МААМ-картинки

Картотека игр по ТРИЗ-технологии

Кузьмина Юлия
Картотека игр по ТРИЗ-технологии
▼ Скачать + Заказать документы

Картотека игр по ТРИЗ технологиям

НАЗВАНИЕ ИГРЫ, ВОЗРОСТ, ПРАВИЛА, ХОД ИГРЫ

Игры направленные на умения выделять функции объекта

«Что умеет делать?» С середины второй младшей группы Объект отгадать с помощью игры «Да-нетки» или загадки. Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его пощью. Воспитатель: Что может слон?

Публикация «Картотека игр по ТРИЗ-технологии» размещена в разделах

Дети: слон может ходить, дышать, расти. Слон выступает в цирке, перевозит грузы, людей и т. д.

«Дразнилка» С середины средней группы Ведущий называет объект. Дети не называя его функцию в слух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк,- ще и др. Воспитатель: Кошка.

Дети: Мяукалка, бегалка, мурлыкалка, кусалище…

Воспитатель: Собака.

Дети: охранялка, гавкалка, рычалка, сторожилище…

«Мои Друзья» С начала средней группы Ведущий просит назвать себя в качестве чего-либо или кого-либо. Дети определяют, кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему. Ведущий - ребенок. Дети выбирают объекты природного мира.

Воспитатель: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро бегать ( животные: лиса, волк) и тд.

Игры на определение линии развития объекта

«Чем было –чем стало» Сначала средней группы Ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира в которых эти материалы присутствуют. При уточнении понятия относительного размера.

Воспитатель: Это было маленьким, а стало большим.

Дети: Был маленьким медвежонком, а стал большим взрослым медведем.

Воспитать: Было дерево, а стало…Чем может стать дерево?

Дети: домиком, стулом, кубиком и т. д.

«Раньше - позже» Со второй младшей группы Ведущий называет какую либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или что будет после. Можно сопровождать показом. Воспитатель: посмотрите, какая у медведя берлога?

Дети: Большая, крепкая, деревянная.

Воспитатель: она всегда была такой? Что с ней было раньше?

Дети: Ее не было, росли деревья.

Воспитатель: А еще раньше? И т. д.

Игры на выявление подсистемных связей

«Где живет» со 2 младшей группы Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы, дети называют среду обитания живых объектов Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!

Воспитатель: Где живет медведь?

Дети: В лесу, зоопарке.

Воспитатель: А еще?

Дети: В мультиках, в книжках.

Воспитатель: Где живет собака?

Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице – бродячие.

«Что можно сказать о предмете, если там есть…» с середины средней группы Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику. Воспитатель: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с присосками?

Дети: Это животное или птица, которая живет на деревьях или скалах.

Воспитатель: Что можно сказать об объекте, если там есть «Мяу»?

Дети: Кошка, котенок.

Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта.

«Хорошо – плохо» со 2 младшей группы Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.

Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке.

Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему?

Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.

Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему?

Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.

«Волшебный светофор» С начала средней группы У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом, рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может убираться после показа. Воспитатель показывает картинку с изображением животного.

Воспитатель: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете части животного.

Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является животное. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего оно или какую пользу приносит.

Данная игра может использоваться при рассматривании картины по любой теме, в том числе и по теме «Животные».

Воспитатель: Если я подниму круг красного цвета – вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг – определите, частью чего является сюжет картины (природный мир. домашние, дикие животные).

Игра на классификацию объекта

«Все в мире перепуталось» со 2 младшей группы Ведущий игры – воспитатель (в конце года – ребенок) показывает картинку с объектом. Играющие определяют, к какому миру относится. Если объект относится к рукотворному миру, то требуется определить к какой функциональной группе он относится (одежда, мебель, посуда, обувь, транспорт, игрушки и т. д.)

Примечание: Расширение этой части модели мира происходит постепенно с расширением представлений детей об окружающем мире. В этом возрасте появляются новые разделы в секторе рукотворного мира и в секторе природного мира (воздух, вода, земля).

Воспитатель: На картинке – собака. К какому миру принадлежит?

Дети: К природному.

Воспитатель: Где живет собака? Где обитает?

Дети: Собака живет у человека в доме, может у дома, в будке; на земле.

Воспитатель: Значит, картинку можно поместить в сектор «земля».

Воспитатель: На картинке – бобер. К какому миру он относится?

Дети: К природному.

Воспитатель: Где живет бобер? Где обитает?

Дети: Бобер живет и на земле и в воде.

Воспитатель: Значит, картинку можно поместить и в сектор «вода», и сектор «земля».

Но где больше всего обитает бобер? Вспомните сказки о бобре.

Дети: Больше всего в воде. Туда поместим картинку.

Классифицировать предметы, производить мыслительные действия, работать с недостатком данных.

«Да-нет ка» по неизвестному слову в старшей и подготовительной группе Научить детей работать с недостатком данных, классифицировать предметы, производить мыслительные действия.

Детям предлагается незнакомое по звучанию слово из словаря.

Дети задают вопросы по схеме (аналогично «да-нетке» на загаданное слово).

Слова: торбаса (обувь, вигвам, острец (сорняк, студия, бандарь, цевница…

.

«Числовая да-нет ка» Со второй младшей группы обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных.

1. На доске чертим горизонтальную ось с цифрами.

2. Ведущий говорит: Я задумала число до 10 (20, а вы должны отгадать его.

3. Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет».

Но детей сначала надо научить задавать вопросы.

Дети должны делить числовую ось всегда пополам, т. е. находить цифру и спрашивать: - Это число больше 5? Меньше 5?

Затем дети делят следующую половину пополам и спрашивают:

- Это больше 3? Меньше3?

Снова делят часть:

- Это крайняя цифра? Первая? В середине?

Пространственная «да – нет ка»

(с игрушками, геометрическими формами)

Со средней группы Продолжать учить детей пространственному мышлению 1. Линейная: с игрушками, геометрическими формами.

На стол выставляется 5(10,20) игрушек.

Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать – это слева (справа) от машины (машинка стоит посередине).

2. Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные картинки.

Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам.

Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы.

Дети: Это справа (слева) от середины?

Затем дети делят лист по горизонтали:

- Это ближе (дальше) от меня?

Это слева (справа) от телевизора?

Это в верхней половине? (нижней половине)

В средней группе используется большое количество картинок, игрушек, цифры, буквы.

«Да – нетка» на загаданное слово. Со средней группы классификация объектов, учить находить задуманный предмет, отсекая лишние признаки. Ведущая загадывает предмет. Дети задают вопросы. Ведущий должен научить детей задавать вопросы по определенной схеме (схема в мозгу ребенка)

1. Примечание: ведущий не должен принимать ответы по перечислению объектов.

2. Необходима «остановка» для обобщения ответов детей.

3. Загадываются объекты реального мира

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Сочиняем сказку» с применением ТРИЗ-технологии Консультация для родителей «Сочиняем сказку» (с применением ТРИЗ - технологии) Все дети любят сказки - вершины словесного творчества ребенка.

Мастер-класс «Использование ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте» Мастер-класс «Использование ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте»Автор: Никулина Оксана Владимировна, воспитатель филиала МАОУСОШ №8.

Мастер-класс «Составление сравнений и загадок по технологии ТРИЗ» Мастер – класс Тема: Создание образных характеристик объектов через составление сравнений и загадок по технологии ТРИЗ. Актуальность: Одним.

НОД рисование с применением технологии ОТСМ ТРИЗ «Светофор будущего» Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ – Югра Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад.

Приложения 1–5 к опыту по ТРИЗ-технологии Методика уровня познавательного развития старших дошкольников (О. В. Чиндилова) Методика включает четыре группы заданий: • задания на проверку.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических пособий ТРИЗ технологииРазвитие речи дошкольников посредством дидактических пособий ТРИЗ технологии Развитие связной речи является важной задачей речевого воспитания детей дошкольного возраста. Это обусловлено прежде всего социальной значимостью.

Сказка перепутка «Кто-кто в теремочке живет?» ТРИЗ технологииСказка перепутка «Кто-кто в теремочке живет?» ТРИЗ технологии Сказка перепутка «Кто-кто в теремочке живет?» Цель: создавать условия для сочинения детьми сказок, используя методы технологии ТРИЗ: типовые.

Использование технологии ТРИЗ для развития творческого мышления Сообщение на тему: «Использование технологии ТРИЗ для развития творческого мышления»для воспитателей. Мы все хотим, чтобы наши дети были.

Использование ТРИЗ-технологии для развития личности дошкольника Аннотация: Рассматриваются особенности эффективных средств ТРИЗ-технологии в дошкольном образовании. Отмечает роль данной технологии в развитии.

Презентация «ТРИЗ технологии в ДОУ» 1 слайд На современном этапе развития образования информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются наиболее перспективными моделями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр по ТРИЗ-технологии
Опубликовано: 9 сентября 2019 в 10:22
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека игр по ТРИЗ-технологии» (включая файлы) размещена пользователем Кузьмина Юлия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД