МААМ-картинки

Картотека игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста

Юлия ВЛАДИМИРОВА
Картотека игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактические игры:

"Большая и маленькая куклы"

Цель: различать и называть предметы по величине.

Материал: куклы, стол, стул, посуда больших размеров и такие же предметы - маленькие.

Дети сидят на стульях полукругом, воспитатель - напротив, за детским столом. Воспитатель ставит на стол справа кукольный стол и стул больших размеров и сажает большую куклу, а слева - маленькую мебель и сажает маленькую куклу. После этого обращается к детям: «Это большая кукла, а это - маленькая. Большая кукла сидит на большом стуле около большого стола. Большую куклу зовут Маша, а маленькую куколку Катя. «Зачем они сели за стол, Саша? Наверное, им пора позавтракать. Спросите у Маши и Кати, мыли они руки? Они говорят, что они ручки помыли. Завяжем им салфетки и будем их кормить. Нина, подойди ко мне (показывает две тарелки - большую и маленькую.) Из какой тарелки мы будем кормить Машу? А Катю? Правильно, Маша большая, ее мы будем кормить из большой тарелки, поставь перед ней большую тарелку, а Катя маленькая, поставь перед ней маленькую тарелочку. Затем воспитатель раздаёт детям ложки (большие и маленькие) и просит дать большой кукле большую ложку, а маленькой кукле маленькую ложку.

Публикация «Картотека игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

«Потрогай и угадай».

Цель: определять на ощупь и называть знакомые предметы по форме.

На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др., которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

«Сбор фруктов».

Цель: развивать глазомер детей при выборе по образцу предметов определённой величины

Материал: яблоки - образцы (вырезанные из картона трёх величин - большие, поменьше, маленькие; три корзины - большая, поменьше, маленькая; дерево, с подвешенными картонными яблоками тех же величин, что и образцы (по 8-10 яблок каждой величины) .

Ход игры: воспитатель показывает детям дерево с яблоками, корзины, и говорит, что маленькие яблоки надо собирать в маленькую корзиночку, средние - в среднюю корзинку, а большие - в большую корзинку. Одновременно вызывает троих детей, каждому даёт по яблоку - образцу и предлагает им «сорвать" по одному такому же яблоку с дерева. Если яблоки "сорваны" правильно, педагог просит положить их в соответствующие корзинки. Затем задание выполняет новая группа детей. Если все яблоки собраны, разложены по корзинам, но дети проявляет интерес к игре, яблоки снова развешиваются, и игра продолжается

«Из каких фигур состоит машина?»

Цель: определение предметов по форме.

Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.

«Сравни предметы по высоте».

Цель: Определять предметы по высоте.

Материал: деревья разной высоты.

Назвать предметы, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже.

«Узнай фигуру».

Цель: развивать тактильные ощущения.

На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.

«Что и где слышно».

Цель: упражнять в ориентировке в пространстве.

Дети образуют кружок или встают спиной к педагогу. Педагог звонит в колокольчик и спрашивает: «Где звенит колокольчик?» Дети указывают направление. Педагог называет его словами: «Колокольчик звенит справа». Затем меняет источник и направление звука и снова спрашивает: «В какой стороне играл рожок? В какой стороне играл барабан?» и т. д.

«Самая длинная, самая короткая».

Цель: определять предметы по величине.

Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.

Варианты:

— сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.) . Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».

«Поставь букет цветов в вазу».

Цель: учить группировать предметы по цвету.

Материал: четыре вазы жёлтого, красного, зелёного и синего цветов, бумажные цветы тех же цветов.

Воспитатель показывает детям цветы, которые лежат на столе, произвольно перемешанные, и предлагает собрать из них букеты и поставить в вазы. Затем, воспитатель берёт, например, красный цветок и ставит его в вазу красного цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как и ваза. То же самое воспитатель проделывает и с цветами других цветов. Далее собирать букеты предлагается детям.

«Весёлые человечки».

Цель: учить детей группировать предметы по форме.

Материал: вырезанные из картона круг, квадрат, треугольник, прямоугольник – домики и эти же геометрические формы маленького размера – человечки.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает произвольно лежащие на столе маленькие геометрические фигуры, говорит, что это – весёлые человечки. Затем показывает, например, круг и говорит: «Этого человечка зовут круг. Как зовут человечка? (Круг). Покажите, каких ещё человечков зовут круг?» Дети показывают круги. Также дети показывают и другие геометрические фигуры. Воспитатель говорит, что человечки заблудились, и предлагает детям помочь человечкам найти свои домики. Затем объясняет, что человечки-круги живут в круглом доме (кладёт человечка на большой круг, человечки-квадраты живут в квадратном доме (кладёт человечка на большой квадрат) и т. д.

Эту игру проводят сначала с использованием двух геометрических форм, затем трёх-четырёх.

«Узнай, кто в домике живёт».

Цель: учить детей иметь представление о голосах животных.

Педагог делит детей на группы, каждая группа изображает какое-либо знакомое животное. Дети садятся на стульчики, из которых составлен кружок – домик. Один ребёнок подходит к домику, стучит палочкой и спрашивает: «Кто в домике живёт?» Дети, сидящие в домике, отвечают звуками, характерными для того или иного животного: квакают, как лягушки, гогочут, как гуси и т. д. Спрашивающий должен угадать, кто живёт в домике.

«Пирамидка».

Цель: учить соотносить величину колец в заданной последовательности.

Материал: пирамидка.

Дети садятся за общий стол, и каждый получает по пирамидке. Воспитатель, сидя за столом вместе с детьми, предлагает им поиграть с пирамидками. «Вот стоят пирамидки. Стоят они и на вас смотрят. Надоело пирамидкам стоять, захотелось им полежать. Поможем пирамидкам отдохнуть? - спрашивает детей воспитатель и предлагает, следуя его примеру, снять со своих пирамидок колпачки и поставить их ближе к себе. - Какое у пирамидки колечко наверху, большое или маленькое?» Каждый снимает самое маленькое колечко и придвигает его к своему колпачку. Лежащая пирамидка выкладывается вертикально от края стола к центру, где расположен картонный цветной кружок. Когда все колечки от пирамидок будут сняты и разложены на столе в порядке возрастающей величины, воспитатель показывает, как подровнять ряд колечек, чтобы получился красивый, ровный луч. Эти действия позволяют детям ощутить руками постепенное изменение величины колец.

На столе образуется цветной узор в виде лучей, которые отходят от центра круга и сужаются по краям стола. Полюбовавшись вместе с детьми этим узором, воспитатель говорит: «А где же наши пирамидки? Посмотрите, от них остались только палочки да подставочки. Надоело палочкам голыми стоять. Давайте позовем колечки домой, и опять поставим пирамидки, как раньше». Теперь перед детьми стоит новая задача - собрать пирамидку. «Какое колечко палочка позовет первым? - спрашивает воспитатель. - Посмотрите внимательно, как лежит пирамидка, и помните какое колечко у пирамидки в самом низу». Ответы детей воспитатель либо одобряет, либо поправляет. Дети выбирают самые большие кольца и надевают их на палочки. «А теперь какое кольцо позовут палочки? - спрашивает воспитатель и, если нужно, подсказывает. - Большое колечко, но чуть поменьше первого, иди домой». Дети надевают колечки на палочки.

«Геометрическое лото».

Цель: учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрическими фигурами и подбирать предметы по геометрическому образцу.

Материал: 5 карточек с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, по 5 карточек с изображением предметов разной формы.

Ход игры: воспитатель рассматривают вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, квадратная, прямоугольная, овальная, треугольная). В игре принимают участие пять детей. Выигрывает тот, кто быстрее подберёт все карточки к геометрическому образцу.

«Варежки».

Цель: соотносить предметы по цвету.

Дети садятся за стол. Им дают варежки с разными узорами и разного цвета. Нужно подобрать пары по цвету и узорам или другим украшениям (полоски, кружки, квадраты).

«Чудесный мешочек».

Цель: развивать тактильные ощущения.

В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.) Детям предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

«Окраска воды».

Цель: Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: "светлый", "темный", "светлее", "темнее".

Материал: 2 большие банки с наклейками -светло-красной и темно-красной, красная гуашевая краска, красная гуашевая краска, кисточки.

Воспитатель предлагает детям подготовить воду для изготовления цветного льда. Воспитатель показывает, как сделать светло-красную воду, набирая немного краски на кисть и разводя ее в воде, а затем - более тёмную, макая кисть в краску 2 раза. Затем дети готовят воду двух оттенков. Под руководством воспитателя они вначале делают светло-красную воду в одной из банок, затем темно-красную воду в другой банке. Приготовив цветную воду, дети приносят ее воспитателю, называя, где светло-красная вода, где темно-красная. Воспитатель сливает воду в соответствующие банки. На прогулке вода переливается в металлические формочки, цветной лед используется для игр.

Примечание. Занятие проводится зимой. В более "сильной" подгруппе можно дать еще одну банку для изготовления еще более темного или светлого оттенка.

«Спрячь мышку».

Цель: ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями. Обучение идентификации цвета.

Материал: листы бумаги шести цветов, посередине белый квадрат, на котором нарисована мышка (мышкин домик, квадраты тех же шести цветов - дверцы, игрушка - кошка. Раздаточный: такой же материал меньшего раз мера - цветные листы, белые квадраты на них, цветные квадраты; по три домика и шесть дверец.

Воспитатель проводит с детьми игру "Спрячь мышку! ". Сначала он знакомит детей с правилами игры, дети играют вместе с воспитателем. Затем дети играют самостоятельно. Они прячут мышек от кошки, подбирая к разноцветным домикам окошки точно того же цвета, как домик, и закрывая окошки, чтобы мышку не было видно.

«Составные картинки».

Цель: Обучение расчленению изображения предмета на составные части и воссозданию сложной формы из частей.

Материал: образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: дерево, елочка, домик, машина, человечек.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает образцы рисунков. Рисунки анализируются с точки зрения составных его частей: особенности величины, пропорций и форм, особенности расположения их в пространстве. Затем дети выкладывают различные картинки.

Примечание. В более "сильной" подгруппе даются образцы всех рисунков, в более "слабой" можно ограничиться 2-3-мя образцами.

«Матрёшки».

Цель: учить устанавливать отношение трёх предметов по величине.

Взрослый ставит на стол большую матрешку: «Смотрите, какая красавица к нам пришла!» Все любуются матрешкой, рассматривают ее. Педагог спрашивает, «Во что одета матрешка, какого цвета ее сарафан, платочек и т. д. Полюбовавшись игрушкой, поднимает ее и удивленно говорит: «Что-то она тяжелая. Может быть, там что-нибудь есть? Давайте посмотрим!». Придерживая нижнюю часть Матрешки одной рукой, другой приподнимает верхнюю половинку, произнося вместе с детьми следующие слова: «Матрешка, матрешка, откройся немножко». Процесс открывания матрешки намеренно слегка затягивается, чтобы усилить ожидание и любопытство малышей.

Открыв большую матрешку и увидев в ней следующую, дети с воспитателем удивляются и любуются ею. Новая матрешка ставится рядом, лицом к детям и рассматривается, как и первая. Воспитатель обращает внимание на то, что матрешки разного роста. Он спрашивает, какая из них выше, какого цвета платочек у той, которая выше, и у той, которая ниже. Затем, взяв в руки новую матрешку, опять предлагает узнать, не спрятано ли в ней еще что-нибудь. Дети снова говорят хором те же слова («Матрешка, матрешка, откройся немножко!», и появляется следующая матрешка. Так продолжается до тех пор, пока не выйдут все матрешки.

Выстроив их в ряд по росту, воспитатель обращает внимание детей на то, что каждая матрешка одета по-своему и, что каждая следующая матрешка меньше предыдущей на целую голову. После этого он разделяет больших и маленьких матрешек на две равные группы и говорит, что все матрешки, как и дети, ходят в детский сад, но только большие матрешки пойдут в старшую группу, а маленькие - в младшую. На столе выделяется место для младшей и для старшей группы (отгораживается палочкой, бруском, чертой и пр.) . Воспитатель вызывает детей по одному и дает им поручение - отвести любую матрешку, которую он сам выберет, в старшую или младшую группу. Этот вопрос решает сам ребенок. Все остальные дети вместе с воспитателем проверяют правильность его действий. Когда все матрешки попадут в соответствующие группы, воспитатель подводит итог, т. е. подчеркивает: «Матрешки более высокие попали в старшую группу, они побольше, а матрешки ростом поменьше пришли в младшую группу, они еще маленькие. Вот подрастут и пойдут в старшую группу.

«А теперь поиграем по-другому, - говорит воспитатель. - Матрешки будут друг друга прятать». Он берет в руки самую маленькую матрешку, ставит ее напротив соседней и как бы от её имени просит: «Сестричка, сестричка, спрячь меня!» - «А ты скажи, какого цвета на мне платочек, - отвечает матрешка, - тогда спрячу!» Маленькая матрешка отвечает, а та, что побольше, открывается и прячет ее.

Воспитатель вызывает двоих детей и поручает им играть двумя следующими по росту матрешками. Все остальные внимательно слушают диалог матрешек. Со следующей парой матрешек действует другая пара детей, и игра продолжается до тех пор, пока все матрешки не соберутся в одну большую. «Вот она, наша самая большая красавица», - говорит воспитатель. Матрешка ставится на видное место, и игра на этом кончается.

«Нанизывание бус разной формы».

Цель: учить детей чередовать предметы по форме.

Материал: по шесть деревянных бусин круглой и квадратной формы одинакового цвета и величины для каждого ребёнка, толстые нитки для нанизывания.

Пришедшая в гости кукла или другой персонаж приносит в корзиночке дидактический материал. После традиционного стука в дверь, взаимных приветствий, знакомства с гостем, воспитатель обращает внимание детей на то, что лежит в корзиночке. Кукла просит детей сделать для остальных кукол украшения: бусы. Воспитатель показывает детям бусинки, говорит о том, что они разные по форме: круглые и квадратные. Подготовив пару бусин для нанизывания, педагог определяет порядок нанизывания бусин: вначале круглую, затем квадратную.

Далее приглашает к своему столу кого- либо из наиболее подготовленных детей, предлагает выбрать из коробочки две бусинки (круглую и квадратную) и нанизывать их. Внимание всех ребят фиксируется на том, что на нитке оказались надеты бусины поочередно: круглая, квадратная, круглая. Постепенно воспитатель подходит со своим материалом к каждому ребенку, предлагает отобрать пару бусин разной формы и в определё нном порядке нанизывать их: круглая бусина, квадратная. Педагог предлагает детям потрогать рукой каждую бусинку на нитке, приговаривая: «Круглая, квадратная, круглая».

После индивидуального обучения и выяснения возможностей каждого из малышей воспитатель вместе с куклой раздаёт детям материал для самостоятельного выполнения задания.

Во время самостоятельной работы педагог периодически даёт словесные указания, одним, оказывает непосредственную помощь другим детям в подборе бусинок и выполнении действий. Воспитатель, разложив нитку с бусами, вместе с каждым малышом проверяют ход его действий: «Круглая бусинка, квадратная, снова круглая и снова квадратная". Неправильно нанизанные бусины взрослый снимает и помогает малышу выполнить задание правильно.

В конце игры педагог собирает у всех детей бусы и вместе с малышами показывает кукле, как много красивых бус сделано ребятами. Дети надевают украшения на кукол. Куклы благодарят детей.

«Курочка и цыплята».

Цель: обратить внимание на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.

Материал: коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов жёлтого цвета и один белого.

Воспитатель показывает детям игрушки: белая курочка, а за ней жёлтые цыплята (или картинку). Затем – белый элемент мозаики и говорит: «Это у нас будет курочка. Она белого цвета». Демонстрирует жё лтый элемент мозаики и поясняет: «Жёлтого цвета будут цыплятки». В отверстие панели воспитатель помещает белую мозаику, ещё раз напоминая, что курочка будет такого белого цвета, и помещает следом за белой мозаикой одну жёлтую, говоря, что такого цвета цыплята. Затем даёт ребёнку коробку с мозаикой и предлагает найти ещё одного цыплёнка и поместить его следом за мамой-курочкой. После того, как все цыплята будут найдены и размещены «гуськом», позади курочки, ребёнок повторяет задание самостоятельно.

Публикации по теме:

Презентация «Значение игр по сенсорному развитию и развитию мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста» - Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Тема нашей встречи Значение игр по сенсорному.

Картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию детей раннего возраста Подобранные игры помогут ребенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет). Их можно использовать как в свободной.

Картотека дидактических игр по развитию речи детей младшего дошкольного возраста Карточка №1 РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ. Игра «Солнце или дождик?» Цель. Учить детей выполнять действия согласно различному звучанию бубна.

Картотека дидактических игр по развитию речи детей младшего дошкольного возраста. Карточка №28 РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА. «Сдуваем снежинки» (Д. Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 2-3 лет» с. 52) Цель: формирование правильного.

Картотека дидактических игр по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста 1). «Часы» Цель: Развивать речевое внимание детей. Ход: В-ль: Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом…».

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Разложи по тарелочкам» Цели и задачи игры: упражнять в умении определять форму, цвет и структуру поверхности предметов;.

Картотека игр по гендерному воспитанию для детей младшего дошкольного возраста Пояснительная записка Проблема гендерного воспитания начала приобретать большую актуальность, так как в настоящее время часто встречается,.

Картотека игр-экспериментов для детей младшего дошкольного возраста Младшая группа. Солнечный зайчик Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем Материалы: маленькие зеркала, солнечный свет.

Картотека игр по развитию у детей младшего дошкольного возраста представлений о величинах и их измерении 1 «Игра с кругами» Воспитатель, показывая детям круги, уточняет, какие они по величине. После этого раздает их детям. Получая круг, ребенок.

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей младшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД № 10 «БЕЛОЧКА» Картотека сюжетно-ролевых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 31 января 2019 в 00:00
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия ВЛАДИМИРОВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД