Наталья Кривошеева
Картотека игр по сказкам для развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр по сказкам для развития речи
В ГОСТЯХ У СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫ
Дети должны представить себя гостями во дворце Снежной Королевы, а затем подумать и рассказать, что необходимо сделать для того, чтобы сердце Снежной Королевы потеплело. Это задание можно выполнять по группам.
В ПЛЕНУ У РАЗБОЙНИКОВ
Попросите детей представить себя попавшими в плен к злым разбой-никам. Дети должны подумать и рассказать, что они могут предпринять, чтобы злые разбойники превратились в добрых людей. Это задание можно выполнять по группам.
ДОБРЫЙ КОЛОБОК
Темочки:
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Поделите детей на группы и раздайте им карточки с картинками раз-ных животных, птиц, деревьев, цветов. Попросите их придумать не-сколько ситуаций, в которых добрый колобок помог тем или иным обита-телям леса, которые достались им на карточках.
Например: (зайчонок, ландыш, ежик, рябинка)
• Колобок встретил на лесной дорожке плачущего зайчишку, поте-рявшего свою маму. Колобок посадил его к себе на спину и отнес к маме.
•Колобок увидел, что кто-то придавил ландышу листочки и рас-правил листочки у цветка.
•Колобок увидел, как ежик надрывается под тяжестью тяжелого гриба. Он оторвал у гриба шляпку и отнес ее в нору к ежику. А ежик с легкостью справился с остальной частью гриба.
•Колобок увидел сломанную рябинку и быстро покатился к избушке лесника, который пришел и вылечил деревце. Затем дети рисуют эти си-туации и по своим рисункам рассказывают о них другим детям. Из ри-сунков детей делается выставка: «Добрый колобок».
ЛЕДЯНОЙ ОСКОЛОК
Поделите детей на группы. Каждая группа должна придумать добрые слова, которые растопили бы ледяной осколок, попавший в глаз Каю. После того как представители от каждой группы проговорят свои добрые слова, можно составить общее письмо с добрыми словами для Кая и Герды.
ДОБРЫЙ ВОЛК
Поделите детей на пары. Один человек в паре - Красная Шапочка, дру-гой - волк. Каждая пара должна придумать ситуацию, в которой Красная Шапочка помогла волку стать добрым. Например: Красная Шапочка заме-тила во рту у волка несколько гнилых зубов и отвела его к лесному зубному врачу - дятлу. После того как дятел вылечил зубы волка, он стал добрым и подружился с Красной Шапочкой.
После того как дети выполнят это задание, попросите их нарисовать или проиграть свои ситуации.
Побеждает группа, придумавшая самую интересную ситуацию.
ЛЯГУШКА ПУТЕШЕСТВЕННИЦА
Один из детей - лягушка - путешественница. Этот ребенок должен описать какое-либо место, где он побывал, не называя это место. Осталь-ные дети угадывают, где побывала лягушка путешественница. Например:
Я побывала тем, где растут деревья, на которых много разных плодов, и где растут разные цветы. За этим местом ухаживает человек, у которого есть грабли, лопата, лейка и много других инструментов. (Лягушка побывала в саду) Лягушкой путешественницей становится тот, кто первым отгадает место, где она побывала.
ВОЛШЕБНЫЕ ДЕТКИ ЦВЕТОВ
Раздайте детям карточки с рисунками разных цветов и попросите их нарисовать девочку, которая родилась из этого цветка, и придумать о ней небольшую сказку. Затем по своим рисункам дети рассказывают сказки.
Из рисунков и сказок детей склеивается книжка:
«Волшебные детки цветов».
ДЮЙМОВОЧКА
Попросите детей представить, что у них дома из одного цветка родилась Дюймовочка.
Затем дети отвечают на вопросы:
•Где будет жить Дюймовочка у вас в доме?
•Какую вы ей сделаете мебель, сошьете одежду?
•Какой у нее будет характер?
•Чем она будет заниматься?
•В какие игры вы с ней будете играть?
• О чем вы с ней будете беседовать? Затем дети рассказывают истории о жизни Дюймовочки и своей дружбе с ней.
ДОБРЫЙ ТЕРЕМОК
Раздайте детям карточки с картинками разных животных, птиц и на-секомых. Два человека выходят в центр круга и поднимают навстречу друг другу руки, чтобы получился теремок. Третий ребенок становится за ними. Это хозяин теремка. Затем педагог дотрагивается до кого-либо из детей, и этот ребенок должен от имени того, кто ему достался на кар-точке, вежливо попроситься в теремок и объяснить, почему он хочет туда попасть.
Например: Здравствуйте, я белочка Рыжий Хвост. Дуб, в котором находилось мое дупло, сгорел от удара молнии, и мне негде жить. Хозяин теремка должен также вежливо разрешить белочке войти в теремок.
Игра продолжается до тех пор, пока в теремок не попадут все дети. Затем хозяин теремка должен представить друг другу всех своих гостей и рассказать, что произошло с каждым из них.
Самый внимательный тот хозяин, который вспомнит истории всех своих гостей.
ПИРОГ ДЛЯ ВИННИ ПУХА
Попросите детей придумать для Вини-Пуха рецепт вкусного пирога из лесных даров и нарисовать этот пирог. Один из детей - Вини-Пух. Он дол-жен собрать рисунки всех детей и по ним попытаться рассказать, из ка-ких лесных даров и каким образом приготовлены те или иные пироги. На отгадывание Вини-Пуху дается несколько минут. Если он правильно расскажет о каком-либо пироге, то ему торжественно вручается рецепт этого пирога, написанный на отдельном листочке. Если он не сможет рассказать о том или ином пироге, рецепт пирога остается у его автора. Самый догадливый тот Вини-Пух, который соберет как можно больше рецептов лесных пирогов.
После того как Вини-Пух попытается по одному разу отгадать рецеп-ты всех нарисованных пирогов, на его место становится другой ребе-нок, и игра продолжается. Из рисунков детей делается выставка: «Угощаем Винни-Пуха».
БЕЛОСНЕЖКА И ГНОМЫ
Все дети делятся на пары. Один человек в паре - гном, другой - Бело-снежка. Попросите каждую пару придумать ситуацию, в которой Бело-снежка и гном чему-либо научили друг друга. Например, гном научил Бе-лоснежку шить одежду из листьев и лепестков. Белоснежка научила гнома готовить вкусный кисель из лесных ягод. После того как дети придумают ту или иную ситуацию, каждый из них должен подробно описать, как, на-пример, из листьев и лепестков сшить одежду, или как из ягод пригото-вить кисель.
Каждая пара рассказывает другим, как и чему научили друг друга Бе-лоснежка и гном. Из описаний детей составляется книжка: «Чему научили друг друга Белоснежка и гном».
УМЕЛАЯ БЕЛОСНЕЖКА
Поделите детей на группы и попросите их подумать, что должна уметь Белоснежка:
• чтобы еда, которую она готовит, была всегда вкусной и полез-ной;
• чтобы в доме всегда все блестело;
•чтобы на ней и на гномах всегда была чистая одежда;
• чтобы к ее домику каждый день слетались лесные птицы и при-ходили лесные звери, даже хищники;
•чтобы возле ее дома рос чудесный огород;
•чтобы в ее саду плодоносили все деревья и т. д. Например: Чтобы еда, которую готовит Белоснежка, была и вкусной и полезной, она должна го-товить ее с любовью; знать рецепты приготовления разных блюд из ово-щей и фруктов; знать, какие витамины есть в травах и растениях, и до-бавлять их в салаты; уметь варить кисели и компоты из лесных и садо-вых ягод; уметь разбираться в съедобных и несъедобных грибах и т. д.
Каждая группа может выбрать для обдумывания только одну из предложенных ситуаций. Побеждает группа, которая интереснее всего расскажет о тех или иных умениях Белоснежки. Все рассказы детей за-писываются, и из них составляется книга: «Чему нас научила Белоснеж-ка».
ВНИМАТЕЛЬНАЯ БЕЛОСНЕЖКА
Один из детей - Белоснежка, остальные - гномы. Белоснежка должна сказать каждому гному что-то хорошее. Например: у тебя острые глазки; у тебя симпатичный колпачок; ты быстро бегаешь и т. д. Каждый гном дол-жен, в свою очередь, объяснить Белоснежке, почему у него острые глазки, симпатичный колпачок, как он научился быстро бегать и т. д. Например: У меня острые глазки, потому что я ем много черники. У меня симпатичный колпачок, потому что я сшил его из лепестков лесной гвоздики и т. д.
На обдумывание ответа гному дается несколько секунд. В конце игры Белоснежка рассказывает, что она узнала обо всех гномах.
Самая внимательная та Белоснежка, которая вспомнит рассказы всех гномов и ничего не перепутает. Игру можно проводить до тех пор, пока Белоснежкой не побывают все дети.
КАК ПОМОЧЬ БЕЛОСНЕЖКЕ
Все дети - маленькие лесные гномы. Им даются разные ситуации:
• Белоснежка заболела;
• Белоснежка пошла за ягодами и заблудилась в лесу;
• Белоснежка попала в плен к разбойникам.
Дети должны придумать, как они помогут Белоснежке в том или ином случае.
КОСТЕР ЛЮБВИ
Дети встают в круг. Один из них выходит на середину круга и приседает. Этот ребенок изображает костер любви. Остальные дети - снегурочки, которые хотят перепрыгнуть через костер. Перед прыжком снегурочка должна сказать о ребенке, изображающем костер, что-то хорошее. После этого она подбегает к костру и садится на корточки рядом с ним. Следующая снегурочка должна сказать что-то хорошее о той, которая прыгнула в костер любви до нее. Игра продолжается до тех пор, пока костер любви не станет огромным, то есть пока все дети не окажутся в середине круга. Затем первый ребенок, изображавший костер любви, вспоминает все хорошее, что дети сказали друг о друге.
Предложите детям нарисовать костер любви и написать педагогу на его пламени все самое хорошее, что они услышали о себе и о своих друзьях.
Самый лучший костер у тех, кто вспомнит как можно больше хорошего. Можно нарисовать на доске общий костер любви.
МАША И МЕДВЕДИ
Поделите детей на группы по четыре человека. В каждой группе один ребенок - Маша, а остальные три человека - медведи. Попросите детей по-думать, как Маша и медведи поступят в следующих ситуациях:
•Маша заблудилась в лесу; маленького медвежонка искусали пчелы;
•в доме медведей случился пожар; старшего медведя поймали охотники;
•средний медведь залез на высокое дерево, и под ним обломилась ветка.
Каждая группа должна выбрать одну из этих ситуаций и рассказать о том, как Маша и медведи поступят в том или ином случае.
ЛЕСНОЙ ЗНАТОК
Дети встают в круг. Все они маленькие медвежата, а один из них - Маша. Маша выходит в середину круга и задает каждому медвежонку какой-либо вопрос о лесе. Например: Где в лесу растет земляника? Какие деревья лечит дятел? Когда у березы появляется сок? Чем питаются белки? Чем зимой питаются медведи? Чем полезен ландыш? Ребенку дается несколько секунд на обдумывание ответа. Если он отвечает на вопрос, Маша встает на его место, а он на Машино, и игра продолжается. Если ребенок не может ответить на вопрос, он выбывает из круга, a Mania задает этот же вопрос следующему по кругу.
Самый лучший знаток лесной жизни тот, кто как можно дольше продержится в круге. Педагог заранее может подготовить список вопросов о лесе и дать их Маше
СТРОИМ ДОМИК
Дети делятся на несколько групп по четыре человека. На большом листе ватмана они должны нарисовать лесной домик, который построили для себя Маша и три медведя. На одной стороне ватмана дети рисуют этот домик снаружи, а на обратной стороне - изнутри.
Попросите детей подумать, из каких материалов и как строился этот домик, и по своим рисункам рассказать об этом другим. Из рисунков де-тей делается выставка.
ПОРОСЯТА И ВОЛК
Поделите детей на группы по три человека. Все они маленькие поросята, которым нужно подумать, как они поведут себя в следующих ситуациях:
• волк попросил у них прощение и захотел пожить в их доме;
• во время прогулки по лесу они увидели волка, попавшего в кап-кан;
•волк пригласил их на свой день рождения;
• волк попросил поросят помочь ему построить дом;
• ночью волк прокрался к ним в сад и оборвал все плоды с деревьев;
• волк прислал поросятам корзину яблок в подарок;
• волк предложил поросятам помощь в саду.
Попросите детей нарисовать поросят и волка в той или иной наиболее понравившейся им ситуации.
ОБЕД ДЛЯ ВОЛКА И ПОРОСЯТ
Поделите детей на группы. Каждая группа должна придумать сказоч-ное меню завтрака, обеда и ужина из лесных даров, которым поросята угощали проголодавшегося волка. Например:
• Завтрак: мятный чай и желудевый хлеб с земляничным повидлом.
• Обед: суп из щавеля и крапивы и жареные грибы.
• Ужин: каша из лесных орехов и компот из черники.
Попросите детей красиво украсить листочки со своим меню и нарисо-вать некоторые блюда. Работы детей склеиваются в книгу: «Угощаем волка».
КОМПЛИМЕНТ ВОЛКУ
Дети встают в круг. Все они поросята, а один из них - волк. Волк выхо-дит в середину круга и садится на корточки. Под музыку поросята бегают и резвятся. Как только музыка прекращается, волк встает, подходит к кому-либо из поросят и дотрагивается до него. Тот, до кого дотронулись, должен сказать волку что-то хорошее. Например: у тебя гибкие лапы, ты умеешь быстро бегать, у тебя хороший нюх, цепкие когти, ты сильный, у тебя зоркие глаза и т. д. Как только волк услышит что-то хорошее о себе, он возвращается в середину круга, садится на корточки и закрывает глаза. Затем поросята снова резвятся и бегают под музыку. Игра продолжается до тех пор, пока волк по кругу не дотронется до всех детей.
Если кто-то в течение нескольких секунд не сможет сказать волку что-то хорошее, волк «съедает» его — поросенок выбывает из круга. Самые добрые те поросята, которые остались в круге до конца игры. В конце игры волк повторяет все хорошее, что сказали о нем поросята.
МЫ ЛЮБИМ ВОЛКА
Все дети — поросята. Поделите их на группы и попросите придумать и нарисовать для волка поздравление с днем рождения. Затем из поздрав-лений детей делается выставка: «Мы любим волка».
ЗОЛУШКА МАСТЕРИЦА
Поделите детей на группы и раздайте каждой группе карточки с на-званиями разных профессий. Каждая группа должна придумать сказку о Золушке - поварихе, учительнице, враче, художнице, сказочнице, провод-нице, садовнице и т. д. Затем попросите детей нарисовать Золушку, ис-полняющую ту или иную работу. Из рисунков и сказок детей склеивается книга: «Золушка Мастерица».
ЗОЛУШКА И ЕЕ СЕСТРЫ
Поделите детей на группы по три человека. В каждой группе один ре-бенок - Золушка, а два других - ее сводные сестры. Дети должны приду-мать сценку-диалог между Золушкой и ее сестрами на следующие темы:
• сестры пожалели Золушку и решили подарить ей одно из своих платьев;
• сестры решили поздравить Золушку с ее днем рождения;
• Золушка простила своих сестер и попросила принца найти для них хороших женихов.
Группа, придумавшая самую интересную сценку, награждается каким-либо подарком от «доброй феи».
КАК ПОСТУПИТ ЗОЛУШКА
Поделите детей на группы и попросите их подумать, как Золушка пове-дет себя в следующих ситуациях:
•сестры узнали Золушку на балу;
•туфелька Золушки оказалась впору одной из ее сестер;
•принц не захотел жениться на бедной девушке;
•злая мачеха выгнала Золушку из дома.
Каждая группа может выбрать для обдумывания одну из предложен-ных ситуаций.
РАССКАЗ О ЗОЛУШКЕ
Поделите детей на группы и попросите каждую группу составить не-большой рассказ о Золушке от лица : ее отца, ее мачехи, доброй феи, ее сестер, принца, короля этой страны и т. д.
Предупредите детей, что в их рассказах должны отражаться реальные черты характера разных персонажей этой сказки. Дети могут сами вы-брать, от лица какого персонажа они будут говорить о Золушке.
По рассказам друг друга дети" угадывают, какой персонаж сказки го-ворит о Золушке.
УЧИМСЯ У ЗОЛУШКИ
Поделите детей на группы и попросите их выбрать какое-либо одно ка-чество, которому они хотели бы больше всего научиться у Золушки, например: терпению, доброте, чуткости, настойчивости, силе воли, щедро-сти, любви к ближнему. Затем дети должны вспомнить и рассказать от-рывок из сказки, в котором, по их мнению, ярче всего проявляется это качество. По рассказам друг друга дети угадывают, какому качеству та или иная группа хотела бы научиться у Золушки.