Ирина Проворова
Литературная викторина по сказке Виталия Бианки «Теремок» с элементами ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление знаний по произведению Виталия Бианки «Теремок»
Задачи: Учить детей в игровой форме воспроизводить содержание сказки. Расширять представление о характерных особенностях лесных обитателей. Формировать навыки работы в команде. Развивать мышление, внимание, память. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным, формировать потребность в чтении художественной литературы.
Материал: Портрет В. Бианки в детстве, схема сказки «Теремок», 2 обруча, 2 коробки с «Блоками Дьенеша», колокольчик, разрезные картинки-2шт., картинки с героями сказки на каждого ребенка, простые, цветные карандаши, конверт, «Черный ящик», макет дерева, маски-шапочки для героев сказки.
План и приемы обучения.
-Я люблю, когда при встрече
Всем знакомым и родным
“Добрый день!” - мы говорим.
Дети, сегодня я приглашаю вам на литературную викторину. Что такое викторина?
Нам нужно разделиться на 2 команды, придумать названия, выбрать капитанов. (дети садятся на стулья) За каждый правильный ответ команда получает фишку.
Наша викторина посвящена одному известному писателю, а кому, догадайтесь.
Его отец изучал птиц, был ученым орнитологом и он с детства интересовался природой. Эти знания писатель передавал детям. Его сказки рождались как ответы на детские «отчего», «почему?»
Повсюду: в лесу на полянке,
В реке, на болоте, в полях-
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймешь.
Ох, так написать о природе
Непросто, ведь нужно уметь
На вещи, знакомые вроде,
Всегда удивлённо смотреть.
1раунд: Вы знаете много сказок Бианки? Сейчас проверим. «Не зевай- быстро отвечай» Блиц-опрос «Доскажи название». Дети стоят в ряд, за правильный ответ делают шаг вперед.
1. «Кто чем. (поёт)».
2. «Лесная. (газета)».
3. «Лупленый. (бочок)».
4. «Первая. (охота)».
5. «Как (муравьишка…домой спешил».
6. «Синичкин (календарь)».
7. «Снежная (книга)».
8. «Терентий-(тетерев)».
9. «Чей нос (лучше)».
10. «Чьи это (ноги)».
11. «Лесные (домишки)»
12. «Лис и….(мышонок)»
2 раунд: Черный ящик. Загадка. Не куст,а с листочками,не рубашка,а сшита,не человек,а рассказывает. (Книга). А какая сказка в этой книге поможет нам догадаться вот эта схема.
-Да, это сказка Теремок. (достаю из черного ящика книжки. Да здесь не одна книга, а сразу две со сказками Теремок русская народная и сказка В. Бианки)
- Чем похожи эти сказки? Названием, спрашивают одинаково: «Терем, теремок, кто в тереме живёт?», много жильцов в теремке, звери говорят, заканчивается одинаково – теремок разваливает медведь.
- Чем они отличаются? В одной сказке живут дружно, а в другой жить вместе не могут, сильный прогоняет слабого.
- Почему звери в сказке В. Бианки не дружат? В природе они враги, они могут друг друга съесть.
- Какая из сказок правдивее: народная или авторская?
3 раунд: Задание командам: Обозначить кружками обитателей Теремка
по командам:1-русской народной сказки, 2-В. Бианки. (обручи, блоки Дьенеша)
4. раунд. «Выбери правильный ответ». Презентация Вопросы по сказке «Теремок»
Сюрпризный момент. Появляется макет дуба.
-Дети, у нас в группе вырос дубок. Наверное, мы попали в сказку В. Бианки «Теремок». Все листья давно опали, и только один уцелел на веточке. Посмотрим на него. Он не простой, а с вопросами для вас.
5. раунд. «Кто быстрей?»
Выходит по одному человеку из команды, слушают вопрос воспитателя, кто знает ответ, тот быстро звенит в колокольчик.
-Сколько зверей жили в теремке?
-Какие насекомые проживали в теремке?
-Сколько птиц проживало в теремке?
-Какого размера было гнездо в начале сказки?
-Какого размера стало гнездо в конце сказки?
А под дубом конверт с надписью «От лесных жителей»
В конверте задание для команд:
1.«Собери картинку с изображением героя сказки»(белка и медведь).Изобразить животных, противоположная команда должна догадаться кто это. Придумать загадки про этих животных.
2. «Кто за кем» Стрелками показать, в какой последовательности обитатели жили в теремке
3. «Чьи следы»-узнать по картинке
А теперь, я предлагаю поиграть в хороводную игру «Теремок»
Игра Теремок.
Ой, ребята, тара-рок
Как в лесу растет дубок
Дятел прилетел к дубку
И в дубке сделал дупло
Скороговорка «Дятел жил в дупле лесном, дуб долбил как долотом»
Прилетел к дубку скворец. Спрашивает: Кто в теремочке живет? Отвечает дятел: Я дятел…
-А я скворец-первый в роще певец. Пусти меня в теремок. Пущу, если скажешь, чем мы с тобой похожи? Скворец называет, что между ними общего. Улетел дятел. Стал скворец жить.
Ой, ребята, тара-рок
Как в лесу растет дубок
Прилетел вдруг сыч
У него в когтях не хнычь!
Стал просится в теремок!
Отвечает скворец: «Пущу, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся» (Сыч называет отличия)
Ой, ребята, тара-рок
Как в лесу растет дубок
Прискакала белка, рыженькая шкурка! Стала проситься в теремок!
А сыч отвечает: Пущу, если скажешь, чем мы отличаемся друг от друга. (Белка называет, сыч улетает)
Ой, ребята, тара-рок
Как в лесу растет дубок
Прибежала вдруг куница
Хищница и озорница
Стала просится в теремок.
Отвечает белка: «Пущу, если скажешь, чем мы с тобой похожи». (Куница называет, белка убегает)
Вдруг внезапно ой,ой,ой
Прилетел пчелиный рой
Стали в теремок проситься. А куница отвечает: «Пущу, если скажете, чем мы отличаемся друг от друга». (Пчелы называют отличия, куница улетает)
Ой, ребята, тара-рок
Как в лесу растет дубок
Мишка вдруг приковылял
И дубочек тот сломал
Что он сказал (я -мишка, вашему теремку-крышка)
Почему сломался теремок (медведи в дуплах не могут жить. Они живут в берлоге.)
Как закончилась сказка Теремок? Давайте сделаем всем героям сказки по теремку. На наших дубках мы нарисуем дупло. Подумайте, для кого бы вы хотели нарисовать дупло, какого размера оно должно быть? У нас получилась настоящая лес из дубов? (дубрава)