Борисова Виктория
Картотека игр по экологическому развитию
Картотека игр
Игры с предметами «Назови меня»
Материалы: искусственный или настоящие фрукты или овощи.
Дидактическая задача: учить узнавать названный предмет с помощью одного из
анализаторов.
Игровая задача: подбежать к воспитателю, если твой фрукт/овощ соответствует
показанному воспитателем фрукту/овощу.
Игровые действия: ребёнок с помощью осязания выясняет, что за фрукт/овощ
находится у него в руках, смотрит на предмет, показанный воспитателем, бежит к
Публикация «Картотека игр по экологическому развитию» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
нему в случае совпадения предмета воспитателя и своего.
Правила игры: Дети стоят, выстроившись в круг, руки держат за спиной.
Воспитатель раскладывает детям в руки овощи и фрукты. Затем показывает один из
овощей/фруктов. Дети, которые определили какой у них овощ или фрукт, по сигналу
подбегают к воспитателю.
Результат: подбегает тот, кто не ошибся.
«Воздух, земля, вода»
Материалы: мяч
Дидактическая задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать
слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Игровая задача: назвать объект природы, соответствующий стихии природы
воздуху / земле /воде.
Игровые действия: ребёнок поймав мяч с помощью слуховых анализаторов и
мышления должен подобать и назвать объект, соответствующий стихии природы,
названной воспитателем и бросить мяч обратно.
Правила игры: Дети стоят в кругу, руки перед грудью. Воспитатель поочерёдно
бросает мяч каждому ребёнку, называя стихию природы, в ответ ребёнок бросает
мяч с объектом природы.
Результат: каждый назвал объект природы, соответствующий стихии природы.
«Угадай, что в мешочке»
Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности лук,
свекла, помидор, слива, яблоко, груша и др.
Дидактическая задача: учить детей описывать предметы, воспринимаемые на
ощупь и угадывать их по характерным признакам.
Игровая задача: на ощупь описать характерные признаки предмета.
Игровые действия: Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей достать предмет
из мешочка. Затем ребёнок опускает руку в него, но перед тем, как достать, должен
описать его характерные признаки на ощупь.
Правила игры: дети стоят вокруг воспитателя. Затем, когда очередь доходит до
них, достают предмет, но перед этим описывают его на ощупь и только затем
достают.
Результат: ребёнок угадывает и описывает признаки предмета, и достаёт фрукт или
овощ из мешочка
«С какой ветки детки?»
Материалы: листья и плоды деревьев и кустарников.
Дидактическая задача: закреплять знания детей и листьях, и плодах деревьях и
кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.
Игровая задача: рассмотреть листья деревьев и кустарников, назвать их и найти
нужную ветку.
Игровые действия: Детям рассматривают листья деревьев и кустарников, а затем
находят нужную ветку к каждому плоду.
Правила игры: рассмотреть плоды деревьев и кустарников и по предложению
воспитателя найти необходимые ветки.
Результат: дети находят нужные плоды к необходимому дереву и кустарнику.
«Звери, птицы, рыбы»
Материалы: Мяч
Дидактическая задача: закреплять умение, классифицировать животных, птиц,
рыб.
Игровая задача: передать мяч по кругу соседу справа, и называть любую птицу,
животного, рыбу.
Игровые действия: Один из играющих берёт в руки мяч и передаёт его соседу
справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?» Сосед берёт мяч и быстро отвечает.
Затем он передаёт мяч дальше по кругу, с таким же вопросом. Мяч передаётся по
кругу до тех пор, пока запас знаний, играющих не исчерпается.
Правила игры: назвать как можно больше птиц/рыб/зверей, стоя в кругу и
передовая мяч друг другу.
Результат: каждый ребёнок смог называть рыбу/птицу/зверя которых они знают.
«Угадай, что где растёт»
Материалы: мяч
Дидактическая задача: уточнить знания детей о названиях и местах произрастания
растений, развивать внимание, сообразительность, память.
Игровая задача: поймать мяч и назвать, где произрастает данное растение сад/
огород/луг/поле/лес
Игровые действия: Воспитатель или ребёнок кидает кому-нибудь из детей мяч,
называя при этом место, где растё т это растение: сад, огород, луг, лес, поле.
Правила игры: дети сидят на стульчиках или стоят в кругу. Руки перед грудью.
Необходимо поймать мяч и назвать место, где растёт растение.
Результат: дети назвали места произрастания растений, которые знали и
познакомились с ранее неизвестными им.
«Что из чего сделано»
Материалы: деревянный кубик, алюминиевая мисочка, стеклянная баночка,
металлический колокольчик, ключ и т. д.
Дидактическая задача: учить детей определять материал, из которого сделан
предмет.
Игровая задача: достать из мешочка предмет и описать из чего сделан каждый
предмет.
Игровые действия: дети вынимают мешочка разные предметы и называют,
указывают, из чего сделан каждый материал.
Игровые правила: ребёнок достаёт из мешочка предмет и описывает признаки из
чего сделан предмет.
Результат: ребёнок достаёт свой предмет и указывает его признаки, из какого
материала он сделан.
«Назови три предмета»
Материалы: мяч
Дидактическая задача: упражнять детей в классификации предметов.
Игровая задача: назвать предметы той или иной классификации.
Игровые действия: воспитатель называет одно слово, например цветы, а тот, кому
воспитатель бросил мяч, называет три слова, которые можно назвать, одним словом.
Например: цветы – ромашка, роза, мак.
Правила игры: поймать мяч и назвать предметы названной классификации.
Результат: ребёнок называет предметы той классификации, которая ему выпала.
«Узнай и назови»
Материалы: корзина, лекарственные растения.
Дидактическая задача: закрепить знания детей о лекарственных растениях.
Игровая задача: назвать заданное растение и рассказать всё известное о нём.
Игровые действия: воспитатель достаёт из корзины растение, показывает ребёнку,
и задаёт вопрос «Что это и где оно растёт». Ребёнок, подумав начинает рассказывать
о растении известные ему факты.
Правила игры: воспитатель показывает какое-нибудь растение, а ребёнок должен
назвать о нём всё что знает и где оно растёт.
Результат: ребёнок без затруднений рассказывает о растении и отдаёт его обратно
воспитателю.
«Я знаю»
Материалы: мяч
Дидактическая задача: закреплять знания о природе. Развивать познавательный
интерес.
Игровая задача: поймать мяч, назвать пять предметов из заданного класса объектов
природы.
Игровые действия: воспитатель бросает ребёнку мяч и называет класс объектов
природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок поймавший мяч,
говорит: «Я знаю названий зверей» и перечисляет, после этого возвращает мяч
воспитателю.
Правила игры: Дети стоят в кругу, воспитатель в центре, руки перед грудью.
Ловить мяч, называть пять предметов заданного класса
Результат: каждый ребёнок называет класс предметов, выпавший ему.
«Береги природу»
Материалы: картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца,
воды и т. д., фишки, игральная карта.
Дидактическая задача: закреплять знания детей об охране объектов природы.
Активизировать предметный и глагольный словарь.
Игровая задача: кинуть игральный кубик и переместить свою фишку на
определенную позицию (зависит от цифры на верхней стороне кубика, после
броска).
Игровые действия: кидать кубик и перемещать его на количество ходов, указанное
на игральном кубике.
Правила игры: в игре учувствуют 4 человека, поочерёдно кидают игральный кубик и
перемещают фишку на указанное количество ходов. Во время игры игроки должны
подчиняться условиям, которые описаны на игровом поле.
Результат: кто первым приведет свою фишку к финишу тот и победил.
«Кто где живёт» (птицы)
Материалы: картинки с изображением птиц, местами их обитания.
Дидактическая задача: уточнить и расширить знания детей о птицах, местах их
обитания. Расширение словаря по теме.
Игровая задача: переделить место обитания выданных птиц и расположить их по
соответствующим моделям.
Игровые действия: дети определяют место обитания выданных им птиц и
раскладывают их под соответствующими моделями: «болото» - цапля, аист, журавль
и т. д
Правила игры: дети сидят парами. Воспитатель раздает каждой паре конверт с
карточками с изображением птиц. После указания пара выполняет задание.
Результат: после выполнения каждая пара показывает, куда они определили птиц.
«Вершки – корешки»
Материалы: два обруча, картинки овощей.
Дидактическая задача: учить детей составлять целое из частей.
Игровая задача: положить овощ в нужный обруч. Корешки в красный, а вершки в
синий.
Игровые действия: ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его
детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда.
(в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются
и вершки, и корешки: лук, петрушка и т. д.
Правила игры: берё тся два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи
пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут
корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.
Результат: овощи разложены по нужным обручам.
«Что в корзинку мы берем».
Материалы: картинки с изображение овощей, фруктов, злаков, бахчевых, грибов,
ягод, а также корзинок.
Дидактическая задача: закрепить у детей знание о том, какой урожай собирают в
поле, в саду, на огороде, в лесу. Научить различать плоды по месту их выращивания.
Игровая задача: дети корзинки должны собрать плоды с одного места. Дети плоды,
изображают назначенный им плод.
Игровые действия: Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате,
движениями и мимикой изображают арбуз, землянику, прячущийся в траве гриб и
т. д. Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов.
Правила игры: каждый ребенок должен принести плоды, которые растут в одном
месте (овощи с огорода и т. д.).
Результат: выигрывает тот, кто выполнил это условие.