Светлана Баранова
Картотека игр с использованием трендовых игрушек современного мира
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр
с использованием трендовых игрушек современного мира
Подготовила: учитель – логопед
Баранова Светлана Александровна
ПОП - ИТ
«Изучение звуков».
Цель: сформировать и закрепить знания о гласных и согласных звуков русского языка, их графическом (цветовом) обозначении.
Изучая звуки вместе с ребенком с помощью поп-ит, предложите выдавливать красный пузырек, если ребенок услышит гласный звук. А если ребенок слышит согласный твердый звук, то синий. И зеленый пузырек, если слышит согласный мягкий. «Разноцветные улицы»
Публикация «Картотека игр с использованием трендовых игрушек современного мира» размещена в разделах
Цель: Закрепление сенсорных эталонов, соответствие зрительного образа числа и количества.
Переверните поп-ит. Предложите положить шарик в углубление и попросите ребенка определить его координаты. Или наоборот, назовите координаты и предложите ребенку отыскать по ним углубление и положить в него шарик.
«Изучение букв»
Цель: сформировать и закрепить знания букв русского языка.
Изучая или закрепляя звуки с ребенком с помощью поп-ит, предложить выдавливать буквы по образцу. «Повтори слог, слово»
Цель: развитие фонематического слуха. Автоматизация слогов, слов.
Ребенок повторяет за логопедом слоги, слова и нажимает на пузырьки в ряду. Также ребенок может сам подобрать слова и закончить ряд.
«По слогам»
Медленно произносить слова, и ребенок высчитывает количество слогов, а затем хлопнет необходимое количество пузырьков.
«Продолжи ритм».
Цель: развитие чувства ритма и мелкой моторики.
Предложите ребенку продолжить предложенный вами ритмический рисунок.
«Разбери слово».
Цель: развитие навыка звукового анализа слова.
Выполняя звуковой анализ слова, ребенок по очереди выдавливает или лопает пузырьки, в соответствии с цветом, обозначающим звук. «Две руки»
Цель: Развитие межполушарных связей.
Детям предлагают одновременно нажимать «пузырьки-пупырки» в определенной последовательности.
«Бродилка»
Цель: развитие ориентировке в малом пространстве, закрепление понятий «лево-право», «верх-низ».
Игра проводится по принципу графического диктанта. Переверните поп-ит и положите в углубления на разных концах два небольших предмета. Взрослый объясняет как перемещать первый предмет, чтобы довести его до второго, используя простые команды : «Вперед, вправо, назад, влево».
«Составь слово».
Цель: развитие фонематического синтеза.
Игра для детей, которые учатся читать. Для нее тоже понадобятся изготовить карточки. Один набор карточек с изображением предметных картинок, второй - все буквы для составления этих слов (они будут повторяться). Я работаю со словами от 3 до 6 звуков. Вырежьте буквы. По очереди кладите предметные картинки перед ребенком и помогайте ему составлять слова из букв. Затем ребенку нужно произносить слова по буквам и нажимать на пузырьки.
«Хлопочки».
Цель: развитие слоговой структуры слова и определение количества слогов в слове. Детям предлагают карточки с цифрами от одного до четырех. Ребенок нажимает на пузырек на каждом слоге, а затем подбирает карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов. «Морской бой»
Цель: Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики.
Под одной из выемок лежит шарик. Дети по очереди нажимают на пузырьки-пупырки, и пытаются определить, под которой прячется шарик. Выигрывает тот, кто первым его обнаружит.
«Разбери слово».
Цель: развитие навыка звукового анализа слова.
Выполняя звуковой анализ слова, ребенок по очереди выдавливает или лопает пузырьки, в соответствии с цветом, обозначающим звук. «Сложение».
Цель: развитие навыка количественного счета.
Ребенок складывает числа и нажимает на верное количество пузырьков.
Аналогичную игру можно применить и на выполнение операции вычитания.
«Повторение чисел».
Цель: закрепление знания соответствия количественного и зрительного образа цифры.
Для игры необходимы игральный кубик или карточки. Ребенок бросает кубик и нажимает столько пузырьков, какое количество выпало на грани кубика. Второй вариант - показывайте ребенку числа, а он нажимает на такое же количество пузырьков-пупырок. «Выложи узор»
Цель: Развитие зрительного воображения, ориентировки в малом пространстве.
Ребенку предлагается выкладывать шарики небольшого размера в углубления таким образом, чтобы получился определенный рисунок или узор. Дети старшего дошкольного возраста могут выложить букву или цифру, тем самым, закрепив ее зрительный образ.
«Запомни».
Цель: развитие зрительного внимания и памяти.
Переверните поп-ит и положите в углубления несколько предметов. Покажите их ребенку. Затем попросите его отвернуться или закрыть глаза и уберите один предмет. Когда ребенок повернется, он должен понять, какой предмет вы убрали. «Ухо-нос»
Цель: развитие произвольности и самоконтроля.
Возраст: 5-7 лет
Взрослый дает задание - левой рукой взяться за кончик носа, а правой нажать на ячейку. Затем – взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой нажать на ячейку. Далее чередовать до конца ячеек.
«Раскрась пупырки»
Цель: развитие мелкой моторики, совершенствование координации руки и глаза.
Возраст: 3-7 лет
Ребенку предлагается продавить разноцветные ячейки и заполнить их соответствующей по цвету мозаикой, тем самым «раскрашивая» Pop-it. Игра усложняется для детей старшего возраста путем добавления соревновательного эффекта, а также использованием двух рук одновременно или попеременно. «Разноцветное путешествие»
Цель: развитие способностей к моделированию пространственных отношений между объектами, отражения в речи пространственного расположения объектов.
Возраст: 5-7 лет
1 –вариант. Педагог выкладывает ряд с разными игрушками и задает вопрос : «Между какими фигурами находится единорог?», далее употребляя различные термины – предлоги продолжает игру. Также предлагает ребенку самому расположить игрушку по указанию.
2 –вариант. Ребенку
предлагается согласно инструкции разместить на столе игрушки Pop-it, например, «положи Pop-it круглой формы в правый нижний угол», «положи в центр», «выложи диагональ» и т. д.
«Гонки по вертикали»
Цель: развитие быстроты реакции, мелкой моторики рук.
Возраст: 3-7 лет
Ребенку предлагается продавить ячейки в заданном педагогом направлении. Игра усложняется для детей старшего возраста путем добавления соревновательного эффекта, а также использованием двух рук одновременно или попеременно. «Будь внимателен к словам»
Цель: развитие устойчивости внимания.
Возраст: 4–7 лет.
Инструкция: педагог или родитель читает или рассказывает историю. Когда в тексте встречаются слова, которые обозначают цвет, ребенок быстро нажимает на ячейку того же цвета.
Упражнение «Кто больше назовет»
Цель: обогащение знаний и словарного запаса.
Возраст: 5–7 лет.
Инструкция: взрослый и ребенок по очереди называют по одному слову из актуальной для ребенка категории предметов и одновременно продавливают кружок. Взрослый озвучивает правило: повторяться нельзя. Примеры категорий: названия овощей, фруктов, диких и домашних животных, одежды, посуды. Упражнение можно провести в группе детей, в этом случае взрослый задает категорию и наблюдает за тем, чтобы участники игры не повторялись. Дети называют слова и передают игрушку Pop-it по кругу. Игра «Что изменилось»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции.
Возраст: 4–7 лет.
Инструкция – 1-й вариант: это аналог классической развивающей игры. Педагог или родитель кладет бусины в три или четыре ячейки игрушки Pop-it в зависимости от возраста и особенностей внимания ребенка. Взрослый дает ребенку рассмотреть узор в течение минуты, а затем просит его отвернуться. В это время взрослый убирает одну из бусин и предлагает ребенку догадаться, в какой ячейке произошли изменения.
2-й вариант: педагог или родитель кладет бусины в три или четыре ячейки игрушки Pop-it. Затем просит так же расставить бусины на своей панели.
3-й вариант: педагог или родитель кладет бусины в одну или несколько ячеек игрушки Pop-it. Взрослый дает ребенку рассмотреть узор в течение минуты, затем убирает свою игрушку и просит ребенка так же расставить бусины на своей панели.
«Ищем клад»
Цель: развитие устойчивости внимания, познавательных интересов.
Возраст: 4-7 лет
Перед началом игры педагог подкладывает под несколько ячеек Pop-it маленький «клад» (шарик Марблс, ракушку, бусинка, детали «Лего», игрушки из любимого Киндер-сюрприза и т. д.). Задача ребенка поочередно продавливая ячейки игрушки, в заданном педагогом направлении, найти «клад». Результатом данной игры может быть продукт - например, для девочки браслет на руку, а для мальчика – собранная фигура из деталей конструктора. «Догадайся, что произошло?»
Цель: развитие мышления и активизация речи.
Возраст: 4-7 лет.
На столе перед ребенком расположен ряд из игрушек Pop-it разной формы. Нужно запомнить последовательность расположения ряда, после чего педагог предлагает ребенку отвернуться, закрыть глаза, в это время изменяет последовательность ряда, убирает или добавляет игрушку.
Задача ребенка обнаружить изменение и восстановить изначальную последовательность ряда.
«Выбирай – цифра или буква»
Цель: развитие представлений о графическом видении цифр и букв, мелкой моторики, обогащение знаний и активизация речи.
Возраст: 5-7 лет.
Ребенку нужно по образцу выложить на Pop-it цифру или букву из предлагаемых предметов (камушки Марблс, пуговицы, мозаика, а затем произнести звук буквы или название цифры (в пределах 10). «Ходилка»
Цель: развитие мелкой моторики рук, познавательных процессов, когнитивных способностей.
Возраст: 5-7 лет.
Дети поочередно бросают игральный кубик, продавливают на Pop-it ячейки согласно выпавшему на кубике числу. Победителем становится тот, кто первым закончит «путь» по игрушке.
Игра для небольшой группы детей «Ковер фантазий»
Цель: развитие воображения, эстетического восприятия, умения выстраивать сюжетную линию, создавать художественные образы.
Детям выдается большое количество игрушек Pop-it разной формы и цвета и предлагается продумать сюжет и выложить («нарисовать») свою картину на ковре. «Поручение»
Цель: развитие логического мышления и познавательных интересов.
Возраст: 6-7 лет.
Ребенку предлагается сначала одновременно двумя руками продавливать ячейки на двух полях Pop-it, а затем делать это поочередно.
«Колечко»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Возраст: 5-7 лет.
Педагог дает задание – поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук одной руки и указательным, средним, безымянным пальцами, мизинцем соединить кольцо с большим пальцем и в то же время по очереди нажимать на ячейки Pop-it другой рукой. Затем руки поменять. «Повтори узор»
Цель: развитие познавательных действий, формирование умения работать по образцу.
Возраст: 3-7 лет
Для игры нужны две прямоугольные формы Pop-it 6*6 кружков. Педагог на одном поле дает образец узора. Задача ребенка правильно изобразить узор на другом поле. Усложнение: повторить узор с той же последовательностью нажатий, что и взрослый.
ПОП - ТУБ
«Продолжи ритм».
Цель: развитие чувства ритма и мелкой моторики.
Необходимо ребенку повторить предложенный ритмический рисунок. «Футбол»
Цель: развитие речевого дыхания.
Необходимо сделать глубокий вдох через нос, и плавный длительный выдох в трубу, забивая мяч в ворота.
«Автоматизация звука»
Цель: автоматизация проблемного звука.
Необходимо раздвигать трубку, произнося длительно автоматизированный звук.
Спиннер
«Кручу – верчу»
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
Предложить ребенку крутить спиннер как можно дольше, удерживая его в руке. «Кручу – верчу2»
Цель: Развитие мелкой моторики рук. Автоматизация звука
Предложить ребенку крутить спиннер как можно дольше, удерживая его в руке, при этом произнося автоматизированный звук.
«Артикуляционная гимнастика».
Материал и оборудование: спиннер, большое зеркало.
Ребенок держит в руках спинер и выполняет артикуляционные упражнения пока крутиться спиннер (Например, упражнение «Лошадка». Давай поедем на лошадке пока спиннер вращается, не забывай смотреть в зеркало.)
«Пальчиковая гимнастика».
Спиннер лежит на столе и ребёнок под любой стих или чистоговорку каждым пальчиком рук «шагает» к себе, потом от себя. Заставляя спиннер крутиться.
Ра-ра-ра – высокая гора.
Ру-ру-ру – начинаем мы игру.
Ри-ри-ри - ты на небо посмотри.
Ир-ир-ир – мы за мир. «В космическое путешествие».
Автоматизация звука [Р], [Рь]
Материал и оборудование: изображение ракеты, планета инопланетян и спиннер.
Положим спиннер на двигатель ракеты. Просим ребёнка раскрутить спиннер как волчок и пока он будет крутиться ему надо чётко и правильно произносить звук [Р]. (Число повторений зависит от возможностей ребёнка.) Можно сделать остановку на луне а потом заправить двигатель звуком [Рь] и полететь дальше. В Итоге мы долетаем до пранеты «ЭРР» на которой мы встречаем двух инопланетянинов Рэкси (синий) и Рикси (зелёный).
«Подарки для инопланетян».
Дифференциация звуков [Р] - [Рь]
Материал и оборудование: изображение инопланетян и два спиннера синий и зелёный, картинки подарков.
Положим спиннеры около инопланетян. Мы долетели до планеты «ЭРР», на которой мы встречаем двух инопланетянинов Рэкси (синий) и Рикси (зелёный). Давай подарим им подарки с планеты Земля. Рэкси мы будем дарить и называть те картинки в которых услышим звук [Р] и запустим спиннер синего цвета, Рикси – картинки со звуком [Рь] и будем запускать спиннер зелёного цвета. Спиннеры будут переводить им наши слова. «Домой» (релаксация).
Материал и оборудование: спиннер (светящийся).
Давай собираться в обратную дорогу домой. Возьми спиннер и представь что это звездочка – она отвезёт нас домой. Раскрути её сначала медленно, а потом быстрее и как можно сильнее, а потом пусть вращается, пока не остановиться. Когда звёздочка прекратит вращаться – мы окажемся дома. Дыши глубоко. Тебе нравиться лететь и смотреть на яркие звё зды: большие и маленькие, яркие и мерцающие. Вот мы и дома. Скажи «Спасибо» звездочке за путешествие. Теперь встань, потянись после долгого путешествия. Что тебе больше всего понравилось?
«Где кручу?»
Материал и оборудование: спиннер.
При помощи спиннера можно закреплять части тела (для лица лучше не использовать) и грамматику. Прикладываем спиннер к руке (спине, ноге и т. д., крутим и спрашиваем: «Где кручу спиннер?» – «На ноге и т. д.». «Тихо-громко».
Материал и оборудование: Спиннер.
Предлагаем ребенку произносить текст (слова, слоги и т. д.) громко, если спиннер крутится быстро, и тихо, если спиннер крутится медленно.
«Угадай, кто на картинке».
Материал и оборудование: спиннер, небольшие картинки.
Просим ребенка рассмотреть картинки (в зависимости от возраста от 3-5 штук). Далее просим ребенка закрыть глаза, а мы в это время ставим спиннер на одну из картинок и раскручиваем его. Ребенок открывает глаза и угадывает, кто под спиннером. «Загадки».
Материал и оборудование: спиннер, картинки.
Раскладываете перед ребенком картинки и просите раскрутить спиннер на той картинке, которую вы описываете. Загадываете ребенку загадку или даете описание предмета, он раскручивает спиннер на нужной картинке.
«Ветерок».
Материал и оборудование: спиннер.
Для развития речевого дыхания можно дуть на крутящийся спиннер, при этом он издает звук, что нравится детям.
Скрепыши
«Самая длинная цепь»
Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук, быстроты реакции.
Оборудование: скрепыши.
Двум или нескольким детям за определенное количество времени предлагается соединить скрепышей в длинную цепь. Побеждает тот, у кого цепь получится длиннее остальных. «Счет от 1 до 5»
Цель: Развитие мелкой моторики, автоматизация звука.
Предложить ребенку соединить скрепыши между собой, при этом считая их: «Один скрепыш, два скрепыша и т. д….».
«Составь букву/слово, цифру»
Цель: развитие пространственных представлений, зрительной памяти и внимания, мелкой моторики пальцев рук.
Оборудование: скрепыши, карточки со схемами картинок для выкладывания по образцу.
Детям предлагается выложить из скрепышей буквы/короткие слова.
Также можно предлагать выкладывать фигуры по образцу, используя схемы или самостоятельно, развивая воображение, фантазию и творческое мышление. «Анализ слова»
Цель: формирование навыков выполнения звукового анализа слов.
Оборудование: картинки для звукового анализа слов, скрепыши.
Детям предлагаются картинки, название которых нужно выложить с помощью скрепышей синего, красного и зеленого цветов. Предварительно нужно повторить условные обозначения цветов: красный – гласный звук, синий – твердый согласный звук, зеленый – мягкий согласный звук. Ряд, соответствующий звуковой модели слова можно выкладывать или последовательно скреплять между собой.
«В мире предлогов»
Цель: закрепление изученных предлогов.
Оборудование: четыре длинных палочки от суши или соломинки для коктейлей, скрепыши.
Ребенок строит из палочек поле (подобно игре «крестики-нолики», в котором располагает выбранных скрепышей. Учитель-логопед задает вопросы: «Назови скрепыша, который находится между …», «Какой скрепыш расположился над …» и т. д., используя слова : над, под, слева, справа, между, в центре и т. д.
Игру можно усложнить, давая ребенку инструкцию расположить определенных скрепышей на поле, например: «Помести влюбленыша справа от папашича», «Над влюбленышем положи цветыша» и т. д. «Придумай название для скрепыша»
Цель: образование новых слов с суффиксом - ыш/ - иш, закрепление обобщений.
Оборудование: картинки с изображением групп предметов по темам «Овощи», «фрукты», «мебель» и т. д.
Ребенку предлагается представить, что имена для следующей серии скрепышей будут образованы от предметов, изображенных на картинках.
Нужно назвать новые имена (помидорыш, грушиш, диваныш и т. д.).
Также это задание можно усложнить, предложив ребенку самостоятельно придумать новые имена скрепышам.
«Составь предложение»
Цель: составление предложения из заданных слов.
Оборудование: скрепыши.
Ребенку предлагается выбрать (можно с закрытыми глазами) два-три скрепыша и составить предложение, используя их имена или эмоции в нем.
Также можно предложить составить предложение с одним и тем же набором скрепышей нескольким детям.
«Многообразие эмоций»
Цель: произнесение фразы/стихотворения с помощью выбранной эмоции.
Оборудование: скрепыши, изображающие различные эмоции (грустныш, веселыш, влюбленыш, крутыш, сердитыш, хохотыш).
Ребенку предлагается (можно с закрытыми глазами) выбрать одного скрепыша и произнести заданную фразу или небольшое стихотворение с той эмоцией, которую изображает выбранный персонаж.
Также можно поиграть с группой детей, когда они должны угадать по интонации, какого именно скрепыша выбрал выступающий ребенок.
«Раз, два, посчитай!»
Цель:закрепление умения согласовывать существительные с числительными 1,2,5, тренировка детей в счете предметов до 5.
Оборудование: скрепыши.
Детям предлагается соединить одинаковых скрепышей, считая их с употреблением названий: один грустныш, два грустныша, пять грустнышей и т. д.
«Нарисуй своего скрепыша»
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук, связной речи, творческого мышления, воображения и фантазии.
Оборудование: листы бумаги, цветные карандаши.
Ребенку предлагается придумать и нарисовать своего скрепыша или целую серию, описав характер, внешность и т. д.
«Крестики-нолики»
Цель: развитие логического мышления и мелкой моторики пальцев рук.
Оборудование: четыре длинных палочки от суши или соломинки для коктейлей, скрепыши.
Паре детей предлагается построить из палочек поле для игры и, используя скрепышей двух разных цветов, поиграть в «крестики-нолики». «Раздели на слоги».
Цель: закрепление навыков слогового анализа слова.
Оборудование: скрепыши.
Ребенок выбирает различных скрепышей и проговаривает их название, разделяя на слоги.
Также можно усложнить эту игру, предлагая ребенку сортировать скрепышей по группам – односложные, двусложные и т. д