Кузьмина Юлия
Картотека игр по ТРИЗ-технологии
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр по ТРИЗ технологиям
НАЗВАНИЕ ИГРЫ, ВОЗРОСТ, ПРАВИЛА, ХОД ИГРЫ
Игры направленные на умения выделять функции объекта
«Что умеет делать?» С середины второй младшей группы Объект отгадать с помощью игры «Да-нетки» или загадки. Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его пощью. Воспитатель: Что может слон?
Публикация «Картотека игр по ТРИЗ-технологии» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Дети: слон может ходить, дышать, расти. Слон выступает в цирке, перевозит грузы, людей и т. д.
«Дразнилка» С середины средней группы Ведущий называет объект. Дети не называя его функцию в слух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк,- ще и др. Воспитатель: Кошка.
Дети: Мяукалка, бегалка, мурлыкалка, кусалище…
Воспитатель: Собака.
Дети: охранялка, гавкалка, рычалка, сторожилище…
«Мои Друзья» С начала средней группы Ведущий просит назвать себя в качестве чего-либо или кого-либо. Дети определяют, кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его. Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему. Ведущий - ребенок. Дети выбирают объекты природного мира.
Воспитатель: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро бегать ( животные: лиса, волк) и тд.
Игры на определение линии развития объекта
«Чем было –чем стало» Сначала средней группы Ведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира в которых эти материалы присутствуют. При уточнении понятия относительного размера.
Воспитатель: Это было маленьким, а стало большим.
Дети: Был маленьким медвежонком, а стал большим взрослым медведем.
Воспитать: Было дерево, а стало…Чем может стать дерево?
Дети: домиком, стулом, кубиком и т. д.
«Раньше - позже» Со второй младшей группы Ведущий называет какую либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого или что будет после. Можно сопровождать показом. Воспитатель: посмотрите, какая у медведя берлога?
Дети: Большая, крепкая, деревянная.
Воспитатель: она всегда была такой? Что с ней было раньше?
Дети: Ее не было, росли деревья.
Воспитатель: А еще раньше? И т. д.
Игры на выявление подсистемных связей
«Где живет» со 2 младшей группы Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы, дети называют среду обитания живых объектов Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!
Воспитатель: Где живет медведь?
Дети: В лесу, зоопарке.
Воспитатель: А еще?
Дети: В мультиках, в книжках.
Воспитатель: Где живет собака?
Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице – бродячие.
«Что можно сказать о предмете, если там есть…» с середины средней группы Ведущий называет части объекта или предмета, а ребенок должен назвать, что это за объект и дать ему характеристику. Воспитатель: Что можно сказать об объекте, который имеет лапки с присосками?
Дети: Это животное или птица, которая живет на деревьях или скалах.
Воспитатель: Что можно сказать об объекте, если там есть «Мяу»?
Дети: Кошка, котенок.
Игры на объединение надсистемы и подсистемы объекта.
«Хорошо – плохо» со 2 младшей группы Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.
Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке.
Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему?
Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.
Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему?
Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.
«Волшебный светофор» С начала средней группы У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, желтый – систему, зеленый – надсистему. Таким образом, рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может убираться после показа. Воспитатель показывает картинку с изображением животного.
Воспитатель: Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне назовете части животного.
Если я подниму круг зеленого цвета, вы мне скажите, частью чего является животное. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите для чего оно или какую пользу приносит.
Данная игра может использоваться при рассматривании картины по любой теме, в том числе и по теме «Животные».
Воспитатель: Если я подниму круг красного цвета – вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг – определите, частью чего является сюжет картины (природный мир. домашние, дикие животные).
Игра на классификацию объекта
«Все в мире перепуталось» со 2 младшей группы Ведущий игры – воспитатель (в конце года – ребенок) показывает картинку с объектом. Играющие определяют, к какому миру относится. Если объект относится к рукотворному миру, то требуется определить к какой функциональной группе он относится (одежда, мебель, посуда, обувь, транспорт, игрушки и т. д.)
Примечание: Расширение этой части модели мира происходит постепенно с расширением представлений детей об окружающем мире. В этом возрасте появляются новые разделы в секторе рукотворного мира и в секторе природного мира (воздух, вода, земля).
Воспитатель: На картинке – собака. К какому миру принадлежит?
Дети: К природному.
Воспитатель: Где живет собака? Где обитает?
Дети: Собака живет у человека в доме, может у дома, в будке; на земле.
Воспитатель: Значит, картинку можно поместить в сектор «земля».
Воспитатель: На картинке – бобер. К какому миру он относится?
Дети: К природному.
Воспитатель: Где живет бобер? Где обитает?
Дети: Бобер живет и на земле и в воде.
Воспитатель: Значит, картинку можно поместить и в сектор «вода», и сектор «земля».
Но где больше всего обитает бобер? Вспомните сказки о бобре.
Дети: Больше всего в воде. Туда поместим картинку.
Классифицировать предметы, производить мыслительные действия, работать с недостатком данных.
«Да-нет ка» по неизвестному слову в старшей и подготовительной группе Научить детей работать с недостатком данных, классифицировать предметы, производить мыслительные действия.
Детям предлагается незнакомое по звучанию слово из словаря.
Дети задают вопросы по схеме (аналогично «да-нетке» на загаданное слово).
Слова: торбаса (обувь, вигвам, острец (сорняк, студия, бандарь, цевница…
.
«Числовая да-нет ка» Со второй младшей группы обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных.
1. На доске чертим горизонтальную ось с цифрами.
2. Ведущий говорит: Я задумала число до 10 (20, а вы должны отгадать его.
3. Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет».
Но детей сначала надо научить задавать вопросы.
Дети должны делить числовую ось всегда пополам, т. е. находить цифру и спрашивать: - Это число больше 5? Меньше 5?
Затем дети делят следующую половину пополам и спрашивают:
- Это больше 3? Меньше3?
Снова делят часть:
- Это крайняя цифра? Первая? В середине?
Пространственная «да – нет ка»
(с игрушками, геометрическими формами)
Со средней группы Продолжать учить детей пространственному мышлению 1. Линейная: с игрушками, геометрическими формами.
На стол выставляется 5(10,20) игрушек.
Ведущий: Я загадала игрушку, а вы должны сказать – это слева (справа) от машины (машинка стоит посередине).
2. Плоскостная: на листе (столе, доске) располагаются предметные картинки.
Дети мысленно делят лист бумаги по вертикали пополам.
Ведущий: У меня загадана картинка. Задавайте вопросы.
Дети: Это справа (слева) от середины?
Затем дети делят лист по горизонтали:
- Это ближе (дальше) от меня?
Это слева (справа) от телевизора?
Это в верхней половине? (нижней половине)
В средней группе используется большое количество картинок, игрушек, цифры, буквы.
«Да – нетка» на загаданное слово. Со средней группы классификация объектов, учить находить задуманный предмет, отсекая лишние признаки. Ведущая загадывает предмет. Дети задают вопросы. Ведущий должен научить детей задавать вопросы по определенной схеме (схема в мозгу ребенка)
1. Примечание: ведущий не должен принимать ответы по перечислению объектов.
2. Необходима «остановка» для обобщения ответов детей.
3. Загадываются объекты реального мира