами разных цветов.
Вариант 1.
Разложить рассыпанные горошины по стручкам в соответствии с цветом.
Вариант 2.
Предложить детям сравнить горошины разных стручков по величине, цвету, твердости и звучании.
Вариант 3.
Предложить детям разобрать горошины в стручки всевозможных оттенков.
Вариант 4. Педагог рассказывает стихотворение про горох, а дети совершают соответствующие движения руками:
Дом зелёный тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки. (Дети рукой поглаживают стручок гороха)
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий, (Дети расстёгивают замочек стручка)
Поскакали кто куда
Круглые ребятки. (Дети срывают горошины).
Развивающая игра «Покатай горошины»
Цель: Развитие мелкой моторики; развитие тактильных ощущений, самомассаж ладоней; развитие речи с движением; закрепление названий цветов.
Воспитатель предлагает малышу прокатывать горошину по ладони и повторять стихотворение:
Горошина, горошина,
Какая ты хорошая.
Какая ты хорошая,
Зелёная горошина.
Слова в стихотворении меняются в зависимости от выбранного цвета горошины (красная горошина, голубая горошина и т. д.)
Самомассаж ладоней: прокатывание горошины по кругу и движения вперёд-назад.
Мы горошины катаем –
Свои руки развиваем.
Будем с ними мы играть,
Свои пальцы развивать.
Разноцветные горошины,
Какие вы хорошие!
Помогайте нашим детям
Пусть узнают всё на свете!
Сказочный горошек
Для ребят хороших.
Будем весело играть,
Речь и пальцы развивать.
Изготовление пособия.
Подобрать пряжу необходимых цветов и оттенков. Связать сами стручки и приделать к ним молнии. Подобрать наполнение для горошин. Связать горошины с различными «начинками» (контейнеры от киндер-яиц, контейнеры от бахил, просто горошины с синтепоном) нужного количества.
Дидактическая игра «Посчитаем горошины»
Цель: развитие мелкой моторики; Обучение счету в пределах 3-5.
Оборудование: стручки гороха на молнии с 3-5 горошинами разных цветов.
Вариант игры.
Открыть стручок с горошинами. Выкладывать горошины из стручка на тарелочку, производя счет.
Дидактическая игра «Посадили огород, посмотрите, что растет» (авторская игра)
Цель: закреплять понятие «овощи», формировать представление где они растут и как выглядят, о пользе овощей для человека; формировать умение различать овощи по внешнему виду, описывать их характерные признаки.
Оборудование: пособие «Грядки» - коробка с оборудованными «грядками» и наборы вязанных маленьких овощей (картофель, морковь, лук, свекла, редис)
Вариант 1.
Воспитатель предлагает ребенку собрать с грядок урожай. Ребенок поочередно снимает с грядок овощи и называет их.
Вариант 2.
Предложить малышу подсчитать, какой урожай он собрал.
Вариант 3.
Предложить ребенку «посадить» на грядку определенное количество тех или иных овощей, назвать и подсчитать их.
Дидактическая игра «Посадили огород, посмотрите, что растет» - 2
(авторская игра)
Цель: закреплять понятие «овощи», формировать представление де они растут и как выглядят, о пользе овощей для человека; формировать умение различать овощи по внешнему виду, описывать их характерные признаки.
Оборудование: пособие «Грядки» - коробка с наполнителем крупная и мелкая красная и белая фасоль, пугало на палочке, веселые овощи, заламинированные и закрепленные на шпателях.
Вариант 1.
Воспитатель предлагает ребенку собрать с грядок урожай. Ребенок поочередно снимает с грядок овощи и называет их.
Вариант 2.
Предложить малышу подсчитать, какой урожай он собрал.
Вариант 3.
Предложить ребенку «посадить» на грядку определенное количество тех или иных овощей, назвать и подсчитать их.
Дидактическая игра «Чья тень?»
(овощи и фрукты)
Цель:
- формировать умение находить силуэты овощей и фруктов;
- учить правильно называть овощи и фрукты;
- учить различать понятия «овощи» и «фруктов»
Оборудование: карточки с изображением овощей и фруктов и их силуэтов.
Вариант 1.
Воспитатель раздает детям цветные изображения овощей и фруктов. Предлагаем детям рассмотреть их и правильно назвать. Далее воспитатель показывает карточки с тенью какого-либо овоща или фрукта. Дети должны найти нужный фрукт или овощ из имеющихся.
Вариант 2.
На одной стороне ковралина или на магнитной доске раскладываем силуэты овощей и фруктов, на другой – картинки самих овощей и фруктов. Воспитатель предлагает закрепить рядом картинки овоща или фрукта и их тени.
Дидактическая игра «Чья тень?»
(овощи и фрукты)
Цель:
- формировать умение находить силуэты овощей и фруктов;
- учить правильно называть овощи и фрукты;
- учить различать понятия «овощи» и «фруктов»
Оборудование: заламинированные карточки с двумя рядами фруктов и овощей и их теней, фломастеры и влажная салфетка.
Вариант игры.
Сначала воспитатель предлагает назвать овощи и фрукты, которые он видит на картинке. Затем воспитатель предлагает малышу взять фломастер и соединить линией овощ или фрукт с его тенью. Если малыш допускает ошибку, то можно влажной салфеткой без труда стереть линию и попробовать еще раз.
Дидактическая игра «Чья тень?»
(карточки)
Цель:
- формировать умение находить силуэты овощей и фруктов;
- учить правильно называть овощи и фрукты;
- учить различать понятия «овощи» и «фруктов»
Оборудование: карточки с заданиями, фломастеры и влажные салфетки.
Вариант игры.
Предложить малышу рассмотреть цветные иллюстрации овощей и фруктов. Затем предложить с помощью фломастера соединить линиями цветные иллюстрации и тени. Если малыш что-то напутал, то линии легко можно стереть влажной салфеткой и попробовать еще раз.
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
(«Половинки», «Составь целое из частей»)
Цель:
- формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить складывать картинку из 2-3 частей;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование: разрезные картинки с овощами и фруктами для игр за столом или на магнитной доске, состоящие из 2-3 частей.
Вариант 1. Перед детьми на столе лежат разрезанные картинки (половинки) знакомых овощей и фруктов. Детям предлагается самостоятельно рассмотреть и составить картинку, прикладывая одну половинку к другой, чтобы получился целый предмет По завершению игры, побуждать детей называть полученные овощи и фрукты.
Вариант 2 (усложнение)
Составление картинок из 3х и более частей.
Изготовление пособия.
Подобрать необходимые картинки с овощами и фруктами из интернета, распечатать их на цветном принтере, затем заламинировать картинки и разрезать на нужное количество частей для дальнейших игр.
Дидактическая игра «Овощи»
(большие и маленькие)
Цель:
Формировать умение самостоятельно узнавать овощи, правильно называть их и сравнивать по величине.
Оборудование: вязанные овощи различной величины и 2 медведя – большой и маленький.
Вариант игры.
Предложить детям разложить урожай овощей. Для большого медведя – большие овощи, для маленького – маленькие.
Дидактическая игра «Что лишнее?»
(овощи и фрукты)
Цель: учить различать понятия овощи и фрукты, находить на картинке лишний предмет и объяснять, почему он лишний.
Оборудование: карточки с изображением четырех предметов
Вариант игры:
Воспитатель предлагает малышам рассмотреть картинки с овощами и фруктами, назвать их. Затем определить, что на картинке лишнее. Например, на картинке нарисованы банан, огурец, помидор и перец, лишний банан – он фрукт, а остальные овощи.
Дидактическая игра «Найди все фрукты»
(«Найди все овощи»)
Цель: тренировка внимания детей, развитие мелкой моторики.
Учить верно находить овощи или фрукты и обводить их фломастером.
Оборудование: распечатать из интернета карточки с заданиями и заламинировать их.
Вариант игры:
Воспитатель проговаривает с малышом, что он видит на картинке, затем предлагает ему обвести фломастером все овощи (или фрукты, которые он видит. Если ребенок что-то перепутал, то можно объяснить ему ошибку. А линии легко можно стереть влажной салфеткой и попробовать выполнить задание еще раз.
Дидактическая игра «Вершки и корешки»
Цель: Формировать умение самостоятельно узнавать овощи, правильно называть их и собирать целое из частей.
Оборудование: Карточки с изображением овощей разрезанные на части.
Вариант игры:
Воспитатель предлагает детям собрать картинки овощей из двух частей «вершков и корешков». Предварительно нужно ознакомить детей с собранными картинками, чтобы дети имели представления, как выглядят овоща под землей и на поверхности земли.
Дидактическая игра «Сварим компот из фруктов»
Цель: закреплять понятие «фрукты»; формировать представление, где они растут и как выглядят, о пользе фруктов для человека; формировать умение различать фрукты по внешнему виду, описывать их характерные признаки, сортировать по цвету, определять количество; развивать грамматический строй речи.
Оборудование: банки, сделанные из фетра, с разноцветными крышками и фрукты тех же цветов.
Вариант игры: Воспитатель предлагает малышам «сварить компот или варенье» из фруктов – то есть разложить фрукты по банкам по цвету, называя фрукты. Можно предложить детям назвать, какой компот или варенье получилось: например, малыш положил в банку яблоки, получился яблочный компот.
Усложнение игры: Предложить малышу подсчитать, сколько фруктов оказалось в банке.
Развивающая игра «Чего не хватает?»
(игры с прищепками)
Цель: Развитие мелкой моторики и сенсорных эталонов.
Оборудование: заламинированные заготовки овощей и фруктов, прищепки разных цветов и величины.
Вариант игры:
Предложить детям рассмотреть картинки с изображение овощей и фруктов и определить чего не хватает этим изображениям. (Морковь без ботвы, лучок без перышек, ананас без зелени сверху и т. д.) После ответов детей воспитатель предлагает доделать изображения с помощью прищепок. Малыши выбираю прищепки в соответствии с величиной овощей и нужным цветом.
Дидактическая игра «Парочки»
(авторская игра)
Цель: развитие внимания, формирование умения узнавать фрукты и находить такие же.
Оборудование: Металлические крышки от детского питания, на которых наклеены парные изображения фруктов.
Вариант игры:
Воспитатель предлагает малышам найти одинаковые изображения фруктов и правильно назвать их.
Игровое упражнение «Прожорливые овощи, ягоды и фрукты»
Цель: развитие дыхания, закрепление понятий «фрукты, овощи и ягоды»
Оборудование: Воротики в виде овощей, ягод и фруктов, маленькие цветные помпоны или шарики, сделанные из салфеток.
Вариант игры: Воспитатель предлагает малышам «накормить овощи, фрукты и ягоды» - направленно дунуть на помпон или салфетку так, чтобы он (она) залетел в воротики (открытый рот фруктов, ягод или овощей)